Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
II. Вторая (гносеологическая) сторона основного вопроса философии отвечает на вопрос: «Познаваем ли мир?
По ответу на этот вопрос все философы разделились на тех, кто признает познаваемость мира, - это гносеологические оптимисты («гносис» - познание) и тех, кто отрицает возможность познания мира, - это агностики («а»- не, «гносис» - познание).
1). Гносеологический оптимизм. Познаваемость мира признавали
А). Материалисты. Они считают, что сознание – это свойство материи отражать мир. Т.е. сознание и материя связаны, а потому познание возможно.
Б).
Объективные идеалисты.
Познание – это всегда взаимодействие субъекта (чел., наделенный сознанием) и объекта (то, что вне субъекта): Субъект Объект.
2). Агностицизм.
Отрицают познаваемость мира.
Выделяют две линии
А). Линия Д.Юма: я знаю свои ощущения, есть ли что-либо за ними, я не знаю. Т.е. сомневается в том, что есть объекты вне нашего сознания, поэтому и познавать нечего!
Б). Линия И.Канта (нем.18 в.): Мир существует и мы можем знать его внешние проявления, но внутренние, глубинные их свойства, т.е. сущность вещей остается для нас непознаваемой. Сущность предметов, вещей Кант называет «вещью-в-себе». С его точки зрения, сущность никогда не будет нами познана, не станет «вещью для нас».
Агностики не видят связи субъекта и объекта: Субъект Объект
Материалисты считают, что агностицизм опровергается практикой. Практика – это источник наших знаний, практика – это цель нашего познания и практика – это критерий (проверка) истинности наших знаний. В своем познании мы идет от неполных и неточных знаний ко все более полным и более точным. Наше познание включает и момент абсолютности, правильности знаний, их соответствия объективным чертам предметов, явлений, и момент относительности знаний, их неполноты, момент незнания каких-то черт предметов и явлений. Т.е. наше знание диалектически противоречиво, является единством абсолютного и относительного, знание развивается.
33 Проблема субъекта и объекта познания.
Познание – это деятельность сознания. В структуру познания входят:
1. субъект познания; 2. Объект познания; 3. Средства познания (теории, концепции, приборы и т.д.); 4.цели; 5.результаты познания.
В переводе с латыни subjectum –подлежащее, objectum – предмет.
Начиная с 17 в., с Декарта, «субъект» соотносится с понятием «объект». Декарт весь мир разделил на субъект и объект. Итак, под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. Объект – то, на что направлена познавательная, практическая и иная деятельность.
Взаимодействие субъекта и объекта включает три аспекта: 1.познавательный, 2.оценочный и 3.деятельностно-практический. Познавательная и оценочная деятельность всегда вплетена в практику.
Цель и идеал познания – получение объективных, истинных знаний о мире.
Герменевтика, логический позитивизм и др. направления философии 20 в. отмечали, что знание всегда несет отпечаток эпохи, языка, ценностей и т.д., т.е. того, чем характеризуется субъект.
Т.е. субъект
не зеркально отражает мир, а по-своему,
субъективно. Субъект имеет общественно-
О соотношении субъекта и объекта и об их представленности в итоговом знании (истине)
Объективные
Т.е. из знания можно убрать все, что привносит в знание субъект познания и исключить зависимость знаний от приборов и используемых теорий и методов и получим чистое объективное знание.
Знание – единство субъективного и объективного (отказ от принципа противопоставления, оппозиции субъекта и объекта, отказ от бинаризма, как говорят постмодернисты). Т.е. знания противоречивы. Следует это учитывать, используя знания. Но стремление к объективному знанию – это идеал познания.
34 Структура
познавательного процесса. Основные
формы чувственного и
Итак,
познание – это процесс. Начинается
процесс познания с чувственной
ступени и переходит к
Структура познания кроме чувственной и рациональной ступеней включает и другие элементы – интуиция, рефлексия, вера (как уверенность, доверие).
Чувственное познание и его формы
Три основные формы чувственного познания
1). Ощущения.
Это субъективный образ
2). Восприятия.
Это целостный образ предмета,
явления, получаемый при
3). Представления.
Это целостный образ предмета,
воспроизведенный по памяти. При
этом мы что-то забываем, т.е.
появляется возможность
Рациональное познание и его формы
Оно стремится
за явлениями увидеть их сущность,
за единичными событиями – их общие
черты, за случайностями –
Три основные формы рационального познания
1). Понятия.
