Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Личность есть целостность и характеризуется сознательно-волевыми проявлениями. Слово происходит от слова маска, роль. И сегодня существует ролевая концепция личности (Т.Парсрнс, М.Вебер, Дж.Мид, М.Кун, Ч.Кули).
------------------------------
Личность
расслаивается на функционально-ролевое
Я и первичное базисное Я. Важно
чувство обладания своим Я. Это
позволяет дистанцироваться от роли,
сохранять способность
Смысл
понятия личности раскрывается
через понятия свободы,
Личность в философии связывается с поиском своей целостности. Большую роль здесь играет поиск смысла жизни, осмысление своей судьбы, размышления о жизни и смерти, способность к свободным поступкам.
В общей психологии личность – это системное качество, приобретенное индивидом в процессе деятельности (устоявшаяся система мотивов, глубинных смысловых образований, установок).
В психологической теории самоактуализации (А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс) сущность личности интерпретируется как непрерывное стремление к самовыражению. Личность нарушает устойчивость социальных отношений, разрывает коммуникационные сети, устанавливает новые правила коммуникации.
В философии
(персонализм, экзистенциализм, философская
антропология) личность рассматривается
как процесс
В марксизме личность понимается как совокупность общественных отношений.
Нем.философ. психолог, педагог Э.Шпрангер (1882-1963) выделял типы личности: экономический (прагматический), эстетический, социальный, политический, религиозный, теоретический.
Личность
и «человек массы»… Понятие человек
массы было введено в 1930 г. Испанским
историком и философом Х.
Все мы с условиях массового производства и потребления, массовой культуры и СМИ – «люди массы», мы – «как все». Но у каждого есть личностное ядро. Вопрос в том, в какой мере оно развито и что в нас доминирует – массовый человек или личность. Что мы хотим в себе развивать?
Еще
одна проблема – личность
54 Жизнь,
смерть и бессмертие в
Человека всегда интересовала проблема жизни и смерти. Что будет после смерти? Если все умрут рано или поздно, то каков смысл жить вообще? Ведь благородно или подло жил человек - смерть все обесценивает.
Благодаря сознанию, человек может выходить за рамки наличного бытия, представлять будущее. Наше сознание противится смерти. Человек хочет продлить свое бытие.
Религия говорит, что умирает только тело, а душа вечна. Поэтому есть смысл жить праведно, нам не безразлично, что будет после смерти. Религия, таким образом, ищет смысл жизни вне жизни.
Материалисты не признают бессмертия души. Они считают, что человек оставляет после себя свои дела, воплощает себя в построенных здания, созданных теориях, просто в памяти близких. Есть смысл жить благородно, ибо важно, что мы вносим в жизнь. От каждого зависит будущее. Смысл жизни в самой жизни, а не за ее пределами.
Большое внимание проблеме жизни и смерти уделяли экзистенциалисты. Хайдеггер выдвигает идею человека живущего, действующего, переживающего. Это и отличает учение Хайдеггера от «классического» субъективизма, для которого субъект есть субъект прежде всего познающий, творящий из себя мир, а уже потом живущий.
Создавая свою оригинальную теорию смерти, Хайдеггер отмечает, что основная «задача» смерти как экзистенциала — раскрыть существованию его собственное бытие в собственных возможностях. В онтологическом смысле задача смерти — создать бытие таким, каким оно должно быть.
В целом,
интерпретируя смерть, Хайдеггер
выступает с агностических
Несмотря на все усилия удержать существование, смерть оказывается сильнее. Смерть вырывает существование из повседневности.
В предстоянии своей смерти человек всегда один. Бытие-в-мире оставляет человека «наедине» с самим собой.
Рассмотрев
смерть как основную причину одиночества,
необходимо рассмотреть ее и под
другим аспектом, как причину «страха
смерти». Человек как бы все время
умирает. Страх выражает пребывание
существования в своей
Рассматриваемая концепция сформировалась в 20-х годах XX века. Для Европы это было далеко не лучшее время. Назревал первый серьезный общественный кризис. Основные ценности человеческого бытия, ранее казавшиеся незыблемыми, рушились одна за другой. Отношения между людьми все более механизировались, человек терял свою самостоятельность, становился винтиком огромного механизма. Эти процессы не могли не найти отражения в общественном сознании. Вновь, как и в начале нашей эры, встают вопросы о личности, ее отношении к другим и к самой себе, только решаются они уже по-иному. Одним из выразителей эпохи стал Хайдеггер.
