Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 09:55, реферат
В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям.
Основные виды выплат, производимых ФСС в 2008 году, отражены в Приложении 1.
Итак, проанализировав расходную часть Фонда, можно сделать следующие выводы и сформулировать следующие недостатки:
1) До настоящего времени
нормативно не урегулирован
2) В расходы ФСС по
социальному страхованию от
3) Расходы Фонда на выплату
пособий при рождении ребенка,
пособий по уходу за ребенком
до достижения им возраста
полутора лет, единовременных
пособий женщинам, вставшим на
учет в медицинских
4) Размер социального пособия
на погребение, установленный Федеральным
законом от 12 января 1996 года №
8-ФЗ «О погребении и
5) Не в полном объеме
учтена потребность ФСС в
В соответствии с этими недочетами, можно предложить следующие пути преодоления проблем:
1) Рассмотреть вопрос об
индексации пособий по уходу
за ребенком до достижения
им возраста полутора лет,
2) Увеличить объем средств
федерального бюджета,
3) В целях реализации
положений статьи 8 Федерального
закона «Об основах
4) Рассмотреть вопрос о
внесении изменений в
5) Реализация требований
законодательства по принятию
нормативных правовых актов,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребность в социальном
страховании возникает на определенном
историческом этапе экономического
и социального развития общества.
Его формы и задачи меняются в
соответствии с социально-политической
и экономической ситуацией в
обществе. Это относится в равной
степени и к нынешнему
Система социального страхования все более активно используется как высокоэффективный механизм социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум.
Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.
В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
− Пенсионным;
− Фондом обязательного медицинского страхования;
− Фондом социального страхования.
При исследовании динамики доходов и расходов Фонда социального страхования за период 2006-2008 гг. было выявлено, что в 2006 гг. бюджет ФСС был профицитным, а начиная с 2007 г. наблюдается его дефицит. Это обусловлено, прежде всего: увеличением дефицита средств на обязательное социальное страхование по страхователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособий гражданам, имеющим детей; социального пособия на погребение.
Доходы Фонда социального
страхования формируются в
Наибольший удельный вес в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации занимают непосредственно выплаты по социальному страхованию.
Выявлены следующие недостатки ФСС:
- расходы на выплату
пособий при рождении ребенка,
пособий по уходу за ребенком
до достижения им возраста 1,5 лет,
единовременных пособий
- размер социального пособия на погребение в сумме 1,0 тыс. руб., не индексировался с 2000 г.;
- недостаточность средств
федерального бюджета,
Действующая в России система
социального страхования до сих
пор сохраняет черты, в большей
степени характерные для
Ключевые проблемы социального
страхования в России (в первую
очередь, недостаток получаемых доходов
на фоне резкого увеличения финансирования
основных социальных программ, вызвавший
дефицит бюджета ФСС) следует
решать не через сокращение расходных
статей бюджета или поиска новых
источников доходов, а по средствам
постепенного законодательного изменения
системы социального
Необходимо разработать
среднесрочную программу мер
с целью завершения в ближайшие
5 - 8 лет формирования системы социального
страхования в России в увязке
ее с реформами в системе
В числе первостепенных задач Правительства - совершенствование законов по социальному страхованию и обеспечению, их гармонизация с другими видами права - трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.07.2009)
4. Федеральный закон "
Об основах обязательного
5. Федеральный закон "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" от 07.08. 2000 г. №122-ФЗ.
6. Федеральный закон «О
бюджете Фонда социального
7. Федеральный закон «О
бюджете Фонда социального
8. Указ Президента РФ
«О фонде социального
9. Постановление Правительства
РФ «О фонде социального
10. Бабич А.М., Егоров Е.В. и др. Социальное страхование в России и за рубежом. - М.: РАГС, 1998.
11. Бабич А.М., Егоров Е.В.,
Жильцов Е.Н. Экономика
12. Бугаев Ю.С. О некоторых
проблемах и перспективах
13. Верховцев А.В. Государственное и социальное страхование. М.: ИНФРА-М, 1999.
14. Волгина Н.А. Социальная политика. Учебное пособие. - М.: Издательство "Экзамен" 2003.
15. Ильюхина Т.М. Виды пособий по обязательному социальному страхованию. // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир. - 2003. - № 7.
16. Кадомцева С.В. Экономические
основы системы социальной
17. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учеб. - М.: ИФРА-М, 2003.
18. Роик В. Социальное страхование в России: проблемы и пути их решения // Страховое дело.-1999.-N1.-С.3-11.
19. Роик В. Социальное страхование-составляющая социальной политики // Человек и труд.-1998.-N12.-С.55-58.
20. Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика - 2002. - № 10-11.
21. Сулейманова Г.В. Социальное
обеспечение и социальное
22. Уколов Е.Ф. Социальная
политика государства.
23. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России.// Финансы - 2003 - № 7
24. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие – М.: Инфра – М, 2001
25. Якушев Л.П. Социальная защита. Учебное пособие – М., 1998
26. Официальный сайт Фонда Социального Страхования - http://www.fss.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Выплаты, производимые Фондом социального страхования в 2008 году№ п/п Вид Размер
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
1 Пособие по временной нетрудоспособности
При заболевании или травме
застрахованного, в том числе
в связи с операцией по искусственному
прерыванию беременности или осуществлением
экстракорпорального
до 5 лет – 60%,
от 5 до 8 лет – 80%,
8 и более лет – 100 % среднего заработка,
но не свыше 18 720 рублей в месяц.
Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда
2 Пособие по беременности и родам
Для женщин, работающих по трудовым договорам – в размере 100 % среднего заработка, но не свыше 25 390 рублей в месяц.
Для женщин, уволенных в
связи с ликвидацией
Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее 6 месяцев - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда
3 Пособие при усыновлении ребенка В размере среднего заработка, но не свыше 25 390 рублей в месяц (определяется по правилам, установленным для выплаты пособия по беременности и родам)