Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:46, шпаргалка
1. На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.
Милекская школа— философская школа, основанная Фалесом в Милете. (Анаксимандр, Анаксимен. )
Последней из крупных греческих школ эпохи эллинизма следует назвать скептицизм, основателем которого является Пиррон (360 – 280 гг. до н.э.). Основоположения учения Пиррона таковы:
Все вещи одинаковы, неразличимы и непостоянны К вещам, следовательно, нельзя питать никакого доверия, нужно жить в строгом воздержании от мнений и суждений.
При таком положении дел уместна лишь апатия, внутренний покой.
7. Аврелий (Блаженный) Августин (354—430 гг.) — крупнейший христианский мыслитель и писатель периода патристики, наиболее выдающийся из Отцов Церкви. Именно ему принадлежит заслуга выработки основ первого систематического христианского вероучения Августин принимает крещение и вскоре возвращается в Тагасту.
Здесь он основывает христианское братство и о его святом образе жизни начинает идти людская молва. В 391 г. Августин был рукоположен в священники, а в 395 г. стал епископом в небольшом городе Гиппоне.
До конца жизни он продолжает проповедовать слово Христово, при этом не только пишет богословские труды, но и принимает самое активное участие в борьбе с еретиками , за что позднее был прозван "молотом еретиков".
Мировоззрение Аврелия Августина — это своеобразное сочетание христианского религиозно-мифологического мировосприятия с философским осмыслением проблем мироздания.
Но философия, в понимании Августина, является лишь средством доказательства истинности религии, Философия превращается у него в чисто человеческое знание, которое должно быть полностью подчинено религии.
В качестве философского фундамента теологии Августин избрал учения Платона и неоплатоников. Именно эти философские системы, с его точки зрения, наиболее полно и точно способны обосновать и доказать всем истинность христианского вероучения.Но Августин отвергает неоплатоническое учение о том, что Бог излучает весь мир, и потому един с миром. Августин формулирует положение о дуализме Бога и мира, об их противопоставлении друг другу. Бог — это личность, которая создает мир по собственной воле.
Бог — это причина познания, Бог — это наивысшее благо и любовь. В акте творения души Бог избрал именно человека, отказавшись от одушевления других природных организмов. При этом, по убеждению Августина, каждая человеческая душа творится Господом индивидуально, поэтому души неповторимы.
Основные же способности души, заложенные в нее Богом — разум, память и воля.
Само же счастье состоит в максимальном познании Бога. И в этом случае, разум человеческий становится главной опорой веры.В своем стремлении к счастью человек приходит к познанию добра и зла. Добро — это Сам Господь. Все зло в мире происходит от материальной природы мироздания. Все зло в человеке — от его материального тела. Однако и сама материя, и тело человеческое были созданы Богом, следовательно, не могли быть источником зла. Здесь Августин приходит к мысли, что зла как такового не существует. Добро, поселенное Господом в человеческих душах, не может найти на Земле своего полного выражения, ибо материальное тело ослабляет его, мешает его самовыражению.
По Августину, люди обязаны жить по Божественным законам, а не по человеческим. После явления Христа человечество вступило в пору старости.
С возникновением христианства "Град Божий", по милости Господа, явившего людям Христа, наконец-то получил свое реальное земное воплощение — христианскую Церковь. Для Августина Церковь — это высшая форма организации человеческого общества, возможная на земле. Он всегда и во всем был сторонником теократического общества, в котором Церковь главенствует над всеми светскими государствами.
Погибнув материально, телесно, человечество будет спасено Богом.
Но спасения достойны далеко не все, а только те, кто еще в земной жизни доказал свою искренность в вере.
Аврелий Августин настолько
полно и систематизировано
8. Общая характеристика средневековой философии
Существовала между V-XV веками и была неразрывно связана с христианским учением о возможности личного спасения, воскресения личности из мертвых
Одной из основных отличительных черт средневекового типа философского мышления можно считать подчинение философской мысли религиозной форме. Утверждается приоритет веры над разумом.
Проблематику средневековой мысли сформировали следующие идеи:
1) учение о творении мира и человека. Всё сущее мыслится как итог деятельности Бога, произвольным актом Своей воли сотворившего «из ничего» космос, землю, все живые существа, в том числе и человека. При этом человек был создан последним из всех тварей по «образу и подобию» самого Бога.
2) Откровение — это слово Бога, зафиксированное в священном писании христианства, то есть библии. Каждый человек должен быть устремлен к своему творцу как онтологическому первоначалу.
«Патристика» – совокупность воззрений первых христианских теологов, создавших вероучение о Боге и церкви. На Западе в эти годы жил и творил Августин Аврелий, на Востоке (в Византии) – Василий Великий, Григорий Богослов.
Наиболее острыми философскими вопросами, оказавшимися в центре исследований представителей христианской патристики, были:
• теологическая (единство и троичность Бога – обоснование догмата Троицы);
• христологическая (сочетание в Христе двух природ – земной и небесной);
• антропологическая (соотношение божественной благодати и греховной природы человека в плане его спасения и искупления).
Среди других философских проблем, разрешением которых занимались патристы, были: обоснование монотеизма (единобожия), толкование сверхъестественной природы и Бога, идея креационизма (творения мира из «ничего»), обоснование абсолютной свободы и власти Бога и Его абсолютной благости.
Августин резко
Формирование и развитие схоластики (ученая, школьная) происходит в V-XV вв. в Западной Европе. Главной задачей схоластики становится систематизация и философское обоснование теологии.
На развитие схоластики сильное влияние оказали труды Платона, Аристотеля и арабская средневековая философия, прежде всего в лице Авиценны (Ибн-Сины).
