Т. Гоббс и Дж. Локк о государстве и естественных правах челоека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

С момента выделения человека из животного мира его интересует вопрос о том, какие права он имеет как личность, и какие у него есть права в отношении общества. При образовании разных видов общества человек задается вопросом, кто должен управлять деятельностью всего этого общества и какую правовую форму оно должно представлять. Другими словами, возникает ли из объединения людей государство, и какие права и обязанности при его возникновении появляются между государством и людьми, его образующими. Интересную точку зрения на естественные права человека и государство выражают Томас Гоббс и Джон Локк.

Содержание работы

Введение
1. Биография и среда формирования философии Т. Гоббса
2. Взгляды Т. Гоббса на государство и естественные права человека
3. Биография и среда формирования философии Дж. Локка
4. Взгляды Дж. Локка на государство и естественные права человека
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контр раб.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Гоббс вместе с тем  считает, что «имеются некоторые  права, о которых нельзя думать, чтобы  кто-нибудь мог их словами или  знаками уступить или отчуждать» [2, с.101]. Среди этих неотчуждаемых (естественных) прав человека он называет право сопротивления тем, кто посягает на его жизнь и здоровье, кто хочет наложить на него оковы или заключить в тюрьму. В общем виде Гоббс замечает, что «каждый подданный имеет свободу в отношении всего того, право на что не может быть отчуждено соглашением» [2, с.169]. Так, никакой договор не может обязать человека обвинять себя и сознаваться в предъявляемом обвинении, убить или ранить себя или другого, воздерживаться от пищи, пользования водой и воздухом, употребления лекарств и других необходимых для жизни вещей. Подданный свободен не повиноваться приказам суверена выполнить подобные действия, если, подчеркивает Гоббс, наш отказ в повиновении в подобных случаях не подрывает ту цель, ради которой была установлена верховная власть. Остальные свободы подданных «проистекают из умолчаний закона» [2, с.171]. Там, где суверен не предписал никаких правил, подданный свободен делать или не делать что-либо по собственному усмотрению. Мера и объем подобной свободы подданных в различных государствах зависят от обстоятельств места и времени и определяются верховной властью, ее представлениями о целесообразности и т.п. Признаваемые Гоббсом неотчуждаемые права и свободы подданного в целом касаются вопросов его личного самосохранения и самозащиты. Но никто, подчеркивает Гоббс, не имеет права оказывать сопротивление "мечу государства" в целях защиты другого человека (виновного или невиновного), поскольку такое право лишает суверена возможности защищать безопасность подданных и разрушает саму сущность власти.

Таковы взгляды Т. Гоббса на извечный вопрос о естественных правах человека и государстве.

 

3. Биография и среда формирования философии Д. Локка

29 августа 1632 года в  маленьком городе Рингтон на  западе Англии в семье провинциального  адвоката родился будущий великий  философ Джон Локк. Он воспитывался  в пуританской семье, находившейся в оппозиции как к господствовавшей в стране англиканской церкви, так и к абсолютной монархии Карла I.

Отец Локка во время  гражданской войны был капитаном  эскадрона в парламентской армии  Кромвеля. Он владел значительным состоянием, но во время войны лишился большой части своих сбережений, - скорее всего, вследствие щедрости и великодушия, о которых часто упоминал его знаменитый сын. О матери Локка, урожденной Кинг, сведений мало.

В юношеские годы Джон Локк находился под влиянием политических идеалов отца, который отстаивал суверенитет народа, осуществляемый через парламент. Революция открыла Локку дорогу к образованию. По рекомендации командира его отца полковника Александра Попхэма в 1646 году он был зачислен в Вестминстерскую школу. В 1652 году, когда Локк, один из лучших учеников школы, поступил в Оксфордский университет, он обращается со следующими словами к А. Попхэму: «Вся нация смотрит на Вас как на защитника ее законов и свободы». В 1655 году Локк получил степень бакалавра искусств, а через три года заслужил степень магистра.

В Оксфорде Дж. Локк проявляет глубокий интерес к деятельности Джона Уилкинса, ученого «со страстью к научным экспериментам, невиданной в каком-либо человеке со времен Бэкона». Ричард Лоувэ, сторонник экспериментального изучения причин заболеваний, впервые применивший переливание крови, увлекает Локка занятиями медициной. Здесь же, в Оксфорде, Локк становится другом Роберта Бойля и совместно с ним проводит естественнонаучные эксперименты. Бойль впервые пробудил у него интерес к философии Декарта и Гассенди.

