Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:00, реферат
Транспортное страхование во внешнеэкономической деятельности направлено на компенсацию убытков, возникающих в процессе перемещения грузов вследствие их гибели, уничтожения или повреждения в результате обстоятельств, не зависящих от владельца имущества.
Страхование грузов дает участникам договоров купли продажи не только прямую выгоду в виде защиты интересов их владельцев, но и косвенных преимуществ:
• позволяет компаниям, понесшим убытки, продолжать свою деятельность (производить товары, предоставлять услуги, реализовывать внешнеторговые контракты), что в значительной степени способствует созданию стабильного делового климата;
Напомним, что Инкотермс имеет факультативный характер, если в контракте купли продажи нет ссылки на этот документ. К тому же во внешнеторговых договорах, как правило, не предусматривается ответственности продавца за невыполнение им обязанностей по страхованию товара.
В связи с этим в контрактах на условиях С1Р и С1Р в интересах бенефициара, а также для того, чтобы избежать непредвиденных, дополнительных, связанных со страхованием расходов сторон, оговариваются в первую очередь следующие моменты:
1) осуществление покупателем платежей за товар производится только при предоставлении продавцом наряду с другими документами письменного доказательства наличия договора страхования, вид которого прямо указывается в контракте;
2) период нахождения товара под страховой зашитой, при этом сроки начала и окончания ответственности страховщика должны совпадать с участком пути, который находится на риске продавца и покупателя;
3) конкретное наименование или определенные параметры и требования к страховой компании, с которой продавцом в дальнейшем будет заключен договор страхования, а именно обязательное наличие лицензии на страхование "карго"; опыт работы на рынке не менее 3—4 лет и т.д. Иногда в контрактах применяются такие формулировки, как "солидная компания", "заслуживающая доверия компания" и т.д.;
4) размер страховой суммы (которую составляет страховая стоимость плюс процент ожидаемой прибыли, который должен совпадать с условиями работы потенциального страховщика);
5) условия страхования, указание дополнительных рисков и за чей счет они страхуются.
Инкотермс предусматривает, что продавец должен застраховать товар на минимальных условиях, определяемых Правилами страхования грузов Объединения лондонских страховщиков или любыми другими подобными правилами, т.е. на условиях "без ответственности за повреждения". Это связано с тем, что если товар подлежит в период перевозки перепродаже, то неизвестны обязанности предыдущих покупателей по страхованию.
В отношении товаров, подлежащих в период транспортировки перепродаже, минимальное покрытие часто оказывается недостаточным. Товар может быть поврежден вследствие порчи, поломки или проникновения в судно морской воды. Подобные риски не включаются в минимальное страхование согласно оговорке с Грузовых условий Института лондонских страховщиков. Однако страхование от проникновения в судно морской воды предусмотрено оговоркой в (п. 1, 2, 3), а страхование от всех рисков — оговоркой А.
Оговорки Л, Л и С не обеспечивают страховой зашиты за утрату, повреждение или расходы, возникшие вследствие свойств товара, неправильной его упаковки или таких трат или убытков, которые имели место в период просрочки. Кроме того, существует общее исключение, касающееся утраты, повреждения или расходов, возникших вследствие несостоятельности или финансового краха судовладельцев, менеджеров, фрахтователей или операторов судов. При этом у покупателя могут возникнуть не охваченные страхованием риски, так как продавец на условиях СРК и С//может избежать ответственности, доказав, что он выполнил возложенную на него пунктом АЗ обязанность "заключить на обычных условиях договор перевозки по обычно принятому маршруту на мореходном судне обычно применяемого типа". При возникновении вследствие неправильной упаковки товара утраты или повреждения продавец несет на основании пункта А9 Инкотермс ответственность по контракту купли продажи, однако ни одна из сторон не может получить возмещения убытка у страховщиков.
Поэтому если покупатель желает, чтобы товар был застрахован на условиях, предусматривающих большую ответственность страховщика, это обязательно должно быть зафиксировано в контракте.
Наиболее часто употребляемыми условиями в практике внешнеэкономической деятельности при морской перевозке различных видов грузов являются следующие.
Для упакованных трюмных грузов: "с ответственностью за все риски"; "с ответственностью за частную аварию", включая повреждение грузов крюками, маслом, пресной водой и другими грузами, а также кражу и недоставку, независимо от процента повреждения.
Для неупакованных трюмных грузов: "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения". Эти условия могут быть расширены добавлением ответственности за кражу, недоставку целых мест.
ДУЯ палубных грузов (независимо от рода упаковки): "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения", включая ответственность за смытие волной и выбрасывание за борт палубного груза. Сюда может быть включен риск кражи и недостачи целых мест.
