На 2007 год на начало каждого
квартала в размере установлен норматив
оборотных денежных средств Фонда:
1) не менее 30 процентов
среднемесячных расходов на выплату
пособий по обязательному социальному
страхованию, на оздоровление
детей, оплату стоимости путевок
на долечивание в санаторно-курортных
учреждениях, расположенных на
территории Российской Федерации,
непосредственно после стационарного
лечения и других расходов;
2) не менее 30 процентов
среднемесячных расходов на выплату
пособий по временной нетрудоспособности
по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний, ежемесячных и единовременных
страховых выплат, расходов на
доставку и пересылку страховых
выплат, расходов на медицинскую,
социальную и профессиональную
реабилитацию и других расходов
по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний.
Норматив оборотных денежных
средств Фонда установлен на
1 апреля 2007 года в сумме не менее
5 792 039,0 тыс. рублей, на 1 июля 2007 года в
сумме не менее 5 605 546,8 тыс. рублей, на
1 октября 2007 года в сумме не менее
8 302 629,2 тыс. рублей и на 1 января 2008 года
в сумме не менее 7 166 480,8 тыс. рублей.
В 2007 году Фонд осуществляет
финансирование расходов на выплату ежемесячного
пособия по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет в пределах средств,
предусмотренных Федеральным законом
"О федеральном бюджете на 2007 год"
и перечисленных в Фонд:
1) гражданам, не подлежащим
обязательному социальному страхованию,
в соответствии с Федеральным
законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О
государственных пособиях гражданам,
имеющим детей" (далее - Федеральный
закон "О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей") в
сумме 12 928 200,0 тыс. рублей;
2) гражданам, подвергшимся
радиационному воздействию, не
подлежащим обязательному социальному
страхованию, в размерах сверх
установленных Федеральным законом
"О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей" в
соответствии с Законом Российской
Федерации "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС" (в редакции
Закона Российской Федерации
от 18 июня 1992 года N 3061-1), гражданам, подвергшимся
воздействию радиации вследствие
аварии в 1957 году на производственном
объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных
отходов в реку Теча, на которых распространяется
действие Закона Российской Федерации
"О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС", в сумме 243 300,0
тыс. рублей;
3) гражданам, подвергшимся
радиационному воздействию, подлежащим
обязательному социальному страхованию,
в размерах сверх установленных
Федеральным законом "О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей"
в соответствии с Законом Российской
Федерации "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС", гражданам,
подвергшимся воздействию радиации
вследствие аварии в 1957 году
на производственном объединении
"Маяк" и сбросов радиоактивных
отходов в реку Теча, на которых
распространяется действие Закона Российской
Федерации "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС", в
сумме 654 900,0 тыс. рублей.
В 2007 году средства обязательного
социального страхования в сумме
3 676 192,5 тыс. рублей направляются на оплату
полной стоимости путевок, предоставляемых
застрахованным гражданам для долечивания
в санаторно-курортных учреждениях,
расположенных на территории Российской
Федерации, непосредственно после
стационарного лечения в соответствии
с перечнем заболеваний, утвержденным
Правительством Российской Федерации.
В 2007 году средства обязательного
социального страхования направляются
на полную или частичную оплату стоимости
путевок для детей застрахованных
граждан:
1) в детские санатории
и санаторные оздоровительные
лагеря круглогодичного действия,
расположенные на территории
Российской Федерации, продолжительностью
пребывания 21 - 24 дня из расчета
до 500 рублей на одного ребенка
в сутки;
2) в загородные стационарные
детские оздоровительные лагеря
продолжительностью пребывания
не более 24 дней в период
школьных каникул в порядке,
определяемом Правительством Российской
Федерации.
В 2007 году Фонд осуществляет
частичное финансирование расходов
на проведение 29-й сессии Генеральной
ассамблеи Международной ассоциации
социального обеспечения в сумме
до 6 700,0 тыс. рублей по результатам конкурса,
проведенного федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере здравоохранения
и социального развития в порядке,
предусмотренном Федеральным законом
от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд".
Сумма, из которой исчисляется
размер единовременной страховой выплаты
по обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, составляет
в 2007 году 46,9 тыс. рублей.
Фонд социального страхования
Российской Федерации в 2007 году:
1) принимает решения о
направлении страхователем до 20
процентов сумм страховых взносов
на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний,
начисленных за 2006 год, за вычетом
расходов на выплату обеспечения
по указанному виду страхования,
произведенных страхователем в
2006 году, на финансирование предупредительных
мер по сокращению производственного
травматизма и профессиональных
заболеваний работников и санаторно-курортное
лечение работников, занятых на работах
с вредными и (или) опасными производственными
факторами;
2) принимает решения о
направлении страхователями средств
обязательного социального страхования
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
в общей сумме до 2 000 000,0 тыс.
рублей на финансирование проведения
углубленных медицинских осмотров
работников, занятых на работах
с вредными и (или) опасными
производственными факторами;
3) направляет средства
обязательного социального страхования
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
в сумме 497 860,0 тыс. рублей на
разработку и обеспечение реализации
системы мероприятий по снижению
профессионального риска застрахованного
по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний и оптимизации страховых
тарифов.
В 2007 году Фонд передает в
федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по
выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в сфере здравоохранения и
социального развития, средства обязательного
социального страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний:
1) на осуществление мероприятий,
связанных с обучением по вопросам
охраны труда отдельных категорий застрахованных
граждан в размере 457 700,5 тыс. рублей;
2) на финансирование научно-исследовательских
работ по вопросам охраны труда
в размере 52 146,5 тыс. рублей.
