Обеспечение жизниспособности бизнес идей от генерации до ее коммерциализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 15:38, реферат

Описание работы

Не всякая на первый взгляд хорошая или даже “гениальная” бизнес идея может быть реализована. Возможность реализации идеи зависит от многих факторов. Среди них - квалификация, навыки работы в выбранной области деятельности, организаторские и финансовые – вот лишь небольшая часть того, что определяет возможность реализации бизнес-идеи.
Как проверить имеет ли право на существование то, что Вами предложено, или это только воздушный замок. Предлагаем Вам заняться анализом ситуации.

Файлы: 1 файл

поэтапно.docx

— 1.83 Мб (Скачать файл)

Организации могут существовать очень  долго. Сменяются поколения собственников, менеджеров, работников, а организация  живёт и прекрасно себя чувствует. Для организации время не является определяющим фактором, влияющем на её состояние. Есть множество случаев, когда организации умирают молодыми по возрасту, очень быстро описав кривую жизненного цикла. А есть примеры предприятий, живущих и развивающихся столетиями, которые в настоящий момент являются молодыми по своему состоянию. Такие организации, как правило, проходят периоды спада и подъёма, старения и омоложения, но в целом они поддерживают себя постоянно «в хорошей форме».

Поэтому организация стареет  и загнивает не от времени, а от просчётов и от ошибок в управлении – от плохого менеджмента, а проблема профессионального менеджмента  или профессионального управления является ключевой в управлении жизненным  циклом предприятия.

Кратко об авторе: Игорь Владимирович Бондаренко, основатель компании «Прогрессивный менеджмент». В статье отражается его субъективный взгляд на актуальные проблемы бизнеса, основанный на многолетнем практическом опыте управления производственными предприятиями на должностях:  директор департамента продаж, директор по маркетингу, коммерческий директор, исполнительный директор, генеральный директор, председатель правления открытого акционерного общества.

 
1. Жизненные циклы бизнеса 
 
Как мировой, так и российский экономический опыт свидетельствуют о том, что бизнес функционирует не хаотично, а в соответствии с определенными внутренними закономерностями. Конкретное «дело» создается, развивается, находит и завоевывает свою рыночную нишу, стабилизируется, стагнирует (не развивается и не сокращается, т.е. находится в равновесии с неизменной окружающей рыночной средой), возможно, сокращается и наконец прекращает свое существование. В целом можно говорить о жизненном цикле существования конкретного бизнеса – динамическом процессе создания, трансформации и ликвидации.  
 
Вместе с тем занятие бизнесом обычно сопутствует получению и расходованию денежных средств, движение которых (в той их части, которую можно считать находящейся в распоряжении бизнесмена) также имеет переменный характер. В этом движении сочетаются кратковременные циклы – циклы обращения вложенных средств – и более длительные тенденциальные изменения, связанные с накоплением денег. Наиболее желательной является ситуация, когда окончание «экономического жизненного цикла» сопровождается накоплением суммы денег, достаточных для трансформации конкретного бизнеса или переноса его на новое поле деятельности. Бывают и ситуации, когда несовпадение циклов в движении финансовых средств и смены стадий экономического цикла приводит к разрушению бизнеса (банкротство). 
 
Обычно различают следующие «экономические» стадии бизнеса (допускающие сравнение с этапами жизни человека): возникновение (рождение), становление (детство), рост (юность), насыщение (зрелость), спад (старение), ликвидация (смерть).  
 
Возникновение бизнеса связано с выявлением неудовлетворенной или не вполне удовлетворенной потребности экономики в некотором виде товаров или услуг, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель бизнеса на данной стадии – выживание, т.е. переход к следующей стадии цикла. Это требует от лидера бизнеса таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, высокая работоспособность. Особое значение на этом этапе должно придаваться поиску и адаптации всего нового, непривычного. 
 
Становление – закрепление своего положения на рынке и в деловом сообществе. Основная задача – укрепление конкурентоспособности бизнеса. Это высокорисковая внутренне стадия, т.к. именно в этот период часто происходит бурный и плохо контролируемый рост организации. На этой стадии многие вновь образующиеся фирмы терпят крах из-за неопытности и некомпетентности бизнесменов или менеджеров.  
 
Рост – стадия продолжения ускорения и, как правило, полный захват допустимой для этого бизнеса части рынка. При этом происходит переход от комплексного менеджмента, осуществляемого небольшой командой единомышленников, к дифференцированному менеджменту с использованием простых или более изощренных форм планирования и прогнозирования. Интуитивная оценка риска руководством организации уже недостаточна, и это заставляет менеджеров прибегать к аналитическим оценкам рисков, что способствует появлению в организации узкоспециализированных работников. 
 
