Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:00, реферат
Транспортное страхование во внешнеэкономической деятельности направлено на компенсацию убытков, возникающих в процессе перемещения грузов вследствие их гибели, уничтожения или повреждения в результате обстоятельств, не зависящих от владельца имущества.
Страхование грузов дает участникам договоров купли продажи не только прямую выгоду в виде защиты интересов их владельцев, но и косвенных преимуществ:
• позволяет компаниям, понесшим убытки, продолжать свою деятельность (производить товары, предоставлять услуги, реализовывать внешнеторговые контракты), что в значительной степени способствует созданию стабильного делового климата;
3) наименование и принадлежность транспортного средства;
4) при транспортировке морем — следовал ли груз на палубе или в трюме судна, так как палубный и трюмный груз страхуется на разных условиях;
5) производилась ли перегрузка в пути следования; наименование всех транспортных средств, участвовавших в перевозке. Если по условиям страхования перегрузка не была предусмотрена, страховщик не несет ответственности за возникшие убытки;
6) дата окончания выгрузки, так как именно с этого момента начинается течение срока для заявления претензий перевозчику;
7) дата обращения за осмотром; была ли допущена задержка в обращении за осмотром;
8) дата осмотра груза;
9) место осмотра груза (трюм, причал, склад порта, склад таможни, склад грузополучателя);
10) меры, принятые грузополучателем к недопущению кражи или повреждения груза после его выгрузки;
11) наличие гарантийных писем при морской перевозке (так называются письменные обязательства грузоотправителя возместить перевозчику выплаты, которые он, возможно, вынужден будет произвести в результате того, что выписал "чистый" коносамент при наличии недогруза или погрузки части груза в поврежденном состоянии);
12) задержка выдачи аварийного сертификата. Аварийный комиссар обязан осмотреть груз и составить аварийный сертификат в течение 7— 10 дней, по истечении которых сертификат должен быть готов для вручения или высылки по почте;
13) наружное состояние груза после его доставки на место осмотра;
14) род упаковки. Если повреждение груза вызвано несоответствующей упаковкой, не способной защитить груз от внешних воздействий, страховщик освобождается от ответственности за убыток, возникший в результате такого несоответствия;
15) описание убытка.
К аварийному сертификату прилагаются такие документы, как спецификация на груз, упаковочный лист, претензии в адрес перевозчика, счет за ремонт или замену тары, дополнительные экспертные заключения, фотографии поврежденного груза.
При общей аварии расчет убытков и их распределение между участниками морского предприятия (судном, грузом и фрахтом) осуществляются на основе специального документа, называемого диспаша.
Диспаша составляется экспертами — диспашерами, которые руководствуются международным и национальным законодательством, в частности Йорк-Антверпенскими правилами, а также общепринятыми обычаями морского мореплавания.
Во всех случаях, за исключением требований по возмещению общеаварийных расходов, падающих на груз, страхователь сам составляет первоначальный расчет убытка на основании данных экспертизы, аварийного сертификата и других документов, подтверждающих его расходы.
При расчете убытка учитываются следующие пункты:
• стоимость поврежденного груза;
• процент ожидаемой прибыли, если он был застрахован;
• расходы по экспертизе;
• расходы по составлению аварийного сертификата;
• другие виды расходов, если таковые производились и могут быть подтверждены документально.
Главное, на что страхователь должен обращать внимание при расчете убытка, — это размер страховой суммы. Если она ниже действительной стоимости, то убыток, за который отвечает страховщик, должен рассчитываться в той же пропорции, в какой страховая сумма находится в отношении к страховой стоимости.
Если груз застрахован с определенным процентом франшизы, его необходимо учесть при расчете убытка.
В расчетах, так же как и в подтверждающих документах, должно указываться точное количество поврежденного груза по каждой партии груза одинаковой стоимости.
После того как готов полный комплект документов, включая расчет убытков, страхователь должен подготовить претензионное письмо и направить все страховщику.
Законодательством не устанавливаются конкретные сроки передачи этих документов для получения страхового возмещения, однако на практике они должны находиться в страховой компании до истечения сроков давности по искам к перевозчикам.
После рассмотрения всех документов страховая компания принимает решение о выплате или об отказе в выплате страхового возмещения.