В 1666 году Локк познакомился с лордом Энтони Эшли, страдавшим непонятной болезнью. Поставив точный диагноз, Локк посоветовал лорду сделать операцию и тем самым спас тому жизнь. В  знак благодарности лорд Эшли пригласил Локка погостить к себе на лето, а потом предложил ему поселиться в его доме навсегда. Локк принял это предложение и продолжал лечить лорда и всех членов его семьи. Обязанности домашнего доктора не мешали Локку продолжать занятия философией и естественными науками. Благодаря Энтони Эшли Джон Локк заинтересоваться политикой и теологией. Одновременно продолжал заниматься наукой.

В 1668 году Локка избирают членом Королевского естественнонаучного  общества, а в 1669 году - членом Совета этого общества.

В 1672 году лорд Эшли стал лордом Шефтсбери и великим канцлером Англии. Локк же благодаря покровителю занял высокий пост секретаря правления по делам благотворительности. На этой должности он пробыл до конца 1673 года, то есть до того времени, когда патрон его снова впал в немилость. Служебные взлеты и падения Шефтсбери, как эхо, отражались на судьбе философа.

Локк отправился во Францию, в Монпелье, где пробыл с конца 1675 года до середины 1679-го. Здесь он поправлял здоровье и участвовал в философских дискуссиях с учениками Декарта и Гассенди. Локк окончательно утвердился в мысли, что схоластическая философия отжила свой век.

В 1679 году лорд Шефтсбери  снова занял пост президента совета. Приехав в Лондон, он тотчас вызвал из-за границы своего друга. Однако вскоре лорд Шефтсбери в очередной раз впал в немилость короля и эмигрировал в Голландию. Положение Локка в Лондоне после отъезда Шефтсбери стало небезопасным. Философ пытается найти убежище в Оксфорде. Но и здесь он подвергается преследованиям.

В 1683 году вслед за Шефтсбери Локк эмигрирует в Голландию. Вскоре Шефтсбери скончался в Амстердаме. Для Локка начались годы напряженного труда, глубокого изучения идей Декарта и Гассенди, знакомства с протестантским движением во Франции и Голландии.

В конце 1684 года Локк находился в Утрехте; он приезжал в Амстердам только на короткое время с намерением снова уехать в Утрехт, чтобы его случайно не включили в число заговорщиков. В Амстердаме же он узнал, что требуют его выдачи, и ему поневоле пришлось скрываться.

В 1688 году наступила развязка, положившая конец монархии Стюартов, а заодно и скитаниям Локка. Совершилась так называемая «славная» революция 1688 года - Вильгельм Оранский был провозглашен королем Англии на условиях резкого ограничения его власти парламентом. Были заложены основы того политического режима конституционной монархии, который существует в Англии и поныне. Локк, принимавший активное участие в подготовке переворота 1688 года, в начале 1689 года возвращается на свою родину.

И вновь наряду с правительственной службой он ведет широкую научную и литературную деятельность. Его можно увидеть за беседой с И. Ньютоном. Первой его печатной работой, изданной в Англии в 1689 году, было «Письмо о веротерпимости». Затем издаются «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении» и «Второе письмо о веротерпимости» (1690), «Третье письмо о веротерпимости» (1692), «Некоторые мысли о воспитании» (1693), «Разумность христианства» (1695) с продолжением в виде полемических дополнений.

 

