Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 20:05, курсовая работа
Бизнес и предпринимательство стали новой социально-экономической реальностью нашей страны в начале 90-х годов. В XXI веке малый бизнес способен превратиться в мощный фактор развития страны. Он становится системой реализации человеческого и социального капитала. Сегодня бизнес Беларуси претендует на новую миссию, которая органично сочетает потенциал населения страны и возможности белорусского государства. Деловое сообщество все отчетливее становится фактором роста экономики, укрепления семьи, здоровья и силы нации. Это не абстрактное заявление. Это констатация факта. Это результат интеграции Беларуси в цивилизованный мир. Мир глобализации, беспрецедентной открытости, новых технологий, темпов жизни и деятельности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ:РОЛЬ И МЕСТО…………………………..…………………….5
1.1Малое предпринимательство :сущность, виды, подходы к классификаци.6
1.2 Малое предпринимательство как фактор функционирования рыночной экономики………………………………………………………………………...10
1.3 Особенности развития малого предпринимательства в РБ…….…………12
2. ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………......18
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………..20
3.1Роль и значение предпринимательства в переходной экономике..…….20
3.2 Малый бизнес в региональном (областном) распределении……...…...21
3.3 Необходимые меры господдержки малого предпринимательства……22
3.4 Механизмы поддержки малого предпринимательства в Беларуси на опыте развитых стран………………………………………..………………………...28
3.5 Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США…………..………………………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..
[13, с. 5].
Наиболее быстрый рост малых предпринимательских структур в Беларуси приходится на 1991-1993 гг. после принятия законов о собственности, предприятиях, предпринимательской деятельности и др. Критерии определения субъектов малого предпринимательства – их среднесписочная численность – существенно различаются по странам СНГ. Однако для всех стран Содружества (а не только для Беларуси) характерна недооценка роли предпринимательства вообще и его малых форм, в частности.
В 1996 г. в Беларуси состоялась общереспубликанская регистрация малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. В результате было ликвидировано около 30 тыс. предприятий (из них 98% негосударственных) и 81 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. По данным Министерства предпринимательства и инвестиций РБ, процентное соотношение юридических лиц негосударственного сектора и индивидуальных предпринимателей в 1999 г. составило 35:65 соответственно (в 1997 г. – 39:61) [14, с. 7].
Несмотря на формальное наличие всех необходимых законов и других, регламентирующих развитие предпринимательства инструментов и институтов, Беларусь является страной, где количество малых предприятий на тысячу человек населения очень незначительное. Видимо, это объясняется тем, что в Беларуси отдельно выделяются индивидуальные предприниматели (ИП).
ИП на конец 2003 г. было зарегистрировано 188,8 тыс. человек, что вместе с МП и с учетом, что каждый ИП может привлекать не более трех наемных работников, дает долю занятых в сфере МП и ИП около 13 % от всех занятых в экономике. Данные ООН свидетельствуют о том, что порядка 50 % трудоспособного населения мира сегодня задействовано в МП, а в ФРГ, Венгрии и Чехии занятые в малом и среднем бизнесе составляют от 65 до 75 % всего работающего населения.
На долю малых предприятий (по итогам 2005 года) приходится:
- 8,4 % от общего объема промышленной продукции;
- 9,2 % розничного товарооборота;
- 26,1 % внешнеторгового оборота, в том числе 18,2 % экспорта товаров.
Сфера деятельности малых предприятий охватывает все отрасли экономики, но наибольшее количество из них занято в торговле и общественном питании, промышленности и строительстве. По состоянию на конец марта 2006 года удельный вес предприятий, занятых в торговле и общественном питании, составил 43,5 %, в промышленности – 22,5 %, в строительстве – 11,4 %, в транспорте – 5,5 %.
Изменения в среде функционирования малого бизнеса (второе полугодие 2008 года)[20] .
В летний период 2008 год не происходило существенных изменений законодательства, которые привели бы к существенным изменениям условий функционирования малого бизнеса. Более того, летом наметилась тенденция к налаживанию диалога между государством и бизнесом, были высказаны определенные намерения по совершенствованию бизнес среды, тем не менее, уже в начале сентября вышли постановления, которые стали большой неожиданностью для бизнеса, поскольку существенно ухудшали условия для импортеров.
