Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры философия.docx

— 178.99 Кб (Скачать файл)

 

Итак, специфика философского подхода  – обобщенное изучение явлений, в  данном случае природных, как целостных, в контексте всего бытия, а  также проникновение и выявление  сущности явлений. При этом философия  всегда опирается на данные частных  наук.

 

56 Природа  как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы. Коэволюционный императив. Место  экологических ценностей в системе  ценностей современной цивилизации.

Природа в широком смысле слова порой  отождествляется с понятием Вселенной, даже с понятием всего материального  мира. В этом случае природа играет большую роль при решении онтологических и гносеологических проблем.

Природа в узком смысле слова  - это  та часть природы, с которой человек  вступает в непосредственное взаимодействие и которая является  естественным условием человеческой жизни.

Природа, как совокупность всех живых организмом и среды их обитания, получила в 1875 году название БИОСФЕРЫ. Ввел этот термин австрийский геолог Э.Зюсс, а учение о биосфере разработал В.И.Вернадский.

Среда обитания (вода, нижний слой атмосферы, верхняя часть земной коры) называется географической средой.

В 18 веке сформировалась концепция  географического  детерминизма. Представители – Ш.Монтескье, Л.Н.Мечников, Бокль и др. Они считали, что от географической среды зависит  вся жизнь общества, его особенности, в том числе и культурные.

Очень важны понятия «первая природа» - так, как она существует сама по себе (лес, например), и «вторая природа» - преобразованная человеком и  зависящая от него (парк, например). Сегодня вся биосфера становится «второй природой»… Также важны понятия «естественное» и «искусственное» в понимании природы. Никакая созданная человеком вещь не бывает 100% искусственной, а значит, никогда не подчиняется нам полностью…

 

Важным  шагом в углублении понимания  проблем взаимосвязи общества и  природы в 20 веке стало учение В. И. Вернадского о ноосфере. По его  мнению, ноосфера - это такая степень  развития биосферы, при которой разумная деятельность человека становится по своему масштабу и содержанию важным преобразующим фактором планетарного значения.

Ноосферный  подход предполагает включение в  эволюцию окружающего мира космоса  и влияние на него разумных и гуманных человеческих усилий. Сегодня данное понимание закрепляется понятием антропного принципа.

 Наукой, общественной практикой и самой  историей доказано, что природа  и общество - это единая система,  они настолько связаны, что  воздействуют друг на друга.  В этой их связи природа  выступает как естественная основа, объективная причина возникновения,  основа развития общества.

Во-первых, общество вышло из природы в процессе ее весьма длительного развития.

Во-вторых, известно, что человек вынужден приспосабливаться  к природе, к ее явлениям, воздействующим на его организм, на его физическое и психическое состояние, самочувствие, настроение. Он адаптируется к данной природной среде.

В-третьих, люди не могут, не обращаясь к природе, добывать, производить жизненно необходимые  блага, удовлетворять свои потребности. Люди, взаимодействуя с природой, совершенствуются сами - вырабатывают у себя определенные навыки, формируют личностные качества, расширяют свои знания, совершенствуют орудия труда и т.д.

В-четвертых, географическая среда определяет наличие  и функционирование на отдельной  территории таких видов производства, как добывание ценных металлов, нефти, газа, занятие сельским хозяйством, рыболовством, охотой, лесоводством и  др.

Некоторые известные ученые, социологи, философы  чрезмерно преувеличивают роль природы, природной среды (географический детерминизм). Например, английский историк Г.Т. Бокль  писал, что вид природы, почва, виды употребляемой пищи и островное  положение страны развивают кругозор людей, целых народов; позволяют  им смотреть далеко, определяют общественный прогресс.

.В-пятых,  природа, соотношение ее форм, красок, ритмов являются источником  чувства прекрасного, служат удовлетворению  эстетических потребностей человека, сохранению его психического  здоровья.

В-шестых, существует мнение, что есть общие, бытийные принципы, обеспечивающие гармонию космоса и гармонию общественной жизни.  Прежде всего, это принципы системности, целостности, разнообразия, конкуренции, борьбы, но при доминировании  связи, взаимодополнительности элементов.  В обществе они проявляются как  законы морали.

Следовательно, природа и  общество связаны и  взаимодействуют.

