Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:16, курсовая работа
Национальные системы здравоохранения призваны осуществлять широкий спектр мер по организации здорового образа жизни населения, направленных на предотвращение и раннюю диагностику заболеваний, а также оказывать медицинскую и реабилитационную помощь в случаях заболеваний и несчастных случаях. Предметом медицинского страхования выступает социальная защита застрахованных лиц, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страховых случаев за счёт средств, накопленных в специализированных фондах, а также оказание страховой организацией застрахованным лицам содействия в предоставлении качественной медицинской помощи определённого объёма.
Анализируя различные системы здравоохранения в мире, можно говорить о том, что системы обязательного медицинского страхования большинства стран имеют как общие черты, так и различия.
В ряде стран через обязательное
медицинское страхование
Такая система обеспечивает высокую степень социальной защищенности
граждан путем установления гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи, очень эффективна при эпидемиях опасных инфекционных заболеваний, а также в условиях чрезвычайных ситуаций, ее финансирование обеспечивается из государственного бюджета.
К примеру, опыт организации государственной системы здравоохранения Великобритании свидетельствует о ее высокой эффективности и доступности при относительно низких затратах на медицинскую помощь. Основная часть средств поступает из государственного бюджета и распределяется сверху вниз по управленческой вертикали. 22
Централизованное
Противоположная ей страховая система,
наоборот, основана на принципах солидарности.
Она тесно связана со всей системой
социального страхования и
"Бисмарковская модель" была
создана канцлером Германии
В ней несколько основных источников финансирования: средства бюджетов, обязательные платежи по страхованию, осуществляемые как работодателями, так и самими работниками; многообразие форм собственности и хозяйствования у медицинских учреждений и частных лиц, оказывающих услуги застрахованным; регулируемое ценообразование на медицинские услуги, многообразие форм и способов оплаты медицинской помощи.
Общие расходы на здравоохранение в странах — членах ЕС в абсолютных величинах значительно варьируют, при этом их доля в ВВП каждой из стран находится в диапазоне 6–12%. Это свидетельствует о большой нагрузке для экономики этих стран, которую создают расходы на здравоохранение. Германия, Франция и Великобритания уже несколько лет входят в топ-3 стран — членов ЕС с наибольшими расходами на здравоохранение, что, вероятно, обусловлено системой организации медицинского страхования. Так, в этих странах основную ответственность за предоставление медицинской помощи несет правительство, а государственное медицинское страхование является обязательным для всего населения, что не скажешь о РФ.
Рис. 11 Объем расходов на здравоохранение в некоторых странах (по данным 2010 г.) — членах ЕС из расчета на душу населения
Рассмотрим подробнее ещё один график. Уровень расходов на здравоохранение в Российской Федерации был оценен посредством его сопоставления с уровнями расходов других стран. Результаты многочисленных эмпирических исследований показывают, что уровень общих расходов на здравоохранение, как правило, увеличивается с ростом ВВП. При этом страны с доходами ниже среднего уровня (ВВП<10 тыс. долл. США на душу населения) на здравоохранение выделяют менее 6% ВВП, а все страны с более высокими уровнями доходов тратят на здравоохранение 7–10% ВВП. Результаты большинства исследований показывают, что США опережает многие другие страны, расходуя на здравоохранение 17% ВВП.
В России – для сравнения – общие расходы на здравоохранение соответствуют 5,3% ВВП, что значительно ниже уровня стран с аналогичными доходами на душу населения. Как показано на Рисунке 12, Россия меньше тратит на здравоохранение в расчете на душу населения, чем другие страны Большой восьмерки и страны ЕС. Это обстоятельство наряду с плохими показателями здоровья населения и быстрым ростом ВВП говорит о существующих возможностях для увеличения общего объема расходов на здравоохранение в Российской Федерации.
Рис 12. Расходы на здравоохранение на душу населения ( в долл. США) по данным 2011 г.
Расходы частного сектора
экономики на здравоохранение
в ЕС колеблются в пределах
5–15% общих затрат на обеспечение
медицинской помощи. При этом
в структуре этих расходов
в большинстве стран
Рис. 13 Доля расходов на здравоохранение различных сегментов частного сектора медицинского страхования в некоторых странах — членах ЕС (Источник: базы данных «Eurostat» и «OECD»)
Рис. 14 Общая сумма страховых взносов по ОМС и ДМС – 2010 г.
Обратим внимание, что
из выше представленного
Система, основанная на социальном страховании, является одной из наиболее совершенных систем охраны здоровья населения, объединяющей в себе положительные черты как государственного, так и частного здравоохранения.