Насыщение – развитие фирмы на этой стадии обычно ведется в интересах системного сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и четкого управления. К руководству приходят опытные администраторы, при этом неординарные талантливые специалисты нередко заменяются более «послушными». Зрелость организации связана с ее проникновением в новые сферы деятельности, расширением и дифференциацией, однако именно в этот период активно зарождается бюрократизм в управлении. Выделяются три стадии насыщения (зрелости): ранняя, промежуточная и окончательная. Период ранней зрелости характеризуется произвольным ростом фирмы, промежуточной – сбалансированным ростом, окончательной – насыщением и стагнацией деятельности. 
 
Спад – стадия, характеризующаяся утратой конкурентных позиций на рынке, обострением внутрифирменных противоречий и конфликтов, ухудшением финансового состояния фирмы и снижением ее стоимости. Главной задачей организации является борьба за выживание, затрудненная бюрократизацией как внутреннего пространства фирмы, так и внешней среды. Новые идеи на этой стадии редко находят адекватное воплощение. 
 
Ликвидация – завершение данного бизнеса. По существу это может быть либо концентрированный переход капитала в другую отрасль или сферу деятельности, либо дисперсия (распыление) капитала по многочисленным кредиторам и ликвидация капитала как целого. Наконец, возможно и разорение владельцев бизнеса. 
 
Решения, связанные с попытками управления жизненным циклом конкретного бизнеса и направленные на ускорение или замедление перехода от одной стадии к другой, относятся к числу важнейших стратегических решений (более точное определение стратегических решений дано в п. 4.1). Связь между стратегией предприятия и движением предприятия по фазам его жизненного цикла весьма сильна. Неудачное решение в сфере, казалось бы, не относящейся к жизненному циклу, может иметь долговременные последствия в виде наступления новой стадии. Поэтому объективные закономерности эволюции и изменений в бизнесе имеют первостепенное значение при разработке стратегии и даже решении тактических задач управления. Описанию таких закономерностей и примеров их проявления в российской и зарубежной экономической реальности посвящена настоящая глава.  
 
В изменении бизнеса можно различать две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными и качественными изменениями; и революционную, характеризующуюся скачкообразным переходом из одного состояния в другое. В процессе функционирования бизнеса фирмы, реализующие данный бизнес, обычно претерпевают организационные и экономические изменения: создаются новые подразделения и отделы управления, существующие подразделения реорганизуются или ликвидируются, меняется структура финансовых потоков и структура управления. Значительная организационная перестройка часто приводит к реорганизации юридического лица: на стадии развития фирмы, как правило, сливаются с другими, присоединяют их, а также меняют организационно-правовую форму; на стадии стагнации входят в объединения фирм; на стадии сокращения – делятся на несколько фирм. Такую реорганизацию бизнеса, внешним признаком которой является изменение юридического лица, назовем трансформацией бизнеса. Основные виды трансформаций –слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (Гражданский кодекс РФ, ч.1, ст. 57). Особым видом трансформации является объединение фирм; их юридический статус при этом не меняется. 
 
Основные причины трансформаций группируются в трех областях: первая обусловлена изменениями окружающей среды, вторая – формированием или изменением стратегии компании, третья – сменой внутреннего состояния компании. Рассмотрим эти группы подробнее, выделяя основные характеристики (аспекты) соответствующих факторов. 
 
1. Изменение окружающей среды 
·   Изменение уровня конкуренции и степени сложности перехода предприятия в другую отрасль. 
·   Изменение уровня конкуренции и степени сложности перехода предприятия из другой отрасли в данную. 
·   Перемены в характере государственного регулирования и предпринимательского климата в отрасли. 
 
2. Изменение стратегии компании 
·   Решение о горизонтальной интеграции предприятия, т.е. приобретении или усилении контроля над фирмами аналогичного профиля. 
·   Решение о вертикальной интеграции предприятия, т.е. приобретении или усилении контроля над системами распределения и продажи (прямая интеграция, интеграция «вверх») или поставщиками (обратная интеграция, «интеграция «вниз»). 
·   Решение о диагональной интеграции, т.е. интеграции с фирмой, не являющейся поставщиком или потребителем продукции данного предприятия (интеграция «вбок»). 
·   Решение о диверсификации, т.е. процессе расширения номенклатуры производимой продукции, проникновения фирмы в другие отрасли производства. 
·   Решение о специализации бизнеса, т.е. сокращении его номенклатуры. 
·   Резкое расширение бизнеса путем эмиссии дополнительных акций. 
·   Партнерство, т.е. взаимодействие с партнерами путем создания союзов или ассоциаций. 
 
3. Изменение внутреннего состояния компании 
·   Резкое изменение организационно-технических и экономических характеристик фирмы. 
·   Изменение структуры собственности фирмы. 
·   Достижение фирмой организационно-технической и финансовой готовности к реорганизации, готовность менеджмента компании, в первую очередь высшего, к переменам. 
·   Разрушение структуры управления компанией, появление неуправляемых групп работников.  
 
