Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 20:05, курсовая работа
Бизнес и предпринимательство стали новой социально-экономической реальностью нашей страны в начале 90-х годов. В XXI веке малый бизнес способен превратиться в мощный фактор развития страны. Он становится системой реализации человеческого и социального капитала. Сегодня бизнес Беларуси претендует на новую миссию, которая органично сочетает потенциал населения страны и возможности белорусского государства. Деловое сообщество все отчетливее становится фактором роста экономики, укрепления семьи, здоровья и силы нации. Это не абстрактное заявление. Это констатация факта. Это результат интеграции Беларуси в цивилизованный мир. Мир глобализации, беспрецедентной открытости, новых технологий, темпов жизни и деятельности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ:РОЛЬ И МЕСТО…………………………..…………………….5
1.1Малое предпринимательство :сущность, виды, подходы к классификаци.6
1.2 Малое предпринимательство как фактор функционирования рыночной экономики………………………………………………………………………...10
1.3 Особенности развития малого предпринимательства в РБ…….…………12
2. ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………......18
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………..20
3.1Роль и значение предпринимательства в переходной экономике..…….20
3.2 Малый бизнес в региональном (областном) распределении……...…...21
3.3 Необходимые меры господдержки малого предпринимательства……22
3.4 Механизмы поддержки малого предпринимательства в Беларуси на опыте развитых стран………………………………………..………………………...28
3.5 Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США…………..………………………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..
Более 50% всех малых предприятий и более 50% всех занятых в малом бизнесе сосредоточено в столице Беларуси. После нее по количеству занятых на малых предприятиях лидируют Гомельская область (8,4% всех занятых в экономике) и Брестская область (8%). Во всех областях Беларуси малый бизнес примерно на 50% сосредоточен в областных центрах. В целом по республике количество малых предприятий сокращается, а количество созданных рабочих мест на них продолжает увеличиваться [14, с. 10].
Отраслевое распределение малых негосударственных предприятий следующее: в торговле и общественном питании – 50%, промышленности – 20%, в строительстве и на транспорте – по 10% предприятий. Доля малых предприятий в общем объеме выручки (валовом доходе) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по областям находится в диапазоне от 4% (Витебская, Гродненская области) до 9,8% (Минск). Удельный вес производства промышленной продукции малых предприятий в общем объеме производства промышленной продукции колеблется от 4% (Витебская обл.) до 8,3% (Минская область). Малые предприятия, занимающиеся промышленным производством, сосредоточены в основном в Минской области и Минске.
Практически во всех регионах малые предприятия примерно на 50 % сосредоточены в областных центрах. На 1000 жителей в среднем приходится: в областных центрах – 4 МП, в областях – около 2-х, в Минске – 8. Есть районы, где численность зарегистрированных юрлиц не превышает 10, а ИП – 100 человек. В Минске и Минской области сконцентрировано 55 % и 10 % соответственно от общего количества МП по стране. Это объясняется тем, что столица обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, на ее территории сконцентрированы производственные мощности и квалифицированные кадры. Денежные доходы населения Минска и Минской области в среднем в три раза превышают доходы населения других областей. Среднемесячная заработная плата в столице в среднем на 30 % выше, чем в целом по республике. Среди остальных областей по количеству МП лидируют Гомельская и Могилевская области – 8 % от общего количества по республике. Слабо развит этот сектор экономики в малых городах и сельской местности, хотя именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т. д.
Наиболее важные задачи для преодоления межрегиональной дифференциации в развитии малого предпринимательства следующие:
1) государственное
2) активизация работы областных
межведомственных комиссий по
поддержке и развитию малого
предпринимательства, созданных в
соответствии с постановлением
3) эффективная инфраструктура
3.3 Необходимые меры господдержки малого предпринимательства
Стимулирование развития предпринимательства со стороны белорусского государства предполагает реализацию следующих мер:
1. Либерализация
- упростить процедуры регистрации и ликвидации предприятий путем введения уведомительного, а не разрешительного принципа регистрации, осуществления регистрации по домашнему адресу, установления низких размеров уставного фонда (50-100 МЗП) и обеспечения права свободного выбора видов экономической деятельности.
- определить единый перечень документов для регистрации;
- закрепить принцип «одного окна», включая постановку субъекта хозяйствования на учет в налоговые и другие органы;
- закрепить положение о том, что ликвидация юридического лица может производиться только либо по решению собственника или уполномоченного им органа, либо по решению суда.
