Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 10:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить место малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства и способы управления многоквартирными домами.
Задачами курсовой работы в связи с указанной целью являются:
1. изучить структуризацию сферы ЖКХ;
2. исследовать наиболее привлекательные виды услуг для развития малых предприятий в сфере ЖКХ
Введение……………………………………………………………………..........2
Глава 1.Малый бизнес в сфере ЖКХ……………………………………….….6
Место малого бизнеса в сфере ЖКХ……………………………………...6
Направления деятельности в сфере ЖКХ, которые могут быть приоритетными для субъектов малого предпринимательства в целом
по России……………………………………………………………………12
Развитие малого предпринимательства и привлечение частного
бизнеса в сферу коммунального хозяйства……………............................15
Поддержка развития малого и среднего предпринимательства в
России в сфере ЖКХ……………………………………………………….18
Глава 2. Способы управления многоквартирным домом……………………..21
2.1. Понятие и цели управления многоквартирными домами……………...21
2.2. Создание органами местного самоуправления условий для
управления многоквартирными домами…………………………………..….23
2.3. Выбор способа управления многоквартирным домом……….………..24
2.4. Управление многоквартирным домом, находящимся в
государственной или муниципальной собственности………………………27
2.5. Непосредственное управление собственниками помещений в
многоквартирном доме………………………………………………………..28
2.6. Управление товариществом собственников жилья и
жилищно-строительным кооперативом………………………………………30
2.7. Управление управляющей организацией……………………………….32
Заключение……………………………………………………………………....38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Основным преимуществом непосредственного управления многоквартирным домом является отсутствие расходов на содержание штата ТСЖ или расходов связанных с привлечением к управлению управляющей компании, так как управление в этом случае осуществляется непосредственно инициативными собственниками многоквартирного дома.
Однако это является и главным недостатком такого вида управления в том случае, если в доме проживает достаточно большое количество жильцов и площадь общего пользования является значительной.
Ведь чем больше дом - тем больше может возникнуть проблем с его управлением и разногласий между жильцами. А найти такого управляющего, который по своей инициативе решал бы массу вопросов достаточно сложно.
Таким образом, выбор непосредственного управления оптимален в небольших многоквартирных домах, где объем работы по управлению домом минимален. В виду специфики застройки этот способ управления неприменим для крупных городов и больше ориентирован на сельскую местность с небольшими коттеджами как основным видом застройки [22, с.47].
Многие люди задерживают или просто игнорируют оплату потреблённых коммунальных услуг. В случае непосредственного управления каждый должник имеет дело напрямую с поставщиками ресурсов. То есть, по судебному иску он будет отвечать непосредственно перед юристом организации, продающей воду, энергию и т.д. В случае управления ТСЖ судиться с должником будут члены правления ТСЖ, то есть будут обязательно возникать претензии личного характера.
Многие жильцы считают себя вправе не платить за коммунальные услуги, т.к. у них нет денег, недостаточно субсидий и т.д., при этом забывая, что они перекладывают бремя их содержания на плечи других добросовестных плательщиков. Как правило, арбитражные суды решают вопросы о взыскании оплаты в пользу поставщиков, но в этом случае если и будут отрицательные эмоции по поводу "несправедливого" решения суда, то они будут направлены на юристов соответствующих организаций, а не на членов правления ТСЖ, то есть своих соседей.
Непосредственное управление проигрывает управлению профессиональными организациями потому, что в управляющих компаниях есть стойкие, опытные профессионалы в области ЖКХ, есть необходимая техника для рытья земли, продувки батарей, сварки и т.д., есть свои подрядчики в деле оказания ремонтных и строительных услуг.
Однако высокий уровень коррупции в государственных и частных структурах приводит к резкому завышению цен на услуги, что вызывает недовольство плательщиков. Возникает дилемма, которую решить можно только одним способом - наймом ремонтных или обслуживающих организаций. У жильцов, как правило, нет ни материальной базы, ни необходимых навыков в деле ремонта и обновления коммуникаций или конструкций дома. Поэтому непосредственное управление, как правило, может решить только небольшие задачи по содержанию общедомового имущества - установка новых почтовых ящиков, новой металлической двери с домофоном, косметический ремонт стеновых панелей или потолков.
Таким образом, непосредственное управление рекомендовано только для переходного периода формирования ТСЖ, оформления земельного участка придомовой территории и передачи дома на баланс ТСЖ.
2.6. Управление товариществом собственников жилья и жилищно-строительным кооперативом
Товариществом собственников жилья - это некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Оно может заниматься предпринимательской деятельностью, а всю полученную прибыль тратить на содержание и обслуживание дома и придомовой территории.
Для создания ТСЖ требуется проведение общего собрания собственников жилья, на котором должны быть рассмотрены следующие вопросы:
- выбор способа управления домом;
- принятие решения о создании ТСЖ;
- принятие устава ТСЖ;
- избрание руководящих и ревизионных органов.
Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Управление домом осуществляется выбранным Правлением ТСЖ. Оно же заключает договора с ресурсоснабжающими организациями, решает вопросы содержания и ремонта общего имущества товарищества.
Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества.
Оно является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты [16, с.68].
Отличие ТСЖ от ЖСК - в том, что первое объединяет собственников жилья, а второе поначалу - будущих собственников, которые становятся таковыми после выплаты пая.