Например, в Германии эта система обеспечивает необходимую медицинскую помощь в случае заболевания для всех застрахованных, существенную роль при этом играет финансовое участие предпринимателей, выплачивающих взносы в страховые фонды.
В Бельгии раньше, чем в других странах, была введена практика государственных дотаций оплат медицинского обслуживания.
Управления системой медицинского страхования осуществляет Национальный институт по болезни и инвалидности. Высокий уровень социальной защиты, неохваченность государственным медицинским страхованием, удовлетворенность качеством медицинского обслуживания исключили острую необходимость развития частного страхования.
Французская модель медицинского страхования характеризуется эффективной интеграцией со всей системой социального страхования. Законодательством утвержден единый порядок страхования, которым охвачена большая часть населения. Фонды социального страхования, сформированные на национальном уровне, осуществляют финансирование обязательной программы страхования здоровья. Кроме обязательного государственного страхования существуют сеть дополнительного страхования и местные фонды социальной помощи.23
Для этой системы характерны высокая степень охвата населения медицинским страхованием, наличие гарантий бесплатной помощи; свободный выбор фондов медицинского страхования (страховых организаций) населением, работодателем: разделение функций финансирования и оказания медицинских услуг, обеспечение высокого, гарантированного государством уровня качества оказания медицинской помощи.
К недостаткам можно отнести
недостаточно полный охват населения
программами обязательного
Третья система
Это частная система медицинского
страхования, характеризующаяся
В настоящее время в России медицинское
страхование является основным стержнем
реформирования отечественной системы
здравоохранения. Для кардинального
преодоления кризисных явлений
в сфере охраны здоровья необходим
переход здравоохранения на путь
страховой медицины. К основным ее
преимуществам относится
Важнейшей же целью преобразования системы медицинского страхования является внедрение сообразного, но достаточного для гарантированного медицинского обеспечения населения способа целенаправленного аккумулирования и дифференцированного распределения соответствующих средств.24
Научные исследования различных моделей медицинского страхования показывают, что страховая медицина в Германии наиболее эффективно выполняет свои задачи, поэтому сравнительный анализ принципов ее организации и работы представляет наибольший интерес для отечественной системы здравоохранения.
На сегодняшний день система здравоохранения Германии - одна из наиболее эффективных в мире, основным ее достоинством является способность обеспечить медицинскими услугами большинство граждан страны, поэтому сравнительный анализ принципов ее организации и работы представляет наибольший интерес для отечественной системы здравоохранения. Медицинское страхование в Германии представляет собой классическую трехстороннюю схему организации страховой медицины, которая предполагает участие наемных работников, работодателей и государства. Кроме того, существенным источником финансирования здравоохранения в Германии являются средства добровольного медицинского страхования и личные платежи граждан.25
Особенностью системы обязательного медицинского страхования ФРГ является то, что качество медицинских услуг не зависит от объема взносов каждого человека. Обеспеченные люди несут расходы за малоимущих, а здоровые - за больных, это даст возможность создавать социальную защищенность, с одной стороны, не перекладывая ответственность на плечи государства, а с другой - вынуждая самих больных нести все бремя расходов из собственного кармана. 26
Таким образом, в основе ОМС лежит распределительный принцип финансирования. Средства перераспределяются oт молодых и здоровых к пожилым и больным членам больничных касс.
В Германии существует еще один важный социальный компонент немецкой системы ОМС, заключающийся в том, что при обязательном страховании все члены семьи застрахованного являются совместно застрахованными без внесения дополнительных взносов.
Страховые больничные кассы Германии
(аналоги российских фондов ОМС) успешно
сочетают функции по прикреплению на
обслуживание населения, сбору и
аккумуляции страховых взносов,
заключению договоров на медицинское
обслуживание своих застрахованных
с лечебными учреждениями и частнопрактикующими
врачами, а также напрямую оплачивают
медицинским учреждениям
Существуют больничные кассы предприятий, сельхозработников, союзов ремесленников, больничные кассы моряков и горнорабочих, а также так называемые эрзац-кассы, которые занимаются страхованием людей с высокими доходами, для которых в силу существования потолка доходов не предусмотрено участие в общей системе обязательного страхования. В отличие от больничных касс эрзац-кассы не получают государственных дотаций. Помимо основных задач, связанных с процессом медицинского страхования, больничные кассы информируют страхователей по всем вопросам, касающимся угрозы для их здоровья и профилактике заболеваний.
В целях защиты совместных интересов больничные кассы объединяются в союзы на федеральном уровне или уровне отдельных земель.
Информация о работе Проблемы совершенствования медицинского страхования в РФ