2. Либерализация цен:
- отмена регулирования рентабельности так называемых искусственных монополий;
- отмена обязательного калькулирования себестоимости и ее регистрации в органах государственного управления (за исключением узкой группы предприятий - естественных монополистов);
- отмена обязательного экономического обоснования сделки во внешнеторговых контрактах;
- отмена регулирования оптовых, розничных и импортных надбавок;
- реформа системы тарифов в энергетическом секторе, на коммунальные и транспортные услуги. Реформа тарифов не означает их непрерывное административное увеличение вслед за увеличивающимися затратами неэффективных монополистов.
3. Изменения в Налоговом кодексе,
упрощающие систему
4. Создание законодательства, регулирующего взаимоотношения с государством (собственником) в сфере аренды нежилых помещений и земельных участков (рыночные ставки арендной платы, отмена монополии государства на аренду жилых, торговых и производственных помещений), упрощение процедур, отчуждения объектов, находящихся в республиканской собственности.
5. Упрощение порядка
6. Принятие закона «О едином порядке установления и применения экономических санкций» с одновременной отменой других нормативных актов, относящихся к данной проблематике;
7. Активизация системы
8. Либерализация
- отмена или сведение к минимуму тарифов на сырьевой, промежуточный и инвестиционный импорт, необходимый для выпуска конкурентоспособной экспортной продукции;
- обеспечение равного доступа всех субъектов к участию в государственных тендерах на оказание услуг или поставку товаров в рамках госзаказа;
- отмена государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность предприятий (установление плановых заданий, минимальных экспортных цен, дополнительные условия вывоза товаров и т.п.) [19].
Финансирование малого бизнеса остается одним из ключевых препятствий его развитию. Это отметили руководители предприятий в ходе опросов, проводимых Исследовательским центром ИПМ.1 Существующая финансово-кредитная поддержка малого бизнеса не отвечает его запросам. В финансировании со стороны государства эксперты видят проблему в недостаточности доступных ресурсов, длительности процедур предоставления финансирования, недостаточной информированности потенциальных заемщиков. Доля малых предприятий и ИП, получивших государственную поддержку в 2008-2009 гг., составила менее 0.05% от их общего количества. С другой стороны, кредиты на развитие в коммерческих банках малым предприятиям получить тоже сложно, а альтернативных механизмов финансирования (фонды взаимного кредитования, кредитные кооперативы) у малого бизнеса в Беларуси нет.
Согласно государственным программам поддержки малого предпринимательства, в региональных бюджетах предусмотрены средства для финансирования его инвестиционных проектов. Такая финансовая поддержка оказывается на возвратной и платной основе, а также через частичную компенсацию малым предприятиям и ИП процентов по кредитам и лизинговых платежей. Тем не менее, в реальности доступ к такому финансированию затруднен, средства, направляемые из бюджетов на эти цели минимальны (в среднем BYR 15-20 тыс. в расчете на одного субъекта хозяйствования в год), а контроль за их использованием очень жесткий. В итоге даже те минимальные средства, которые выделяются областными бюджетами, полностью предприятиями не освоены.
В скором времени, однако, может быть усилена финансовая поддержка малого бизнеса со стороны государства. Министерством экономики разработан проект указа по совершенствованию действующих механизмов льготного кредитования, возмещения части процентов и предоставления гарантий по возврату заемных средств банкам. Предусматривается возможность получения предпринимателями компенсаций лизинговых платежей, участию в выставках и ярмарках. Его подготовке способствовало сотрудничество Совета по развитию предпринимательства и ПРООН в рамках проекта «Формирование благоприятных административных, правовых и экономических условий для развития предпринимательства посредством активизации диалога государства и частного сектора».
В проекте указа конкретизируются определения понятий «субъекты малого исреднего предпринимательства»: индивидуальныепредприниматели, микроорганизации (со средней численностью работников за календарный год до 15 человек), малые организации (от 16 до 100 человек). К субъектам среднего предпринимательства предложено относить коммерческие предприятия с численностью занятых 101-250 человек [20].
