Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры философия.docx

— 178.99 Кб (Скачать файл)

5. Марксизм.

6. Психологические  исследовательские программы.  

        7.техницистское направление.

 

41 Историческая  закономерность и сознательная  деятельность людей. Свобода и  необходимость.

Общество  имеет свои объективные законы. Развитие общества – это естественно-исторический процесс.

Новое поколение, приходя в мир, получает общественные отношения в качестве объективных условий, с которыми следует считаться. Каждый сознательно  ставит свои цели (да и бессознательное  регулирует деятельность человека), однако в итоге получается не совсем то, что хотел каждый, ибо цели и  интересы сталкиваются. В итоге социальные законы носят статистический, вероятностный  характер. В их появлении велика роль случайностей. Но в целом социальным законам также характерна направленность.

         Закон – это необходимая, существенная, общая связь предметов и явлений.  Необходимость и закономерность  в явлениях общественной жизни  можно раскрыть тогда, когда  исследователь изучает жизнь  определенных социальных групп,  классов, побудительные мотивы, интересы которых следует искать исходя из их положения в системе социальных связей. Но повторяемость выявить в обществе труднее, чем в природе. 

На  самом деле в истории имеет  место диалектика необходимости  как закономерности, причинной обусловленности  и случайности.

 

Классический  подход к обществу

Его еще  можно назвать объективистским. Общественная жизнь рассматривалась  как независимая от субъективного  произвола.

Так считал Гегель и так считал Маркс, хотя один под объективным понимал Дух, а другой – материальную жизнь  общества.

Индивиды  усваивают законы общества, подчиняются  требованиям, налагаемым культурой, хотя и не осознают этого. Доминирует необходимость. Свобода – проявление и дополнение необходимости.

Классический  подход считал, что общество выше индивида. Совершенствование общества должно предшествовать совершенствованию  индивида.

 

Постклассический  подход к обществу

Этот  подход пытается учесть роль субъективного  в жизни общества, преодолеть деление  на объект и субъект. Общество рассматривается  как интерсубъективная реальность (Гуссерль, Хайдеггер, Гадамер, Ортега-и-Гассет, Шелер и др.).

Социальная  реальность складывается во взаимоотношениях людей, взаимодействиях «Я» и  «Другой». Так возникает жизненный  мир человека, который интерсубъективен (А.Шютц). Т.е. отсюда следует, что необходимость, закономерность появляется как результат  случайных взаимодействий. Доминирует свобода (случайность). Необходимость  есть форма дополнения и проявления случайности.

 Отсюда  следует, что в столкновениях  со множеством Ты Я постепенно  обнаруживает границы своей личности.  И еще – всегда необходимо  учитывать взгляды других, быть  к ним терпимыми.

В классическом подходе считалось, что творят историю  люди, но в рамках объективных условий. Поэтому Спиноза, Гегель, Энгельс  и др. отмечали, что свобода есть познанная необходимость. Т.е. чем  лучше мы знаем законы, учитываем  обстоятельства, тем свободнее и  эффективнее действуем. Это диалектический подход. Его дополнил синергетический  подход (постклассика) с концепцией интерсубъективности.

Однако  были те, кто преувеличивал возможность  свободы человека, игнорировал законы общественного развития. Этот подход называется волюнтаризмом. По сути, это  возведение волю субъекта в закон (субъективизм).

Другая  крайность – фатализм. Он исключает  момент свободы из истории. Чтобы  человек не делал, объективные законы проявятся.

И все  же, знание законов необходимо, так  как это является основой выбора действий. Отсюда, свобода – это  свобода выбора. Сартр отмечал, что  человек обречен на свободу, так  как отказ от выбора – это тоже выбор. Риск.

Свобода никогда не бывает абсолютной. Она  ограничивается необходимостью и ответственностью. Маркс отмечал, что жить в обществе и быть свободным от общества невозможно

Э.Фромм  говорил о «бегстве от свободы» и  связывал этот феномен с бегством от ответственности..

Высоко  ценил свободу Н.Бердяев понимая  ее как условие творчества..

