Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 09:55, реферат
В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям.
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования (ФОМС) обеспечивает
конституционное право граждан
России на медицинскую помощь и направлен
на повышение ответственности
Согласно закону, граждане России имеют право на:
− выбор страховой медицинской организации, свободный выбор медицинского учреждения и врача;
− медицинскую помощь на всей территории России;
− предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому учреждению на возмещение ущерба пациенту.
Для выполнения задач
по обязательному медицинскому
страхованию в РФ образован
Федеральный фонд
Средства ФОМС направляются на:
− финансирование ОМС проводимого страховыми медицинскими органами;
− осуществление финансово-
− выравнивание ресурсов городов, районов для проведения обязательного медицинского страхования;
− направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг;
− создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования;
− текущее содержание. [22, 131]
Фонд социального страхования
Российской Федерации (ФСС) управляет
средствами государственного социального
страхования России. Он является специализированным
финансово-кредитным
Основные задачи Фонда:
− обеспечение гражданам государственных пособий, санаторно-курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей;
− участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
− осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
− разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов;
− подготовка и повышение квалификации специалистов системы государственного социального страхования;
− сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
В состав фонда социального страхования входят:
− региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;
− центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях экономики;
− филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда.
1.2 Доходы и расходы ФСС
В России система социального страхования далека от совершенства. Ее главным недостатком считается отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат.
Денежные средства Фонда
являются государственной
Средства Фонда социального страхования формируются за счет:
− страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
− страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
− страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
− доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
− добровольных взносов граждан и юридических лиц;
− ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
− прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).
Основную долю доходов ФСС составляют страховые взносы. Страховые взносы начисляются по тарифу, размер которого устанавливается федеральным законом.
Плательщиками взносов являются:
− организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно - правовых форм, в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства;
− граждане, в том числе иностранные, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.
Не являются плательщиками страховых взносов в Фонд социального страхования общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, учреждения и объединения, созданные для осуществления их уставных целей.
Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов являются все виды оплаты труда независимо от источников финансирования и без уменьшения на сумму налогов и удержаний.
Уплата страховых взносов с оплаты труда, начисленной в иностранной валюте, производится в рублях. Для исчисления страховых взносов оплата труда, начисленная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день начисления страховых взносов.
Если в организации
действует система оплаты труда,
предусматривающая расчеты по заработной
плате в натуральной форме, то
фонд оплаты труда увеличивается
на стоимость соответствующей
Страховые взносы начисляются на оплату труда по всем основаниям работников, в том числе внештатных, сезонных, временных и выполняющих работу по совместительству, за исключением выплат, на которые в соответствии с законодательством страховые взносы не начисляются.
Плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму, а разницу между суммой начисленных взносов и суммой средств, использованных плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно-курортное лечение, физкультурно-оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам.
Кроме того, страхователи уплачивают в Фонд и другие платежи. К ним в частности относятся:
− расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов;
− суммы по возмещению пособий, выплаченных по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям;
− пени, штрафы;
− сокрытая сумма оплаты труда;
− частичная оплата за путевки.
Доходы Фонда социального
страхования зависят от ставки страховых
взносов и величины фонда оплаты
труда в народном хозяйстве страны,
который равен произведению средней
заработной платы на численность
работающего населения. Оба эти
показателя в годы реформ сокращаются,
чему способствует также рост теневой
экономики. Уровень же ставок социальных
страховых взносов в последние
годы оставался практически
Средства государственного
социального страхования
1) выплату пособий:
− по временной нетрудоспособности;
− по беременности и родам;
− единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
− единовременного пособия при рождении ребенка;
− ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
− социального пособия на погребение;
2) санаторно-курортное лечение
и оздоровление работников и
членов их семей, а также
на другие цели
− частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;
− лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие;
3) создание резерва для
обеспечения финансовой
Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
4) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
5) финансирование деятельности
подразделений органов
6) проведение научно-
7) осуществление иных
8) участие в финансировании
программ международного
Средства фонда могут использоваться только на целевое финансирование указанных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Наибольший удельный вес в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации занимают непосредственно выплаты по социальному страхованию.
Примерно 75% взносов на социальное страхование остается в распоряжении страхователя. По истечению финансового года, если у страхователя остаются неиспользованными средства, он обязан их перечислить в федеральный и региональный уровни. В то же время в случае превышения фактических расходов над суммой начисленных страховых взносов страхователь не имеет права приостанавливать выплату пособий. Недостаток средств ему возмещается за счет исполнительного органа фонда.
Что касается санаторно-курортного обслуживания, то ежегодно исполнительный орган утверждает страхователю лимит средств, которые он может использовать на приобретение путевок.
Основная часть средств
социального страхования
Министерство экономического
развития и торговли РФ предлагает
сегодня более широко использовать
такие рыночные механизмы, как система
бонусов (скидок к тарифу) и надбавок
для страхователей в
Выплата пособий по социальному
страхованию, оплата путевок работникам
и членам их семей в санаторно-курортные
учреждения, финансирование других мероприятий
по социальному страхованию на предприятиях,
в организациях, учреждениях и
иных хозяйствующих субъектах
Страхователь не вправе приостанавливать
выплату пособий по государственному
социальному страхованию и в
том случае, когда фактические
расходы превышают сумму