Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция
Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.
Вторая причина связана с природой личности менеджера. Ее можно определить как слабые навыки управляющих в планировании. Управляющие и особенно высшие менеджеры - это чаще всего люди, которые добились высоких должностей за счет своей энергии и предпринимательской одаренности, т.е. люди, которые умеют профессионально добиваться намеченных целей. Причем вынуждены делать все необходимое для этого быстро и решительно. Однако они оказались не приучены к дисциплинированному, систематическому мышлению. До сих пор нечасто встречается такой менеджер, который предпочел бы в первую очередь думать, а потом уже действовать. Поэтому попытки заняться систематическим планированием деятельности фирмы без предварительной подготовки часто приводят к неудаче. Однако отрицательные результаты не говорят о полном отсутствии способностей к планированию у менеджеров, а только отражают их слабые навыки в этой сфере деятельности. Участие менеджера в планировании является обязательным и по мере накопления опыта приносит хорошие плоды.
Третья причина неудач в планировании связана с природой личности специалиста-плановика. По определению плановики и управляющие - это две противоположные категории. В отличие от управляющих, плановики предпочитают теоретический подход к проблеме. У плановиков есть необходимые знания для составления бизнес-плана, они владеют суммой научных методов, применяемых в планировании. Однако специалистам по планированию часто не хватает «политических» навыков и своего собственного мнения о практическом положении вещей. Это приводит к двум отрицательным результатам в планировании:
• составлению планов, оторванных
от той хозяйственной
• столкновениям, противоречиям между управляющими и плановиками.
В качестве выхода из такого положения можно предложить активное взаимодействие менеджеров и плановиков как в процессе плановой деятельности, так и при обсуждении стратегических задач фирмы.
Планирование является важнейшей частью любого бизнеса. Важность его выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым». Смысл данного высказывания заключается в том, что фирма, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей. Планирование - это могучий, инструмент, способный открыть любую дверь. Серьезный подход к планированию создает основу для устойчивого и эффективного бизнеса.
Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла:
• общеэкономический, с точки зрения общей теории развития фирм;
• конкретно управленческий, когда планирование является одной из функций менеджмента, в частности, умением предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение.
Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования в качестве конкретного вида деятельности вытекает из природы фирмы и напрямую определяется общими условиями хозяйствования.
В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников - предприятий являются цены. Именно цены определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы, технологию производства и реализации товаров. Фирма как участник рыночных отношений также вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить их действия. Фирма - всего лишь клетка большого рыночного организма, общая роль которого часто не осознается ее руководителями. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы цена находится под контролем профессиональных менеджеров, которые и определяют основные направления внутрифирменной деятельности.
Участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и не зависящих друг от друга субъектов рынка, их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием.
Планирование - это система волевых, сознательно принимаемых решений, которая регулирует деятельность фирмы.
Осуществляя административную функцию, связанную с волевым руководством и принятием решений, предприниматель занимается планированием также в более узком смысле как разновидностью управленческой деятельности.
В современном менеджменте
Планирование - естественная и составная часть менеджмента. Его можно также определить как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.
Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы:
• Экономическая позиция предприятия в настоящее время: каковы итоги и условия ее деятельности?
• Как и при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации?
Планирование - это первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются запланированные работы, стимулирование персонала, контроль результатов деятельности фирмы и их оценка с точки зрения плановых показателей. Планирование - это не только способность предусмотреть все необходимые действия, и предвидеть любые неожиданности в виде рисков, которые могут возникнуть по ходу дела, но и умение с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но должна быть способна управлять им.
Один из «отцов» современного менеджмента А.Файоль отмечал: «Управлять - это предвидеть», а «предвидеть – это уже почти действовать».
Планированию присущ ряд принципов. Основные из них - непрерывность и точность.
Принципы непрерывности и
Непрерывное планирование
Смысл непрерывности планирования заключается в том, что: процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу по мере их выполнения; к планам необходимы систематические корректировки или перепланирование показателей.
Нередко компании прерывают процесс планирования. Например, фирма разрабатывает план в течение определенной части года, утверждает его и прекращает планирование до начала следующего периода. Процесс планирования должен быть непрерывным, исходя из следующих важных предпосылок:
• неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимыми постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешних условий и соответствующее исправление и уточнение планов;
• вменяются не только фактические предпосылки плана, но и представления фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях.
