Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 09:55, реферат
В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям.
ФСС в соответствии с законодательством имеет право передавать средства подведомственным центрам реабилитации на строительство и реконструкцию их объектов. Помимо этого, закон устанавливает, что средства федерального бюджета, направляемые ФСС на оказание государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, проезду к месту лечения и обратно и на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, не использованные до конца соответствующего года, направляются на те же цели в качестве дополнительных бюджетных ассигнований.
Динамику доходов и расходов ФСС за период 2006-2008 гг. рассмотрим на основе таблицы 2.5.
Таблица 2.2. Динамика доходов
и расходов ФСС за период 2006-2008 гг.Показатели 2006 2007 2008
07-06 08-07
Доход 218,9 295,4 348,6 +76,5
Расход 208,2 303,1 365,1 +94,
Профицит (+) Дефицит (-) +10,7 -7,7 -16,5
Таким образом, в рассматриваемом периоде профицит бюджета наблюдался в 2006 г. (10,7 млрд.руб.), а начиная с 2007 г. бюджет ФСС является дефицитным. Указанный дефицит бюджета Фонда в части обязательного социального страхования обусловлен, прежде всего: увеличением дефицита средств на обязательное социальное страхование по страхователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособий гражданам, имеющим детей; социального пособия на погребение.
Рис. 2.2. Динамика изменения доходов и расходов ФСС за 3 года.
Наибольший рост доходов
наблюдался в 2007 году. Это обусловлено
увеличением сбора ЕСН и
Одной из причин, также повлиявших
на дисбаланс бюджета ФСС РФ, является
непродуманное проведение Правительством
РФ манипуляции с основным источником
поступлений в бюджеты
Кроме того, на сегодняшний
момент влияние на снижение наполняемости
доходной части бюджета ФСС оказывает
и то, что определенное число предприятий
в соответствии с нормативными документами
освобождаются от уплаты ЕСН, так
как применяют специальный
С 1 января 2010 года работодатели
вместо ЕСН будут платить страховые
взносы в государственные внебюджетные
фонды. Страховые взносы на обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний сохраняются (согласно
125-ФЗ от 24.07.1998). В отличие от ЕСН,
при расчете которого в настоящее
время применяется регрессивная
шкала налогообложения в
Установлена предельная базовая величина выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы взиматься не будут (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Она исчисляется нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Следует отметить, что сумма
налога, подлежащая уплате в ФСС, подлежит
уменьшению налогоплательщиками на
сумму произведенных ими
Расчет страховых тарифов осуществлялся на принципе эквивалентности обязательств страхователя и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.
2.2 Анализ динамики и
структуры расходов Фонда
Анализ расходов может быть двух видов: горизонтальный и вертикальный.
Горизонтальный анализ - это
деление каждой расходной статьи
отчетного года на соответствующую
статью расходов базисного года для
выявления направлений и
Вертикальный анализ отчетности
подразумевает представление
В таблицах 2.3. и 2.4. представлен
горизонтальный и вертикальный анализ
бюджетных показателей
Таблица 2.3. Горизонтальный анализ
бюджетных показателей
Сумма расходов на 2006 г.,
тыс. руб Сумма расходов на 2007 г., тыс. руб Темп роста, % Сумма расходов на 2008 г., тыс. руб Темп роста, %
1) Общегосударственные вопросы
Международные отношения
и международное
2) Образование 17123502 17120287,
Профессиональная подготовка,
переподготовка и повышение квалификации
Учебные заведения и курсы
по переподготовке кадров 42465,9 45226,1 106
Молодежная политика и
оздоровление детей 16545194,9 16504390,5
3) Социальная политика 430857672,
Социальное обеспечение
населения 429365054,8
Обеспечение инвалидов техническими
ср-вами реабилитации 8989699 9680090
Выплата пособий по уходу
за ребенком до достижения им возраста
полутора лет гражданам, не подлежащим
обязательному соц. страхованию 34351125,6
Пособия по уходу за ребенком
до достижения им возраста полутора лет
гражданам, подлежащим обязательному
соц. страхованию 45220082,2
Пособия при рождении ребенка 14723016 13772000 87
Пособия при временной
нетрудоспособности по обязательному
соц. страхованию 134059547
Пособия по беременности и
родам 39697020 33901200 85,4
Оплата мед. помощи женщинам
в период беременности, родов и в послеродовом
периоде 16600000 17000000 102
Пособия по временной нетрудоспособности
по обязательному социальному
Оплата путевок на санаторно-курортное
лечение работников 4383536,5
Другие вопросы в области
соц. полит. 1411508,2 1501145,4
Итого расходов 30312355,8 365067380,
Как видно из таблицы, общая сумма расходов на 2006 год составляла 303112355,3 тыс. рублей (122,6 % к уровню 2005 года), из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено 264771853 тыс. рублей (130,6 %), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 49852551,2 тыс. рублей (115,7 %).