В Правилах должен устанавливаться порядок выплаты страхового возмещения страховщиком, например: "...в течение стольких то банковских дней после получения страховщиком всех необходимых документов". В договоре страхования можно предусмотреть пункт об уплате страхователю штрафа в размере определенного процента от страхового возмещения за каждый день просрочки его оплаты.
Если в Правилах страховщика отсутствуют такие условия, что достаточно часто встречается на практике, то страхователь имеет право согласовать их в аддендуме.
После получения страхового возмещения страхователь передает страховщику право на получение возмещения убытков с третьих лиц, виновных в причинении ущерба, посредством составления документа — акта о суброгации.
Страховщик имеет право отказать в выплате страхового возмещения по причинам, прямо перечисленным в Правилах страхования.
Перечень таких причин, кроме тех, которые установлены законодательством, разрабатывается самим страховщиком и поэтому может различаться в различных компаниях, но наиболее стандартными поводами для отказа являются следующие ошибки в действиях страхователя:
• сообщил страховой компании неправильные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения страхового риска;
• не известил страховщика о существенных изменениях в риске;
• не принял мер к спасению и сохранению груза;
• не уплатил страховые взносы в оговоренные сроки;
• не обеспечил страховщику право обращаться к перевозчику за возмещением ущерба;
• не представил документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, а также материалы, необходимые для установления убытка.
Решение об отказе в выплате страхового возмещения должно сообщаться страхователю в письменном виде с мотивированным обоснованием причин отказа.
В ряде случаев страховщик имеет право предусмотреть отказ выгодоприобретателя от своих прав на застрахованный груз (абандон) при наступлении особой категории страховых случаев, перечисленных в Правилах:
• пропаже груза без вести вместе с перевозочным средством;
• краже, грабеже груза;
• полной конструктивной гибели груза;
• экономической нецелесообразности устранения повреждений или доставки застрахованного груза в место назначения.
Отказ страховщика произвести страховую выплату может быть обжалован страхователем в суд. В случае разногласий между ними относительно причин возникновения убытка и его размера страхователь и страховщик имеют право требовать привлечения независимой экспертизы. Расходы возмещаются виновной стороной.
Все споры, возникающие по договору страхования, по которым не достигнуто согласие путем переговоров, передаются в третейский или арбитражный суд. Споры, вытекающие из договора морского страхования, подлежат разрешению Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате РФ.
Страхование грузов и внешнеторговый контракт
При исполнении внешнеторгового контракта страхование грузов и связанных с ними интересов как вид имущественного страхования не является обязательным, если это определено условиями самой сделки.
Практически вопросы осуществления страхования груза вытекают из распределения рисков случайной гибели или повреждения товара между продавцом и покупателем.
В подавляющем большинстве сформулированных в Инкотермс базисных условий поставки точки рисков и расходов продавца и покупателя совпадают, т.е. сторона, которая организует транспортировку и оплачивает ее по договору перевозки, одновременно несет все риски за товар. В этих случаях страхование товара не является обязательством по контракту, т. е. продавец или покупатель, на которых лежат риски, сами решают, следует ли страховать товар и на каких условиях. Так, при базисах "с завода" и "свободно у перевозчика" независимо от вида транспорта и способа доставки страхователем груза с момента принятия груза и практически на всем пути следования является покупатель. При условии "доставлено с оплатой пошлины" вопросы страхования от пункта отправления до места сдачи товара покупателю решает продавец.
При распределении рисков, возникающих при транспортировке товаров, между продавцом и покупателем в каком-либо промежуточном пункте могут возникать проблемы. В этом случае страховой интерес отсутствует у продавца после пересечения места, указанного в пункте А4 Инкотермс, а у покупателя — до достижения указанного места. Это означает, что у покупателя, например, на условиях РОВ пересечения товаром борта судна отсутствует страховой интерес.
При использовании же сторонами термина СРТ продавец во многих случаях остается ответственным за риск даже после того, как на терминале перевозчика или в ином месте, нежели местонахождение судна, товар передан номинированному покупателем перевозчику. Если продавец не обеспечит для таких ситуаций соответствующего страхового покрытия, он, как правило, не может воспользоваться правами из заключенного покупателем договора страхования, даже если такой договор содержит так называемую транзитную оговорку о том, что страхование охватывает период "от склада до склада", включая период до погрузки товара на борт судна или другое транспортное средство.
