Фонд социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 09:55, реферат

Описание работы

В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям.

Файлы: 1 файл

Финансы.Фонд социального страхования РФ.docx

— 113.27 Кб (Скачать файл)

 

Основная цель работы заключается  в исследовании системы социального  страхования в России и поиск  путей роста ее эффективности.

 

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

 

1. Изучить сущность и  все основные составляющие системы  социального страхования в России.

 

2. Определить роль и  значение социального страхования

 

3. Проанализировать основные  проблемы системы социального  страхования и возможные пути  их устранения.

 

4. Провести анализ динамики  доходов и расходов Фонда социального  страхования.

 

5. Выработать пути увеличения  доходов и направления оптимизации  расходов Фонда социального страхования.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ  РФ

 

1.1 Экономическая сущность, виды и особенности социального  страхования

 

Поворот в истории развития нашей страны от социалистического  хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в статье 7 Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». [1, 6] В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. [1, 13]

 

Социальное страхование  — это установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки  престарелых, нетрудоспособных граждан  за счёт государственного целевого внебюджетного  Фонда социального страхования, а также других коллективных и  частных страховых фондов. С другой стороны, социальное страхование как  финансовая категория — это система  денежных отношений, связанных с  перераспределением национального  дохода, что позволяет формировать  и расходовать фонды денежных средств для материального обеспечения членов общества, не обладающих физической трудоспособностью или трудоспособных, но не имеющих возможности реализовать эту способность по различным причинам. [13, 47]

 

Государственное социальное страхование находится в ведении  органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный  бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие  населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который  означает, что выплаты не зависят  от уплачиваемых гражданином налогов  и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

 

Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей  и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение  работников и членов их семей. [22, 135]

 

Объектом социального  страхования является все население  в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия  социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются  законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального  страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах  законодательной или исполнительной власти.

 

Субъектами обязательного  социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования.

 

Страхователи - организации  любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а  в отдельных случаях, установленных  федеральными законами, выплачивать  отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального  страхования уплачивать страховые  взносы. Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения  прав застрахованных лиц по обязательному  социальному страхованию при  наступлении страховых случаев. Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные  граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у  которых отношения по обязательному  социальному страхованию возникают  в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования. Существующая система обязательного социального  страхования в России включает в  себя следующие виды:

 

−  пенсионное страхование  работающих от социальных рисков —  старости, инвалидности и утраты кормильца; страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации;

 

−  страхование временной  утраты трудоспособности (не совсем правильно  именуемое как «социальное страхование»); страховщик — Фонд социального страхования  Российской Федерации;

 

−  социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховщик — Фонд социального страхования  Российской Федерации;

 

−  медицинское страхование; страховщики — федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. [21, 42]

 

Система социального страхования  имеет свои особенности. Она финансируется  за счет средств внебюджетных фондов. Государство регулирует деятельность фондов социального страхования, определяют их виды и финансирование этих фондов, для чего они предназначаются  и где применяются. Но главной  особенностью социального страхования  является величина страховых рисков. Они носят массовый характер, выражаются в больших масштабах и имеют  существенные последствия.

 

Различают следующие виды социальных страховых рисков:

 

−  необходимость получения  медицинской помощи;

 

−  временная нетрудоспособность;

 

−  трудовое увечье и профессиональное заболевание;

 

−  материнство;

 

−  инвалидность;

 

−  наступление старости;

 

−  потеря кормильца;

 

−  признание безработным;

 

−  смерть застрахованного  лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его  иждивении.[19, 58]

 

Обязательное социальное страхование — часть государственной  системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования  работающих граждан от возможного изменения  материального и социального  положения, в том числе по не зависящим  от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

 

Социальное страхование  отличается от личного рядом признаков:

 

−  оно обязательно  для плательщиков страховых взносов;

 

−  страхование производится автоматически, помимо воли и желания  застрахованного;

 

−   страхование связано  с трудовыми отношениями (работой  по найму) и должно охватывать только трудящихся. Выплаты, не связанные со стажем работы по найму, относятся к  соцобеспечению. Главная задача соцстраха - предоставить работнику средства для существования на то время, на которое он лишается заработка;

 

−   государство курирует фонд социального страхования, т. к. гарантирует бесперебойное поступление  в него отчислений от учреждений и  предприятий (в том числе государственных) и с помощью законов определяет порядок страховых выплат.[25, 152]

 

Отношения по обязательному  социальному страхованию возникают:

 

1) у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного  социального страхования с момента  заключения с работником трудового  договора;

 

2) у иных страхователей  - с момента их регистрации  страховщиком;

 

3) у страховщика - с момента  регистрации страхователя;

 

4) у застрахованных лиц  - по всем видам обязательного  социального страхования с момента  заключения трудового договора  с работодателем.[4,10]

 

К основным принципам обязательного  социального страхования относятся:

 

−  устойчивость обязательного  социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

 

−  всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

 

−  государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц  на защиту от социальных страховых  рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию  независимо от финансового положения  страховщика;

 

−  государственное регулирование  системы обязательного социального  страхования;

 

−  паритетность участия  представителей субъекта обязательного  социального страхования в органах  управления системы обязательного  социального страхования;

 

−  обязательность уплаты страхователями страховых взносов  в бюджеты фондов конкретных видов  обязательного социального страхования;

 

−  ответственность за целевое использование средств  обязательного социального страхования;

 

−  обеспечение надзора  и общественного контроля;

 

−  автономность финансовой системы обязательного социального  страхования.[4,51]

 

Социальная политика в  развитых странах с рыночной и  социально ориентированной экономикой в качестве важнейшего своего атрибута включает систему обязательного  социального страхования. Ее роль и  значение для социальной защиты населения  являются ключевыми. Экономические, медицинские  и социальные функции социального  страхования позволяют справедливо  и эффективно распределять финансовые ресурсы для работающих и членов их семей, оказывать медицинскую  и социальную помощь в случаях  наступления для них социальных рисков.

 

Формирование современной  системы социального страхования  в России включает создание государственных  внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они  обеспечивают защиту конституционных  социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

 

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения  в стране.

 

ПФР обеспечивает:

 

−  аккумуляцию страховых  взносов и финансирование расходов, предусмотренных Положением о нем;

 

−  контроль за своевременным  и полным поступлением в ПФР страховых  взносов, за правильным и рациональным расходованием его средств;

 

−  международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции  ПФР;

 

−  проведение научно-исследовательской  работы в области государственного пенсионного страхования.

 

ПФР может принимать участие  в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

 

Средства ПФР направляются на:

 

−  выплату государственных  пенсий;

 

−  выплату пособий  по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

 

−   оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

 

−  обеспечение деятельности ПФР.

 

В России осуществляется постепенный  переход от распределительной пенсионной системы к накопительной, суть которой  состоит в том, что каждый работник в течение трудовой деятельности осуществляет взносы, в пенсионный фонд средства которого длительное время  используются для инвестирования в  экономику, а после прекращения  трудовой деятельности идут на его  личное пенсионное обеспечение. Аккумуляция  финансовых ресурсов в пенсионном фонде  и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам. [22,142]

 

Информация о работе Фонд социального страхования