Проблема  воздействия общества на природу

Природа является предметом труда. Функционирование многих рыночных структур усугубляет неблагополучие связи общества и  природы. В результате неразумного  использования богатств природы,  возникает нарушение экологической  устойчивости. Это отрицательно сказывается  на жизни людей (и  здоровье, и  материальное благосостояние в результате аварий).

На  земле разворачивается и углубляется  экологический кризис, ситуация, когда  природа утрачивает способность  к самовосстановлению, саморазвитию, что в итоге угрожает существованию  человека. Особую опасность для человечества представляют «парниковый эффект», утрата биоразнообразия, загрязнение  воздуха, воды, почвы и др.

Как быть обществу? Во-первых, нужно создавать  экологически безопасные технологии,   производство в  глобальных масштабах.

Во-вторых, необходимо во всемирном масштабе осуществлять  глобальную экологическую политику, выполнять решения, направленные на устранение варварского отношения  людей к природе.

В-третьих, надо формировать у людей эстетическое, нравственное отношение к природе, воспитывать, как писал Маркс, «человеческие  чувства к природе». Необходимо экологическое  воспитание всего населения 3емли.

Иначе говоря, необходимо новое мировоззрение, включающее развитие знаний, в том  числе философских подходов, новая  система ценностей, в которой  экологические ценности заняли бы ведущее  место и экологизация деятельности (мало- и безотходные технологии, введение экологического критерия для  оценки любой деятельности, а не только критерия прибыли, экологическая  политика, регулирующая деятельность).

На  международном уровне принята концепция  устойчивого развития,  смысл  которой в том, что экономическое  развитие должно быть экологически приемлемым. Она принята на Конференции ООН  по окружающей среде и развитию в  Рио-де-Жанейро в 1992 г. Затем  она  неоднократно уточнялась и конкретизировалась. На этой основе в отдельных странах, в т.ч. и в РБ принята своя  концепция УР. В основе ее лежит  идея коэволюционного императива  в развитии общества и природы, т.е. требование согласованного, гармоничного их развития.

Однако  проблема и на личностном уровне, и  на уровне государств и всего человечества в том, что в существующей системе  ценностей на первом месте стоят  прибыль, деньги, желание доминировать, карьера, престижное потребление и  т.п., а духовные, нравственные ценности отодвинуты на второй план. Вместе с  тем, без них не может быть экологической  культуры, не может быть достигнуто состояние коэволюции общества и  природы.

 

57 Проблема  направленности исторического процесса  и его детерминации. Понятие общественного  прогресса. Критерии прогресса.

1. Идея  исторического регресса. Многие  утверждали, что прошлое всегда  лучше настоящего. Веками людей  не покидает мысль, что счастье  потеряно в далеком прошлом.  Мифологические сказания о древних  временах, когда люди были бедны,  но равны, художественно выразил  Гесиод (YIII-YII вв. до н.э.) в поэме  "Труды и дни": человечество  пережило пять стадий, спускаясь  от "золотого века", когда "люди  жили, как боги", до железного,  когда дни свои они проводят  в трудах, заботах и печалях.  Идеализация прошлого и пессимистический  взгляд на будущее – очень  характерное настроение эпохи  перехода от родовых отношений  к классовому насилию и рабскому  труду. Это настроение отразилось  также в иудейском, а затем  и христианском учении об утраченном  рае. 

 Недовольство  существующими порядками впоследствии  не раз заставляло людей вспоминать  о будто бы существовавшей  в прошлом счастливой жизни  человечества. Идеализировалась не  только первобытность, античность  в эпоху Возрождения рассматривалась  как вершина исторического прогресса,  а многие романтики XIX в. преклонялись  перед рыцарским духом средневековья.  Призыв возвратиться от пороков  цивилизации назад и сегодня  повторяют некоторые философы, напуганные  властью техники над человеком,  обостряющимися экономическими  проблемами, социальными конфликтами,  угрозой гибели человечества  в ядерной войне. 