Денежная помощь будет оказываться по всей вероятности через Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей и местные бюджеты. Бюджетные деньги предполагается использовать по нескольким направлениям: на льготное кредитование (под процент не выше ставки рефинансирования), на размещение средств на депозиты белорусских банков, которые в свою очередь будут финансировать частный бизнес (также по ставкам не выше ставки рефинансирования). Проект указа предусматривает возможность частичного возмещения субъектам малого предпринимательства процентов по кредитам. Кроме того, в нем содержится норма, предоставляющая возможность Фонду предоставлять гарантии по возврату кредитов банкам. Размер гарантии (поручительства) одному кредитополучателю не может превышать 70% от величины кредита. При этом доля участия кредитополучателя собственными средствами не должна быть менее 30% размера кредита. Касательно лизинга, из бюджета можно будет возместить до половины всех лизинговых платежей при реализации инвестиционных проектов в течение срока действия договора финансовой аренды.
Регулирование импорта
В начале сентября 2008 года было принято Постановление Министерства экономики №1792, которое вызвало протест со стороны бизнес кругов. Постановлением был изменен порядок формирования цен на товары иностранного происхождения. Постановление определяло перечень расходов, которые могут включаться импортерами при формировании отпускных цен на товары иностранного происхождения, вводило ограничение размера торговой и оптовой надбавок при реализации импортной продукции, соответствующее действующим предельным надбавкам на белорусские товары (30% с учетом оптовой надбавки до 20%).
Ранее отпускные цены на товары иностранного производства, предназначенные для непосредственного потребления населением, а также использования в качестве сырья, материалов при производстве продукции общепита и бытовых услуг, формировались исходя из контрактных цен, расходов, налогов и прибыли с учетом конъюнктуры рынка (Постановление Минэкономики № 43 от 22.04.1999 г.). Постановлением №179 эти нормы были отменены.
Хотя официальная мотивация принятия этого постановления до сих пор неизвестна, возможно, правительство таким образом, пыталось решить проблему роста отрицательного сальдо торгового баланса, сокращения роста цен на импортные товары, а также выравнивания уровнять условия ведения бизнеса для импортеров и белорусских производителей. На практике, новое положение не могло решить эти противоречивые задачи (например, потребительский импорт в общем объеме импорта не превышает 12%, а снижение цен на импортные товары не могло улучшить конкурентоспособность белорусских товаров; импортные товары оказывают минимальное влияние на инфляцию). В итоге, они привели к ухудшению и без того сложных условий ведения бизнеса в Беларуси.
За публикацией постановления последовала волна возмущений и протестов со стороны бизнеса и бизнес союзов. В итоге, Министерство уже через несколько дней отменило его. В новом постановлении №183 было решено увеличить предельную торговую надбавку на импортные товары с 30% до 60%, разделив ее пополам между импортерами (оптовиками) и розницей. Импортер может теперь формировать отпускную цену по следующей схеме: контрактные цены + транспортные расходы + таможенные сборы + проценты по банковским кредитам и другие платежи, связанные с импортом + надбавка не более 30%. Еще 30% надбавки распределяют между собой все оставшиеся посредники в оптовой и розничной сети.
Хотя постановление №183 несколько улучшило условия ведения бизнеса для импортеров по сравнению с постановлением №179, оно все равно ввело ряд существенных ограничений и содержит ряд недостатков. В частности, очень проблематичной для предприятий оказалась формулировка расходов, которые могут включаться в цены импортеров.
В частности, в Постановлении указано, в цены импортеров включаются контрактных цены, таможенные платежи, транспортные расходы, иные расходы, связанные с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, страхованию, проценты по кредитам. Как уточнили в Минэкономики, под иными расходами понимаются расходы по платежам и оплате получаемых документов, без осуществления которых товар не может быть выпущен в свободное обращение на территории Беларуси. В том числе это платежи и оплата документов за въезд в зону таможенного контроля, хранение груза на складе временного хранения на период оформления документов, оформление статистических (таможенных) деклараций, паспортов сделок. К иным расходам также относятся платежи за получение сертификатов; осуществление обязательных экспертиз, проверок и т.п.; получение идентификационных знаков, в том числе наклеиваемых за рубежом; обязательные сборы (в т.ч. сбор за импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также за импорт товаров, упакованных в тару). Тем не менее, остается не понятным, что именно входит в отдельные группы расходов (например, проценты по кредитам), и как включить в цену прочие расходы, которые непосредственно связаны с импортом.
Информация о работе Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США