Это слово или словосочетание,
фиксирующее общие,
2). Суждения.
Это предложения, в которых
что-то утверждается или
3). Умозаключения. Это связь между суждениями, выводы.
Другие элементы структуры познавательного процесса
1. Интуиция
– непосредственное усмотрение
какого-либо знания в качестве
истинного без его видимого
вывода и доказательства. 2. Вера
– принятие какого-либо знания
без его непосредственного
3. Рефлексия
– обращенность познания на
самого себя, т.е. моменты в
познании, когда субъект осмысливает
протекание и черты
35 Познание как постижение истины. Понятие истины. Основные концепции истины.
Правильные, верные знания о мире называются истиной.
Наши истинные знания могут характеризоваться через понятия объективности, конкретности, абсолютности и относительности. Итак,
1) любое
наше знание, истина всегда объективна
по своему содержанию, т.к.к истина
– это те знания, которые соответствуют
объективному миру. Если же не
соответствуют, то это не
Вместе с тем, следует помнить, что знание – это субъективный образ объективного мира. Т.е. момент субъективности нельзя полностью убрать из наших знаний (это отражается в культурологической модели познания). Наши знания – всегда субъективный образ объективного мира. Эта противоречивость знания – источник его развития.
2) Истина всегда конкретна, т.к. знаний ни о чем быть не может. Всякое знание – это знание о чем-то.
Рассуждения «вообще» возможны, но они ничего не дают для практики, а познание необходимо человеку, чтобы понять себя и мир и найти свое месть в мире. Отсюда также вытекает требование рассматривать разные теории с конкретно-исторической точки зрения.
3) Всякая
истина относительна, т.к. никакое
наше знание не является
4) Знания
действительно всегда
Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о мире. Такое знание – идеал, к которому мы стремимся. А реальное знание – это противоречивое единство моментов абсолютности и относительности, включающее порой и заблуждения. Такая противоречивость знания – источник его развития.
Концепции истины
В классической философии сформировались корреспондентная, когерентная и прагматическая концепции истины. Концепции отличаются в основном пониманием критериев истины.
1) Выше
мы рассмотрели
2) Когерентная
концепция истины. Критерием
истины считает
3) Еще
в античности софисты говорили,
что истины нет, поэтому
4) С
этой концепцией также связана
конвенциональная концепция
В постклассической философии истина лишается объективного статуса. Например, у Кьеркегора истина – это форма психического состояния личности, а неопозитивизме истина – это феномен языкового ряда.
36 Понятие науки. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
Наука (греч. episteme, лат. Scientia) – сфера человеческой деятельности, которая направлена на добывание и осмысление знания.
Понятие науки многогранно:
1. Наука
выступает как деятельность по
выработке и теоретической
2. Наука
– это не только деятельность,
но и ее результат, т.е. наука
– это система знаний, в совокупности
дающих научную картину мира.
Наука дает знание, организованное
в строгую теоретическую
3. Наука
выступает также и как
Классификация наук:
1. по предмету и методу: естественные, общественные, технические;
2. по направленности и отношению к практике: фундаментальные и прикладные.
Для описания науки используются такие понятия как «научная рациональность» и «типы рациональности». Активно их исследовал В.С.Степин.
1. Классическая
наука. Классический тип
2. Неклассическая
наука. Неклассический тип
Стала
пониматься относительность теорий.
Произошел отход от одномерности,
от однозначности и линейности к
пониманию многовариантности
3. Постнеклассическая наука. Постнеклассический тип научной рациональности (сер. 20 – наст.время).
Научное знание и познание исходят из следующих принципов:
- антропный принцип, из которого следует ответственность человека за то, что происходит в мире, начинает развиваться такое направление как этика науки;
- принцип глобального эволюционизма;
- коэволюция
общества и природы (идея
- принципы синергетики как общенаучного подхода;
- признается нелинейность развития систем, их неустойчивость (отсюда идея «общества риска» У.Бека и др.).
Постнеклассической науке характерен другой тип рассуждения: «что произойдет, если…», какой ценой будет установлен порядок из хаоса? И т.п. Принимается отказ от беспрекословной манипуляции и жесткого контроля над сложными системами. Раз нет однозначности в развитии сложных систем, то используется метод проигрывания возможных вариантов развития системы и анализ причин ее неустойчивости. На основе системного подхода и синергетики уделяется внимание взаимодействию системы и среды, процессам кооперативного взаимодействия и самоорганизации.