Еще следует  иметь в виду, что есть свобода  «от» и есть свобода «для»… Также  надо иметь в виду условия свободы  – внешние и внутренние и др. аспекты.

Общество  – сложная система; в обществе действуют наделенные сознанием  люди; социальная неоднородность сопровождается присутствием идеологических аспектов при объяснении социальных явлений. Развитие информационного общества – СМИ, Интернета сопровождается возможностью манипуляции массовым сознанием. О.Конт писал, что сначала  изменяются идеи, затем нравы, и наконец, меняется само общество. Э.Дюркгейм говорил, что ведущую роль в социальной эволюции играют коллективные представления. Ну, а марксизм подчеркивал, что сами идеи рождаются из социального бытия как отражение социальных потребностей. Такое мнение не отвергает мнения Конта и Дюркгейма, ибо каждый отражает мир исходя из своего положения в обществе, считая свою точку зрения истинной и пытаясь в этом убедить других.

 

42 Идея  единства и многовариантности  исторического развития. Формационный  и цивилизационный подходы к  анализу истории общества.

 

43 Проблема  источника общественного развития. Факторы общественного развития.

Для простоты изложения разведем вне представления  на материалистические и идеалистические.

Идеалистические представления характеризуются  в основном тем, что источник, движущие силы, цель и смысл истории ищут вне ее, понимая их, прежде всего, как божественное провидение, или  всеобщий разум. Августин говорил: люди – актеры драмы, автором которой  является Бог. В эпоху Просвещения, как уже мы отмечали, ведущая роль отводилась сознательной деятельности выдающихся личностей.

Материалистическое  направление, а именно марксизм, - считает, что люди сами творят историю на основе существующих объективных условий. Результаты деятельности предшествующих поколений воплощаются в конкретных производительных силах и производственных отношениях, которые для каждого  нового поколения выступают как  объективные условия. Поэтому история  развития общества представляет собой  закономерный естественно-исторический процесс. Эти объективные исторические условия преломляются в сознании людей в интересах социальных групп, классов, сталкиваются в борьбе. Так идет развитие.

Таким образом, источником развития общества является борьба противоположностей –  производительных сил и производственных отношений (производства и потребления), воплощающаяся в борьбе интересов  антагонистических классов (и др. социальных групп) в антагонистических  общественно-экономических формациях. Если в истории будет реализована  неантагонистическая формация (коммунизм), то классовой борьбы не будет, но противоречие производства и потребления будет (а план?) и будут и другие противоречия – в социальной, духовной сферах, которые будут воплощаться в  противоречиях разных социальных групп, но носить они будут неантагонистический  характер и разрешаться в форме  поиска общего консенсуса.

Итак, источник развития общества может быть или божественный или естественный (в географическом детерминизме это  природные условия, в марксизме  – противоречия самого общества и, прежде всего, в материальной сфере, где создаются продукты потребления  необходимые для жизни).

 

Сегодня этими проблемами занимается конфликтология…

Факторы развития общества: экономические, политические, духовные, природные и др. Сегодня  особо подчеркивается роль науки, образования, развития человеческого капитала и  др.

 

44 Проблема  субъекта и движущих сил исторического  процесса. Роль народных масс  и личности в истории. Концепции  элит.

В ХХ веке возникла теория элит, которая  считает определяющей политическую сферу общества и делит общество на элиту и массу. Они в народе видят лишь разрушительную силу, а  носителем творческого начала является элита, состоящая из наиболее одаренной  части народа, нации, расы.

Сегодня часто стали пользоваться таким  понятием как акторы.

АКТОРЫ  – действующие социальные субъекты, а иногда также организации и  институты.

Но  появилось это понятие не случайно. Как видим, это более широкое  и абстрактное понятие, чем «движущие  силы истории», акторы – не обязательно  «движущие силы», но участвующие.

Исторический  процесс выступает как столкновение различных Субъектов истории, олицетворяющих его альтернативные варианты. Опасность  представлений о монопольно действующем  субъекте-авангарде в том, что  так будет обедняться исторический процесс, Субъект иистории, выступающий  в авангардной роли монополиста-узурпатора, реально снижает резервы социокультурного разнообразия, по-настоящему являющиеся залогом устойчивости общества и  его качественно иных перспектив. Реальная драма авангарда в том, что устраняемое им с дороги историческое наследие может в будущем вновь  стать востребованным.

