Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Бизнес и предпринимательство стали новой социально-экономической реальностью нашей страны в начале 90-х годов. В XXI веке малый бизнес способен превратиться в мощный фактор развития страны. Он становится системой реализации человеческого и социального капитала. Сегодня бизнес Беларуси претендует на новую миссию, которая органично сочетает потенциал населения страны и возможности белорусского государства. Деловое сообщество все отчетливее становится фактором роста экономики, укрепления семьи, здоровья и силы нации. Это не абстрактное заявление. Это констатация факта. Это результат интеграции Беларуси в цивилизованный мир. Мир глобализации, беспрецедентной открытости, новых технологий, темпов жизни и деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ:РОЛЬ И МЕСТО…………………………..…………………….5
1.1Малое предпринимательство :сущность, виды, подходы к классификаци.6
1.2 Малое предпринимательство как фактор функционирования рыночной экономики………………………………………………………………………...10
1.3 Особенности развития малого предпринимательства в РБ…….…………12
2. ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………......18
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………..20
3.1Роль и значение предпринимательства в переходной экономике..…….20
3.2 Малый бизнес в региональном (областном) распределении……...…...21
3.3 Необходимые меры господдержки малого предпринимательства……22
3.4 Механизмы поддержки малого предпринимательства в Беларуси на опыте развитых стран………………………………………..………………………...28
3.5 Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США…………..………………………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..

Файлы: 1 файл

моя мак-мика.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

- списание значительной части  научного оборудования по ускоренным  нормам амортизации;

- применение системы адресных  налоговых льгот, нацеленных на  постоянное наращивание объема  научных расходов в крупных  корпорациях, привлечение мелкого  и среднего бизнеса к инновационной деятельности в сфере новых технологий;

- льготное кредитование научных  разработок и долевое финансирование  крупных проектов;

- безвозмездная передача или  предоставление на льготных условиях  государственного имущества или  земли для организации инновационных предприятий (в первую очередь для мелкого и среднего бизнеса, а также для создания научной инфраструктуры в регионах).

Дополнительными формами участия государства в развитии малого предпринимательства, не требующими значительного бюджетного финансирования, могут быть:

- упрощение процедуры регистрации  малых предприятий;

- развитие институциональной инфраструктуры  поддержки МП;

- повышение уровня предпринимательской  и управленческой квалификации;

- оказание юридических, информационно-маркетинговых услуг;

- обеспечение доступа к венчурному  финансированию механизмами франчайзинга;

- координация сотрудничества малых  предприятий путем организации  различных ярмарок, выставок и  т.д.

В мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования малых и средних предприятий, отдельных инвесторов:

- прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США и другие);

- предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция);

- дотации (практически во всех развитых странах);

- создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);

- безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);

- снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей (Австрия, Германия, США и др.);

- отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);

- бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия).

Как следует из вышесказанного, государственные и негосударственные механизмы поддержки играют важную роль в развитии малого предпринимательства. Следует анализировать зарубежные формы поддержки с целью использования их в наших условиях. Необходимо расширить принятие комплексных государственных мер по стимулированию создания новых МП в разных отраслях, что окажет существенное влияние на увеличение доли поставляемой на рынок высокотехнологичной продукции и формирование национальной инновационной инфраструктуры, развитие которой на современном этапе является важной задачей [5].

 

 

 

 

 

           3.5 Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США

 

 

В 1991 г. в США было основано около 700000 малых предприятий (самый большой показатель со времен Второй Мировой войны) [15]. Почему же в США растет активность предпринимателей, и как обстоят дела в Беларуси? Можно проанализировать экономические, финансовые, политические, психологические предпосылки такому ходу событий, однако цель данного сравнения выявить то существенное, что отличает наши страны в правовом регулировании предпринимательства.

Какие же правовые аспекты развития предпринимательства в Республике Беларусь представляются наиболее актуальными?

Во-первых, проблемы организационно-правовой формы предпринимательства и регистрации бизнеса. Вопрос о том, стоит ли создавать бизнес в форме юридического лица или не стоит, давно и прочно вошел в юридическую литературу всего мира. Сторонники противоположных взглядов сходятся в одном – они не отказывают другой организационно-правовой форме в праве на существование. Проблема выбора заключается лишь в скрытых преимуществах и недостатках.

Главное преимущество предпринимательства без образования юридического лица – отсутствие дорогостоящей регистрации и единоличность владения бизнесом. Помимо этого, организация в форме юридического лица (корпорации по американской юридической терминологии) предполагает много бумажной работы. Однако юридическое лицо не прекращается и после смерти предпринимателя.