При тех базисах поставки, которые предусматривают переход риска в пути при передаче товара с одного вида транспорта на другой (РОВ, РАЗ, "поставка с пристани" — ВЕ5, "поставка с судна" — ОБО), вопросы страхования распределяются между продавцом и покупателем. В этих случаях осуществляется раздельное, или прерванное, страхование груза и связанных с ним интересов.
Для контрактов, заключенных на таких условиях, а их большинство, характерными являются два момента:
Во-первых, страхователь и бенефициар, как правило, совпадают, если никто дополнительно не приобретает страховой интерес в процессе исполнения сделки и период страхового покрытия совпадает с распределением рисков между продавцом и покупателем.
Во-вторых, между продавцом и покупателем вопросы страхования не согласовываются и в условия контракта не включаются.
Исключение составляют ситуации, при которых по взаимному соглашению продавец и покупатель осуществляют сквозное страхование грузов, охватывающее весь путь доставки "от двери до двери", т. е. риски обеих сторон покрываются одним договором страхования.
В этом случае в контракте оговариваются следующие моменты:
• какая из сторон осуществляет страхование;
• условия страхования на всем пути следования;
• распределение выплаты страховой премии страховщику между продавцом и покупателем;
• наименование страховой компании, с которой будет заключен договор:
• форма страхового договора;
• период страхового покрытия;
• на чье имя выписывается договор страхования.
Например, при поставке упакованных запасных частей в Россию из Германии на условиях "ФОБ Гамбург" стороны решают осуществить сквозное страхование грузов по одному полису. Согласованные условия страхования в контракте могут быть изложены следующим образом:
"Покупатель принимает
на себя все заботы по
Расходы по страхованию от продавца и/или субпоставщиков до погрузки товаров на судно в порту в размере 0,015% страховой суммы, указанной в полисе, выписанном на имя покупателя, относятся на счет Продавца и удерживаются Покупателем при оплате счетов за запчасти.
Страхование за время всего периода транспортировки и перевалок производится на условиях "с ответственностью за все риски согласно П.1 § 2 Правил страхования грузов компании".
При базисах поставки группы Сточки рисков и расходов продавца и покупателя не совпадают. Риск за товар переходит при пересечении товаром борта судна в порту погрузки (СРК,С1Р) или при передаче товара первому перевозчику в пункте отправления (СРТ, С1Р).
Однако транспортировку в этих случаях организует продавец, который заключает договор перевозки и оплачивает провозную плату, т. е. расходы продавец несет до места назначения, указанного в контракте.
Тем не менее, в соответствии с Инкотермс при условиях СРК и С/Т покупатель имеет право решать вопросы страхования своих рисков самостоятельно. В контрактах, заключенных на этих условиях, вопросы страхования отсутствуют, если не возникает ситуация сквозного страхования.
Особенностью же базисов С1Р и С1Р является то, что они предусматривают обязанности продавца застраховать товар в пользу покупателя или иного лица, обладающего страховым интересом.
Это означает, что при условиях С1Р и С1Р страхователем является продавец, а бенефициаром — покупатель.
В контрактную цену товара при этих базисах заранее включаются расходы на страхование, которые фактически будут позже выплачены продавцом непосредственно страховой компании уже по договоренности между продавцом и страховщиком и могут отличаться от тех, которые были заложены при формировании цены по контракту. Как правило, это позволяет продавцу получать дополнительную валютную выручку по экспортным товарам.
Инкотермс обязывает продавца при условиях поставки С1Р и С1Р обеспечить за свой счет страхование и передать лицу, обладающему страховым интересом, письменное доказательство заключения договора страхования.
При этом страховании (в соответствии с Инкотермс) оно должно покрывать как минимум предусмотренные в договоре купли продажи цену плюс ожидаемую прибыль в размере 10%. Кстати, на практике страховщики не всегда включают ожидаемую прибыль в перечень объектов страхования либо устанавливают ее процент нижеуказанного уровня. Вместе с тем по некоторым категориям грузов, например дорогостоящим, акцизным, размер ожидаемой прибыли увеличивается до 20—30%. Это связано не только с особенностями самого страхуемого товара, но и с рядом некоторых тенденций, проявляющихся в последнее время в практике внешней торговли, а именно с увеличением объема продаж через посреднические или смешанные компании, необходимостью подработки груза в период транзитного хранения, оплатой таможенных пошлин и сборов до получения груза, что вызывает необходимость предусматривать возможную компенсацию понесенных расходов в размере большем, чем это было ранее.