Непрерывный процесс планирования позволяет обеспечить постоянную вовлеченность работников фирмы в плановую деятельность со всеми вытекающими из этого положительными последствиями.
Понятие гибкости планирования означает способность планирования менять свою ориентацию в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
Для осуществления принципа гибкости планы следует составлять так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с меняющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому в планы обычно включают резервы, иначе называемые надбавками безопасности или финансовыми подушками (амортизаторами).
Принцип точности. Планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
Стратегическое, долгосрочное планирование ограничивается определением основных целей фирмы и самых общих направлений ее деятельности, потому что количество достоверной информации о будущем очень невелико, а диапазон и скорость изменения экономической ситуации постоянно растут. В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделений организации, конкретность и проработка деталей должны стать обязательными.
Выбор направления развития компании: видение, миссия и цели развития компании. После того как анализ внутренней и внешней среды фирмы завершен, компания определяет основные ориентиры своей дальнейшей деятельности, основанные на итогах предыдущего этапа. Всю совокупность ориентиров деятельности компании можно разделить на три основных типа:
идеалы - ориентиры, которых фирма не рассчитывает достигнуть в обозримом периоде, но допускает приближение к ним;
цели - наиболее общие ориентиры деятельности компании в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в большей своей части;
задачи - конкретные, количественно измеряемые ориентиры, описания работ и функций по выполнению заданий в определенные сроки.
Разработка бизнес плана представляет собой, во-первых, естественный процесс, с которым сталкивается предприниматель перед тем как принять решение для себя о финансировании того или иного проекта и, во-вторых, - объективную необходимость, поскольку все кредитные и финансовые институты в числе первоочередных документов просят от инициатора проекта предоставить им подробный бизнес план.
Изначально разработка бизнес плана, технико-экономического обоснования (ТЭО) необходима инициатору проекта для себя, поскольку необходимо в принципе удостовериться в способности проекта приносить прибыль. Как только эта задача выполнена, бизнес план адаптируется под конкретные требования кредитной инстанции, куда он впоследствии будет предоставлен.
На сегодняшний день требования банков к прогнозной финансовой документации проекта достаточно разные – это может быть как краткая «выжимка» финансовой модели, - то есть технико экономическое обоснование (ТЭО), так и составление развернутого бизнес плана, в котором детально прописан риск-менеджмент (оценка рисков), маркетинговые исследования и т.д.
Бизнес план и оптимальная методика разработки бизнес плана
Оптимальным вариантом подробной разработки бизнес плана будет следующий:
- бизнес план должен содержать краткое описание бизнеса;
- бизнес план обязательно
- бизнес план содержит пункт
об исследовании рынка и
- бизнес план описывает
- бизнес план содержит схему управления (линейного, разветвленного, централизованного), также бизнес план подробно описывает процесс принятия решений;
- бизнес план описывает
- бизнес план должен содержать
подробную информацию о
- бизнес план содержит
Иногда разработчики уделяют недостаточное внимание такому пункту составления бизнес плана, как описание бизнеса. Однако бизнес план могут читать потенциальные инвесторы, поэтому им очень важно знать всю «подноготную» бизнеса. Поэтому бизнес план содержит не только краткую историю бизнеса, которая описывает процесс создания, развития бизнеса, но и краткое описание той стадии бизнеса, в который он находится в данный момент. Бизнес план в данном разделе раскрывает механизм распределения акций, а также ответственности (коллективной и индивидуальной) по обязательствам. Бизнес план обязательно содержит информацию об участии руководства предприятием в процессе принятия различных управленческих решений.
Бизнес план также содержит разделы,
в которых могут быть указаны
дополнительные параметры: о добавленной
стоимости или неожиданные
Для чего нужен бизнес-план на действующем предприятии?
Объяснить это упрощенно можно, проведя следующую аналогию: отношение менеджера и его предприятия сродни отношениям врача и пациента. Медицинский работник по результатам внешнего осмотра и необходимых анализов ставит диагноз и назначает лечение, если оно необходимо. Точно так же грамотный финансист, экономист, управляющий - а в случае малого бизнеса эта троица зачастую объединена в лице руководителя - должен постоянно контролировать структуру своего предприятия в широком смысле этого слова, от фазы подготовки производства до момента сбыта продукции и поступления выручки на счет.