Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Бизнес и предпринимательство стали новой социально-экономической реальностью нашей страны в начале 90-х годов. В XXI веке малый бизнес способен превратиться в мощный фактор развития страны. Он становится системой реализации человеческого и социального капитала. Сегодня бизнес Беларуси претендует на новую миссию, которая органично сочетает потенциал населения страны и возможности белорусского государства. Деловое сообщество все отчетливее становится фактором роста экономики, укрепления семьи, здоровья и силы нации. Это не абстрактное заявление. Это констатация факта. Это результат интеграции Беларуси в цивилизованный мир. Мир глобализации, беспрецедентной открытости, новых технологий, темпов жизни и деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ:РОЛЬ И МЕСТО…………………………..…………………….5
1.1Малое предпринимательство :сущность, виды, подходы к классификаци.6
1.2 Малое предпринимательство как фактор функционирования рыночной экономики………………………………………………………………………...10
1.3 Особенности развития малого предпринимательства в РБ…….…………12
2. ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………......18
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………..20
3.1Роль и значение предпринимательства в переходной экономике..…….20
3.2 Малый бизнес в региональном (областном) распределении……...…...21
3.3 Необходимые меры господдержки малого предпринимательства……22
3.4 Механизмы поддержки малого предпринимательства в Беларуси на опыте развитых стран………………………………………..………………………...28
3.5 Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США…………..………………………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..

Файлы: 1 файл

моя мак-мика.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от степени ответственности отдельных участников различают полные и коммандитные товарищества.

Участники полного товарищества в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность.

Коммандитным является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандиты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Хозяйственным обществом признается юридическое лицо, созданное по соглашению юридическими лицами и (или) гражданами путем объединения их имущества с целью осуществления хозяйственной деятельности.  

Отличительной особенностью этой организационно-правовой формы является ограниченная ответственность всех его участников (акционеров) по обязательствам общества. 

Различают следующие виды хозяйственных обществ: с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные.

 Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Особенностью общества с дополнительной ответственностью является то, что его участники несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.

Производственные кооперативы - это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за предприятием имущество. Имущество унитарного предприятия является не делимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) или частные предприятия.Имущество унитарного предприятия находится в государственной либо в частной собственности.

Унитарные предприятия подразделяются на две категории: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Право оперативного управления - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, называется казенным, т.к. создается по решению Правительства РБ

 [25, с. 18-23].

Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь коммерческие организации в любых организационно-правовых формах. Все коммерческие организации с иностранными инвестициями подразделяются на коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации. Коммерческой совместной организацией является предприятие, уставной фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь. Коммерческой иностранной организацией является предприятие, в уставном фонде которго иностранные инвестиции составляют 100 %. Деятельность коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территорий Республики Беларусь регламентируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь.

 

 

    1. Малое предпринимательство как фактор функционирования

рыночной экономики

 

 

Мировой опыт показывает, что предпринимательство – это один из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики. В развитых странах малый бизнес вовлёк в свою деятельность 50 – 60% работоспособного населения и сформировал 70 – 80% новых рабочих мест, на его долю приходится от 20 до 60% валового национального продукта    [27, c.77].

Предпринимательство является составным и основным компонентом рыночной экономики. Без рыночной экономики нет предпринимательства, равно как без предпринимательства нет и самой рыночной экономики. Такая же форма взаимодействия имеет место и при рассмотрении взаимосвязей между предпринимательством и конкуренцией. Предпринимательство является одной из важнейших предпосылок формирования конкурентной среды, развития инициативы населения, социальной стабилизации в обществе.   

Устойчивое развитие предпринимательства является необходимым условием эффективного функционирования экономики страны, во многом определяющее темпы экономического роста, состояние занятости населения.

Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в т. ч. путем привлечения иностранных инвестиций.

Малое предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности [14].

В сфере услуг осуществляют деятельность около 20 тыс. субъектов малого предпринимательства, из них 13,5 тыс. (67,5 процента) занято в торговле и общественном питании. Платные услуги населению оказывают более 3,9 тыс. малых предприятий и около 3,5 тыс. индивидуальных предпринимателей, имеющих сеть организаций бытового обслуживания населения.

На протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2008 года работало 19,7 процентов от занятых в экономике.

На частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом по отраслям экономики. Это подтверждает, что субъекты малого бизнеса более мобильны и являются важным источником экономического роста страны.

Уровень развития малого предпринимательства в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение со стороны местных властей.

