Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:31, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет философии, ее функции.
Предмет философии – всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предмет философии следует отличать от философских проблем, составляющих содержание философии. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи существовали и тогда, когда никакой философии еще не было.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, бытие - это  реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

3. Основными формами бытия являются:

• материальное бытие  — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

• идеальное бытие  — существование идеального как  самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

• человеческое бытие - существование  человека как единства материального  и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

• социальное бытие, которое  включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также  выделяются:

• ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

• феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий  субъект.

 

 

  1. Атрибуты материи: движение , пространство и время.

1. Из всех форм бытия  наиболее распространенной является  материальное бытие.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

• материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

• объективно-идеалистический  подход — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

• субъекутивно-идеалистический  подход - материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

• позитивистский — понятие "материя" ложно, поскольку его  нельзя доказать и полностью изучить  при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бы

тия и материи, согласно которому материя есть объективная  реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и  производны от нее.

2. Элементами структура  материи являются:

• неживая природа;

• живая природа;

• социум (общество).

Каждый элемент материи  имеет несколько уровней.

Уровнями неживой природы  являются:

• субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны -мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом);

• микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны);

• ядерный (ядро атома);

• атомарный (атомы);

• молекулярный (молекулы);

• уровень единичных  вещей;

• уровень макротел;

• уровень планет;

• уровень систем планет;

• уровень галактик;

• уровень систем галактик;

• уровень метагалактик;

• уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природы  относятся:

• доклеточный (ДНК, РНК, белки);

• клеточный (клетка);

• уровень многоклеточных организмов;

• уровень видов;

• уровень популяций;

• биоценозы;

• уровень биосферы в целом.

К уровням социума  относятся:

• отдельный индивид;

• семья;

• группа;

• коллективы разных уровней;

• социальные группы (классы, страты);

• этносы;

• нации;

• расы;

• отдельные общества;

• государства;

• союзы государств;

• человечество в целом.

3. Характерными чертами материи являются:

• наличие движения;

• самоорганизация;

• размещенность в  пространстве и времени;

4. Движение - неотъемлемое  свойство материи. Выделяются:

• механическое движение;

• физическое движение;

• химическое движение;

• биологическое движение;

• социальное движение.

Движение материи:

• возникает из самой  материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

• всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются  атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов — работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики - во Вселенной);

• постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения). Движение также может быть:

• количественным - перенос  материи и энергии в пространстве;

• качественным — изменение  самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых  материальных объектов и их новых  качеств.

Количественное движение (самоизменение материи) делится на:

• динамическое;

• популяционное.

Динамическое движение - изменение содержания в рамках старой формы, "раскрытие потенциала" прежних материальных форм

Популяционное движение — кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и "эмержментно" (путем ничем не обусловленного "взрыва").

6. Материя имеет расположение во времени и пространстве.

По поводу расположенности  материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:

• субстанциональный;

• реляционный.

Сторонники первого  — субстанционального (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

Сторонники второго  — реляционного (от лат. relatio — отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

В настоящее время  более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

• время — форма  бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

• пространство — форма  бытия материи, которая характеризует  ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, открытая в середине ХХ в. Альбертом, Эйнштейном:

• подтвердила правильность реляционной теории — то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи;

• перевернула прежние  взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных  физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Четвертым базовым свойством  материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение.

 

  1. Сознание: проблема происхождения.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку, форма  отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением  и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.

Признание в материализме материи в качестве субстанции сразу  же ставит проблему объяснения сознания, его происхождения и сущности. Если в мире ничего нет, кроме движущейся материи, то что же такое сознание? Оно же существует. Для древнегреческих материалистов душа — это либо воздух, либо огонь, либо движение тончайших атомов.

     В основном происхождение сознания связывают с происхождением человека и общества, с появлением человеческой «деятельности», которая качественно отличается от «поведения» животных.