Для наливных грузов, отправляемых в танкерах, "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения", включая утечку и/или недостачу сверх 1 % на каждый танк или весь груз серию.
В тех случаях, когда в танкер загружены два сорта нефти, нефтепродуктов или масел, страхование производится на условиях "с ответственностью за частную аварию", включая загрязнение или смешение, утечку или недостачу сверх 1% на каждый танк или весь груз серию.
Лесные грузы, отправляемые полными пароходами, страхуются на следующих условиях:
• трюмные грузы — "с ответственностью за частную аварию", включая повреждения крюками, маслом, пресной водой и другими грузами, а также кражу и пропажу целых или части мест и недоставку целых мест;
• палубные грузы — "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения", включая ответственность за недоставку, выбрасывание за борт и смытие волной палубного груза.
При согласовании условий страхования в контракте купли продажи между продавцом и покупателем важным моментом являются вопросы установления или отсутствия франшизы, которые должны совпадать с условиями Правил потенциального страховщика либо включаться в договор страхования в виде дополнительных положений. При несовпадении условий страхования и условий контракта в отношении франшизы возникает вопрос,: на какой стороне по контракту лежат убытки в рамках франшизы?
По общему порядку все дополнительные риски продавец страхует только по требованию покупателя и за его счет (в соответствии с пунктом АЗ терминов С1Р и С1Р). Наиболее часто встречающейся является оговорка о войне и забастовке.
Понятие военного риска является условным, имея в виду, что в него включается большой круг событий, которые, строго говоря, выходят за рамки этого понятия. По этому условию страховщик возмещает убытки, связанные с потерей или повреждением застрахованного имущества в результате его захвата, ареста, задержания, пиратского нападения, подрыва на минах, торпедах и т.д. вследствие любых военных действий (независимо от объявления войны) и народных волнений. Несмотря на широкий объем покрытия, данный вид страхования действует только в мирное время или в условиях ограниченных военных конфликтов. Страхование автоматически прекращается в случае начала военных действий с применением ядерного оружия, реквизиции застрахованного имущества каким-либо государством с выплатой компенсации.
Оговорка о забастовке предусматривает возмещение убытков или повреждений застрахованного имущества, происшедших в результате действий забастовщиков или других лиц, участвующих в трудовых конфликтах, а также вызванных акциями всякого рода террористов или людей, действующих по политическим мотивам.
Примечательно, что по Правилам Института лондонских страховщиков оба вида оговорок включают покрытие убытков по общей аварии, что отличается от практики работы российских страховщиков.
Все условия страхования, согласованные в запродажном контракте, должны быть отражены в условиях открываемого покупателем аккредитива.
Как известно, аккредитивная форма расчетов во внешнеэкономической деятельности подчиняется Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов (МТП, № 500).
В аккредитивном поручении дается перечень необходимых для оплаты документов, и, если у банка имеются замечания, платеж не производится без предварительного согласия с лицом, выставившим аккредитив.
Если по условиям аккредитива требуется предоставление страхового полиса, то должно быть оговорено, кем такие документы выставляются и каково их содержание. Если нет такого указания, банк принимает документы в представленном виде и лишь проверяет их содержание с целью выяснения наличия расхождения.
Унифицированными правилами предусматривается, что если в страховом документе указано, что было выдано несколько оригиналов, тогда они все должны быть представлены в банк, если иное не указано покупателем.
Там же устанавливается, что, если нет специального разрешения, страховые сертификаты и ковер-ноты не принимаются в качестве документов, против которых осуществляются платежи.
Если иное не определено в аккредитиве или если из страховых документов не следует, что страхование вступает в силу не позднее даты погрузки на борт, или отправки, или даты принятия товаров к перевозке, то банки будут отказывать в приеме страховых документов, которые датированы позднее вышеперечисленных сроков, подтверждаемых транспортными документами.
В аккредитивах должен фиксироваться требуемый вид страхования и в том случае, если имеются дополнительные риски. Неточные термины, такие, например, как "обычные риски", банками приниматься не должны. Но если они всё-таки используются, банки имеют право принимать страховые документы такими, какими они представлены, но без ответственности за какие-либо риски, которые не покрыты страхованием.
В соответствии с Унифицированными правилами в страховом документе должна применяться та же валюта, что и в аккредитиве.
Если иное не оговорено в аккредитиве, банки имеют право принимать страховой документ, содержащий указание, что страхование предусматривает франшизу.
Российские банки и внешнеэкономические организации при осуществлении международных расчетов в форме документарных аккредитивов также руководствуются всеми этими требованиями в отношении страховых документов.