Более половины (54,1%) частных малых предприятий и почти четверть индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (22,5%) сконцентрированы в г. Минске. В областях малый бизнес примерно на 50% сосредоточен в областных центрах.

По информации Министерства по налогам и сборам, по состоянию на 1 апреля 2010 г. в республике состоит на учете 80652 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 11708 (или на 14,5%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 2017 (или на 2,5%).

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2010г. составила 225 406 человек. К уровню 1 апреля 2009 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 8693 (или на 3,9%) и по сравнению с их численностью на начало года – возросла на 5801 индивидуального предпринимателя (или на 2,6%).

Анализ показывает, что в Беларуси предприятия негосударственного сектора работают с более высокой эффективностью, чем государственные. Это касается, прежде всего, таких показателей, как темпы роста прибыли, уровень рентабельности, прирост инвестиций в основной капитал и целого ряда других. Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за I квартал 2010 года составил 18,6 %, в том числе от юридических лиц – 15,8 %, от индивидуальных предпринимателей – 2,8% [22].

 

 

1.3 Особенности развития малого предпринимательства в РБ

 

 

Устойчивый экономический рост непосредственно зависит от эффективности использования основных факторов производства – земли, труда, капитала,  а так же одного из ключевых факторов экономики – предпринимательской способности. Незадействование предпринимательской функции ведет к тому, что научно-технические достижения не внедряются, капиталы используются неэффективно, земля и труд остаются невостребованными или используются нерационально. Раскрытие предпринимательского потенциала определяет наполнение доходной части государственного бюджета и, в конечном счете, влияет на уровень жизни в стране.

В России проблема формирования и раскрытия предпринимательского потенциала, к сожалению, законодательно не оформлена [12,с. 41]. В отличие, например, от Трудового и Земельного кодексов и законодательства об инвестициях в России на сегодняшний день отсутствует специальное законодательство о развитии предпринимательства, кроме отдельных нормативно-правовых актов о его индивидуальных и малых формах.

В Республике Беларусь – стратегическом экономическом и политическом партнере России, согласно Республиканскому закону «О предпринимательстве в РБ» от 28 мая 1991 г. № 813-XII,  предпринимательство (предпринимательская деятельность) формулируется как самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия) (приложение , статья 1).

Анализ показывает, что законодательная трактовка категории предпринимательства в Беларуси соответствует общепринятому в мировой экономической практике понятию как деятельности, не связанной с какой-либо определенной формой собственности или размерами производства. Вместе с тем в указанном Законе в качестве ключевой характеристики предпринимательства принято только получение прибыли или дохода, и в этом смысле понятие предпринимательства фактически совпадает с понятием коммерческой деятельности. Конечно, предпринимательство может быть косвенно направлено на получение прибыли, но главной, на наш взгляд, характеристикой предпринимательства является инновация. Следовательно, и анализ развития предпринимательства в стране следует проводить на основе не только показателей, характеризующих динамику численности субъектов хозяйствования, но и инновации.

С 1991 г. – момента принятия указанного Закона – в РБ были приняты и другие законодательные и нормативные акты. В этих документах акцент сделан только на развитии малых форм хозяйствования и на решении проблемы безработицы. Развитие законодательства в данном направлении свидетельствует о том, что предпринимательская способность на официальном уровне в Беларуси пока не рассматривается как один из ключевых факторов роста экономики, как в государственном, так и негосударственном секторе; как в малых (как бы начинающих), так и в средних и крупных (уже реализовавших предпринимательскую способность) предприятиях. Поэтому речь идет о том, что, несмотря на сохранение специального Закона «О предпринимательстве», в Беларуси, как и в России, отсутствуют сложившиеся теоретические представления; в официально публикуемой статистике понятие предпринимательства подменяется понятием негосударственного сектора экономики. В связи с этим представляется актуальной разработка проблемы развития предпринимательства для корректировки и согласования национальных экономических политик России и Беларуси в рамках Союзного государства.

В настоящее время предпринимательская деятельность в РБ осуществляется в сложных экономических условиях. Современный белорусский предприниматель вынужден работать в условиях экономической и политической нестабильности, во многом непродуманного и противоречивого законодательства, его непредсказуемости. Это предопределяет накопление негативных элементов в сфере предпринимательства, что способствует развитию теневой экономики. Так, в результате документальных проверок, проведенных в 1998 г. на 46431 предприятий (47,4% состоящих на налоговом учете) установлены нарушения на 33413 (72% проверенных) предприятиях как государственного сектора (36%), так и негосударственной собственности (64% соответственно)

Информация о работе Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США