Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:16, курсовая работа
Национальные системы здравоохранения призваны осуществлять широкий спектр мер по организации здорового образа жизни населения, направленных на предотвращение и раннюю диагностику заболеваний, а также оказывать медицинскую и реабилитационную помощь в случаях заболеваний и несчастных случаях. Предметом медицинского страхования выступает социальная защита застрахованных лиц, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страховых случаев за счёт средств, накопленных в специализированных фондах, а также оказание страховой организацией застрахованным лицам содействия в предоставлении качественной медицинской помощи определённого объёма.
Союзы больничных касс заключают с объединениями врачей договоры, на основе которых последние обеспечивают обслуживание. В свою очередь, больничные кассы выплачивают объединениям врачей возмещение их расходов. Больничные кассы оплачивают труд врачей и услуги больниц в соответствии с твердо установленными тарифами по конкретному заболеванию.
Принцип финансовой самостоятельности, лежащий в основе организации учреждений медицинского страхования в ФРГ, дает больничным кассам полное право на принятие решений по всем вопросам, касающимся получения и распределения доходов, что делает их независимыми от предоставления государственных ресурсов.
Также в Германии действует две формы врачебных ассоциаций: с обязательным членством и добровольные. К ассоциациям с обязательным членством, деятельность которых регулируется законодательно, относятся:
1 ) ассоциация врачей, в которую
входят все работающие и
Эти ассоциации, являясь независимыми, самоуправляемыми организациями, выполняют функции, которые в других странах выполняют органы государственного управления. Таким образом, система обязательного медицинского страхования представляет собой предпочтительный вариант получения медицинской помощи для людей с невысоким уровнем доходов, для семей с детьми с единственным источником дохода, а также для пожилых людей.
Альтернативой (и дополнением) ОМС в Германии является добровольное медицинское страхование, распространяющееся на граждан, которые в силу высоких доходов или профессиональной деятельности не подлежат ОМС, а также на тех лиц, которые имеют средства и желание получать дополнительную помощь. Существование в стране двух различных форм страхования по болезни стимулирует конкуренцию на рынке медицинских услуг.
Государство ответственно перед обществом за предоставление каждому члену гарантий, но реализацию этих гарантий оно передает самоуправляемым, независимым организациям, которые управляются выборными собраниями представителей, а не государственными чиновниками. Это позволяет работникам, работодателям, врачам реально влиять на функционирование системы социального медицинского страхования, при этом государство контролирует соблюдение этими независимыми организациями законодательно установленных рамок и имеет право пресекать их деятельность.
Германская система
Расчеты, проведенные зарубежными специалистами, показывают, что в настоящее время система здравоохранения, основанная на обязательном медицинском страховании, является наиболее эффективной с экономической точки зрения и позволяет добиться качественного медицинского обслуживания при сравнительно меньших затратах.28
В соответствии с проведенным анализом можно выделить ряд положительных характеристик (качеств), которые были бы применимы на практике в России с учетом национальных особенностей страны.
Напоследок, хотелось бы ещё раз наглядно показать, распределение финансового бремени. В финансировании медицинского страхования, как правило, принимают работодатели, работники и государство, а распределение финансовой нагрузки между участниками ОМС зависит от экономических, социальных и политических особенностей страны (табл. 6.).
Таблица 5
Распределение финансового бремени ОМС в 2011 г., % от общих объемов затрат на системы здравоохранения
Страна |
Работодатели |
Работники |
Государство |
Италия |
83,3 |
9,4 |
7,3 |
Бельгия |
79,5 |
19 |
1,4 |
Финляндия |
49 |
7 |
44 |
Германия |
42,7 |
38,3 |
19 |
Нидерланды |
42,5 |
51,2 |
6,3 |
Франция |
12,5 |
6,5 |
81 |
Россия |
15 |
- |
85 |
Подводя итоги, нужно сказать, что в первую очередь необходимо заложить в основу страховой системы принцип участия граждан, предприятий и предпринимателей в финансировании охраны здоровья напрямую или посредством участия страховых медицинских организаций. Это способствует тому, что каждый человек напрямую сможет сопоставлять необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья.
Кроме того, на законодательном уровне необходимо повысить социальные гарантии защищенности граждан в оказании им медицинской помощи, дополнить средства, выделенные из бюджета на здравоохранение, определить
их строго целевое предназначение и более продуктивное использование, гарантировать защиту прав в получении медицинской помощи.
Учет этих и других положении позволит улучшить качество предоставления медицинской помощи гражданам и будет способствовать дальнейшему развитию медицинского страхования в России.
Заключение:
В последние годы приняты меры, позволившие улучшить финансирование ОМС и усилить характер его страховых механизмов с помощью применения более разработанной нормативной базы. В то же время территориальные программы ОМС все еще недостаточно сбалансированы с имеющимися финансовыми ресурсами, не определена система ключевых статистических показателей, отражающих риски заболеваний для различных групп населения, включая их возрастные характеристики, профессиональную деятельность, качество питания и экологическую обстановку.
Главная трудность формирования институциональных основ ОМС в отечественных реалиях - это поиск оптимального сочетания государственного здравоохранения, обязательного и добровольного медицинского страхования, государственного и страхового обеспечения медицинской помощи населению.
В условиях бюджетного недофинансирования
отрасли здравоохранения
Сейчас ОМС используется как
дополнительный финансовый источник деятельности
медицинских учреждений, когда практически
не решены назревшие вопросы по увязке
страховых механизмов с интересами
страхуемых лиц, не задействованы для
этого механизмы социально-
В последние два десятилетия
в разбалансированно - «бесхозном»
состоянии находятся вопросы регулирования
заработной платы и занятости
населения, которые являются
функционирования ОМС.
Кроме того, за 20-летний период формирования ОМС в стране все еще не удалось сформировать необходимую инфраструктуру страховых механизмов: отсутствует в необходимом объеме статистика социальных рисков заболеваний по нозологическим группам, по возрастному составу, по профессиональным группам застрахованных лип, а также в разрезе территорий. Отсутствие столь важной информации не позволяет учитывать специфику заболеваний для разных групп застрахованных лип, что низводит ОМС до финансового придатка государственного бюджетного здравоохранения.
Системными проблемами, которые препятствуют процессу формирования ОМС в России, являются:
Достаточно в этой связи отметить, что из 75,9 млн. человек экономически активного населения застраховано в качестве работающих в системе ОМС всего 56,2 млн. человек, или 74%.30
Для решения имеющихся серьезных проблем, определяющих институциональные условия формирования страховых механизмов ОМС, целесообразно:
Список используемой литературы:
Информация о работе Проблемы совершенствования медицинского страхования в РФ