В этом свете ХХ в. выступает как панорама развертывания «чужих» проектов, навязываемых историй. Столичный авангард ведет провинцию, развитые страны —  мировую периферию и т.п. Эта  проблема по-новому высвечивает суть демократического идеала в истории. Современный либерализм трактует его  как всемирно-историческую победу западной  модели общественного устройства, давшей образцы парламентаризма, прав человека и правового государства.

-------------------------------------------------

Но  если иметь в виду демократизацию самого исторического процесса —  превращение мировой периферии  из пассивного объекта чужой воли в самостоятельный Субъект истории, то вместо унификации мира по западной модели нам следует ожидать усиления исторического и социокультурного разнообразия и новой проблематизации  тех западных эталонов, которые с  позиций авангардного мышления представляются единственно правильными и безальтернативными.

-------------------------------------------------

Итак, сегодня доминируют демократические  взгляды. Считается, что массы имеют  право создавать соответствующую  себе самим жизнь. Не отвергается  при этом и роль личностей.

-------------------------------------------------

Потребность – выражает исходную форму избирательных  отношений любых живых существ  к условиям среды. Потребность –  субъективная форма объективно существующих противоречий. Проще говоря, потребность  – это нужда в чем-либо. Потребности  задаются состоянием самого организма. Чем сложнее организм, тем шире круг его потребностей и разнообразнее  формы их удовлетворения.

Интерес – осознанная потребность. Интересы имеют общественный характер. Они  отражают общественные отношения, в  них отражается общественное положение  индивида. Интересы и есть движущая сила общественного развития.

Ценности  – система предпочтений.  Ценности – это предметы или явления, которые  могут удовлетворять потребности  и интересы. Ценности – это положительная  значимость объектов для человека, они придают смысл жизнедеятельности  человека. Ценностные установки –  это предрасположенность человека к определенным отношениям к вещам, к людям. Высшие ценности приобретают  форму идеала, т.е. того. Что должно быть.

Ценностные  отношения фиксируются в виде социальной нормы. Это требования общества к людям и группам. Ценности бывают смысложизненные, универсальные. Общественного  признания, межличностного общения, демократические.

На  уровне ценностей на первый план выступает  то, что соответствует представлениям о назначении человека, его достоинстве. Тут проявляется самоутверждение  человека и свобода личности. Мир  ценностей – это мир культуры, это сфера духовной деятельности человека, его морального сознания. Ценности как бы тянут человека за рамки наличного бытия.

Свобода человека есть освобождение от власти нижних ценностей, выбор высших ценностей  и борьба за их осуществление.

И тут  мы выходим на проблемы культуры, в  структуру которой входят прежде всего ценности. Мир культуры –  тот мир, который создается самим  человеком. Это то, что в человеке не от природы, и не от Бога, а зависит  от деятельности общественного человека. Человек творец истории, придающий  ей смысл через регулярную смену  символов.

Говоря  о человеке в мире культуры, можно  выделить: политическую культуру (наилучшие  способы политического выбора и  действия, ценности и идеалы политического  переустройства). Нравственную культуру (достигнутый обществом уровень представлений о добре и зле, чести, долге и т.д.). И т.д.

 

45 Экономическая  сфера жизни общества. Понятие  общественного производства. Способ  производства.

Развитие  человека – это процесс разрыва  с естественным образом жизни  и создание нового, социально-практического, трудового способа существования  в процессе которого он изменяет природу  и меняется сам.

В социально-практическом способе бытия главенствующую роль играет общественное производство, которое  выступает в форме конкретного  способа производства.

С развитием  первобытного общества совершенствуются орудия труда, появляются излишки, присваиваемые  родоплеменной верхушкой – идет расслоение общества на классы. Появляется государство, призванное регулировать межклассовые противоречия.

Как способ организации отношений между  людьми в этих условиях возникает  частная собственность. Экономические  отношения включают не только отношения  собственности, но и распределения, обмена, которые тоже зависят от собственности. От собственности зависит  и потребление.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"