В процессе трансформации обычно изменяется организационно-экономическая структура бизнеса. В наиболее сильной степени это происходит при слияниях и разделениях. При слияниях небольших и средних фирм обычно возникает задача интеграции организационно-управленческих структур этих фирм в единый механизм, при делении – задача дезинтеграции. Для крупных компаний трансформации часто связаны с реорганизацией  организационной структуры компании  в линейно-функциональную, и наоборот. При этом обычно меняется и структура управления. Другой вариант изменения структуры управления связан с акционированием, при котором у фирмы появляются новые органы управления – собрание акционеров и совет директоров. 
 
Существенно меняется при трансформациях и финансовая структура фирмы – появляются новые (при слияниях) или исчезают старые (при делениях) центры финансового учета и центры финансовой ответственности. 
 
Важным аспектом трансформации является ее экономическая характеристика – своеобразная «экономика трансформации». Перед трансформацией должна производиться прогнозная оценка доходов и расходов в новой ситуации; при этом сам процесс преобразования обычно требует затрат, а в результате меняются схема и величина финансовых потоков. Особую роль играют при этом изменения объема и структуры издержек производства и реализации продукции. Остановимся на этом подробнее. 
 
Все издержки фирмы можно разделить на три типа – внутренние, внешние и трансакционные. Элементарный пример: пусть бизнес фирмы заключается в том, что она закупает продукт А, перерабатывает его в продукт Б, который затем продает. Издержки по закупке А – внешние, по переработке А в Б – внутренние, совпадающие с производственными (они также называютсятрансформационными). Если продавец А и покупатель Б уже были когда-то найдены, вся схема реализуется при фиксированных ценах и объемах и не требует затрат на защиту интересов сторон при выполнении сделки, то трансакционные издержки равны нулю. Однако в реальности покупателя или продавца еще нужно найти, цены и объемы предложения постоянно меняются – их необходимо определить для каждой конкретной сделки. Кроме того, порой требуются затраты на обеспечение связанного со сделкой (трансакцией) перераспределения прав собственности. Все это в принципе требует определенных затрат, на которые фирма вынуждена идти, чтобы сами трансакции стали возможными. Эти затраты и называются обычно трансакционными. На их формировании и роли в современной экономике имеет смысл остановиться подробнее.  
 
Понятие трансакционных издержек становится все более важным в современной экономической теории. По оценкам Д. Норта и Дж. Уолиса, доля трансакционных издержек в современной американской экономике доходит до 45% от валового внутреннего продукта, причем эта доля имеет долговременную тенденцию к росту, и пока что не видно, чтобы эта тенденция прекратилась. Об этом свидетельствует, например, рост финансового сектора экономики во всем мире за последние десятилетия. 
 
Трансакционные издержки можно интерпретировать также как затраты на адаптацию фирмы к меняющимся рыночным условиям. Если на рынке, где давно работает фирма, ничего не меняется, то трансакционные издержки близки к нулю. Поэтому подобно тому, как затраты на производство делят на условно-постоянные и переменные, т.е. меняющиеся в зависимости от изменения объемов, непроизводственные издержки фирмы также можно разделить на условно-постоянные и переменные – трансакционные, отражающие затраты на адаптацию к изменениям рынка. Условно-постоянные издержки соотносятся с устоявшимися производственными связями, а трансакционные – с поиском и налаживанием новых рыночных связей: 
 
З = Зпро + Знуп + Знтр
 
где Зпро – производственные затраты; 
Знуп – непроизводственные условно-постоянные затраты; 
Знтр – непроизводственные трансакционные затраты. 
 
Вновь созданная фирма может предложить три варианта продуктов или услуг по степени новизны, каждому из которых будет соответствовать свой тип рынка: 
·   новый продукт – новый рынок; 
·   усовершенствованный продукт – модифицированный рынок; 
·   существующий продукт – старый рынок. 
 
При создании фирмы и в первый период ее деятельности ее затраты складываются только из двух компонент: 
З = Зпро + Знтр
 
поскольку налаженных связей пока у фирмы нет. Вместе с тем необходимы реклама, поиск потребителей и поставщиков, налаживание с ними связей. Это требует высокого уровня трансакционных издержек. Успех новой фирмы в конечном итоге определится уровнем всех ее затрат – производственных и непроизводственных трансакционных. Однако в зависимости от новизны продукта возможны три варианта поведения. 
 
На стадии внедрения и роста фирмы идет постепенное освоение рыночной ниши. Величина трансакционных затрат остается постоянной, а их доля постепенно уменьшается, размер и доля условно-постоянных непроизводственных затрат возрастает. В какой-то момент оказывается, что при постоянном размере трансакционных затрат прироста продаж не происходит. Это свидетельствует о насыщении рынка и заполнении своей рыночной ниши. В этот момент фирма стоит перед выбором новой стратегии, который определяется состоянием рынка и внутренним состоянием фирмы. Варианты возможных ситуаций приведены ниже:

 
Рынок

 
Способность фирмы к развитию

 
Низкая

 
Высокая

 
Спокойный

 
Стагнация

 
Слияния

 
Бурный

 
Спад

 
Поглощения


 
На спокойном устоявшемся рынке  с низким уровнем конкуренции  фирма может долго существовать, не меняясь. Это стратегия стагнации. Такую стратегию могут избирать кафе, рестораны, ателье в небольшом  поселке или районе города с постоянной клиентурой и отсутствием конкурентов. Фирма, ориентированная на развитие, на спокойном рынке предпочтет стратегию  дружественных слияний.  
 