7 августа 2008 года было проведено совещание представителей государства и бизнес союзов. Целью заседания было обсуждение проблем налоговой политики в Беларуси. Основные вопросы, которые поднимались на совещании - сложности бухучета, излишний документооборот. По оценкам председателя Белорусского союза предпринимателей А.Калинина, подготовкой отчетности на предприятиях занято около 10% трудоспособного населения, что отвлекает значительные ресурсы предприятий на непроизводительный труд. По расчетам Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, у белорусских предприятий ежегодные затраты на документооборот, включая расходы на бумагу, оргтехнику, зарплаты работникам превышают BYR 1.5 трлн., что превышает объем чистой прибыли Министерства промышленности за весь 2007 год.
Издержки по ведению учета и отчетности превышают, по сути, ту общественную пользу, которую они приносят. Например, представители бизнес союзов считают, что наличие большого количества документов (договор, акт, платежка, счет-фактура по НДС, копии лицензии, сертификатов, протокола согласования цены) при совершении небольших сделок нецелесообразно.
Характер белорусского бизнеса за последние годы изменился. Бизнесмены сами стремятся работать открыто и прозрачно, поэтому в тотальном контроле со стороны государства нет никакой необходимости. Предпринимаемые правительством шаги по налаживанию конструктивного диалога с бизнесом будут способствовать значительному улучшению состояния бизнес климата в стране.
Правительство в 2008 г. заявило о своих намерениях снизить налоговую нагрузку в 2009 г. на 1.3% от ВВП. Планируется снизить ставку сбора в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей с 2% до 1%; исключить из базы обложения налогом на недвижимость активную часть основных производственных фондов (станки, оборудование); установить единые ставки по местному налогу с розничных продаж и налогу на услуги в размере 5% от выручки; снизить с 5% до 3% ставку налога на приобретение автомобильных транспортных средств. Более того, с 2009 г. устанавливается единая ставка подоходного налога в размере 12%.
Все эти меры будут полезны для повышения конкурентоспособности и белорусской экономики, и малого и среднего бизнеса, который особенно страдает от большого количества налогов и высоких ставок. Снижение налогов с зарплаты позволит безболезненно для бизнеса увеличить зарплату работникам, что важно в условиях увеличивающейся конкуренции на рынке труда.
Зачастую, однако, оказывается, что меры по снижению налоговой нагрузки сопровождаются контрмерами по компенсации выпадающих доходов бюджета, в том числе за счет отчислений в различные инновационные фонды, что вызывает в последнее время критику со стороны предприятий и бизнес союзов.
Согласно указу №492 [21] на 19% с учетом требований индексации повышены ставки экологического налога, увеличены и ставки налога на импорт товаров, упакованных в тару, при отсутствии в договоре или в товаросопроводительных документах сведений о массе тары с 0.3% до 10% от цены товаров, указанных в договоре. Как следствие, в Беларуси должны вырасти цены на питьевую и минеральную воду, а также импортное пиво.
Белорусское предпринимательство по праву можно считать одной из самых современных и образованных социальных групп. Почти 74% занимающихся бизнесом имеют высшее образование. На среднем белорусском предприятии работает 11 – 50 человек. Только 5,5% предприятий дают работу для более 200 человек. Частный белорусский бизнес в большинстве своем остается малым. Он накопил большой опыт работы на рынке. Среднестатистический руководитель частной коммерческой организации Беларуси имеет опыт работы более 9 лет.
2 ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Малое предпринимательство существует давно. Многие страны с развитой рыночной экономикой в полной мере ощутили эффективность предприятий малого бизнеса и научились решать многие проблемы, связанные с фирмами, которые занимаются производством товаров или услуг в небольших масштабах. Наибольшее влияние на развитие малого предпринимательства оказывают следующие факторы:
а) развитие сферы обслуживания;
б) резкий скачок научно-технического прогресса, вызвавший общие технологические изменения;
в) уменьшение габаритов и стоимости информационных систем, упрощение их использования;
г) повышение общеобразовательного уровня людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
д) решение малыми фирмами вопроса безработицы;
е) сокращение продолжительности рабочей недели и возможность использования свободного времени в малом бизнесе [2].
Но, обладая указанными преимуществами, малые предприятия действуют в условиях рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому появление предприятий малого бизнеса сопровождается постоянным разорением многих из них.
