Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:16, курсовая работа
Национальные системы здравоохранения призваны осуществлять широкий спектр мер по организации здорового образа жизни населения, направленных на предотвращение и раннюю диагностику заболеваний, а также оказывать медицинскую и реабилитационную помощь в случаях заболеваний и несчастных случаях. Предметом медицинского страхования выступает социальная защита застрахованных лиц, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страховых случаев за счёт средств, накопленных в специализированных фондах, а также оказание страховой организацией застрахованным лицам содействия в предоставлении качественной медицинской помощи определённого объёма.
В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
В 2012 году в Российской Федерации
в системе обязательного
В 2012 году в медицинские организации
поступило 515,9 млрд. рублей (в 2011 г.- 491,5
млрд. рублей), в т.ч. на оплату медицинской
помощи в рамках территориальных
программ обязательного медицинского
страхования 509,8 млрд. рублей. Структура
системы обязательного
Из общей численности застрахованных страховыми медицинскими организациями на долю 14 наиболее крупных страховых медицинских организаций приходится свыше 70 % застрахованных, из которых страховой компанией ЗАО MACK «MAKC-M» застраховано 20,5 млн. человек или 14,5% от общей численности застрахованных, СМК ОАО «РОСНО-МС» - 15,7млн. человек (11,9%), ОАО СК «СОГАЗ - Мед» - 12.97 млн. человек (9,2%).
В структуре поступлений средств
основную долю составляют страховые
платежи - 477,2 млрд. рублей или 97,6 %. Из них
на ведение дела поступило 7,4 млрд. рублей,
или 1,5 %. В общей сумме расходов
страховых медицинских
Расходы на ведение дела составили 8,24 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей больше, чем в 2011 году.
При росте расходов средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов по сравнению с уровнем 2011 года снизилась и составила 1,68%.
На начало 2013 года договорами об обязательном медицинском страховании (далее ОМС) охвачено около 140, 1 млн жителей РФ. На договорной основе с ОМС работает около 6,5 тыс. амбулаторно-поликлинических лечебных учреждений и 400 стоматологических учреждений.5
Для отечественной системы ОМС
характерны низкие уровни страхового
взноса работодателей и отсутствие
взносов со стороны работников, что
не позволяет задействовать самый
эффективный мотивационный
Наличие прав застрахованных лиц в системе ОМС России без каких-либо их обязанностей лишает данный страховой институт самого главного - увязки размеров страховых взносов со страховыми услугами. Сколько уплачено, уплачен ли вообще какой-либо платёж за конкретное застрахованное лицо -это мало кого интересует. Отсутствие личной ответственности в финансировании ОМС — главный тормоз в формировании подлинно страховых механизмов данного института социальной защиты.
Вторым препятствием в формировании
эффективного института ОМС являются
весьма скромные объёмы финансовых средств,
приходящихся на одно застрахованное
лицо, что связано с заниженным
уровнем оплаты труда большинства
наёмных работников и недостаточным
регулированием рынка труда. Эти
вопросы требуют рассмотрения условий
функционирования ОМС с системных
позиций, что, однако, практически не
находит отражения в
Третьим барьером на пути создания подлинно страховой системы медицинского страхования является отсутствие в стране механизмов оценки рисков заболеваний с тяжелыми последствиями. Это затрудняет формирование системы диагностики опасных заболеваний на ранних стадиях, в чём, по сути дела, должны быть наиболее заинтересованы страховщики, которыми выступают - федеральный и территориальный фонды ОМС.
Четвёртым барьером для развития ОМС
в стране является существующие диспропорции
в развитии отдельных сегментов
медицинской помощи и социального
обеспечения. Так крупной проблемой
в системе здравоохранения и
социального обеспечения
По мере старения населения и увеличения его доли в общей численности населения в экономически развитых странах вопрос доступа пожилых людей к социальным услугам оздоровительного характера становится все более важной проблемой. Поэтому эти проблемы экономически развитые страны решают в рамках специальных государственных и страховых геронтологических программ, а не за счет ОМС или государственного здравоохранения.