На бурном рынке, развивающемся или быстро осваиваемом, с высоким уровнем конкуренции фирма вынуждена вступать в конкуренцию. При низкой способности к развитию вынужденной стратегией будет борьба за выживание в условиях спада, при высокой – поглощение конкурентов. 
 
Рассмотрим изменение затрат при разных вариантах слияний и поглощений.  
 
Горизонтальная интеграция. Общие затраты уменьшаются за счет снижения производственных затрат, которые в свою очередь уменьшаются за счет объединения производств и органов управления, устранения дублирования в их работе. 
 
Вертикальная интеграция. Уменьшение условно-постоянных внепроизводственных затрат и рост производственных за счет перехода ряда внешних операций купли–продажи во внутрифирменные. Возможно некоторое уменьшение трансакционных издержек за счет более тесной кооперации между слившимися фирмами.  
 
Диверсификация. Сама по себе диверсификация не влияет на величину и пропорции издержек. Нередко приобретатель реорганизует работу приобретенной компании, при этом его действия могут быть направлены на уменьшение как производственных, так и непроизводственных затрат, в зависимости от конкретной ситуации. 
 
Покупка отделения, филиала, филиальной сети, сбытовой сети. Механизм изменения структуры затрат здесь такой же, как и при их выделении, поэтому удобнее рассматривать его в соответствующем разделе. 
 
Для стадии роста характерным является преобразование предприятий, а наиболее популярный вид преобразования – акционирование. Целью акционирования является продажа акций для получения или привлечения средств и сама по себе эта трансформация не влияет на величину и пропорции затрат. В этом случае производственные и внепроизводственные затраты изменяются независимо от организационно-правовой формы предприятия. 
 
Выделение части предприятия говорит о зрелости бизнеса и является результатом назревшей реорганизации. Существовать в старых организационных рамках оказывается тесно, начинается реструктуризация. Выделение дочерних и появление зависимых, территориально не обособленных фирм является результатом улучшения структуры управления и чаще всего приводит к экономии производственных затрат (накладные затраты). Для территориально обособленных дочерних и зависимых фирм уменьшаются внепроизводственные затраты и в первую очередь трансакционные. Для быстрого освоения рынка наиболее подходящими средствами являются оболочечные фирмы и франчайзинг. Небольшие затраты при включении большого количества заинтересованных предпринимателей позволяют существенно уменьшить трансакционные издержки по сравнению с другими, традиционными методами борьбы за рынок. Особенно эффективны эти методы в условиях бурно развивающегося рынка (например, рынка компьютерных программ в России). 
 
На стадии спада фирмы нередко делятся. Уходят партнеры, прихватив с собой часть бизнеса. «Осколки» старой фирмы при этом ведут себя по-разному. Нежизнеспособные, с плохим управлением, прекращают борьбу, уменьшая трансакционные затраты до нуля. Жизнеспособные, с сильным управлением, ведут борьбу за выживание, стараясь удержать старых партнеров и найти новых. Уровень и доля трансакционных затрат резко возрастает. 
 
Объединения независимых предприятий характерны для предприятий в стадии роста и даже внедрения. Участие в объединениях (союзах, ассоциациях) облегчает таким предприятиям поиск клиентов и позволяет снизить трансакционные затраты, что нередко является для этих предприятий условием выживания.  
 
Для объединений полузависимых и зависимых предприятий картина получается более сложная. Если пользоваться терминологией, характерной для анализа в духе матрицы бостонской консалтинговой группы (Карлоф, 1991), можно сказать, что в корпоративных объединениях присутствуют как перспективные развивающиеся фирмы и фирмы в стадии зрелости, так и стагнирующие проблемные компании, а также убыточные в стадии спада. В целом все же участие в ФПГ или в другом объединении обычно приводит к налаживанию постоянных технологических, организационных или финансовых связей, что на практике уменьшает производственные (технологическая кооперация), непроизводственные условно-постоянные (организационная кооперация), трансакционные (сбытовая кооперация), или все затраты (финансовая кооперация). 
 
При ликвидации бизнеса исчезают все виды затрат, кроме затрат, связанных с осуществлением конкурсного производства. Любопытным вариантом является покупка и последующая распродажа корпорации (предпочтительно конгломератного типа) по частям, что нередко позволяет окупить затраты и получить значительную прибыль. Затраты на распродажу являются в чистом виде трансакционными издержками. Условием приобретения компании является неравенство 
 
Знтр < Зпокупки.  
 