Согласно статистике, именно нехватка управленческих знаний явилась одной из основных причин массового разорения мелких фирм в 80-х гг. Проведенный анализ показал, что лишь в 10 % обследованного ряда предприятий, их руководители соответствовали стереотипу предпринимателя. Можно сказать, что суровая необходимость обусловила переход от традиционных иерархических подходов и самоорганизации к потребности научных представлений об управлении в малом бизнесе, разработке адаптивных, быстрореагирующих управленческих механизмов, направленных на рациональное сочетание формальной организованности структуры и активизации человеческого фактора.
Свое влияние оказывают и субъективные факторы: некомпетентность отдельных предпринимателей, несбалансированность опыта (например, опытный технолог, но слабый финансист), нехватка знаний и опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении.
Изучение специфики экономической политики в Республике Беларусь позволяет выявить ряд проблем предпринимательского сектора в Республике Беларусь.
Главной проблемой для предпринимателей Беларуси являются административные процедуры. В качестве проблем, присущих всем административным процедурам, можно назвать большой документооборот и объем отчетности, трудности в получении информации о часто меняющихся нормах и правилах, а также высокие штрафные санкции за их несоблюдение.
В стремлении обезопасить рынок от недобросовестных субъектов хозяйствования и предотвратить образование фирм-однодневок государство чрезмерно зарегулировало процедуру открытия бизнеса [16].
Белорусское законодательство в сфере налогообложения не отличается простотой и однозначностью. В то же время, в рамках программы либерализации налогового законодательства появляются нормы, значительно сокращающие затраты человекачасов на подготовку отчетной документации и непосредственно на уплату налогов. Так, субъект хозяйствования (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо) самостоятельно выбирают систему налогообложения. В налоговых органах (как и во многих других) работает заявительный принцип. Субъекты хозяйствования могут перейти на применение упрощенной системы налогообложения уже со следующего налогового периода, либо с момента регистрации. Для этого необходимо в налоговый орган подать заявление установленной формы [22].
Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение – отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как доходы всех социально-профессиональных групп, работающих на государственных предприятиях и учреждениях довольно низкие.
Активному развитию малого бизнеса в РБ в настоящее время препятствуют: несовершенное и недостаточное законодательство; высокий уровень налогов; недостаточность денежных накоплений у населения; слабая финансовая поддержка со стороны государства и международных финансовых организаций; недоброжелательное отношение определенной части государственных служащих и значительной части населения к предпринимательству.
В Республике Беларусь все заметнее роль совместных с иностранными инвестициями предприятий и организаций, большинство которых классифицируются как «малые». На начало 2009 г. в Республике Беларусь зарегистрировано более 1500 совместных предприятий и 600 предприятий полностью принадлежащих иностранцам. Однако из всех зарегистрированных СП и иностранных предприятий приступили к производственной деятельности около половины.
Вместе с тем у нас есть все основания надеяться, что в ближайшей перспективе малый бизнес, малое предпринимательство получат в РБ мощное развитие. Таково требование жизни.
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Роль и значение предпринимательства в переходной экономике
Особое значение малый бизнес имеет в переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственный сектор экономики и институты рыночной экономики. Малый бизнес обеспечивает:
- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта необратимости реформ;
- рост доходов граждан и в результате сглаживание диспропорций в благосостоянии;
- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится школой самореализации;
- создание новых рабочих мест;
- формирование необходимых навыков работы на рынке и повышение квалификации;
- внедрение новых, зачастую рискованных проектов, ведущих к технологическим и организационным инновациям и росту современных наукоемких отраслей и производств;
- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
- улучшения взаимосвязи между различными секторами экономики, повышению их мобильности и эффективности [31, c.215].
Те страны с переходной экономикой, в которых сектор малых и средних предприятий активно развивается, как правило, демонстрируют и лучшие темпы экономического роста. Малое предпринимательство в странах с переходной экономикой, перераспределяет ресурсы из неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются более эффективно. Рыночная реструктуризация госпредприятий также связана с высвобождением избыточной рабочей силы. Сектор МП поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, формируя рыночную ментальность, пополняя доходную часть бюджета и сглаживая остроту социальных проблем. Частный бизнес – это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли. Вот почему проведение политики стабильных и неизменных «правил игры» и низких барьеров входа на рынок является приоритетной задачей в период формирования рыночной экономики [2].
3.2 Малый бизнес в региональном (областном) распределении
Уровень развития малого предпринимательства в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение со стороны местных властей. Основной проблемой регионального предпринимательства является неравномерность распределения малых предприятий.
Информация о работе Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США