Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 09:55, реферат
В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям.
Нормативные акты, регулирующие деятельность Фонда социального страхования РФ
· Федеральный Закон
от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах
обязательного социального
· Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
· Положение о Фонде социального страхования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.02.94г. № 101
· Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 765 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ"
· Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 184
· Инструкция о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ, утвержденная Постановлением Фонда социального страхования РФ от 09.02.01 г. № 11
2) Регулирующие обеспечение по государственному социальному страхованию
· Трудовой кодекс Российской Федерации
· Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6 с последующими изменениями и дополнениями
· Федеральный Закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
· Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле";
· Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 юля 1993 г. № 5487-1
· Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, постановлением Фонда социального страхования РФ от 19 октября 1994 г. № 206/21
· Разъяснение Министерства
труда и социального развития
Российской Федерации и Фонда
социального страхования
· Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации ль 21.04.2001 г. № 309
Основной задачей Фонда , в соответствии с Инструкцией о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 09.02.01 г. № 11, является обеспечение работающих граждан гарантированными государством пособиями по социальному страхованию:
· по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов), расходы - более 70%;
· пособия по материнству и детству (по беременности и родам и в ранние сроки беременности, при усыновлении ребенка, при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет);
· на оплату 4-х дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;
· на погребение;
· на санаторно-курортное лечение работающих и их детей.
Выплата пособий по социальному страхованию, оплата работникам путевок на санаторно-курортное лечение, финансирование других мероприятий по социальному страхованию осуществляется через бухгалтерию работодателя.
Ответственность за расходование
и правильность назначения пособий
несет администрация
Кроме того, с 2000 года на Фонд
социального страхования РФ возложены
функции по новому виду страхования
- по обязательному социальному
Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются ежегодно Федеральным Законом.
На сегодня Фонд социального страхования РФ - наиболее стабильно работающий государственный внебюджетный фонд, благодаря которому Ваши работники своевременно получают положенные пособия.
С 1 января 2001 года вступили в силу 4 новые главы части второй Налогового кодекса РФ, в том числе глава о едином социальном налоге.
Единый социальны налог объединил в себе взносы трех государственных внебюджетных фондов -Пенсионного, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. С момента введения в действие главы о Едином социальном налоге, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами РФ (ст. 9 Закона "О введении в действие части второй Налогового Кодекса от 05.08.2000 г.№ 118-ФЗ).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав ЕСН не включаются и уплачиваются отдельно в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Для налогоплательщиков ЕСН применяются ставки налога, предусмотренные ст. 241 НК. Причем, налоговая база на каждого работника и ставка налога определяются в зависимости от налогооблагаемой базы отдельного работника.
Например, если налогооблагаемая база работника не превышает 100 тыс. руб., то начисление ЕСН производится по следующим ставкам: ПФ- 28%; ФСС - 4%; ФОМС - 3,6 %, таким образом, ЕСН = 35,6%.
Для сельхозпроизводителей
ставка ЕСН в Фонд социального
страхования установлена в
С 1 января 2002 года вводится в действие гл. 26_1 "Единый сельскохозяйственный налог" в соответствии с которой сельхозтоваропроизводители, доля выручки от реализации с/х продукции которых составляет не менее 70 % от общей выручки, уплачивают единый с/х налог. Однако данная глава начнет действовать, когда на местном уровне будет разработан и принят соответствующий Закон.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого Фонда, и определяться как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенные ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования.
В основу работы Фонда социального страхования РФ заложены принципы солидарности и остаточного перечисления страховых взносов, то есть страховые взносы начисляются на предприятии и расходуются на выплату пособий так же на предприятии, остаток перечисляется в Фонд социального страхования. В случае, если расходы превышают сумму начисленного единого социального налога (взноса), то исполнительные органы Фонда социального страхования выделяют дотации на выплату гарантированных пособий по социальному страхованию (п. 2.7. Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС № 11 от 09.02.01 г.). Заявки на дотацию (в случае недостаточности средств) оформляются страхователем ежемесячно.