Продолжает оставаться высокой
доля теневой формы оплаты населением
медицинской помощи и низким - число
обращений за качественной медицинской
помощью по причине отсутствия необходимых
финансовых ресурсов. Показательно, что
примерно половина населения (53%) считает,
что здравоохранение как
Неуклонно растет число пациентов стационаров, оплачивающих лечение «в руки» медицинским работникам. При этом возможности для рационального привлечения личных средств населения ограничены, а развитие рынка
платных
медицинских услуг не сопровождается
необходимым развитием его
В этой связи требуется разработка национальной модели здравоохранения в условиях функционирования рыночной экономики и старения населения, определения в ней места и роли института ОМС. Теоретические аспекты, включая финансовые, организации ОМС - важнейшие условия становления данного института страхования.
По договору добровольного медицинского страхования (ДМС) страховщик гарантирует организацию и финансирование медицинских и иных услуг определенного перечня и качества в объеме страховой медицинской программы, прилагаемой к договору страхования и являющейся неотъемлемой его частью. Страхователями могут выступать дееспособные граждане, заключающие договоры в отношении себя или в пользу третьих лиц (застрахованных), а также юридические лица, заключающие договоры только в пользу третьих лиц. Обычно на страхование не принимаются граждане, состоящие на учете в наркологических, психоневрологических, туберкулезных, кожно-венерологических диспансерах; ВИЧ-инфицированные; имеющие злокачественные новообразования. По усмотрению страховщика договоры могут заключаться как с предварительным медицинским освидетельствованием лиц, принимаемых на страхование (в целях отказа в страховании вышеперечисленным гражданам и определения принадлежности других потенциальных застрахованных к группам риска для применения поправочных коэффициентов при расчете страховой премии), так и без такового.
Страховщик выдает каждому застрахованному
страховой медицинский полис, в
котором указывается срок его
действия, с приложением страховой
программы и перечня
Страховым случаем по ДМС является обращение застрахованного в течение срока действия договора в медицинское учреждение (из названных в перечне) при остром заболевании, обострении хронического заболевания, травме, отравлении и других несчастных случаях за получением консультативной, профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной и иной помощи, требующей оказания медицинских услуг, предусмотренных страховой программой.
Договор страхования может быть заключен по следующим программам:
а) амбулаторно-поликлиническое обслуживание,
предусматривающее
консультации, лечение у специалистов,
проведение диагностических процедур
любой степени сложности (компьютерная
и магнитно-резонансная томография,
радиоизотопные исследования и др.), физиотерапевтические
процедуры;
б) стационарное обслуживание, включающее
экстренную и плановую
госпитализацию, консервативное, оперативное,
симптоматическое или другое
лечение. Сюда же относят и скорую медицинскую
помощь (специализированную кардиологическую,
педиатрическую помощь и т. д.);
в) стоматологическое обслуживание, предусматривающее
диагностику и
лечение заболеваний зубов с применением
отечественных и импортных
пломбировочных материалов и анестезии;
г) санаторно-курортное обслуживание по
медицинским показаниям в
здравницах России и за рубежом.9
В страховые программы обычно не включают нейрохирургические операции, протезирование и трансплантации, лечение туберкулеза, онкологических и некоторых других заболеваний.
В случае, когда застрахованному
показаны лечебно-диагностические
мероприятия, выходящие за рамки
выбранной программы
Наиболее часто возникающими вопросами, связанными с организацией финансовых систем здравоохранения, являются следующие:
- какие уровни стандартов медицинской помощи стараются реализовать в той или иной стране;
- кто платит за медицинскую помощь;
- какие финансовые механизмы для этого используют.
Ответы на эти вопросы зависят
от целей организации
Учитывая высокую социальную значимость систем здравоохранения практически во всех экономически развитых странах, государство принимает активное участие в его организации и функционировании, а во многих случаях и в финансировании.
Такая роль государства оправданна, поскольку позволяет решать ряд крупных задач:
Такие ориентиры позволяют решать наиболее общие вопросы медицинской помощи, однако существует еще значительное множество проблем, связанных с финансированием этой сферы, а поэтому западные ученые классифицируют финансы здравоохранения с позиций:
Информация о работе Проблемы совершенствования медицинского страхования в РФ