Особый случай трансформации представляет собой реорганизация бывших государственных, а сейчас в большинстве приватизированных предприятий. Построенные в советское время как «колхозы», они оказались перегруженными вспомогательными и подсобными производствами, а также непроизводственной сферой. Опыт работы на возникающем рынке быстро показал неэффективность такой организации, и одним из направлений реструктуризации стало массовое создание сети более гибких малых дочерних предприятий. Они создавались, как правило, во вспомогательных производствах, непроизводственной сфере, научных подразделениях. Те из них, которые выжили, взяли на себя эти вспомогательные функции, нередко – снабжение и сбыт, а также оптимизацию финансовых потоков. 
 
2. Создание предприятия 
 
Отправная точка, с которой начинается каждое новое предприятие – это идея, закладываемая в его основу («бизнес-идея»). Такая бизнес-идея может быть как собственной, оригинальной, так и заимствованной. Бизнес-идея может быть принципиально новой (персональный компьютер), новой (новая электронная игра), модифицированной старой (модификация модели автомобиля или телевизора) или старой на новом рынке (завоз подержанных автомобилей на российский рынок). Все виды бизнес-идей могут быть основой для создания предприятия, но по мере развития рынка, как правило, увеличивается доля новых и уменьшается доля старых идей. 
 
Источников новых бизнес-идей может быть множество. Самыми полезными из них являются отзывы потребителей, продукция конкурентов, мнения работников торговли, информация правительственных органов, а также научно -исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Рассмотрим кратко эти источники. 
 
1. Отзывы потребителей.  
 
В поиске новых бизнес-идей предприниматели уделяют все большее внимание «обратным связям» между предприятием и потребителем. При этом одни предприниматели стараются просто отслеживать все интересные мысли, высказываемые друзьями, родственниками, коллегами в неформальной обстановке, другие – организуют специальные каналы обратной связи с потребителями (например опросы потребителей). 
 
2. Продукция конкурентов. 
 
Предприниматель должен очень внимательно относиться к товарам и услугам, предлагаемым другими фирмами. В результате подобного анализа нередко выясняется, что тот или иной товар или услугу можно улучшить, и эта идея ложится в основу нового предприятия. 
 
3. Мнения торговых работников. 
 
Мнения работников торговой сети и сбытовых отделов предприятий – также ценный источник новых бизнес-идей. Благодаря своему знанию потребностей рынка торговые работники нередко могут подсказать что-то принципиально новое. Они могут также оказать содействие в маркетинге новой бизнес-идеи или продукции, разработанных предпринимателем.  
 
4. Публикации в широкой прессе и специализированных патентных изданиях. 
 
В каждой стране существуют периодические издания, в которых публикуется информация по последним патентам. Так, в «Official Gazett», еженедельнике, публикуемом Патентным бюро США, печатаются аннотации ко всем выданным патентам и списки патентов, предлагаемых на лицензирование и продажу. В России подобными вопросами занимается ВИМИ (Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации). 
 
5. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. 
 
Наиболее эффективным источником новых бизнес-идей является собственная научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность предпринимателя, проводимая в стенах лаборатории по месту работы или осуществляемая в свободное от работы время в домашних условиях. Обычно собственные научно-исследовательские разработки бывают более технологичными при внедрении на собственном производстве, чем полученные из других источников бизнес-идеи. В свою очередь, это увеличивает шансы на снижение затрат при доведении до продажи и конечный коммерческий успех. 
 
Конкретных приемов, способствующих выработке новых бизнес-идей, существует множество. Наиболее популярными и результативными являются три. 
 
Целевое обсуждение – совещание специалистов для выработки идеи нового продукта или услуги. Является универсальным и наиболее широко применяемым приемом. 
 
Мозговой штурм – особо организованное совещание специалистов, способствующее генерации идей. Прием применяется для выработки принципиально новых бизнес-идей. 
 
Инвентаризация слабых мест конкурентных товаров – составление перечня конкурентных товаров и выявление их слабых мест. Прием позволяет позиционировать свой товар на рынке и улучшить его потребительские качества. 
 
Каким бы путем ни возникла идея, для того чтобы она превратилась в готовый продукт или услугу, ее необходимо развить и углубить. Если речь идет о создании нового промышленного продукта (что явилось причиной создания нового предприятия), то процесс доводки идеи до готового продукта, именуемый «жизненным циклом создания нового продукта», в максимальном варианте включает в себя пять этапов: 
·   выработка идеи; 
·   концептуальная проработка идеи; 
·   опытно-конструкторская разработка (ОКР); 
·   пробный выход на рынок; 
·   коммерциализация продукта. 
 
На первом этапе производится первичная оценка предложений по выпуску новых продуктов и услуг с целью выбрать из них наиболее интересные, заслуживающие более внимательного изучения. Критерии отбора идей должны учитывать все сильные и слабые стороны предпринимателя и его финансовые возможности. 
 
