Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Бизнес и предпринимательство стали новой социально-экономической реальностью нашей страны в начале 90-х годов. В XXI веке малый бизнес способен превратиться в мощный фактор развития страны. Он становится системой реализации человеческого и социального капитала. Сегодня бизнес Беларуси претендует на новую миссию, которая органично сочетает потенциал населения страны и возможности белорусского государства. Деловое сообщество все отчетливее становится фактором роста экономики, укрепления семьи, здоровья и силы нации. Это не абстрактное заявление. Это констатация факта. Это результат интеграции Беларуси в цивилизованный мир. Мир глобализации, беспрецедентной открытости, новых технологий, темпов жизни и деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ:РОЛЬ И МЕСТО…………………………..…………………….5
1.1Малое предпринимательство :сущность, виды, подходы к классификаци.6
1.2 Малое предпринимательство как фактор функционирования рыночной экономики………………………………………………………………………...10
1.3 Особенности развития малого предпринимательства в РБ…….…………12
2. ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………......18
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………..20
3.1Роль и значение предпринимательства в переходной экономике..…….20
3.2 Малый бизнес в региональном (областном) распределении……...…...21
3.3 Необходимые меры господдержки малого предпринимательства……22
3.4 Механизмы поддержки малого предпринимательства в Беларуси на опыте развитых стран………………………………………..………………………...28
3.5 Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США…………..………………………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..

Файлы: 1 файл

моя мак-мика.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

Негативная реакция на постановление №183 поступила и со стороны производителей хлебопекарной продукции. Для развития предприятиям нужна прибыль. Даже у самых успешных импортеров из них надбавка в 30% не может ее обеспечить. Более того, производители отмечают неясности самих формулировок, которые присутствуют в постановлении. Важно и то, что подобное регулирование импорта в конечном счете ухудшает условия работы и на белорусских предприятиях, поскольку они не имеют возможности получить необходимую промежуточную импортную             продукцию. Например, более 60% наименований кондитерских изделий в Беларуси изготавливается с применением растительных сливок, которые импортируются. Новое регулирование импорта может привести к сужению ассортимента, нарушениям работы белорусских предприятий, использующих импортное сырье. Более того, производство многих видов промежуточной продукции в Беларуси дороже, чем за рубежом.

Возможные последствия подобного регулирования импорта для экономики Беларуси можно сформулировать следующим образом: банкротство многих компаний или уход их в тень; сокращение ассортимента товаров; нарушение баланса в продуктовом портфеле торговых предприятий, где покрытие убытков за счет реализации социально значимых и прочих белорусских товаров перекрывалось рентабельным импортом; сложности с финансированием для розницы; негативное влияние на рынок рекламы, поскольку, по оценкам экспертов, импортные заказы составляют наибольший источник доходов; снижение инвестиций импортеров в белорусскую экономику; сокращение налоговых поступлений в бюджет и др.

Пока сложно говорить, как именно введение постановления №183 в действие скажется на белорусском бизнесе. Бизнес ассоциации высказывают опасения, что государство может в будущем продолжить свою политику по жесткому регулированию ценообразования импортных товаров. Тем не менее, они так же признают, что отмена постановления №179 произошла благодаря мобилизации сил бизнес сообщества и открытому отстаиванию интересов бизнеса [20].

 

 

 

3.4 Механизмы поддержки малого предпринимательства в

         Беларуси на опыте развитых стран

 

 

Рассмотрим основные возможности и механизмы финансовой поддержки малого инновационного предпринимательства, в том числе, Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь, государственные, отраслевые и региональные научно-технические программы, инновационные проекты, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, Белорусский инновационный фонд, программы поддержки предпринимательской деятельности, банки, и т.д.

Одной из основных форм поддержки малого, в том числе инновационного, предпринимательства со стороны государства является Программа государственной поддержки малого предпринимательства.

Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721.

Задачи Государственной программы на 2010 – 2012 годы:

- создание благоприятных условий  для устойчивой деятельности малых предприятий;

- преодоление административных  барьеров на пути развития  малого предпринимательства;

- внедрение прогрессивных финансовых  технологий поддержки малого предпринимательства;

- создание новых рабочих мест;

- обеспечение импортозамещения;

- адресная методическая, информационная, консультационная,  учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства;

- содействие созданию новых  и эффективному развитию действующих  субъектов малого предпринимательства, повышение престижа предпринимателей.

Государственная программа на 2010-2012 годы содержит 7 разделов, в которые включены 43 мероприятия, основными из которых являются:

- мероприятия, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства; финансовую поддержку малого предпринимательства;

- повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями, международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др.

В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 ”О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства“ программа разработана на три года, предусматривает новые виды государственной финансовой поддержки малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков; гарантий по данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и др.

На реализацию мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн. рублей.

В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131 процента, в 2011 году – 133 процентов, в 2012 году – 135 процентов. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году – до 115 процентов [24].

В республике по состоянию на 1 июля 2010 г. действуют 50 центров поддержки предпринимательства (ЦПП). ЦПП осуществляли свою деятельность по следующим направлениям: оказание информационных, консалтинговых услуг субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и др.; подготовка    бизнес-планов; маркетинговые исследования; содействие в получении кредитов, подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства.

