Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 10:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить место малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства и способы управления многоквартирными домами.
Задачами курсовой работы в связи с указанной целью являются:
1. изучить структуризацию сферы ЖКХ;
2. исследовать наиболее привлекательные виды услуг для развития малых предприятий в сфере ЖКХ
Введение……………………………………………………………………..........2
Глава 1.Малый бизнес в сфере ЖКХ……………………………………….….6
Место малого бизнеса в сфере ЖКХ……………………………………...6
Направления деятельности в сфере ЖКХ, которые могут быть приоритетными для субъектов малого предпринимательства в целом
по России……………………………………………………………………12
Развитие малого предпринимательства и привлечение частного
бизнеса в сферу коммунального хозяйства……………............................15
Поддержка развития малого и среднего предпринимательства в
России в сфере ЖКХ……………………………………………………….18
Глава 2. Способы управления многоквартирным домом……………………..21
2.1. Понятие и цели управления многоквартирными домами……………...21
2.2. Создание органами местного самоуправления условий для
управления многоквартирными домами…………………………………..….23
2.3. Выбор способа управления многоквартирным домом……….………..24
2.4. Управление многоквартирным домом, находящимся в
государственной или муниципальной собственности………………………27
2.5. Непосредственное управление собственниками помещений в
многоквартирном доме………………………………………………………..28
2.6. Управление товариществом собственников жилья и
жилищно-строительным кооперативом………………………………………30
2.7. Управление управляющей организацией……………………………….32
Заключение……………………………………………………………………....38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Перспективным направлением в секторе ресурсоснабжения является обслуживание сетевых инженерных систем. Сейчас этот вид деятельности контролируется, как правило, подразделениями монопольных организаций, выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту инфраструктуры. При этом отсутствует какой-либо контроль этой деятельности со стороны. Выход на этот сектор для субъектов малого предпринимательства серьезно затруднен, однако очевидно, что малые предприятия способны положительно повлиять как на развитие конкуренции, так и на качество и цену данных услуг.
Обобщая сказанное, следует отметить, что в целом сектор ресурсоснабжения является практически полностью монополизированным, доступ субъектов малого предпринимательства в него значительно ограничен, однако в нем существует несколько видов деятельности, в которых малые предприятия могут успешно действовать. Участие малого предпринимательства в этих видах деятельности позволит сделать ценообразование более прозрачным и приведет к более эффективному расходованию бюджетных средств. Тем самым это положительно скажется как на развитии конкурентной среды, что приведет к улучшению качества предоставляемых услуг и выполнению задач реформирования ЖКХ, так и на развитии самого малого предпринимательства.
2. Сектор управления жилым фондом.
Большое значение имеет создание развитых рыночных отношений в секторе управления жилым и нежилым фондом. Этот сектор длительное время был монополизирован: управление домами, находящимися в муниципальной собственности, и большей частью домов, находящихся в собственности ЖСК, товариществ собственников жилья (ТСЖ), ЖК и пр., осуществляется муниципальными организациями. Очевидным является то, что создание конкурентной среды, улучшение общего качества облуживания является необходимым условием для появления частных управляющих организаций, которые будут непосредственно конкурировать за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом.
Важным звеном в новой системе управления жилищным фондом должны стать организации жильцов, которые будут выполнять функцию заказчика управленческих услуг. В настоящее время популярность ТСЖ низка. В стране существует большое количество собственников, которые отказываются от функций управления принадлежащего им жилищного фонда, по сути, оставаясь нанимателями.
При появлении частных управляющих организаций должна решиться проблема, которая заключается в отсутствии реального альтернативного предложения услуг по обслуживанию жилых зданий. Сейчас многим созданным ТСЖ приходится обращаться к существующим муниципальным жилищным предприятиям-монополистам из-за отсутствия частных управляющих компаний. Поэтому вовлечение малых предприятий в сектор управления жилищным фондом позволит решить задачу создания конкурентных отношений и развития малого предпринимательства и будет стимулировать дальнейший рост организации ТСЖ. Тем самым коренное улучшение ситуации с развитием рыночных отношений в жилищном секторе связано не столько с силовым созданием ТСЖ, сколько с формированием конкурентного предложения услуг в сфере управления жилищным фондом. Есть все основания полагать, что многообразие предложения будет стимулировать многообразие спроса на эти услуги, что послужит стимулом для создания ТСЖ.
Развитие малого предпринимательства в секторе управления жилищным фондом является одним из приоритетных направлений развития малого предпринимательства в сфере ЖКХ. С увеличением численности частных управляющих компаний будет создаваться конкурентный рынок услуг в данном секторе, будет расти уровень оказания этих услуг и сокращаться их стоимость, к тому же появление частных компаний будет стимулировать создание объединений собственников жилья, тем самым вдвойне способствуя реформированию ЖКХ.
3. Сектор выполнения подрядных работ.
