Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 20:05, курсовая работа
Бизнес и предпринимательство стали новой социально-экономической реальностью нашей страны в начале 90-х годов. В XXI веке малый бизнес способен превратиться в мощный фактор развития страны. Он становится системой реализации человеческого и социального капитала. Сегодня бизнес Беларуси претендует на новую миссию, которая органично сочетает потенциал населения страны и возможности белорусского государства. Деловое сообщество все отчетливее становится фактором роста экономики, укрепления семьи, здоровья и силы нации. Это не абстрактное заявление. Это констатация факта. Это результат интеграции Беларуси в цивилизованный мир. Мир глобализации, беспрецедентной открытости, новых технологий, темпов жизни и деятельности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ:РОЛЬ И МЕСТО…………………………..…………………….5
1.1Малое предпринимательство :сущность, виды, подходы к классификаци.6
1.2 Малое предпринимательство как фактор функционирования рыночной экономики………………………………………………………………………...10
1.3 Особенности развития малого предпринимательства в РБ…….…………12
2. ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………......18
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………..20
3.1Роль и значение предпринимательства в переходной экономике..…….20
3.2 Малый бизнес в региональном (областном) распределении……...…...21
3.3 Необходимые меры господдержки малого предпринимательства……22
3.4 Механизмы поддержки малого предпринимательства в Беларуси на опыте развитых стран………………………………………..………………………...28
3.5 Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США…………..………………………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..
Важнейшей проблемой развития малого и среднего бизнеса является затрудненный доступ МП к финансовым ресурсам. Для решения этой проблемы необходимо продолжить существующие в Беларуси программы микрокредитования [18, с. 57] и дополнить их созданием банка микрокредитования. Также понадобится поддержка в формировании инвестиционных институтов. Этот набор мер должен содействовать созданию эффективной инвестиционной инфраструктуры, нацеленной на поддержку малого бизнеса.
Важнейшей задачей для Беларуси является создание с участием местных властей инфраструктуры поддержки МП. Это предполагает создание местных центров, предоставляющих доступ к информационным ресурсам и обучению предпринимателей.
Нужно стимулировать обучение белорусских предпринимателей рыночной этике и психологии, законам функционирования рыночной экономики и технологиям повышения конкурентоспособности.
Так же статистическая информация о развитии предпринимательства в РБ отсутствует: не разработана соответствующая методическая база в рамках Министерства статистики и анализа РБ, как следствие – не собирается необходимая информация, отсутствуют научно-практические исследования по развитию предпринимательства, и по оценкам эффективности системы стимулирования его развития. Подобная статистическая база исследования проблем предпринимательства пока не создана и в других странах СНГ.
Несмотря на серьезные сложности для развития бизнеса, неблагополучный деловой климат, в стране сохраняется большой спрос на предпринимательскую деятельность. Почти 49% работающих в бизнесе хотели бы, чтобы их дети занимались предпринимательством. Почти 90% населения страны, считают, что развитие предпринимательства идет на пользу стране, что предприниматели – это не жадные эгоисты и жестокие эксплуататоры, а поставщики товаров и услуг, создатели рабочих мест, доноры республиканского и местных бюджетов.
Каждый бизнес – это творчество и смелость. Каждый предприниматель – это создатель добавленной стоимости в промышленности, торговле, сфере услуг или строительстве. Он – не иждивенец. Он - человек дающий, а не берущий. Он создает свое будущее, потому что ему не все равно, в каких условиях живет его семья, где учатся его дети и какова будет его старость.
Если бизнес и гражданское общество взаимно дополняют и обогащают друг друга, если бизнесмены и политики, государственные служащие и бюджетные работники в состоянии найти в себе мужество смотреть в будущее, а не ностальгировать по прошлому, продолжить развитие, а не возвращаться назад, то страна становится сильной и процветающей.