     То, что  нужно человеку, он не застает  в мире в готовом виде. Он  все должен создать сам, то  есть переделать мир. В результате  деятельности создается постоянно меняющийся мир. Жить в этом мире на основе только генетической программы нельзя, так как неадекватная реакция может привести к гибели.

     Для существования  человека необходимо постоянно  создавать образы того, что он  хочет. Этот процесс есть целеполагание.

     Этот образ  надо удерживать в голове вместе  со свойствами, которые не даны  в чувственном восприятии, так  как человек пользуется уже  не природными веществами, а переделанными  им. Эти свойства фиксируются  в абстрактных понятиях — зафиксированных в слове. Слово — это знак понятия.

     Необходимо  также определить способ достижения  цели. Это делается с помощью абстрактного мышления, в котором устанавливаются причинно-следственные связи между предметами, которые внешне ничем не связаны. Все это объединяется понятием сознание. Чтобы отделить себя от внешнего мира и результатов своей деятельности, оценить  свои возможности и способности достижениями целей, человеку необходимо самосознание. Сознание человека не угасает, так как деятельность человека постоянно меняет мир и заставляет сознание вечно бодрствовать.

 

 

 

  1. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

Сознание - способность человеческого мозга отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Сознание – сложный объект, и рассматривать его можно (и нужно) с разных точек зрения.

В сознании выделяют следующие уровни:

— чувственная  ступень (ощущение, восприятие, представление);

— мышление (понятие, суждение, умозаключение).

     Ощущение — воспроизведение в сознании отдельных свойств предметов. Восприятие — воспроизведение предмета в целом. Представление — воспроизведение предмета в его отсутствии. Существование этой ступени и у животных на первый взгляд не вызывает сомнения, но существует проблема теоретического обоснования. Если ощущение, восприятие и представление — явления сознания, то значит, и у животных есть сознание. Если у животных сознания нет, то что же они чувствуют? Мы осознаем свою боль, но что же означает боль в отсутствие сознания?

     Мышление  невозможно без языка. Естественный язык — способ  существования мышления. Искусственные языки (математические формулы,  язык немых, азбука Морзе и т.п.) существуют только на базе естественного.

     К сознанию  относится также и самосознание. Самосознание — это самопознание, самоотношение, самооценка и самоконтроль.

     Кроме сознания, психика включает в себя подсознательное  (то, что в данный момент не  осознается, но может быть осознано) и бессознательное (инстинкты).

  • бессознательное — биологические потребности, инстинкты;
  • подсознание — все то, что было или может быть осознано;
  • сверхсознание — неосознаваемая перестройка ранее накопленного опыта, которая направляется доминирующей потребностью. Язык сверхсознания — эмоции: красота, юмор, совесть. Сверхсознание лежит в основе творчества.
  •       Функции сознания: активно-отражательная, объяснительная, активно-преобразовательная, коммуникативная, целеполагающая, конструктивно-критическая.

 

 

  1. Проблема познаваемости мира.

Теория познания ( гносеология) — учение о сущности, цели, предпосылках и условиях познавательной деятельности человека, о критериях адекватности (соответствия) наших знаний реальному миру. Наряду с реальным процессом познания шло и осмысление самого процесса познания, формировались различные философские теории познания

Гносеология — фундаментальная философская наука. Её предметом является совокупный процесс познания мира, включая научное, художественное, философское и др. виды познания, сопоставление и оценка философских точек зрения на процесс познания, разработка современной теории познания, учения об истине.

Агностицизм — учение о частичной или полной непознаваемости мира. Он отрицает возможность адекватного отражения вещей.

Мир познаваем феноменально (на уровне явлений) и сущностно (на уровне законов и закономерностей). Тезис о непознаваемости мира опровергает сам себя. Чтобы говорить категорично о непознаваемости мира, надо войти в сферу познания, получить знание о непознаваемых аспектах мира. Следует остерегаться безоглядного оптимизма в познании.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"