Для обоснования собственной правоты философ должен был отыскивать необходимые фрагменты в Ветхом и, особенно, в Новом Завете.
Одной из главных дисциплин схоластической философии стала специфическим образом истолкованная диалектика: расчленение и тончайшее различение понятий получило статус важнейшего направления во всей схоластической мысли.
Сочинения Ансельма Кентерберийского, который сформулировал основополагающее для всей средневековой мысли онтологическое доказательство бытия Бога.
В рамках схоластической философии активное распространение получило учение о двойной истине.
В становлении схоластической философии заметную роль сыграли два направления мышления: номинализм и реализм. Различие заключалось во взглядах на определение онтологического значения универсалий( класс предметов).
Внешним поводом к спору между номиналистами и реалистами послужили следующие вопросы:
1) существуют ли роды и виды (универсалии) самостоятельно или же они существуют только в мыслях?
2) если роды и виды существуют, то в какой форме: телесной или бестелесной?
3) обладают ли универсалии
отдельным бытием или же
Номиналисты ( Росцеллин и Оккам) утверждали, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.Эмпирическое познание фиксирует реальное бытие единичного, а абстрактное познание устанавливает отношения, существующие между общими понятиями.
Реалисты ( Эриугена и Ансельм) считали, что универсалии существуют реально и независимо от сознания человека. По сути, универсалии возникли ещё до конкретных «вещей» .Всякая же вещь в своей телесности есть результат облечения сущности предметными свойствами. дством веры.
9. Историческое значение философии Фомы Аквинского
Система Аристотеля привлекала средневековых мыслителей своей логикой, трактовкой познания, философией природы. В то же время его теология и психология казались правоверным философам неприемлемыми, поскольку в них отсутствовало признание того, что мир сотворен во времени, что душа бессмертна, что событиями руководит Божественное Провидение. И только Фома из Аквина сумел продемонстрировать, что философия Аристотеля созвучна с этими и всеми другими положениями христианской веры.
Разделяя принципы аристотелевской философии, Фома вынужден был противопоставлять их платонизму как в его августиновской, так и в неоплатонической версии, то есть он должен был бороться как со старой схоластикой, так и с новыми течениями, которые были вызваны к жизни влиянием философии арабов. Однако по многим проблемам он был согласен с Августином: действительно, он отвергал его психологию и теорию познания, но поддерживал и продолжал его идеи в теологии. В учении об атрибутах Бога его источниками в одинаковой степени были как Августин, так и Аристотель, и сверх того еще христианские неоплатоники, такие как ПсевдоДионисий; ранние схоласты, такие как Ансельм; мистики, такие как Бернар. Их идеи, так же как и многие идеи Фомы, явились, по большому счету, историческим синтезом.
Интерес к перипатетической доктрине был тесно связан с потребностями развивающегося буржуазного общества. В философии Аристотеля пытались отыскать в первую очередь не столько теоретические знания, сколько практические рекомендации, которые могли быть использованы в экономической и общественно-политической жизни.
В довершение вред такого познания заключается в том, что оно укрепляет в человеке высокомерие и нездоровое стремление стать господином мира, тогда как долг его — оставаться слугой церкви и созерцать мудрость бога. Предметом философии Августина, которой в те времена руководствовалась церковь, было познание бога и человеческой души, где, выражаясь словами Августина, пребывала истина.
10. В период позднего Средневековья возникает период, который получает название Возрождения. Главное внимание эпохи — человек В эту эпоху возрождаются признаки гуманизма.
Средневековая философия
глубоко и последовательно
Николай Кузанский (1401-1464) он развил интересную теорию предельного перехода, которую проиллюстрировал математическими примерами. Часть окружности (дуга) при увеличении ее радиуса максимально приближается к ее касательной (прямой) и, наконец, совпадает с ней; две стороны треугольника при уменьшении угла между ними объединяются в одну прямую и т.д. Во вселенском масштабе абсолютным пределом всего является Бог, в нем максимум и минимум сливаются воедино.
Марсилино Фичино (1433-1499) возглавлял во Флоренции академию Платона, которого почитали наравне с Христом. В академии высоко ценились дискуссия и литературный вкус. Центральными философскими темами являлись: достоинство человека, его стремление к нравственному совершенству, платоническая любовь, литературное мастерство.
Леонардо да Винчи (1452-1519) — чрезвычайно разносторонний мыслитель, особенно в понимании философии естествознания. Леонардо указывал на необходимость выявления динамических причин явлений в опыте, их математическое описание в соответствии с определенной теорией. Практика ”должна быть воздвигнута на хорошей теории”, при этом ученый руководствуется нормами этики.
Мишель Монтень (1533-1592) этик, стремился обнаружить наипростейшие истоки человечности. Не доверяя различного рода теориям, в том числе эпикуреизму и стоицизму, он занимает по отношению к ним скептическую позицию. Титула человечности у него достойны такие добродетели, как нравственная простота и чистота, порядочность, благородство, отвага, милосердие.
Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт. Философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием.
Античность возрождается не сама по себе, а соединяется с новым итальянским духом. Люди Возрождения понимали собственную новаторскую миссию, как миссию света, разгоняющую тьму. Ренессанс - это рождение нового духа. В качестве основного инструмента новой эпохи выступали гуманитарные знания.
Важнейшее место в
философии Возрождения
Из бесконечности мира следует далее и бесконечность процесса познания. Знание и истина – это многоугольник и круг: как ни велико число сторон знания, оно, хотя и приближается к действительности, но никогда не совпадает с ней. Знание бесконечно углубляется, но абсолютное знание так же недостижимо, как время не достигает вечности. Это уже идеи не средневековые и не античные. Они готовят Новое время.