Сектор выполнения подрядных работ является четко структурированным («поделенным»). В нем действует ограниченное число компаний, среди которых ротация незначительная. Однако почти все малые предприятия, действующие в секторе ЖКХ, выполняют подрядные виды деятельности.
В этом секторе дела обстоят значительно лучше. Разделение функций управления и обслуживания жилищного фонда ликвидировало монополию жилищных трестов на исполнение подрядных работ. В результате на рынок работ по обслуживанию и ремонту жилых домов стали приходить частные организации. Проведение конкурсов на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту происходит повсеместно. Появились города, в которых 100% капитальных ремонтов проводится на конкурсной основе. Формируется реальная конкурентная среда в сфере подрядных работ.
Развитие малого предпринимательства в этом секторе является благоприятным как для решения задач реформирования ЖКХ, так и для малого предпринимательства в целом. Так, с появлением значительного количества малых предприятий в секторе выполнения подрядных работ увеличится конкуренция подрядных организаций, желающих получить заказ на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании, что неминуемо должно привести к улучшению качества обслуживания и сокращению цен в этой области. В данном секторе приоритетными направлениями являются строительные работы, работы по капитальному ремонту, по обслуживанию и эксплуатации жилищного и нежилого фонда, внутридомовых сетей, работы по благоустройству территорий, вывоз ТБО (дорожные работы) [14, с. 125].
1.3. Развитие малого предпринимательства и привлечение частного бизнеса в сферу коммунального хозяйства.
Актуальной задачей для малого предпринимательства является введение раздельного учета производства коммунальных ресурсов и услуг по их передаче. Это позволит создать предпосылки для формирования локальных рынков энергоресурсов путем разделения монопольной транспортировки и конкурентного производства, что предполагает юридическое выделение и передачу в управление различным хозяйствующим субъектам муниципальных сетей и источников коммунальных ресурсов. Для малых предприятий привлекательным может стать производство локальных источников энергии. Локальные источники тепловой энергии могут использоваться на территориях с малой плотностью застройки, при сложном рельефе местности, в местах, удаленных от крупных источников тепловой энергии, когда стоимость услуг по передаче этой энергии сопоставима со стоимостью ее производства.
С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса».
В соответствии с данным законом регулированию подлежат:
Закон «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» нацелен на регулирование тарифов и надбавок в сфере ресурсоснабжения и утилизации, предполагая априори, что эти отрасли монополизированы (возможно, локально).
Невозможность формирования конкуренции на рынке компенсируется конкуренцией за рынок на основе концессионных соглашений, которые реализуются путем заключения договоров на право осуществления различного рода хозяйственной деятельности с передачей объектов муниципальной инфраструктуры в эксплуатацию и управление российскому или иностранному хозяйствующему субъекту (управляющей компании). Заключение концессионных соглашений, по сути, является формой квазиконкуренции, которой в некоторой степени свойственны положительные эффекты обычной конкуренции (повышение качества, снижение стоимости). Наличие муниципальной собственности на объекты ЖКХ создает предпосылки для использования данного механизма в целях повышения эффективности управления, а также повышения благосостояния конечных потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Еще одной из предпосылок создания конкурентной среды должно стать акционирование государственных и муниципальных унитарных предприятий, работающих в коммунальной сфере, которое обеспечит равные юридические права для всех участников рынка, а также будет способствовать привлечению частного капитала в ЖКХ.
Условием привлечения частных компаний должны быть договоры концессионного типа, т.е. договоры долгосрочной аренды, сопровождаемые инвестиционными соглашениями.
Для реализации задач привлечения частного бизнеса в сферу ЖКХ необходима помощь органов государственной власти субъектов РФ, которая состоит в:
Для привлечения малых предприятий к решению вопросов коммунального обслуживания населения и к обеспечению условий реализации Федерального закона РФ от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с которым средства на проведение капитального ремонта жилищного фонда и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда предоставляются субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, выполнившим условия (в том числе увеличение доли частных организаций коммунального комплекса, частных организаций по управлению многоквартирными домами, товариществ собственников жилья), может быть предложено:
На муниципальном уровне:
На региональном уровне:
1.4 Поддержка развития малого и среднего предпринимательства в России в сфере ЖКХ.
Жилищно-коммунальный комплекс является потенциально привлекательной в инвестиционном плане отраслью. Это объясняется практически гарантированным сбытом продукции, а также стабильностью и предсказуемостью процесса ценообразования, что позволяет минимизировать риски инвестора.
Кроме того, дополнительный инвестиционный потенциал скрывается в существующих ныне технологическом несовершенстве инфраструктуры и управленческой неэффективности в отрасли. Между тем, очевидно, что данный потенциал может быть реализован только при создании надлежащей системы мотивации – экономической заинтересованности в сокращении затрат. Подобная заинтересованность может эффективно проявлять себя лишь в условиях конкурентной рыночной среды в рассматриваемой отрасли.