Белорусское предпринимательство многое вытерпело. Прошло тяжелый этап становления и познания. Пережило неравную конкуренцию с дельцами черного рынка. Научилось производить и торговать, создавать современные компании и брэнды. Научилось понимать потребителя и иностранного партнера. Оно ежедневно создает новое качество жизни. Чтобы работать производительней, конкурировать успешнее, быть щедрее и внимательнее, ему нужна помощь государства. Нет, не подачки и дотации, не чрезмерная опека и особые тепличные условия. Нужен закон. Жесткий и справедливый. Одинаковый для всех. Закон, который защищает честный труд и наказывает за мошенничество. Закон, который помогает и стимулирует национальный бизнес быть конкурентным и социально ответственным.
От суммы действий ответственных, самостоятельных предпринимателей возникает дружное соседство, сплоченное местное сообщество, сильная и процветающая страна - Новая Беларусь. Страна, которая способна решать любые задачи. Наш дом, гостеприимный и чистый, современный и конкурентный, культурный и духовный. Так живет страна, если в ней предприниматели и государство, – полноценные и равноправные партнеры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Ефремова, Н. Малый бизнес в нашей стране // Экономическая газета. - 1992. - № 36. – с. 17.
2. Создание и развитие малых предприятий / Р.Ю. Яковенко. - М.: Финансы и статистика, 1991.
3. Рогов, Ю. Мелкий бизнес и эффективность американской экономики // Факт. - 1991. – № 16. - с. 22.
4. Карпова, А. Мелкий бизнес в Западной Европе // Факт. – 1992. –№ 12. - с. 23.
5. Лебедева, С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – №1. – с.45.
6. Герчикова, И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. Учеб. пособие. – М.: Консалтбанкир, 2008.
7. Лапуста, М. Г. Предпринимательство: Учебное пособие. - М.ИНФА-М, 2008.
8. Разумнова, И. Мелкие предприятия в промышленности США// Проблемы теории и практики управления. – 1993. – с. 18-23.
9. Основы предпринимательской
10. Тихомирова, А. Инвестиционный климат в России: региональные рейтинги и риски. – М.: ФФПМП, 1997.
11. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. – 2006. – №12. – с. 6-7.
12. Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1990. – № 30. – с. 41.
13. Итоги работы за 1998 год. – Минск:
Государственный налоговый
14. Малый и средний бизнес в Беларуси // Аналитический бюллетень МВФ. –2000. –– сентябрь – с. 7-10.
15. Голдштейн, А. Начиная с небольшой суммы денег – Starting on a shoestring: building a business with out a bankroll/ by Arnold S. Goldstein. – New York, 1991.
16. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2006.
17. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
18. Экономическая теория / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. – Мн.: Книжный дом, 2004.
19. Улучшение деловой среды в Беларуси // Аналитический отчет МФК – Минск, 2008.
20. ИНТЕРНЕТ-сайт: http://research.by/rus/
21. Указ № 492 от 02.09.08 " Об изменениях и дополнениях в Указ от 7 мая 2007 года № 215 " О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания".
22. ИНТЕРНЕТ-сайт: http://www.commersant.by/open-
23. Указ № 136 от 18.03.1998 ”О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей“.
24. Указ № 255 от 21.05.2009 ”О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства“.
25. Русак Е.С. Экономика предприятия: Курс лекций.– Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 244 с.
26. Статистический сборник «Малое предпринимательство Республики Беларусь», 2008 (Стат. сб.) Минстат РБ – Минск, 2008.
27. Тэпман, Л. Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран: учеб. пособие для вузов / Л. Н. Тэпман. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
28. Суша, Г.З. Экономика предприятия. – Мн.: ООО “Новое знание”, 2003. – 384с.
29. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О.И.Волкова. – М.: ИНФРА – М, 2000.
30. Экономика предприятия: Пособие для подготовки к экз. / Л.А.Лобан, В.Т.Пыко. – Мн.: ООО “Мисанта”, 2002. С. 113 – 118.
31. Экономика предприятия / В.Я.Хрипач, Г.З.Суша, Г.К.Оноприенко; Под. Ред. В.Я.Хрипача. – Мн.: Экономпресс. 2000. – 464с.
1 «Факторы успеха малого бизнеса», Время проведения опроса - август-сентябрь 2007 г Опрошено 517 руководителей малых и средних предприятий.
2 Постановление Министерства экономики №179 от 27.08.08 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства экономики Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 29 июля 2008 г. № 156».
Информация о работе Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США