Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Вот на такой основе стараются решать и экологические проблемы, аргументация строится «от человека», подчеркивается ответственность человека.
37 Наука
в системе социальных
Наука – часть культуры. Она не «сама по себе», И она должна соотноситься с моралью, нравственными ценностями. Наука не должна работать на часть наших потребностей, а исходить из потребностей целостного человека, личности.
Исследуются этические аспекты науки. Англ. Социолог Мертон называет этические принципы науки:
- не лги;
- не укради;
- бескорыстный поиск истины, ее отстаивание;
- обоснованность знаний;
- организованный скептицизм;
- универсализм
(убеждение, что изучаемые
- общность
(научные знания становятся
- социальная ответственность ученого.
Современные
исследования в области нанотехнологий,
ядерных исследований, генной инженерии,
климатологии, психологии и других
могут затрагивать благополучие
природной окружающей среды, здоровье
человека. Результаты научных открытий
могут недобросовестными
Функции науки:
1. культурно-мировоззренческая;
2. производительная сила общества;
3. социальная сила.
И все же, следует помнить, что у науки есть границы ее возможностей. Прежде всего, она упускает частные моменты, исследуя общее. Она отметает все внерационально.
38 Уровни,
методы и формы научного
Специфика научного познания состоит в том, что оно стремится дать целостную, рационально-теоретически организованную систему знаний о мире. Для достижения этого само научное познание должно быть упорядочено.
Структура научного познания включает определенные уровни научного исследования:
1. эмпирический;
2. теоретический;
3. метатеоретический.
Если обыденное познание пользуется, так называемым, методом проб и ошибок, то в науке есть целая система методов познания. Бэкон Ф. сравнивал метод с фонарем, освещающим путь.
«Метод» так и переводится как путь, способ познания или преобразования мира, совокупность приемов и операций для освоения действительности. Наука о методах – методология. Роль методологии выполняет философия.
Классификация методов:
1. частнонаучные;
2. общенаучные;
3. философские.
1. Эмпирический уровень научного познания
Он связан с исследованием объектов в процессе прямого или косвенного (приборы) взаимодействия с ними, т.е. опирается на чувственное познание
При этом формируются эмпирические методы:
1. наблюдение;
2. эксперимент;
а также измерение и сравнение.
Цели наблюдения и эксперимента ставятся на рациональном уровне.
В результате мы получаем такую форму эмпирического познания как научный факт. Знания в форме научных фактов констатируют количественные и качественные характеристики объектов и явлений.
2. Теоретический уровень научного познания.
Он имеет место тогда, когда из имеющихся знаний выводятся новые, без непосредственного обращения к объекту. При этом используются теоретические методы:
1. метод восхождения от абстрактного к конкретному;
Объект абстрактные понятия, фиксирующие отдельные конкретное, т.е.
2. сочетание
исторического (описание
3. гипотетико-дедуктивный
метод (выдвигаем общую
4. аксиоматический метод;
5. методы математизации, формализации, абстрагирования и обобщения и др., например, системно-структурный, методы синергетики…
Никакое
научное познание невозможно также
без использования
- анализ (разделение целого на части на практике или мысленно) и синтез (соединение);
- абстрагирование и обобщение;
- индукция и дедукция;
- аналогия и моделирование и др. (найти самим).
3. Метатеоретические основания науки
Приставка «мета» переводится как «сверх», «больше», как то, что охватывает собой нечто.
Метатеоретические
основания науки – это
На этом уровне формируются:
-- научная картина мира (НКМ);
-- идеалы и нормы исследования;
-- философские принципы и др.
НКМ - это система общих представлений о мире, получаемых в различных науках. Она исторически меняется.
В целом
в науке как общенаучная
Отражение
мира в науке всегда осуществляется
в соответствии с исторически
складывающимися идеалами и нормами
исследовательской
Их можно разделить на 3 группы:
1. идеалы и нормы описания и объяснения;
2. идеалы и нормы доказательности и обоснования знаний;
3. идеалы и нормы организации знаний.
Развитие научных знаний
Обычно становление нового теоретического знания происходит на фоне уже известной теории. Поэтому говорят не о становлении теории, а о росте научного знания.
Парадигма
(от греч. Образец) – совокупность ведущих
представлений и методов
Затем
наступает этап научной
…большую роль играют традиции и новации в науке…
Итак, наука – единство постепенных количественных и коренных качественных изменений, т.е. научных революций.
Примеры научных революций: гелиоцентрическая система Коперника, создание Эйнштейном ОТО и СТО, создание квантовой механики, создание синергетики, создание генной инженерии и т.д.
39 Специфика
социально-гуманитарного
Познание – взаимодействие субъекта и объекта, значит, социальное познание будет определяться прежде всего спецификой субъекта и объекта социального познания.
Субъектами социального познания выступают люди как представители различных социальных групп, у которых есть свои групповые интересы, убеждения, цели, ценности и т.д., сквозь призму которых они отражают социальную реальность. Объектом социального познания выступает общество как система общественных отношений, отдельные сферы его жизни, его развитие и др.
Общество, как предмет философского анализа, выступает как диалектически противоречивое единство индивидуального и общественного, объективного и субъективного, материального и духовного. Законы его менее устойчивы, чем законы природы, велика роль случайности и вероятности (т.к. общество – многофакторная система).
