Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Бизнес и предпринимательство стали новой социально-экономической реальностью нашей страны в начале 90-х годов. В XXI веке малый бизнес способен превратиться в мощный фактор развития страны. Он становится системой реализации человеческого и социального капитала. Сегодня бизнес Беларуси претендует на новую миссию, которая органично сочетает потенциал населения страны и возможности белорусского государства. Деловое сообщество все отчетливее становится фактором роста экономики, укрепления семьи, здоровья и силы нации. Это не абстрактное заявление. Это констатация факта. Это результат интеграции Беларуси в цивилизованный мир. Мир глобализации, беспрецедентной открытости, новых технологий, темпов жизни и деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ:РОЛЬ И МЕСТО…………………………..…………………….5
1.1Малое предпринимательство :сущность, виды, подходы к классификаци.6
1.2 Малое предпринимательство как фактор функционирования рыночной экономики………………………………………………………………………...10
1.3 Особенности развития малого предпринимательства в РБ…….…………12
2. ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………......18
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………..20
3.1Роль и значение предпринимательства в переходной экономике..…….20
3.2 Малый бизнес в региональном (областном) распределении……...…...21
3.3 Необходимые меры господдержки малого предпринимательства……22
3.4 Механизмы поддержки малого предпринимательства в Беларуси на опыте развитых стран………………………………………..………………………...28
3.5 Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США…………..………………………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..

Файлы: 1 файл

моя мак-мика.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

 

 

                                       СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ:РОЛЬ И МЕСТО…………………………..…………………….5

1.1Малое предпринимательство :сущность, виды, подходы к классификаци.6

1.2 Малое предпринимательство как фактор функционирования рыночной экономики………………………………………………………………………...10

1.3 Особенности развития малого предпринимательства в РБ…….…………12

2. ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………......18

3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………..20

3.1Роль и значение предпринимательства в переходной экономике..…….20

3.2 Малый бизнес в региональном (областном) распределении……...…...21

3.3 Необходимые меры господдержки малого предпринимательства……22

3.4 Механизмы поддержки малого предпринимательства в Беларуси на опыте развитых стран………………………………………..………………………...28

3.5 Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США…………..………………………………………………………………….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………....38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ……..………………….....41

ПРИЛОЖЕНИЕ А …………….…………………..……………….…………..43  
                                                   ВВЕДЕНИЕ

 

 

Бизнес и предпринимательство стали новой социально-экономической реальностью нашей страны в начале 90-х годов. В XXI веке малый бизнес способен превратиться в мощный фактор развития страны. Он становится системой реализации человеческого и социального капитала. Сегодня бизнес Беларуси претендует на новую миссию, которая органично сочетает потенциал населения страны и возможности белорусского государства. Деловое сообщество все отчетливее становится фактором роста экономики, укрепления семьи, здоровья и силы нации. Это не абстрактное заявление. Это констатация факта. Это результат интеграции Беларуси в цивилизованный мир. Мир глобализации, беспрецедентной открытости, новых технологий, темпов жизни и деятельности.

Каждый из белорусов хочет быть здоровым, уверенным в себе, состоявшимся человеком. Самостоятельно обеспечивать себя и свою семью. Инвестировать в свой бизнес и сообщество. Гордиться своими достижениями, своей семьей и своим делом. Большой завод, придорожное кафе, небольшой цех по выпечке хлеба, ремонтная мастерская или палатка на местном рынке – любое дело хорошо. Потому что за ним – напряженный труд, умение управлять производством, мастерство служить потребителю.

 Частный бизнес Беларуси  потенциально представляет серьезную  социальную и экономическую силу. В нем занято около 1 млн. человек, т. е. 25% всех занятых в экономике страны. Не будь в стране частного бизнеса, безработица была бы около 25%, государству пришлось бы резко увеличить социальные выплаты, а «бегство мозгов» уже было бы необратимым.

В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины, мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства.

Цель работы - анализ состояния малого бизнеса в Республике Беларусь и зарубежных странах, оценка опыта государственной поддержки в странах с развитой рыночной экономикой, а также использование этого опыта в нашей стране.

Основные задачи курсовой работы: выяснить степень и характер воздействия малых предприятий на развитие экономики страны; выполнить сравнительный анализ опыта господдержки малого предпринимательства в экономике Беларуси и зарубежных стран.

Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых  государств всемирно поощряет их деятельность, и, особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Тема курсовой работы очень важна и актуальна для экономической теории, для мировой экономики и экономики нашей страны в частности.