За 6 месяцев 2010 года услугами центров воспользовались 34471 человек. Организованы и проведены 618 семинаров, курсов, в которых приняли участие 15899 человек. Из общего количества клиентов центров в указанном периоде начинающие и работающие свыше 1 года предприниматели составили 20720 человек или 60,1 % от общего количества клиентов центров, безработные – 920 человек или 2,6 %, студенты – 5989 человек или 17,3 %, другие категории граждан – 6842 человека или 20 %. Деятельность клиентов, обратившихся в центры в отчетном периоде за услугами, была связана с розничной торговлей – 9997 человек (29 %), осуществлением производственной деятельности – 5312 человека (15,4 %), оказанием услуг – 3891 человек (11,2 %), оптовой торговлей – 2329 человек (6,7 %), строительством – 3545 человека (10,2 %), оказанием транспортных услуг – 1411 человек (4 %), не имеющие отношения к предпринимательству – 7986 человек (23,5 %) [22].

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей осуществляет свою деятельность в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136, которым утверждено положение о нем.

Основной задачей Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей является оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства [23].

Государственная финансовая поддержка оказывается путем предоставления: финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе; имущества на условиях лизинга (финансовой аренды); гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь.

Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства на реализацию инвестиционных проектов, в целях приобретения оборудования, специальных устройств и приспособлений, закупки комплектующих изделий, сырья и материалов для собственного производства и т.д.

Государственной финансовая поддержка предоставляется: на условиях срочности, возвратности и платности; на конкурсной основе; с соблюдением принципов обеспеченности и целевой направленности; в национальной валюте Республики Беларусь [22].

С 1997 в Беларуси действует кредитная линия Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по поддержке малого и среднего бизнеса в республике. Данная линия реализуется через ОАО "Белгазпромбанк" и ОАО "Приорбанк". Эта кредитная линия призвана содействовать развитию малых и средних частных предприятий и индивидуальных предпринимателей. В рамках кредитной линии ЕБРР осуществляется кредитование мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей (микрокредитование).

Малое инновационное предпринимательство (МИП) имеет возможность получения финансовой поддержки путем участия в выполнении научно-технических программ. Цели и задачи научно-технических программ, порядок их формирования и реализации определяются "Положением о порядке разработки и выполнения научно-технических программ", утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. N 961. Настоящее Положение определяет порядок разработки и выполнения научно-технических программ (государственных, региональных и отраслевых), в том числе внесения в них изменений и (или) дополнений, порядок контроля за ходом выполнения программ и приемки завершенных работ.

Малое инновационное предпринимательство имеет также возможность получения финансовой поддержки путем участия в выполнении инновационных проектов. Цели и задачи инновационных проектов, порядок их формирования и реализации определяются Положением о порядке конкурсного отбора и реализации инновационных проектов, финансируемых из республиканского бюджета, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31.05.1999  N 819. Настоящее Положение устанавливает требования к инновационным проектам, финансируемым из республиканского бюджета, порядок их формирования, конкурсного отбора, финансирования и реализации. 

Рассмотрим меры по поддержке малого предпринимательства в странах Евросоюза.

В западных странах ключевыми функциями государства по отношению к развитию малого бизнеса являются:

- обеспечение макроэкономической  стабильности;

- формирование законодательства, содействующего развитию малого бизнеса;

- прямая поддержка малых предприятий  путем обеспечения доступа к  источникам финансирования, информации, бизнес – консультированию и  программам подготовки для преодоления  ограниченности внутренних ресурсов;

- создание условий для развития  рыночных институтов;

- формирование позитивного отношения  к предпринимательству в обществе [1].

Анализ опыта государственной поддержки малого бизнеса в странах ЕС позволяет выделить несколько основных направлений.

Типичные трудности, с которыми сталкивается частный предприниматель: недостаток стартового капитала, отсутствие четкого бизнес-плана, незнание законов, рыночной конъюнктуры и т.д. Вот почему в странах ЕС начинающим бизнесменам государство оказывает как финансовую, так и консультативную помощь в создании малых предприятий, организует их обучение. Более того, в Дании, например, за безработными, пожелавшими открыть собственное дело, в течение 3,5 лет сохраняется пособие по безработице.

Все государства ЕС, используя различные рычаги, помогают малому и среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования. Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) основное внимание уделят обеспечению гарантий займа. Однако в большинстве государств Запада создаются особые резервы для поддержки малого и среднего бизнеса, которые используются для предоставления инвестиций субсидий, льготных займов, а также фискальных льгот и дотаций.

Все государства ЕС, так или иначе, смягчают налоговое бремя для малого и среднего предпринимательства. Например, в Великобритании наряду со снижением ставки налога на доходы мелких фирм сокращен налог на инвестиции в новые сферы малого бизнеса, особенно связанные с высокой степенью риска.

Интересный опыт государственной поддержки малого бизнеса накоплен странами ЕС в деле повышения производительности и конкурентоспособности. Германское правительство разработало концепцию стимулирования научных исследований, проводимых мелкими и средними фирмами. Она предусматривает расширение госзакупок, прямое финансирование инноваций и косвенное регулирование путем страхования банковских кредитов на приобретение современного оборудования. При этом государство оплачивает консультационные услуги, которые предоставляют научно- технические общества мелким и средним фирмам. В Германии основателям новых малых фирм предоставляются кредиты на срок до 20 лет. Кроме этого и правительство из бюджета выделяет средства на создание новых мелких предприятий. Работа по субподряду позволяет малым фирмам получать доступ к технологическим "ноу-хау" больших корпораций.

Во многих развитых странах для поддержки малого бизнеса используются следующие меры экономической и бюджетной политики:

- включение затрат на НИОКР  частного сектора в себестоимость  продукции;

Информация о работе Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США