Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры философия.docx

— 178.99 Кб (Скачать файл)

2) Речь  как социальная предпосылка появления  сознания. Все животные обладают  средствами обмена информацией.  Язык же – это не первая, а вторая сигнальная система  (сигнал сигналов). Только язык  может воспроизводить ситуации  прошлого и прогнозировать будущее.  Общение же животных ограничено  контекстом ситуации. Язык – это  сложная система материальных  знаков.

Неправильно задавать вопрос: что возникло раньше – труд, язык, общество, человек, сознание? Психика, орудийная деятельность, сигнальная деятельность совершенствовались во взаимодействии, что стимулировалось необходимостью выжить, найти свою экологическую  нишу.

3) Еще  одна необходимая предпосылка  происхождения сознания – это  совершенствование социальной организации  сообществ, общения, ибо сознание  – это всегда со-знание, совместное  знание, т.е. оно носит общественный  характер. Отношения начинали регулироваться  запретами (табу), формировавшимися  традициями, обрядами и т.п. Развивались  ремесла, земледелие, торговля, усложнялись  общественные отношения. Общественные  отношения выступают в форме  норм, правил поведения и они  поощряют одни действия и запрещают  другие – опасные для жизни  человека и общества. Сознание  дифференцируется на такие формы  общественного сознания как религия,  мораль, искусство, позже – философия,  наука, политика, право.

3. Социокультурная  концепция происхождения сознания

Многие  авторы считают, что, хотя труд и играет большую роль в происхождении  сознания, но решающая роль принадлежит  социокультурным факторам, общению. В частности таким, как язык (песни, пляски), ритуалы, обряды, традиции и  т.п., поскольку они сплачивали коллектив, характеризовали человека как существо, для которого важно и то, что  не было связано с непосредственной жизненной потребностью в еде  и т.п. Представителем данной точки  зрения является Америк. Социолог Л.Мэмфорд.

Упомянем  и голландского ученого Й.Хейзингу, который называл человека «человек играющий», считая что именно игра была важна в процессе становления  сознания как творческого процесса. В игре есть правила, но высок и  элемент случайности как предпосылки  творчества.

Есть  и другие концепции, в частности, уфологическая…

 

Таким образом, в условиях общественной жизни  человек развивается под контролем  взаимодействующих программ: биологической  и социокультурной. При этом первая программа относительно стабильна, тогда как вторая претерпевает быстрые  исторические изменения. Именно социокультурные  перемены, а не биологические свойства человека наполняют его жизнь  содержанием, которым не обладает жизнь  животных. Социальное бытие «диктует»  условия, в которых протекает  биологическое бытие человека. Поэтому  человек, оставаясь биологическим  существом, выступает в главной  своей ипостаси как существо социальное.

 

52 Философская  антропология: человек как предмет  философского анализа в классической  и постклассической философии.

Познание  человека – центральная проблема философии. Постановка ее содержится еще  в словах Сократа: «Познай самого себя». При этом он имел в виду, что  познать себя – это значит познать  в себе человека вообще.

Итак, философия стремится выявить, что  такое человек вообще. Каковы его  природа и сущность? Считается, что  по природе человек – существо биологическое, а по сущности – социальное.

Т.е. человек  – противоречивое существо. Это  отмечал ученый и философ Возрождения  Б.Паскаль: «опасно убедить человека в величии, умолчав о низменности, еще опаснее не раскрыть ему глаза  на двойственность человеческой натуры. Пусть он знает, каков он в действительности».

В человеческой природе имеют место противоречия материального и духовного, конечного  и бесконечного, биологического и  социального, осознанного и бессознательного и т.д. Н.Кузанский: человек есть микрокосмос.

Итак, идет ли сегодня биологическая эволюция человека? Имеют ли  место мутации? – да. Но нет условий для направленного  отбора мутаций. Этому мешают здравоохранение, мораль и т.п. социальные факторы. Но имеет место такое явление  как акселерация, говорящее об определенных изменениях в биологии человека. Кроме  того, расизм, геноцид, наркомания (как  социальные факторы) также могут  повлиять на генофонд человека. А еще  развивается генная инженерия, идет процесс глобализации (смешение рас) и т.д. Человек не перестал быть существом  биологическим.