Общество является сложной противоречиво развивающейся системой. Социальное познание – это самопознание обществом самого себя в ходе исторического развития, являющегося практическим процессом.
В к.19-н.20 в. Дильтей, Виндельбанд (1848-1915), Риккерт (1863-1939) стали различать науки о духе и науки о природе, выделять специфику гуманитарных и естественных наук.
Итак, естественным наукам свойственно: стремление к обобщению, объяснение, монологическая форма знания, объективизм.
Гуманитарным наукам свойственно: стремление к индивидуализации, понимание, диалогическая форма знания, включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений.
Но интерпретируют социальные события, выступления политиков, оценивают социальные теории люди с точки зрения своих интересов и ценностей. А т.к. все принадлежат к разным социальным группам, то и мнения по поводу, например, принятия тех или иных законов, интерпретация решений и поступков политических лидеров, будет разной. Мы будем говорить: политик прав или не прав и т.п.
К 90-ым годам 20 в. СССР пришел к кризису, и встала проблема, куда двигаться дальше? Социализм или капитализм? Сказать да частной собственности или нет? Разные мнения. К какому присоединиться? Какое – истинное?
Можно
говорить о единстве человечества в
силу того, что у этой группы есть
общечеловеческие интересы (сохранение
жизни на планете, любовь, дружба, здоровье,
образование, дети и др.). И если следует
присоединяться к защите каких-то интересов,
то, очевидно, к защите общечеловеческих
интересов. Важнейшие из них –
сохранение жизни на Земле. Это нашло
отражение в концепции
Таким образом, социальное познание – сложный процесс. Велика доля относительности в социальном знании. Социальное знание выступает как процесс борьбы различных точек зрения. Бытие определяет сознание. В свою очередь, сознание через практическую деятельность меняет социальное бытие и опять отражает его, чтобы подвергнуть дальнейшему изменению. Большое значение имеет демократический режим правления (Мамардашвили) для выявления того, что может объединить разные группы общества.
Уровни
социального познания: 1. частнонаучный,
эмпирические социологические исследования;
2. уровень общесоциологических
Три основных типа социального знания: 1. гуманитарное; 2. социально-экономическое; 3. социально-философское.
Основоположник социологии О.Конт выделял два основных подхода к изучению общества: 1. статический (исследование структуры); 2. динамический (исследование истории).
40 Общество
как объект философского
Общество – это система общественных надличных отношений.
Основу общественной жизни составляет совместная деятельность людей по производству и воспроизводству условий, необходимых для существования человека, а также деятельность по производству самого человека как социального существа, его культуры.
Т.Е. общество – система деятельности и отношений.
Общество – это также мир культуры.
Общество как система имеет свою структуру. Можно выделить четыре основные сферы жизни общества: 1.материально-производственная (экономическая); 2.социальная; 3.политическая; 4.духовная. Поэтому научный подход к обществу – это всегда системный подход, дополняемый структурным, функциональным и историческим подходами.
Материальная сфера является основой жизни общества, но ведущей является духовная сфера. Сознательно или бессознательно человек действует – от этого зависят результаты деятельности.
Общество
– материально-идеальный
Материальное в обществе:
1. географические
условия, природа, втянутая в
жизнь общества практикой (
2. народонаселение
(численность, качество
3. технико-технологическая база;
4. материальное
в обществе – это также
Идеальное в обществе:
1. это общественное сознание, духовная жизнь общества, духовные отношения.
Общество
– это развивающаяся система.
Источник развития – борьба внутренних
социальных противоположностей (основное
противоречие – между производительными
силами и производственными
Социальная реальность на уровне сущности – это надличные общественные отношения, а на уровне явлений – это люди (индивидуальный уровень), их группы, культура, производство, события (надиндивидуальный уровень) и др. как носители общественных отношений.
Исследовательские программы в обществоведении.
Начнем с того, что можно выделить материалистический и идеалистический подходы к обществу. Но т.к. общество – многофакторная система, то появляется разнообразие подходов, делающих акцент то на одни, то на другие аспекты жизни общества.
В нашей программе дана следующая классификация исследовательских программ в обществоведении:
1) Натуралистическая программа: рассматривает общество по аналогии с природой;
2) Социологическая программа: подчеркивает специфику социальной реальности. Общество понимается как надиндивидуальная реальность, подчиняющаяся объективным социальным законам. Маркс считал, что социальная реальность определяется экономической деятельностью, М.Вебер – что социальным действием, рациональным в своей основе, Хабермас – что коммуникативным действием.
3) Культурно-историческая (культурцентристская) программа начинает с различия наук о природе и наук о духе. Общество сверхиндивидуальная реальность, основа его – культура, т.е. надо выявлять уникальное в обществе (Дильтей, Виндельбанд и др.). Надо понимать, а не объяснять социальную реальность, мотивы (Шпенглер, Тойнби, Данилевский).
4) Психологическая и социопсихологическая программа считает, что в обществе основные – психологические факторы.
Есть и другие классификации, например, выделяют:
1. Социологический идеализм.
2. Географический детерминизм.
3. Мальтузианство.
4. Биологический
детерминизм: а) социальный