Например, если пособие назначено в сентябре и суммы ЕСН, начисленного за сентябрь недостаточно, то заявка на недостающую сумму должна быть оформлена в этом же месяце.
Таким образом, работник имеет возможность своевременно получить причитающиеся им суммы пособий.
Налогоплательщик производит уплату налога ежемесячно в сроки получения заработной платы, но не позднее 15 числа следующего месяца.
Налогоплательщик должен вести отдельно по каждому работнику учет сумм дохода и суммах налога, начисляемого на этот доход.
Налогоплательщик обязан представлять в ФСС ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, сведения о суммах:
· начисленного налога в ФСС
· использованных на выплату пособий по государственному социальному страхованию
· направленных на приобретение путевок
· расходов, подлежащих зачету
· сумм, уплачиваемых в ФСС
Налогоплательщики - организации, в состав которых входят обособленные подразделения. В целях упрощения порядка исчисления и уплаты ЕСН, представления расчетов по авансовым платежам и налоговых деклараций по этому налогу, а также сокращения времени поступления сумм налога на лицевые счета региональных отделений государственных социальных фондом, МНС России считает целесообразным применение централизованного порядка исчисления и уплаты налога в целом организацией (включая обособленные подразделения) по месту его нахождения: за обособленные подразделения, которые не имеют расчетных счетов, не начисляют и не производят выплаты в пользу работников и физических лиц. Расходы по социальному страхованию (в том числе дотации) включаются в отчет головной организации. Совместное письмо Министерства РФ по налогам и сборам и ФСС РФ от 28.08.2001 г. № 02-08/06-2065П
В отношении плательщиков
Единого социального налога все
предусмотренные Налоговым
Правильность расходования
средств Фонда социального
Размеры пособий, выплачиваемых из бюджета Фонда социального страхования РФ (с учетом районного коэффициента)
Вид пособия
01.01.98 г.
с 01.01.2001 г.
с 01.07.2001 г.
с 01.01.2002 г.
Примечание
На рождение
1 440 руб.
1 725 руб.
1 725 руб.
5 175 руб.
По уходу до 1,5 лет
192 руб.
230 руб.
230 руб.
575 руб.
Вставшим на учет в ранние сроки
96 руб.02 коп.
115 руб.
115 руб.
345 руб.
Ритуальное пособие
960 руб.
1 150 руб.
1 150 руб.
1 150 руб.
Минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (90% МРОТ)
86 руб. 41
207 руб.
310 руб. 50 коп.
310 руб. 50 коп.(до 01.02.02 г.)
с 01.02.02 г. действует Трудовой Кодекс, в связи с чем минимальный размер пособия по ВН составит 100 % МРОТ
Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности
Два оклада
19 550 руб.
29 325 руб.
13 455 руб.(в т.ч. по БИР)
с 18.03.00 г. - 8 161 руб. 15 коп.
Максимальный размер ежемесяч-ной страховой выплаты
Не назначалась
Не ограничивалась
Не ограничивалась
30 000 руб.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
96 руб. 02 коп.
230 руб.
345 руб.
345 руб.
с 01.07.2000 г. - 132 руб.
Коэффициенты повышения МРОТ
-
в 1,515
в 1,5
-
с 01.07.00 г. в 1,581
2. Развитие Фонда социального страхования РФ
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год по доходам в сумме 258 806 047,5 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование 169 264 828,5 тыс. рублей, и по расходам в сумме 287 493 479,5 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование 199 603 929,6 тыс. рублей.
Доходы бюджета Фонда на 2007 год формируются за счет налогов, страховых взносов и иных поступлений.
В 2007 году Фонд осуществляет
финансирование расходов на обеспечение
инвалидов техническими средствами
реабилитации и услугами и отдельных
категорий граждан из числа ветеранов
протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими
В 2007 году Фонд осуществляет
оплату стоимости путевок сроком
пребывания не более 21 дня, а для
больных с заболеваниями и
последствиями травм спинного и
головного мозга не более 42 дней
в санаторно-курортные