Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
(мы
уже говорили о культуре
2. Семиотическая концепция
Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. В этой концепции культура представляется как система знаков. Прежде всего, имеется в виду язык как система материальных знаков.
Основной функцией знаковых систем, а значит, и культуры, является передача сообщений и выражение смыслов (в том числе и смыслов, которые существуют в обществе по отношению к природе – это одна из функций экологической культуры).
Передаче смыслов должны служить системы образования, воспитания, СМИ, традиции и т.п. Все они и относятся к сфере культуры.
Отсюда, одна из основных функций культуры – это трансляция смыслов.
3. Аксиологическая концепция культуры (аксиология – учение о ценностях).
В рамках этой концепции культура определяется как мир ценностей. Одно из главных определений культуры: Культура – это система ценностей.
Система ценностей (культура) является итогом предшествующей деятельности человека и представляет собой сложную иерархию значимых для конкретного общества духовных и материальных образований (в том числе и экологических).
Осваивая их, человек становится человеком. Отсюда, культуру определяют также как меру человеческого в человеке. И тогда говорят о культуре личности, культуре общества (в том числе об экологической культуре человека, общества).
Универсалии культуры
Универсалии культуры – это то, что есть в любой культуре (национальной, религиозной и т.п.). Это: язык, традиции, ценности, система символов, типичные связи (родственные, брачные отношения, ритуальные, обряды). В каждой культуре они разные, но в каждой культуре они есть.
Человек
становится человеком, когда усваивает
и далее развивает все
Культура – это всегда характеристика взаимоотношений людей и к предметам, созданным людьми.
Экологическая
культура – совокупность знаний, ценностных
ориентаций (включая нравственно-
Источник развития культуры – борьба ее внутренних противоречий, прежде всего между традициями и новаторством.
Функции культуры
1. Познавательная: достижения культуры используются для дальнейшего познания.
2. Информативная: культура
3. Коммуникативная: культура
4. Нормативная: культура
5. Гуманистическая: воспитывает человека.
6. Социально организующая.
7. Экологическая функция
Классическая
культура учила жизни, формулировала
идеалы, цели развития. Современная
массовая культура – это средство
отвлечения от будней. Правда, говорят
и о наличии элитарной
Наше
время – это время наступления
бизнеса на природу и естественность.
И это наступление стало
…бьюти-аддикция
– новый вид психической
50 Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.
------------------------------
Культура возникает и развивается вместе с возникновением и развитием человека и общества. Это – специфически человеческий способ жизнедеятельности. Нет культуры без человека и нет человека без культуры.
------------------------------
Цивилизация же развивается с переходом к классовому, рабовладельческому обществу, когда формируются первые государства. «Цивильный» - от латинского «гражданский», «государственный».
Вместе с тем, понятие «цивилизация» достаточно многозначно. Оно употребляется в разных смыслах:
1. часто отождествляют понятия «культура» и «цивилизация»;
2. используют понятие локальных
цивилизаций. Оно позволяет
3. сегодня говорят о
4. цивилизацию часто понимают
как этап в развитии общества.
Сначала было варварство (первобытность),
а потом – цивилизация (можно
говорить о первобытной
5. у О.Шпенглера цивилизация –
это особая стадия в развитии
культуры. Он понимал культуру
по аналогии с биологическим
организмом. Как организм, культура
рождается, зреет и умирает.
Умирая, она превращается в
Цивилизация есть собственно социальная, а не природная организация общества в целях воспроизводства общественного богатства. Ее появление связано с разделением труда, затем, дальнейшим развитием техники и технологии (это и было положено в основу деления общества на варварство и цивилизацию в цивилизационном подходе).
Итак:
------------------------------
Цивилизация – это социальная организация общественной жизни на определенной экономической основе.
------------------------------
Культура полагает целевые и ценностные установки цивилизации.
------------------------------
Цивилизация обеспечивает социально-организационные и технологические средства функционирования и развития культуры
------------------------------
Культура – это содержание общественной жизни.
------------------------------
Цивилизация
– это форма организации
------------------------------
Культура вырабатывает систему ценностей с целью гармонизации отношений человека с миром. Она всегда направлена на человека, задает ему смысложизненные ориентации.
------------------------------
Культура
– сфера свободной
------------------------------
Цивилизация
ищет формы осуществления
Рамки,
нормы, образцы цивилизованного
на данном отрезке времени поведения
когда-нибудь теряют свое значение, устаревают.
Мгновения драматических
Источник развития культуры – противоречия между традициями, устоявшимися нормами и правилами и новаторством.
Основные формы культуры
В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах:
1)
высокая, или элитарная
2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;
3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.
От
А. Шопенгауэра и Ф. Ницше до X.
Ортеги-и-Гассета
Массовая культура - надстройка над базовой культурой.
Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы. Другая точка зрения заключается в том, что массовая культура продукт интеллигенции, нанятой владельцами средств массовой информации. Это средство манипулирования массами, навязывания им своих ценностей и стандартов жизни.
Иногда используется термин «медиумическая культура», она занимает промежуточное положение между элитарной и массовой, являясь элитарной по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной.
Хотя культура всегда национальна и целостна, в каждом обществе существуют много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.
В обществе могут появляться и группы, стремящиеся выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. Эти нормы и ценности образуют контркультуру, которая может вступить в конфликт с господствующей культурой.
Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и 'развития общества в целом.
При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:
1) культура представляет собой общеразделяемую систему
ценностей, символов и значений;
2) культура - это то, что постигает человек в процессе своей
жизнедеятельности;
3)культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению.
Таким
образом, можно дать следующее определение:
культура представляет собой систему
социально приобретенных и
Можно говоря о многообразии культурных форм и ценностей в современном мире, принимающих иногда форму конфликта, следует различать: 1) уровнь общеразделяемых ценностей, принимаемых обществом в целом и 2) уровень локальных ценностей, служащий основой деятельности различных социальных групп и общностей, образующих субкультуры данного общества.
Функции культуры в обществе, ее структура
Культура - социальный феномен и в своих основных подсистемах (материальной и духовной) выполняет следующие основные функции:
1)
созидание и преобразование
2)
созидание и преобразование
3)потребление:
от элементарного
эстетического наслаждения;
4)коммуникативно-нормативная функция, благодаря которой
общество существует как слаженная иерархия коллективов.
В основе каждой культуры лежат определенные ценности - разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. Особое место в культуре занимает язык, который можно определить как систему коммуникаций, использующих звуки и символы, имеющих условное, но строго определенное структурное значение.
Духовная культура включает в себя следующие основные компоненты: искусство, литературу, науку, образование, религию, идеологию. Каждый из них представляет особый социальный институт и выполняет различные функции.
51 Философские вопросы антропосоциогенеза.
Вопрос о происхождении человека и общества неразрывно связан с вопросом о происхождении сознания.
3 основные концепции социоантропогенеза.
1. Религиозная или креационистская концепция
Считает, что человек создан по образу Бога, а сознание – это искра божья. Поэтому уже от рождения в нас присутствует некое «чистое сознание», могут быть врожденные идеи или ощущения.
2. Трудовая
или эволюционно-
Большую
роль в возникновении общества, человека
и его сознания отводит труду,
сложной орудийной и
Еще в 19 веке Ф.Энгельс в работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека» обобщил данные естествознания по этому вопросу. Он выделял биологические и социальные предпосылки возникновения человека и сознания.
А) биологические предпосылки: прямохождение, освобождение руки, мясная пища, пользование огнем, стадный образ жизни, развитие гортани и др.
Б) социальные предпосылки:
1) Труд
как совместная деятельность
людей по производству орудий
труда, а не простому