2. При  всем драматизме политических, военных,  религиозных конфликтов условия  общественной жизни изменяются  медленно, потому история представлялась  многим в виде круга событий  в одних и тех же неизменных  формах человеческой деятельности: из века в век люди рождаются,  живут, занимаются хозяйством, путешествуют, воюют, умирают, меняются поколения,  и все остается по-прежнему. У  многих философов складывается  представление об истории, как  о сумме циклического повторения: рождения, взросления, умирания (Аристотель, Полибий, Макиавелли, Вико, Данилевский). В XX век идея исторического  круговорота развивается О.Шпенглером, А.Тойнби, П.Сорокиным. В их теориях  история рассматривается не как  единый процесс, а как сосуществование  или последовательность различных  культур или цивилизаций, каждая  из которых проходит свой цикл  возникновения, развития и распада,  после чего ей на смену приходит  другая, совершающая такой же  цикл.

2. Нерелигиозную  идею космического предназначения  человечества развивали К.Э. Циолковский,  В.И. Вернадский, П. Тейяр де  Шарден и другие. Они видели  всемирно-историческую задачу человечества  в антиэнтропийной деятельности  и одухотворении природы вплоть  до полного слияния с ней. 

3. Об  истории как процессе выполнения  своего предназначения писал  Г.В.Ф. Гегель. В его философии  смысл истории определяется тем,  что развитие человечества выступает  формой самопознания Мирового  Духа. На каждой ступени этого  саморазвития временным носителем  Мирового Духа становится какой-то  народ, культура (Китай, Индия,  Греция, Рим, Германия), который после  исполнения своей исторической  миссии уступает место другому.  Историческая роль отдельной  личности тоже обусловлена тем,  насколько она в своей деятельности  реализует волю Мирового Духа. Конечная цель всемирной истории  – познание Мировым Духом самого  себя; история – игра Мирового  Духа.

II. Но  если рассматривать развитие  человечества как естественноисторический  процесс, то в нем нет ни  цели, ни смысла, как и в развитии  природы. Никто природу не создавал  и не поставил перед ней  никакой цели, никто не создавал  человечество и не ставил никакой  цели перед ней. Человечество  существует не ради того, чтобы  выполнять какие-то ему предназначенные  задания, а потому, что возникло  на определенном этапе эволюции  материи на Земле и развивается  в соответствии с объективными  законами до тех пор, пока  имеются условия, в которых  оно может существовать (если  только само себя не уничтожит  в ядерной или экологической  катастрофе).

 Существуют  объективные и субъективные аспекты  смысла бытия. Прежде чем обращаться  к их анализу на уровне человечества, рассмотрим их на уровне отдельного  индивида: преследуя собственные  субъективные интересы, любой человек  как член самого общества, семьи,  гражданин государства вносит  вклад в продолжение и развитие  человеческого рода, субъективно  этого и не сознавая. Работая  даже ради денег, мы объективно  способствуем или препятствуем  экономическому развитию общества.

Общество  в целом может иметь объективный  смысл своей истории только в  том случае, если служит какому-то замыслу, выполняет чей-то план (Бога, Природы, Мирового Разума). Если бы человечество было не одиноко во Вселенной, тогда  правомерно было бы говорить об объективном  смысле истории в служении космической  сверхцивилизации. Но пока это неизвестно, неправомерно говорить об объективном  смысле. У человечества нет другой цели, кроме саморазвития и самосовершенствования. Человечество само ставит перед собой  цель и придает смысл своей  исторической деятельности. Но чтобы  сделать это, оно должно прежде всего  осознать свое единство и организоваться во всемирном масштабе – таково непременное условие осуществления  объединенной целенаправленной общечеловеческой деятельности.

 Как  и всякий материальный процесс  в мире, процесс существования  человечества имеет конец. Человечество  смертно, во всяком случае гипотеза  о бессмертии закономерно уводит  в мистику. Многие считают,  что утверждение о будущем  конце пессимистично и лишает  людей всякой надежды и перспективы.  Однако мы знаем, что каждый  из нас смертен, и тем не  менее не становимся от этого  законченными пессимистами. Человечество  умрет, но умереть оно должно  своей смертью, а не от самоубийства.

 

Общественный  прогресс – это переход от менее  совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой  истории. Нельзя прогресс сводить только к количественным изменениям. Для  социального прогресса главной  характеристикой являются качественные изменения. Переход от старого к  новому подготавливается всем ходом  предшествующей истории. Предпосылки  возникновения нового уже находятся  в недрах старого, и когда рамки  старого становятся узкими для нового, тогда происходит скачок в развитии общества. Он может носить как эволюционный, так и революционный характер.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"