Фонд социального страхования
Российской Федерации в 2007 году за
счет средств, перечисленных из бюджета
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования в соответствии
с Федеральным законом "О бюджете
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на 2007 год"
в сумме 14 500 000 тыс. рублей, осуществляет
оплату государственным и муниципальным
учреждениям здравоохранения (а
при их отсутствии медицинским организациям,
в которых в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке размещен государственный и (или)
муниципальный заказ услуг в части медицинской
помощи, оказанной женщинам в период беременности
в сумме 3,0 тыс. рублей, а в период родов
и в послеродовом периоде в сумме 6,0 тыс.
рублей соответственно за каждую женщину,
получившую указанные услуги, а также
в части диспансерного наблюдения ребенка
в течение первого года жизни в сумме 1,0
тыс. рублей за каждого ребенка.
Фонд социального страхования
Российской Федерации в 2007 году за
счет средств, перечисленных из бюджета
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования в соответствии
с Федеральным законом "О бюджете
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на 2007 год"
в сумме до 3 000 000,0 тыс. рублей, осуществляет
дополнительную оплату первичной медико-санитарной
помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими
учреждениями работающим гражданам
в рамках территориальной программы
обязательного медицинского страхования.
Остатки средств, образовавшиеся
на 1 января 2007 года в бюджете Фонда
социального страхования Российской
Федерации в результате неполного
использования Фондом средств федерального
бюджета на оказание государственной
социальной помощи по санаторно-курортному
лечению, включая проезд на междугородном
транспорте к месту лечения и
обратно, отдельным категориям граждан,
имеющим на это право, на предоставление
инвалидам технических средств
реабилитации и услуг и обеспечение
отдельных категорий граждан из числа
ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями,
используются Фондом в I квартале 2007 года
для завершения расчетов с организациями,
предоставляющими соответствующие услуги
по договорам, заключенным в 2006 году.
Заключение
Действующая в России система
социального страхования до сих
пор сохраняет черты, в большей
степени характерные для социальной
помощи, чем страхования. При достаточно
высокой страховой нагрузке на работодателей
(почти 40% фонда оплаты труда) уровень
большинства социальных выплат явно
недостаточен и не увязан с объемом вносимых
страховых средств. Правовое поле данного
института социальной защиты только формируется.
Отсутствует реальное разделение системы
социального страхования и системы социальной
помощи. Термины, принципы и инструментарий
организации финансовых институтов и
систем социальных гарантий, которые широко
используются во многих развитых странах
в практике различных видов социального
страхования - социальный и профессиональный
риски, эквивалентность страховых взносов
и выплат, увязка уровней социальных рисков
и страховых тарифов - эти и другие классические
элементы и механизмы данных систем все
еще представляются отвлеченными категориями,
а не жизненно важными регуляторами социальной
зашиты населения.
Это во многом объясняет массовую
незаинтересованность занятого населения
в своевременной уплате в полном
объеме страховых взносов (работниками,
и работодателями) в государственные
внебюджетные социальные фонды.
Приходится констатировать
серьезные отставания в создании
экономических условий и институциональной
базы для формирования новых механизмов
социальной защиты в форме сбалансированных
между собой экономических отношений
и института социального страхования.
Так, существующее правовое положение
внебюджетных социальных фондов зауживает
их роль и функции, сводит их в основном
к финансовым учреждениям (“сборщиков
взносов” и “распределителей средств”).
Мировой опыт свидетельствует о том, что
основные виды социального страхования
(пенсионного, от несчастных случаев на
производстве, по безработице), кроме финансовых
задач по компенсации утраты заработков
(в связи с временной и постоянной утратой
трудоспособности или места работы), выполняют
целый ряд других функций: оздоровление
трудящихся и членов их семей, организацию
лечения, проведения крупномасштабных
национальных программ по реабилитации
инвалидов (медицинской, профессиональной
и социальной).
Следует понимать, что формирование
национальной системы социального
страхования - дело непростое. Такая
система органически связана
с системой заработной платы, налоговой
системой, политикой и состоянием
рынка труда, демографическим положением
в настоящем и его прогнозным
положением в будущем. Необходимо критично
признать, что пока формирование системы
социального страхования не увязано
с названными выше факторами, которые
во многом определяют качественные ее
характеристики (уровень пенсий и
других страховых выплат, качество
и объем услуг по лечению и
оздоровлению трудящихся), построить
эффективную систему социальной
защиты в стране не удастся.
Именно поэтому необходимо
разработать среднесрочную программу
мер (например, на 3 - 5 лет) с целью
завершения в ближайшие 5 - 8 лет формирования
системы социального страхования
в России в увязке ее с реформами
в системе заработной платы и
налоговой системе. Такая программа
мер позволит обеспечить преемственность
и последовательность в работе правительства,
министерств, ведомств, сообщества субъектов
социального страхования (представителей
работников, работодателей и страховщиков).
Много серьезных вопросов
в этой связи предстоит решить
законодателям, и прежде всего Государственной
Думе. В их числе совершенствование
законов по социальному страхованию и
обеспечению, их гармонизация с другими
видами права – трудовым, гражданским,
финансовым и административным, снятие
существующих законодательных противоречий
между ними.
Литература
1. Брызгалин А.В., Берник В.Р.,
Головкин А.Н. Комментарий к Налоговому
кодексу Российской Федерации, части второй/
Под ред. А.В. Брызгалина. – М., 2000.