4. Взгляды Дж. Локка на государство и естественные права человека

Дж. Локк считает, что до появления государства люди находятся в естественном состоянии, а это «состояние полной свободы» [4, с.263]. Это состояние полной свободы характеризуется свободой действий и правом распоряжения своим имуществом. Отсутствием необходимости спрашивать разрешения у кого-либо и независимостью от чьей-либо воли. Так же естественное состояние это «состояние равенства» [4, с.263]. При состоянии равенства никто «не имеет больше другого», «существа одной и той же породы и вида, при своем  рождении без различия получая одинаковые природные преимущества и используя одни и те же способности, должны также быть равными между собой без какого-либо подчинения или подавления» [4, с.263]. Естественное состояние управляется законом природы и разумом. Этот закон природы и разум учат людей тому, что «поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого». Для  того, чтобы соблюдался закон природы «каждый обладает правом наказания нарушителей этого закона» [4, с.265]. Без власти, способной заставить исполнять закон природы и обуздать нарушителей, закон становиться бесполезным. А так как в естественном состоянии имеется равноправие, то такую власть имеет каждый. Но эта власть не абсолютна, а лишь в той мере, в какой предписывает рассудок для возмездия и острастки, необходимой для предотвращения преступления закона другими. «И в этом случае и по этой причине каждый человек имеет право наказать преступника и быть исполнителем закона природы» [4, с.266]. Люди выходят из естественного состояния тогда, «когда люди взаимно соглашаются вступить в единое сообщество и создать одно политическое тело» [4, с.270]. Но кроме естественного состояния Локк предполагает «состояние войны». Состояние войны, по Локку, непостоянно, а лишь возникает в естественном состоянии. Люди находятся в состоянии войны лишь тогда, когда возникает «сила или заявление о готовности ее применить в отношении другого лица, когда на земле нет никого высшего, к кому можно было бы обратиться за помощью». «Именно отсутствие возможности подобного обращения, - уточняет Локк, - дает человеку право вести войну против агрессора, хотя бы он являлся членом общества и был собратом по гражданству» [4, с.272]. Но, исчерпав себя, состояние войны сходит на нет. «Когда же применение силы больше не имеет места, тогда состояние войны прекращается». При этом Локк указывает, что состояние войны может быть бесконечно «из-за отсутствия действующих законов и судей, обладающих властью, к которым можно обратиться» [4, с.273]. Жизнь в состоянии войны не естественна для человека. «Избежать этого состояния войны — вот главная причина того, что люди образуют общество и отказываются от естественного состояния» [4, с.273]. Кроме естественного состояния у человека есть «естественная свобода». Естественная свобода ничем не ограничена, кроме закона природы. Но естественная свобода человека в обществе ограничена той законодательной властью, «которая установлена по согласию в государстве, и не находится в подчинении чьей-либо воли и не ограничена каким-либо законом, за исключением тех, которые будут установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием» [4, с.274]. Жизнь общества не в естественном состоянии Локк называет гражданским обществом или «политическим обществом». Локк даёт такое определение политического общества  «Те, кто объединены в одно целое и имеют общий установленный закон и судебное учреждение, куда можно обращаться и которое наделено властью разрешать споры между ними и наказывать преступников, находятся в гражданском обществе…» [4, с.311]. Главное отличие политического общества от других людских обществ (семьи, господских владений) заключается в передаче права индивидуума самостоятельно судить и наказывать преступника всему обществу и закону, установленному этим обществом. Только когда люди передают обществу или законодательной власти право создавать законы, необходимые для общественного блага, только тогда они переходят из естественного состояния в государство. Джон Локк считает, что абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом. Потому как отсутствует «органа власти, куда каждый член этого общества может обратиться, понеся какой-либо ущерб или в случае любого возникшего спора» [4, с.313]. В руках абсолютного монарха находится вся законодательная и исполнительная власть. И любой член общества может пострадать от несправедливого решения такого человека. Такой человек есть в любом обществе, находящемся в естественном состоянии.