В целом  же естественный отбор сегодня не является движущим фактором прогрессивного развития человечества, не он определяет существование человека.

Особенности существования человека: 1) животные приспосабливаются к среде, а  человек среду приспосабливает  к своим целям, создает культуру, вторую природу, техногенную среду  обитания. 2) удовлетворение естественных потребностей человека регламентируется культурными правилами, традициями. Культура накладывает запреты на поведение людей, сдерживая его  животные формы. Но дает простор для  развития социальных качеств, сознания человека.              3) Общество формирует у человека сверхприродные потребности – социальные, духовные, культурные (так что неправ был Фрейд, понимая человека, как  животное задавленное культурой…).

Выделяют  два основных подхода к человеку: 1. Биологизаторский, который преувеличивает роль биологического в человеке и 2. Социологизаторский, преувеличивающий роль социального и недооценивающий  роль биологического в жизни, в поведении  человека и общества. Человек, с диалектической точки зрения, существо биосоциальное. Иногда уточняют: биопсихосоциальное, добавляют – духовное, космическое  и т.д. Вобщем – многогранное.

Термин  «антропология» впервые был употреблен Аристотелем для обозначения  той части философии, которая  изучает человека. В Новое время  развивается естествознание и человек  как живой организм стал предметом  научного исследования. И антропологией  стали называть науки, изучающие  человека как организм.

Антропологический принцип положил в основу своего учения представитель классической немецкой философии Людвиг Фейербах: главный предмет философии –  человек, отсюда, философия – это  философская антропология. Его учение – антропологический материализм.

Классический  взгляд на человека

Классической  взгляд на человека развивался вместе с классической наукой и культурой  в целом. Человек – это, прежде всего, существо разумное, микрокосмос. Это творческое существо, способное  самостоятельно, осмысленно делать свой выбор, а, значит, существо свободное.

(Горький:  человек – это звучит гордо!

Пушкин: самостоянье человека – залог  величия его…

Паскаль: человек – мыслящий тростник.

Религия: человек создан по образу и подобию  Божьему.

Фейербах: человек – природное существо, он создал бога.

Вольтер: Бог создал человека и человек  отплатил ему тем же.

Метафизический  материализм. Ламетри: человек –  машина.

Марксизм: человек – совокупность общественных отношений.

Энгельс: человек – это существо, в котором  «природа приходит к осознанию самой  себя».

Русский космизм: человек – существо космическое.

Бердяев: антроподицея состоит в том, что  существование человека может быть оправдано его творчеством, для  которого нужна свобода).

-------------------------------------------------

Классическая  философия видела в человеке прежде всего размышляющее и созерцающее  существо, удивленное окружающим миром  и стремящееся в меру своих  возможностей понять и объяснить  его.

Неклассический  подход к человеку.

Неклассика, как вы помните, начинается с иррационализма: Ницше, Кьеркегор, Шопенгауэр.

У Ницше  и Шопенгауэра  - люди подчиняются  какой-то бессознательной и бессмысленной  воле, у Кьеркегора – Богу.

Отсюда  стала развиваться главная идея, что в человеке есть силы, неподвластные  ему. А значит, найти сущность человека, как это пыталась сделать классическая философия, - невозможно.

Фрейд начал разрабатывать тему бессознательного в человеке. Человеком движут инстинкт размножения и самосохранения. Культура накладывает на них в определенных ситуациях запреты.  Но задавленные  культурой инстинкты сублимируются  в культурное творчество. Таким образом, главное в человеке – биологическое (это - биологизаторство).

 

Человек существо иррациональное. Познать его  сущность невозможно. И экзистенциализм  говорит, что следует сосредоточить  свое внимание на существовании человека. Чем оно характеризуется? – отчуждением, отчаянием, страхом и т.п. Хайдеггер  считал, что бытие человека –  это бытие к смерти.

Человек всегда стоит между жизнью и смертью, свободой и необходимостью, инстинктом и разумом, животным и социальным, эгоизмом и альтруизмом и т.д. Отсюда, смятение чувств, пограничные  ситуации, сомнения, моменты отчаяния. И только в эти моменты мы раскрываемся.