Идеи, которые прошли первоначальную оценку, участвуют в этапе концептуальной проработки, на котором они уточняются с учетом запросов потенциальных потребителей. На этой стадии также составляется первый укрупненный вариант бизнес-плана, в котором описываются основные характеристики продукта и предполагаемая стратегия его сбыта. Желательно также узнать мнение потенциальных покупателей, дать им возможность высказать свое мнение о концепции нового продукта. 
 
Если концепция одобрена, наступает этап опытно-конструкторских разработок, который завершается изготовлением опытного образца. На данной стадии решаются все технологические и экономические вопросы, связанные с выпуском нового изделия, и члены инженерно-конструкторской группы получают уточнение его спецификации. Создание опытного образца необходимо, чтобы отладить весь процесс производства и провести стендовые испытания готового товара, показать его покупателям и узнать их мнение о его конкурентоспособности. 
 
Вся информация, необходимая для составления окончательного варианта маркетингового раздела бизнес-плана, должна быть собрана уже в конце этапа ОКР, но чтобы повысить шансы успешной коммерциализации продукта, рекомендуется пройти еще через этап пробного выхода на рынок. Этот этап жизненного цикла создания нового продукта, который непосредственно предшествует его коммерциализации, должен дать фактическую информацию по продажам первой партии товара, позволяющую судить о том, примет ли рынок новый товар. Заканчивается этап разработкой окончательного варианта бизнес-плана. 
 
Последним и основным этапом данного жизненного цикла является этап коммерциализации продукта – вывода его на рынок. В дальнейшем продукт ожидает, как правило, рост спроса, насыщение рынка и спад спроса. На стадии спада спроса предпринимателю следует задуматься о выпуске нового продукта. 
 
Параллельно с процессом создания нового продукта или услуги и разработкой бизнес-плана осуществляется часто и создание предприятия. Жесткой привязки здесь нет, но чаще всего разработка регистрационных документов связана с окончанием второго этапа, а регистрация и начало его работы – с началом четвертого. 
 
Жизнеспособность бизнес-идеи закладывается при ее появлении и отборе, обосновывается в процессе разработки бизнес-плана, реализуется и проверяется путем коммерциализации продукта или услуги. Удачная бизнес-идея должна обладать следующими свойствами, проявляющимися на разных стадиях жизненного цикла: 
·   Новизна (включая новизну рынка для старого товара). 
·   Принципиальная реализуемость. 
·   Маркетинговая реализуемость (товар или услуга должны иметь спрос). 
·   Производственная реализуемость. 
·   Финансовая реализуемость. 
·   Коммерческая реализуемость (рост и насыщение спроса на товар или услугу). 
·   Рентабельность предприятия, создаваемого для реализации идеи. 
·   Модифицируемость продукта или услуги. 
 
Практически любое успешно работающее в условиях рынка предприятие является примером жизнеспособной бизнес-идеи. Приведем два примера. 
 
Братья Ричард и Морис Макдоналды отличались невероятной изобретательностью. Послевоенный бум рождаемости в США, появление многодетных молодых семей, бурное расширение сети автомобильных дорог, рост покупательной способности создавали новые ниши на потребительском рынке. Еще в 1940 г. в городке Сан-Бернардино в штате Калифорния братья открыли первое кафе самообслуживания, куда можно было подъезжать на автомашине. Меню не отличалось разнообразием, зато привлекало своими ценами: гамбургер стоил 15 центов, чизбургер – 19 центов. Отбоя от посетителей не было. В 1955 г. братья передали право на создание и управление ресторанами «Макдональдс» на территории США предпринимателю Рею Кроку, к которому шесть лет спустя перешли и все права собственности на быстро развивающуюся «империю гамбургеров». Сегодня в эту систему входят 23 тысячи ресторанов fast food (быстрого питания) в 111 странах мира. 
 
В 1995 г. мэрия Москвы начала программу «Русское бистро», развернув к середине 1998 г. в Москве и Зеленограде 29 кафе. Мэрии Москвы принадлежит 20% акций сети. Большинство кафе действует на основе франчайзинга – владельцы платят 7% оборота за использование торговой марки и рекламную поддержку, обучение персонала и советы по управлению предприятием. Одним из пионеров быстрого питания Москвы стал М.Бахматков, который управляет тремя ресторанами «Русское бистро». В его планах открытие четвертого ресторана.  
 
Существенным вопросом при создании нового предприятия является его начальное и последующее финансирование. В мировом бизнесе для этого используются различные источники, в том числе такие как личные средства предпринимателя или группы предпринимателей, средства родственников и друзей, кредиты, средства страховых компаний и пенсионных фондов, венчурный капитал и другие. Найти средства для начала нового и, следовательно, рискованного бизнеса всегда сложно, поэтому даже в США, при хорошо развитом финансовом рынке, доля личных средств, вкладываемых предпринимателями в финансирование нового бизнеса, составляет, по оценкам экспертов, около 50%. 
 