Литература и источники, подобранные по данной теме, помогают более точно и подробно раскрыть тему курсовой работы, показать ее важность и актуальность. Используя не только современную учебную литературу, но и газетные и журнальные статьи, а также ИНТЕРНЕТ-источники, удалось проанализировать и подробно проработать подлежащие разработке вопросы, а также решить задачи, поставленные при работе над курсовой работой.

 

1 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ

   РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: РОЛЬ И МЕСТО

 

        Эффективность функционирования национальной экономики во многом определяется оптимальным сочетанием в ней малого, среднего и крупного бизнеса. С середины 1970-х годов ученые и политики переоценили роль малого бизнеса в экономическом развитии. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и обеспечивает рентабельность производства тех товаров, которые стали невыгодными для больших предприятий. Оно обеспечивает формирование конкурентной среды, препятствует монополизации, способствует сокращению безработицы. МП дает существенную долю ВВП и обеспечивает значительную часть рабочих мест.

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности [27, с.15].

Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к  экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики.В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.

 По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу.         Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности [29, с. 48].

 

 

    1. Малое предпринимательство: сущность, виды, подходы к

классификации

 

 

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях) [26, c. 4].

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размен уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. Общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.

В соответствии с законодательством, малое предпринимательство в Республике Беларусь было представлено в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

В Республике Беларусь на сегодняшний день критерии отнесения предприятий к категории средних законодательно не определены. Малое предпринимательство существует в следующих формах:

- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

- микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

- малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

Предприятия можно классифицировать по многим признакам.

 

        Общая классификация предприятий

 

Признак классификации

Вид предприятия

По форме собственности

Государственные, частные

По организационно–правовой форме

Хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия

По отраслевой принадлежности

Промышленные, транспортные, торговые, предприятия связи, сельскохозяйственные

По размеру

Крупные, средние и малые

По специализации

Специализированные, диверсифицированные, комбинированные

По назначению готовой продукции

Предприятия, производящие средства производства, товары народного потребления

По виду деятельности

Производственные, торговые, финансовые организации (банки, страховые налоговые компании) и консалтинговые и аудиторские компании


 

Примечание – Источник:[14]

 

Государственным является такое предприятие, имущество которого принадлежит государству. Оно может создаваться за счет бюджетных ассигнований, вкладов других государственных предприятий или иных источников. Различают государственные предприятия, находящиеся в республиканской собственности, и коммунальные предприятия.

Управление имуществом первых осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь. Коммунальные предприятия являются собственностью административно – территориальных единиц.

Государственные предприятия имеют следующие преимущества по сравнению с предприятиями частной формы собственности: значительные финансовые возможности для расширения и совершенствования производства за счет средств бюджета; высокий рейтинг кредитоспособности, что облегчает возможность получения кредитов; использование высококвалифицированных специалистов в различных областях менеджмента, что может позволить себе только крупный собственник.

Отмеченные преимущества государственных предприятий позволяют им эффективно функционировать в странах с развитой рыночной экономикой и успешно конкурировать с частными предприятиями.

Частным является предприятие, принадлежащее физическому лицу или членам его семьи, а также негосударственному юридическому лицу. Различают единоличные и семейные частные предприятия. В отличие от единоличных семейные предприятия основаны на общей собственности всех членов семьи. Негосударственное частное предприятие может принадлежать также одновременно нескольким лицам на основе долевой или коллективной собственности. К таким предприятиям относятся хозяйственные общества, хозяйственные товарищества и производственные кооперативы.

Рыночная экономика, базируясь на многообразии форм собственности, предполагает функционирование предприятий различных организационно-правовых форм.

Организационно-правовая форма предприятия определяется многими признаками:

а) порядком формирования уставного фонда;

б) степенью ответственности по обязательствам предприятия и другими.

В соответствии с Гражданским кодексом в Республике Беларусь могут создаваться следующие организационно-правовые формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия [25, с. 17-18].

Класификация предприятий по формам собственности и хозяйствования представлена (Приложение А).

Хозяйственные товарищества - это такая форма предпринимательской деятельности, при которой имущество предприятия формируется за счет вкладов нескольких граждан и (или) юридических лиц, которые объединяются для совместной деятельности на основе договора между ними. Отличительной особенностью хозяйственных товариществ от других форм является то, что один или несколько участников несут неограниченную солидарную имущественную ответственность по обязательствам товарищества.

Информация о работе Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США