Главной целью объединения  людей в государство является сохранение ими своей собственности. При создании государства люди отказываются от части прав, которыми они обладают при естественном состоянии и «передают их в руки общества» [4, с.337]. При этом «власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага». Также «кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и  известным народу, а не путем импровизированных указов» [4, с.337]. И все действия законодательной или верховной власти должны осуществляться «только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа» [4, с.337]. Джон Локк считает возможным множество форм государства (демократия, олигархия, монархия, наследственная монархия, выборная монархия и т.д.). Так же могут быть смешанные варианты. Всё зависит от формы правления в государстве. Форма правления определяется тем, «у кого находится верховная власть, которая является законодательной» [4, с.338]. Таким образом, любая верховная власть или власть законодательного органа не является абсолютной в отношении общества. Так как подчиняется «установленным постоянным законам», которые являются согласием общества. Только согласие общества является законом. Следовательно, «издавать законы не может иметь права никто, кроме как с согласия этого общества» [4, с.339]. Так как законодательный орган действует «по доверию от общества» [4, с.340], то каждый член общества обязан подчиняться власти этого органа и не может быть обязан подчинению какой-либо другой власти, кроме как верховной. Джон Локк указывает на 4 ограничения верховной власти, которые являются результатом установленных постоянных законов. Верховная власть не может быть деспотичной, так как не обладает большими правами чем те, которыми обладали люди, её установившие. Верховная власть не имеет права повелевать посредством «произвольных деспотических указов» [4, с.41], так как любые законы должны быть опубликованы и приняты обществом. Верховная власть не может «лишить какого-либо человека какой-либо части его собственности без его согласия» [4, с.343], потому как именно сохранение собственности является целью создания государства. Законодательный орган не может передавать, кому-либо право издавать законы, так как общество наделило законодательный орган этими функциями и только народ имеет право передать эти функции кому-либо другому. Так же Джон Локк определяет полномочия законодательной власти государства, определённые обществом. Управление посредством «опубликованных установленных законов» [4, с.346], которые являются равнозначными для всех вне зависимости от социального статуса. Цель устанавливаемых законов – блага народа. Повышение налогов не может происходить без согласия народа. Невозможность передачи законодательным органом законодательной власти кому-либо. Поддержание режима свободы, реализация «главной и великой цели» политического сообщества непременно требуют, по Джону Локку, чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие законодательной власти принимать законы полагается только представительному учреждению всего общества. Компетенция претворять законы в жизнь принадлежит исполнительной власти. Дело ведать отношениями с иностранными государствами принадлежит федеративной власти. Имея в виду не допустимость узурпации кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического использования этой власти, он наметил принципы связи и взаимодействия «отдельных ее частей». Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первой место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в  стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.

Таким образом, взгляды  Дж. Локка на естественные права  человека и государства отличаются прогрессивностью либерализмом.

 

Заключение

Философия Т. Гоббса о  естественных правах человека, по моему  мнению, является естественной и жизненной. Естественное состояние людей, описанное Гоббсом, мы можем наблюдать в животном мире. Оставаясь в естественном состоянии, животные постоянно ведут войну «всех против всех». И не только хищники с жертвами, но хищники одного вида между собой, и хищники разных видов между видами.  Имея равные права от рождения, все виды живых существ используют свои возможности с максимальной выгодой для себя. Там где нет силы, способной заставить их не нарушать естественные права другого, всегда есть состояние войны. Везде, где происходит ослабление власти государства или установленного политического режима, общество переходит к естественному состоянию, а значит и войне «всех против всех». Доказательством правоты философской теории Гоббса могут служить события мировой истории. Революция в Англии 1688 года; революция во Франции 1788 года; революция и гражданская война в России 1917 года; распад СССР 1991 года; восстание на Украине «Оранжевая революция» 2004 года; революция и гражданская война в Ливии 2011 года и т. д., кроме того,  в состоянии войны «всех против всех» продолжают находиться суверенные государства. Именно это состояние заставляет вести государства гонку вооружений.

Что же касается философии  абсолютного монархического управления государством, то та же история показала несостоятельность теории Гоббса. На сегодняшний день нет ни одного государства, где бы сохранилась абсолютная монархия. В целом философия права и государства Т.Гоббса носит антилиберальный и антииндивидуалистический характер. В своей трактовке закона (всего позитивного человеческого законодательства) как приказа суверена, Гоббс, противопоставляет закон (гражданский, государственный) и право (естественное) таким образом, что закон резюмирует в себе лишь несвободу, бесправие и обязанности подданных по отношению к суверену и свободу, полновластие и полномочия суверена по отношению к подданным. В философско-правовой концепции Гоббса отсутствуют идея правового закона, понимание закона и государства как форм свободы в цивилизованном, гражданском состоянии.

Философия Джона Локка о естественных правах человека, так же основывается на равенстве людей в естественном состоянии. В отличие от теории Т. Гоббса, Дж. Локк считает, что люди не находятся в постоянной войне «всех против всех». А такое состояние войны возникает лишь при пересечении интересов. Однако, такое состояние может длиться неопределённо долго. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство. Так же целью образования государства является желание прекратить состояние войны.

Информация о работе Т. Гоббс и Дж. Локк о государстве и естественных правах челоека