В российском бизнесе ситуация с финансированием новых предприятий заметно хуже. Согласно исследованиям, где участвовали 1628 российских малых предприятий, свыше 70% из них испытывали финансовые затруднения на этапе становления своего дела, но только половина из них смогла взять кредиты в банках. В соответствии с программой государственной поддержки малого бизнеса за два года (с 1993 по 1995) Межэкономсбербанк распределил через региональные коммерческие банки 54 млрд. руб. на кредитование 77 проектов мелких предприятий. Размеры этих кредитов составляли от 20 до 60 тыс. долл. на один проект. Согласно опросам, в Москве около одной пятой части всех малых предприятий привлекают частный небанковский кредит. Банковские кредиты используются примерно в два раза реже. Это интересный феномен в российской экономике. 
 
При создании нового предприятия важным и непростым вопросом является выбор его организационно-правовой формы. 
 
Организационно-правовая форма предприятия – институциональный «образ» предприятия, соответствующий действующему законодательству и фиксирующий его хозяйственные возможности, права и обязанности, исходный внутренний порядок и специфические внешние отношения. Организационная форма предприятия – это система норм, которая определяет отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и физическими лицами, с другой. 
 
Порядок создания и деятельности предприятий в различных организационно-правовых формах регулируется особыми положениями гражданских и торговых кодексов, законами о хозяйственных товариществах и обществах, учредительными документами предприятий. В соответствии с ГК РФ предприятия могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество), производственных кооперативов, унитарных предприятий. Рассмотрим эти формы.

 

Глава 8. Активизация бизнес-мышления

Сейчас вы вполне можете выбрать  наиболее подходящие вам направления  деятельности из описанных здесь. Но этого может оказаться недостаточно. Великие идеи известных бизнесменов всегда необычны. Если бы они были абсолютно такими же, как сотни и тысячи других, они не выделились бы из общей массы. Хотя и типичные проекты могут приносить немалый доход, всё же стоит попытаться придумать нечто потрясающее, новое, необычное.

Но откуда они берутся – идеи? Почему одни находят возможности  разбогатеть там, где тысячи других не замечают ничего? Почему, наконец, у  вас до сих пор не было гениальных бизнес-идей? Как сделать, чтобы они всё-таки появились? И возможно ли это вообще? С чего начать поиск? Короче говоря, каким бизнесом заняться, чтобы побольше зарабатывать???

Способность находить идеи бизнеса  – это навык, которому, как и  любому другому, надо учиться. Достаточно один раз научиться генерировать идеи – и вы уже не разучитесь это делать, как, раз научившись, не разучитесь кататься на велосипеде.

В повседневной жизни мы настолько  привыкаем жить по шаблонам, что  просто не можем увидеть ничего нового. Вы думаете, творчески мыслят только художники или поэты? Но чтобы  быть бизнесменом, не менее необходимо мыслить творчески!

Причина твоих трудностей в ограничениях, которые твой разум накладывает  на воображение. Творческий ум должен отозвать стражу от своих ворот, чтобы  идеи врывались в беспорядке… (Фридрих  Шиллер)

В принципе, основное, что нужно  для этого – научиться мыслить  творчески, нестандартно, «по-другому». Отказаться от привычной логики, даже научиться мыслить не логично. Сломать  консервативность мышления.

Помните анекдот: как-то жена, желая  привлечь внимание мужа, надела новое  платье. Он ничего не заметил. Тогда  на следующий день она сделала  красивую причёску. Он опять не заметил. Отчаявшись, на следующий день он встретила  его в противогазе. Никакой реакции. Тогда она не выдержала и спросила: «дорогой, ты ничего не замечаешь?». Муж  долго смотрел на неё, после чего воскликнул: «Вот дура! Ты что, брови сбрила?!».

Действительно, мы не замечаем перемен  в людях и вещах, которые видим  каждый день. Так и с идеями. Если мы привыкли, слыша слово «магазин», думать: «надо не забыть купить сегодня  хлеба!», нам в голову не придёт что-нибудь вроде: «интересно, какой у них  среднедневной оборот?». Пока вы не привыкли обращать внимания на подобные вещи, вы просто не в состоянии ничего заметить. Но сломать этот барьер можно.

Традиционно считается, что лучший способ выявления оригинальных идей состоит в разработке максимально  большего числа идей с последующим  отбором наиболее перспективных.

Ударение, таким образом, делается на количестве, а не на качестве. Это  – лучшая возможность вырваться  за рамки привычного. Такой метод называется методом мозгового штурма («brain storming»). Процесс поиска идей при этом разделён на два этапа.

Первый – этап выдвижения (генерации) идей. На этом этапе участники генерации говорят всё, что приходит им в голову, не имея времени, чтобы задуматься над тем, умны их идеи или глупы, реальны или фантастичны. В это время запрещается обосновывать, критиковать и анализировать идеи. Поощряются все идеи, включая нереальные и фантастические. Причём, последние даже желательны как возможность найти нечто оригинальное.