Товарищество собственников жилья вправе:
- заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества;
- определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд;
- устанавливать на основе
принятой сметы доходов и
- выполнять работы для
собственников помещений в мног
- пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством;
- передавать по договору
материальные и денежные
- продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу;
- предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме.
ТСЖ обязано заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества, выполнять обстоятельства договора.
Так же должно обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество. Обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, а так же самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю [29, с.116].
Прежде чем создать ТСЖ требуется произвести межевание земли. Межевание может быть проведено, как и по линии дома, так и присоединить прилегающую территорию. К примеру, чтобы произвести межевание земли в Москве, существует очередь на 8 лет вперед. Это первая проблема в создании ТСЖ.
Можно заметить, что большинство жилого фонда России возводилось во времена советской власти, когда не стоял вопрос межевания земельных участков между многоквартирными домами. Сейчас выясняется, что дома часто построены таким образом, что нет возможности сформировать земельные участки согласно соответствующим нормам, исходя из числа членов ТСЖ.
Кроме того, данная земля может быть уже сдана в аренду и субаренду различного рода застройщикам и пользователям, ТСЖ в этом случае будет нести обременительные судебные расходы на услуги адвокатов.
Однако, без межевания невозможно оформление в собственность чердаков, подвалов, цокольных этажей и мансард. Все это можно сдавать в аренду и получать дополнительную прибыль.
Вторая проблема - капитальный ремонт дома. Если в квитанциях учитывать суммы на сбор для проведения этого ремонта, то уйдет лет 10-15, пока наберется нужная сумма. При таких условиях, дом быстрее развалиться, нежели в нём будет произведён капитальный ремонт.
Таким образом, ТСЖ эффективней создавать в новостройках.
Третья проблема - это несовершенство законодательства и механизмов взаимодействия ТСЖ с городскими структурами. Если кто-то из жильцов не платит, в том числе обязательные коммунальные платежи, взыскать с него долги можно только через суд. На это могут уйти годы, и все это время недостачу придется покрывать за счет исправно платящих жильцов.
Другая проблема связана со льготными категориями граждан, имеющих право на дотации по коммунальным платежам. Город по закону должен возвращать ТСЖ разницу между платежами льготников и реальными затратами на коммунальные услуги, но на практике этого не происходит.
В условиях дефицита руководящих кадров должность председателя ТСЖ достаётся, как правило, малоквалифицированным, юридически не грамотным людям.
Так же на законодательном уровне не регламентирован размер заработной платы председателя ТСЖ, в этих условиях председатель может использовать своё положение для личного обогащения, увеличивая себе зарплату и выписывая премии [29, с.97].
Подобрав в правление удобные для себя кандидатуры и навязав их общему собранию, существует возможность для председателя расходовать средства ТСЖ по своему усмотрению.
Хотя при создании ТСЖ существует немало подводных камней, но, на мой взгляд - данный способ управления многоквартирным домом является самым эффективным.
2.7. Управление управляющей организацией
Управление многоквартирным домом с помощью привлечения управляющей компании является одним из трех способов управления предлагаемых жилищным кодексом РФ.
При управлении многоквартирным домом управляющей компанией между сторонами заключается письменный договор на управление многоквартирным домом.
Договор должен содержать полный перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме, а также перечень оказываемых коммунальных услуг и их стоимость. Обязательно указывается, в какие сроки выполняются перечисленные услуги и с какой периодичностью. Например, сколько раз в неделю производится уборка лестниц, сколько раз в год и в какое время осуществляется покраска стен в подъезде.
Прописывается порядок определения размера оплаты за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Указывается порядок внесения такой платы: в какой банк, на какой счет, в какой форме.
Следует указать порядок проведения в доме капитального ремонта, в том числе порядок сбора денежных средств на его проведение: раз в месяц, раз в квартал, по мере надобности. К примеру, можно поручить управляющей организации перед проведением капитального ремонта провести оценку технического состояния дома с привлечением соответствующих специалистов. Кроме того, можно подготовить смету на проведение капитального ремонта и утвердить ее на общем собрании жильцов.
В договоре должен быть прописан порядок осуществления контроля качества предоставляемых услуг, порядок выявления и фиксирования фактов недопоставки или отсутствия поставки жилищно-коммунальных услуг, а также лица, подписывающие соответствующие акты. Необходимо указать параметры качества предоставляемых услуг, и следовательно, ответственность управляющей организации за некачественные услуги, нарушение сроков их поставки.
Грамотное составление договора управления многоквартирным домом позволит в дальнейшем избежать множества проблем, а в случае возникновения спора - справедливо разрешить его, удовлетворив интересы стороны, чьи права нарушены [20, с.82].
Управляющая организация несет прямую ответственность за нарушение порядка и качества осуществляемых услуг. Также она обязана отвечать за вред, причиненный имуществу или жизни, здоровью жильцов дома, если он нанесен в связи с несвоевременным устранением нарушений.
Управляющая компания может быть организована и работать двумя способами:
1. Деятельность управляющей организации сосредотачивается на перераспределении финансовых ресурсов и привлечении подрядных организаций методом аутсорсинга для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества доме. В данном варианте собственный штат управляющей компании может насчитывать 3-4 менеджера.
2. Деятельность данного
вида управляющих компаний
В структуру таких компаний входит:
- центр коммунальных платежей (производит начисление и сбор платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги и услуги по содержанию жилищного фонда на основании единой расчетной квитанции);
- подрядная организация
- ведущая компания по оказанию
полного комплекса жилищно-