Помимо этого, в США развиты услуги по продаже зарегистрированного бизнеса. В Беларуси же, где законодательство требует личного присутствия всех учредителей в регистрирующем органе в момент подачи документов, развитие такой услуги представляется маловероятным. Требование о личном присутствии всех учредителей просто нелепо, словно в Беларуси и вовсе не существует института представительства и доверенность.

В США около 50% предпринимателей действуют в качестве индивидуальных предпринимателей или в качестве товариществ таких предпринимателей. Остальные предприниматели действуют в форме корпораций, причем привлекательность и, соответственно, число корпораций неуклонно увеличивается.

В США создание бизнеса в форме корпорации рассматривается как один из видов страховки собственного имущества учредителя. В случае разорения бизнеса индивидуального предпринимателя, кредиторы могут легко лишить его почти всего, даже собственного дома. В случае с корпорацией предприниматель рискует потерять только деньги, вложенные в покупку акций.

В Беларуси некоторое время действует правило, устанавливающее субсидиарную ответственность учредителей хозяйственных обществ. Это правило серьезно снижает привлекательность такой организационно-правовой формы бизнеса. Введение субсидиарной ответственности учредителей хозяйственных обществ противоречит всем мировым тенденциям в этой области права. Причем эта норма мешает не только местным предпринимателям, но и, в прямом смысле слова, отпугивает иностранных бизнесменов. Стоит только вспомнить случай отказа летом 1999 г. итальянской компании «Компаньоло» от покупки контрольного пакета акций «Бобруйсктрикотажа» (хотя 99% белорусских работников хотели этого). Узнав об угрожающей им ответственности, итальянские бизнесмены прекратили участие в инвестиционном проекте.

Необходима полная и безоговорочная отмена подобной «атавистической» субсидиарной ответственности.

Вторым важным правовым аспектом развития белорусского предпринимательства является правовое регулирование вопросов финансирования бизнеса.

Большую тревогу вызывает получающая все большее развитие практика оказания льгот и преференций определенным, в большинстве своем государственным, юридическим лицам. Общая сумма государственных преференций в 2002 г. только в промышленности достигла 30 трлн. белорусских рублей (неденоминированных), 180 млн. российских рублей, 61 млн. долларов США и 45 млн. немецких марок. Президент А.Г. Лукашенко отметил, что промышленность забрала эти деньги «из карманов врачей, военных, учителей и работников других бюджетных сфер». Это правильно, однако часть этих денег оказалась забранной и из карманов предпринимателей, пытающихся конкурировать с теми предприятиями, которым предоставляются преференции. Предпринимателям гораздо труднее конкурировать с теми «избранными» предприятиями, которые не уплачивают по воле государства, например, налог на добавленную стоимость или таможенные пошлины. Это нарушает закрепленный в статье 13 Конституции Республики Беларусь принцип равных прав для осуществления хозяйственной деятельности, а также равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности. Необходимо прекратить или приостановить предоставление льгот и преференций до всестороннего законодательного урегулирования этого вопроса. Не зря американцы говорят: в жизни есть только две вещи, в которых можно быть абсолютно уверенным – это смерть и налоги.

В США государственная поддержка предпринимателей действует по иным правилам. Активно функционирующая в США Администрация Малого Бизнеса предоставляет банкам предпринимателей гарантии в размере до 90% суммы кредита, а предпринимателям из так называемых «депрессивных» районов и предпринимателям из некоторых социальных групп вообще предоставляет кредиты напрямую, причем на срок от семи до десяти лет.

В Беларуси аналогичные услуги предоставляют Белорусский Фонд финансовой поддержки предпринимателей (кредит до 20000 МЗП, микрокредит до 2500 МЗП, предоставляемый совместно с Программой развития ООН), Комитет по занятости населения при Министерстве труда (кредит до 10000 МЗП), ОАО «Приорлизинг» и др.

Следует отметить, что широко развиты в США услуги франчайзинговых фирм, которые предоставляют начинающим бизнесменам оборудование (например, для предприятий быстрого питания, магазинов и т.п.) В Беларуси, к сожалению, заключение и действие договоров франчайзинга стало невозможным летом 2000 г. в силу п. 3 ст. 1046 Гражданского кодекса. Необходимо разработать и принять соответствующие законодательные акты, регулирующие эти правоотношения.

Третьим важным аспектом развития предпринимательства стоит назвать информационно-правовое обеспечение бизнеса. Необходимо осознать, что в нашем стремительно изменяющемся массиве правовой информации любой предприниматель может грамотно и своевременно ориентироваться только при помощи современных технических средств.