На втором этапе осуществляется анализ выдвинутых идей. Причём основным требованием является то, что нужно найти рациональную основу в каждой анализируемой идее.

Пример: в течение многих веков  было очевидным, что человек не может  летать по воздуху. Однако позже, наблюдая за поднимающимся дымом от костра, люди научились использовать теплый воздух и сделали воздушный шар. А ведь идею о полётах по воздуху  тоже в своё время кто-то отвергал как сумасшедшую.

Теоретически мозговой штурм –  групповой метод. При правильной его организации все участники  делятся на две группы: одна генерирует идеи, вторая анализирует их. При  работе группы её участники подстёгивают своими высказываниями воображение  друг друга. Кроме того, процесс генерации  контролирует ведущий, который помогает участникам настроиться на творчество и направляет это творчество в  нужное русло.

Я рассказываю об этом со страниц  книги, а книгу человек читает, как правило, не в компании, а один. Поэтому я постарался адаптировать методики активизации мышления к  использованию одним человеком. За неимением реального ведущего его роль вполне сможет играть эта  глава, а приведенные в ней  упражнения помогут вашей фантазии.

Итак, приступаем к генерации максимального количества идей. Чем больше идей будет сгенерировано на этом этапе, тем выше вероятность, что среди них окажется что-то полезное. Используйте для генерации упражнения, приведенные в этой главе, придерживаясь при этом следующих правил:

1. Упражнения нужно выполнять  письменно! Так не удастся отделаться  фразами вроде «это же очевидно!»,  «на этот вопрос и отвечать  не стоит – и так всё ясно!».  Даже если при виде какого-то  упражнения у вас возникают  такие мысли, не пропускайте  его. Начните писать – и  вы увидите, что всё не так  просто, и очевидный вопрос окажется не таким уж очевидным. Кроме того, процесс письма активизирует мозговые центры, которые при устной речи просто спят. "Лучший способ отыскать хорошую идею – найти много идей." (Лайнус Карл Полинг)

2. Помните, что анализ идей  на этом этапе не производится; записываются даже очень глупые и абсурдные на первый взгляд идеи

3. Предложенные в упражнениях  списки слов, вопросов, тем для  размышления нужно брать подряд, не просматривая списков предварительно. В противном случае вы подсознательно  будете выбирать наиболее удобные  для вас слова и не используете  случайный импульс

4. Для описания каждой идеи  достаточно нескольких слов. На  одно упражнение отводится не  более 5-7 минут. Ни в коем  случае не стоит задумываться  дольше. Только так можно отбросить  стереотипы, условности и увидеть  что-то новое. Когда вы начинаете заниматься одной идеей, вам начинают открываться новые идеи.

5. Старайтесь думать не только  о типичных вещах. Пофантазируйте, напишите что-то смешное и невозможное  – при последующем анализе  в этом может оказаться вполне  рациональное зерно

6. Пробуйте и смотрите, что получится.  Какие-то из предложенных идей, возможно, окажутся полезными, какие-то  – нет, но решать это вы  будете позже.

Метод первых ассоциаций

Запишите, не задумываясь, первые десять-пятнадцать возможных для вас способов зарабатывания денег, которые придут сейчас вам в голову.

1. ____________________

2. ____________________

Кстати, это упражнение можно повторить  через достаточно долгий промежуток времени – результаты могут получиться уже совсем другими.

Навыки и ресурсы

У каждого человека есть набор навыков  и умений, которые могут быть положены в основу нового бизнеса. То же касается имеющегося у вас оборудования и  инструментов. Подумайте, а что бы вы могли сделать, исходя из этих, уже  существующих у вас возможностей. Запишите, какими знаниями и опытом вы владеете. Перечислите в уме  оборудование и инструменты, имеющиеся  в вашем доме (только не нужно  сразу говорить «а у меня ничего такого нет»). Огромному количеству, казалось бы, повседневных вещей и  знаний можно при желании найти  коммерческое применение. Например:

Тезефон:

а. Услуги контактного телефона

b. Консультации по телефону

c. Услуги телефонного маркетинга для фирм

d. Возможность стать посредником любой торговой фирмы и заняться поиском клиентов по телефону

Знание бухгалтерского учета

Знание английского языка

Метод случайных слов

Действие этого метода основано на ассоциативной способности нашей  психики. При поступлении внешнего сигнала и наличии определенного  мыслительного процесса, между ними непременно устанавливается ассоциативная  связь. В случае поиска бизнес идей это означает, что если ваш мозг настроен на поиск идеи для бизнеса, а в это время вы слышите  или читаете какое-то слово, это  слово связывается в сознании с необходимостью найти идею. И  из этой связи рождаются весьма интересные результаты.

Информация о работе Обеспечение жизниспособности бизнес идей от генерации до ее коммерциализации