На 2007 год расходы Фонда составляли 365067380,1 тыс. рублей (120 % к уровню 2006 года), из них: на обязательное социальное страхование - 259639308,6 тыс. рублей (111,8 %), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 51907735,2 тыс. рублей (108,5 %).
На 2008 год расходы Фонда составляли 389463607,5 тыс. рублей (107% к уровню 2007 года), из них: на обязательное социальное страхование - 288449082,9 тыс. рублей (111,1%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).
Наибольший темп роста наблюдался в период 2006-2007 гг. на пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц.страхованию. Он составил 115%. Наименьший наблюдался в тот же период и составил 49% на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию.
Рис. 2.5. Расходы ФСС за период 2006-2008 гг.
Таким образом, расходы на социальную политику на протяжении рассматриваемого периода имели наибольшие темпы роста. За период 2006-2007 гг. они были сокращены, а с 2007 по 2008 гг. наблюдалось их увеличение.
Таблица 2.5. Вертикальный анализ
бюджетных показателей
1 2 3 4 5 6 7
1) Общегосударственные вопросы
Международные отношения
и междунар. сотрудничество 3427,8 0,001
2) Образование 17123502 4,56
Профессиональная подготовка,
переподготовка и повышение квалификации
Учебные заведения и курсы
по переподго- кадров 42465,9 0,01 45226,1 0,
Молодежная политика и
оздоровление детей 16545194,9 4,4 16504390,
3) Социальная политика 213549151,
Социальное обеспечение
населения 212056533,4 95,04
Обеспечение инвалидов техническими
ср-вами реабилитации 8989699 2,39
Выплата пособий по уходу
за ребенком до полутора лет гражданам,
не подлежащим обязательному соц. страхованию 34351125,6 9,15
Пособия по уходу за ребенком
до полутора лет гражданам, подлежащим
обязательному соц. страхованию 45220082,2 12,04
Пособия при рождении ребенка 14723016 3,92
Пособия при временной нетрудосп-ти
по обязательному соц. страхованию 134059547 35,7
Пособия по беременности и
родам 39697020 10,57 33901200
Оплата мед. помощи женщинам
в период беременности, родов и в послеродовом
периоде 16600000 4,42
Пособия по временной нетрудоспособности
по обязательному соц. страхованию
от несчастных случаев на производстве
и проф. заболеваний 2395877,4 0,64
Оплата путевок на санаторно-курортное
лечение работников 4383536,5
Другие вопросы в области
соц. политики 1411508,2 0,38
Итого расходов 303112355,3 100
Вертикальный анализ показал, что основным видом расходов ФСС в 2006-2008 годах остаются расходы на выплату пособий по социальному страхованию. Расходы Фонда на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации, но с учетом прогнозируемого роста рождаемости.
Наибольший рост расходов наблюдается в 2006 году. Это обусловлено, прежде всего, новшествами в законодательстве о социальном обеспечении и активной реализацией национальных программ. Так, в 2006 году в рамках нац.проекта «Здоровье» стоимость родового сертификата увеличилась с 7 до 10 тыс. рублей, расходы, доступные по сертификату, также претерпели изменения (с 2006 г. ФСС оплачивает в рамках родового сертификата услугу детских поликлиник – 1 тыс. рублей в первый год жизни ребенка. Кроме того, в 2006 году существенно выросли пособия по материнству и детству. Расходы на выплату этих пособий увеличились почти в 2 раза (на 96,2%) с 334,08 до 655,46 млн. рублей. При этом расходы на оплату пособий по уходу за ребенком до полутора лет неработающим женщинам ложатся на федеральный бюджет. Однако дополнительные расходы в 2,7 раза на пособия работающим женщинам потребуются из средств ФСС. Рост расходов ФСС связан еще и с введенной еще в 2006 году оплатой больничного листа гражданам на неосновном месте работы (рост расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в 2007 г. составил 35,6%).
В соответствии с Направлениями,
основными мероприятиями и