Христианин всегда один перед лицом Бога, этой всемогущей и неизбежной силы. В «Бытие и время» Хайдеггер учит, что смерть — единственное в жизни, чего нельзя передать, — то есть человек, поставив себя в отношение к смерти, отделяет от себя других, остается один.
Да, человек смертен. Но он может
жить так, как если бы он
был бессмертен, а не по присказке
«после нас хоть потоп». В этом
мужество и величие человека.
Американский философ 20 века Тиллих
говорит о «мужестве быть»,
т.е. противостоять страху
55 Природа как объект философского и научного познания.
В предельно широком, философском смысле категория «природа» соразмерна категории «бытие», трактуемой как все сущее, включая и самого человека.
Понимаемая в более узком смысле как естественная среда обитания человека, природа является основным объектом изучения естествознания.
Близким по значению к понятию «природа» является понятие «материя», но материя не включает психических явлений, присущих животным, как природным существам.
В античной философии существовало понятие «фюсис», что значило «природа», причем, имелась в виду «природа, как «природа чего-либо», т.е. как сущность чего-либо. Такой подход стал основанием для развития науки, суть которой - найти за миром видимых вещей скрытые связи, закономерности, причины всего происходящего. В Новое время природа понимается как «натура», как совокупность всех видимых явлений.
В
итоге, мы понимаем, что природа
– это и видимые явления
и скрытые связи, ей
Выше
сказанное подводит к
Есть
природа как объективная
Классический
образ природы формировался в 17-18
веках и просуществовал почти
до 20 века. Многим эти представления
присущи и сегодня. Классические
представления природы связаны
с развитием классической, механистической
науки и метафизического
Природа
понималась как нечто неизменное.
Изменения носят в основном количественный
характер, качественно же, в сущности
своей, природа не меняется. Биолог
17 в. Линней: видов столько, сколько
создал Бог. Позже начинаются попытки
как-то классифицировать естественнонаучный
материал. Для этого надо найти, как
связаны природные явления
В 17 веке
Р.Декарт разделил мир на объект и
субъект. Природа, как объект (объект,
по определению, пассивная сторона
субъект-объектного взаимодействия),
рассматривалась как
Какое
отношение к природе при этом
формируется? Покорительское. Природа
понималась как нечто бесконечное,
неисчерпаемое, неизменное. Что бы мы
с ней не сделали, ничего существенного
не случится. Природные катаклизмы
вызывали страх у людей, но человек
верил в могущество разума и техники.
Развиваются природоохранные
В целом можно констатировать двойственное отношение к природе: и боязнь и стремление господствовать над ней.
Неклассический образ природы.
Далее обнаруживается связь живой и неживой природы, эволюция природы (Дарвин). Однако полагается, что есть устойчивые закономерности, познав которые можно реализовать, на их основе, все свои желания.
Решающие
шаги в становлении новых
Современный постнеклассический образ природы.
Наука перешла к изучению больших и очень сложных систем, какими являются человек, биосфера, общество и т.п. Ученым пришлось отказаться от аналитического подхода к изучаемым объектам. Основными методами исследования становятся синтетические, системные методы, объясняющие свойства явлений не через сведение их свойств к свойствам частей, а концентрирующие внимание на выявлении свойств системы как целого. Обнаружилось, что поведение сложных саморазвивающихся систем, пронизано многочисленными нелинейными обратными связями между подсистемами. Именно эти обратные связи обусловливают индивидуальную неповторимость эволюции сложных систем. Развития системного подхода и его применение к сложноструктурированным объектам привело, в конце концов, к созданию нового направления в естествознании - синергетике, в основу которой были положены работы Германа Хакена, Ильи Пригожина и других. Синергетика изучает поведение способных к самоорганизации сложных систем, находящихся вдали от состояния теплового равновесия и интенсивно обменивающихся энергией с окружающей средой. Такие сложные системы начинают развиваться в направлении усложнения своей структуры, причем "траектории" такого развития могут раздваиваться (в точках бифуркации), вследствие чего развитие системы становится непредсказуемым, зависящим от собственной предыстории и воздействий среды.
"Планетарные"
возможности человека сейчас
таковы, что процесс познания
природы уже нельзя считать
актом "бесстрастного"