А.Камю: «рано или поздно наступает время, когда нужно выбирать между созерцанием  и действием. Это и называется стать человеком».

Человек пытается преодолеть дискомфортность  бытия, обращаясь в вере или к  творчеству, к нравственным ценностям.

(У  Ницше человек – канат между  животным и сверхчеловеком).

 

53 Человек:  индивид, индивидуальность, личность. Проблема личности в философии.

Индивид – это понятие подчеркивает, что  это просто «один из», некая «особь.

Индивидуальность  – это человек в единстве всех его особенностей, биологических, социальных, духовных.

Индивидуальность  – предпосылка становления личности. Понятие личности отражает особенности  человека как социального существа.

В философии  личность – человек в качестве индивида общества, биосоциальное существо, сущность которого в том, что он является совокупностью общественных отношений.

В социологии личность – устойчивая система социально  – значимых черт, характеризующих  индивида как продукт общественного  развития. Индивид, находящийся в  системе социальных отношений посредством  активной предметной деятельности и  общения.

В психологии личность – а) человек, обладающий сознанием;  б) человек, достигший определенного  уровня психического развития.

 

-------------------------------------------------

ЛИЧНОСТЬ  – система устойчивых, социально  значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Это понятие акцентирует внимание на определенной целостности его внутре6нних социально-психологических качеств, характеризующих особенности его субъективного отношения к миру.

 Человек  становится личностью путем усвоения  общественного опыта.

 

-------------------------------------------------

2 концепции:

-------------------------------------------------

1. личность  как ролевая характеристика человека (его социальные роли);

-------------------------------------------------

2. личность  как сущностная характеристика  человека (самосознание человека, его  характер).

 

-------------------------------------------------

Личность  – совокупность 3-х составляющих: 1.биогенные задатки;  2. воздействие  социальных факторов;   3. психосоциальное  ядро «Я».

Главное свойство личности – ее мировоззрение. Также – воля к преодолению  трудностей. Личность – это всегда творческая личность. Личность всегда сама делает свой выбор и готова нести за него ответственность. Основанием для выбора является система ценностей, убеждений (они невозможны без знаний, а также без чувств, эмоций; важную роль играют нравственные ценности).

 

Социальная  сущность человека выражается понятием ЛИЧНОСТЬ. Человек как личность есть результат социализации индивида в  процессе онтогенеза. Личностью человек  не рождается, а становится в ходе индивидуального развития, происходящего  в обществе. Психолог А.Н.Леонтьев писал: «ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека». Т.е. он должен приобщиться  к социальному опыту, ценностным ориентациям общества. Для этого  служит система образования, воспитания, семья, психологи и т.д.

Соотношение личности и общества:

1. монадный  подход. Он исходит из того, что  ценность человеческой личности  выше любых ценностей – будь  то ценности нации, класса, любой  социальной группы (еще Кант писал,  что человеком нельзя жертвовать  даже ради общества…). С этой  точки зрения государство, общество  обязаны гарантировать соблюдение  прав человека как личности.

   2.  плеядный подход (плеяда –  сообщество). Он исходит из игнорирования  или принижения прав личности, подчинения ее интересам социальной  общности. Это ведет к подавлению  прав человека, к признанию его  лишь элементом системы.

Вообще  важно на каждом этапе общественного  развития найти меру, диалектическое единство личного и общественного…

 

Биологические качества индивида достаточно устойчивая его сторона. Личностные же качества во многом зависят от функционирования человеческого сознания, усвоения общечеловеческих ценностей, норм нравственности (которые  делают возможным сознательный выбор  человеком своего жизненного пути).  Нарушение нормальной деятельности сознания ведёт к полной или частичной  утрате личностных черт (что наблюдается  у хронических алкоголиков, наркоманов или в случае заболевания мозга). Поэтому важно единство биологического, социального и духовного в  человеке.

 

Личность  с философской точки зрения есть степень воплощенности в отдельном  человеке сущности человека. Ортега-и-Гассет отмечал, что это – идеал, который  никогда не воплощается до конца.  Так как человек – существо противоречивое, он, как Сизиф, снова  и снова «вкатывает камень в гору», т.е. пытается решить противоречия собственной  природы, быть личностью.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"