В соответствии с Положением о порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1998 г. №565 «О порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь», ведение эталонного банка данных правовой информации осуществляет Национальный Центр правовой информации (НЦПИ). Центр размещает большую часть эталонного банка в сети Интернет, причем новые документы размещаются очень оперативно. Однако высокая стоимость доступа в Интернет препятствует широкой популярности этого важного правового ресурса. Необходимо, по примеру сети Интернет-магазинов, сделать возможным доступ к базе данных НЦПИ по бесплатной линии.

Представляет интерес и такая практика, существующая в США. Там более чем 300 университетов являются членами Администрации Малого Бизнеса. У Администрации заключены контракты с этими университетами, и они предлагают бесплатный консультационный сервис для малого предпринимательства. Консультируют также студенты этих университетов – молодые, еще не очень опытные в практических делах люди, но с большим запасом теоретических знаний и огромным энтузиазмом.

Негосударственные общественные организации в РБ: объединения (союзы) предпринимателей, торгово-промышленные палаты – важнейшие институты рыночной экономики. Их важнейшие функции – лоббизм путем диалога с властями, партнерство между нанимателями и наемными рабочими, организация деловых контактов между членами, реализация общих проектов по обучению, информационному обеспечению, международным связям. По очевидным причинам особо важны объединения для малых предприятий. В Республике Беларусь активно действует семь общественных союзов: Белорусский союз предпринимателей и нанимателей, Белорусский союз предпринимателей, Минский союз предпринимателей и работодателей, Союз предпринимателей Брестской области, Ассоциация нанимателей и предпринимателей Витебской области, , Гродненский клуб предпринимателей, Общественное объединение предпринимателей Могилевской области, Центр поддержки и развития юношеского предпринимательства. В рамках проекта МФК «Развитие объединений малого и среднего бизнеса» был проведен ряд социологических опросов, характеризующих эффективность их работы. Выяснилось, что, несмотря на то, что 96 % белорусских предпринимателей считают, что частный бизнес должен защищать свои интересы перед государством, а 75 % говорят о необходимости объединяться в союзы, пока лишь 10 % предпринимателей вступили в объединения. Среди недостатков работы объединений предприниматели называют отсутствие необходимых услуг, плохое информирование членов о проделанной работе, неоказание оперативной помощи в экстренных ситуациях и, главное, неспособность влиять на решения властей. Вместе с тем, среди членов союзов растет число (47 %) тех, которые полностью довольны работой объединений.

Беларусь, которая занимает по разработанному ООН Индексу человеческого развития почетное 57 место из 174 государств, должна быстрее и разумнее использовать предпринимательский потенциал, скрытый в своих гражданах. Не ставить самостоятельно по каждой проблеме сомнительные правовые эксперименты, но использовать богатый опыт развитых стран в правовом регулировании бизнеса. Такой путь видится для Беларуси и ее граждан в новом веке.

 

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В работе характеризуется малое предпринимательство в Беларуси в сравнении с зарубежными странами, выделены особенности малого предпринимательства, обозначены основные его проблемы и намечены пути их решения.

Во многих государствах вклад малых предприятий в ВВП сравнивается с крупными, а в некоторых и превышает. Структура малых предприятий различается от страны к стране, а порой и от региона к региону, в одной стране. Это объясняется экономическими и социокультурными особенностями регионов.

Практически во всех странах осуществляется поддержка малого предпринимательства. Основными направлениями этой поддержки являются создание условий для льготного кредитования, снижение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации и лицензирования, создание фондов по поддержке малого предпринимательства.

Безусловно, что основным фактором, препятствующим развитию предпринимательства в Беларуси, являются чрезмерное государственное регулирование и макроэкономическая политика, направленная на поддержание неэффективного государственного сектора. Репрессивная налоговая система, административный частокол из сложного законодательства по лицензированию, сертификации, регулированию цен и формированию себестоимости, частые проверки большого количества контролирующих органов, перманентные перерегистрации и другие административные ограничения делают формирование и развитие частного сектора крайне затруднительным.

Но, несмотря на сложные условия функционирования частного бизнеса в Беларуси, он продолжает развиваться. Большинство МП собираются расширять свой бизнес в ближайшие два года. Сложные институциональные рамки работы МП вынуждают предпринимателей основное внимание в своих требованиях уделять внешним факторам, оказывающим влияние на их конкурентоспособность – снижение налогов, упрощение законодательства, сокращение числа проверок, снятие ряда ограничений по ведению бизнеса. Однако, на наш взгляд, белорусские предприниматели недостаточно внимания уделяют внутренним факторам роста эффективности – обучению персонала на различных программах бизнес-образования.

Информация о работе Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США