Развитие в регионе сферы услуг по страхованию рисков юридических лиц (на примере ООО «Росгосстрах»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:04, дипломная работа

Описание работы

Активное формирование рыночных отношений определяет место страхования в экономической системе России как основного финансового механизма защиты общества от различного рода рисков и опасностей. Эффективные страховые отношения, стимулируя деловую активность и уверенность субъектов рынка, улучшая инвестиционный климат, являются важными условиями стабильности и экономического роста в стране.

Содержание работы

Введение……………...………………...........……...…......................…........ 4
Раздел 1 Страхование. Экономическая сущность, классификация страховых отношений и государственное регулирование страхового рынка................………………………………………………………………......….. 6
Страхование как экономическая категория и самостоятельное звено финансово-кредитной системы...................……..........…......... 6
Социально – экономическая сущность, задачи и функции страхования……………………………………………….…………….6
История развития и современное состояние страхования………………………….………………………..……….15
Основные понятия и определения……………...……………….…18
1.2 Классификация страховых отношений в Российской Федерации………………………………………………………………………..…23
1.2.1 Назначение, сущность классификации страховых отношений и происхождение основных ее типов…………………………………………..…23
1.2.2 Всеобщая классификация страховых отношений в РФ…………..25
1.2.3 Частичная классификация, применяемая в страховании имущества………………………………………………………………………..…28
1.3 Страховая компания и страховой рынок...................................……......30
1.3.1 Ведение дел в страховой компании……………………………..…30
1.3.2 Страховой рынок. Государственное регулирование страхового рынка в России………………………………………………………….…..41
Раздел 2 Характеристика страхового отдела. Страхование рисков....................................................................…….....................................…... 47
2.1 Росгосстрах – крупнейшая страховая компания России....…….........47
2.2 Краткая характеристика страхового отдела....................……...........50
2.3 Страхование рисков: организация и особенности.......………….... 61
2.3.1 Общие понятия. Содержание и оценка рисков в страховании имущества……………………………………………………………………….….61
Основные виды страхования имущества……………….…………67
Страхование ответственности………………………….……..…….75
2.4 Страхование рисков юридических лиц............................……............. 80
Раздел 3 Развитие сферы услуг в области страхования...……..………....84
Заключение....................................................……....................................…..94
Библиография...................................................……..................................….97

Файлы: 1 файл

Развитие в регионе сферы услуг по страхованию.docx

— 168.52 Кб (Скачать файл)

K началу XVIII века существовало три вида страхования c рациональным  ведением дела и на коммерческой основе: морское, от падежа скота, от огня (недвижимость). Во 2-й половине XVIII века начинает зарождаться страхование от градобития сельскохозяйственных посевов и от огня  движимого имущества.

В начале ХХ века в Европе функционировали частные страховые  общества на акционерной и взаимной основе c большим охватом объектов: на случай смерти, страхование от болезней, от несчастных случаев и на случай потери кормильца. Страховые общества постепенно расширяли возможность страхования сельскохозяйственных посевов не только от градобития, но и от других случаев, вызванных метеоусловиями. На более широкую основу было поставлено страхование скота.

Процесс концентрации и  монополизации страхования, начавшись  еще во второй половине XIX века при  создании мощных страховых объединений, постепенно приводит к тому, что в середине ХХ века страховые монополии как представители одного из звеньев кредитно-финансовой системы формируют рынок страховых операций. [3.]

Страхование в России получает свое распространение в последней четверти XVIII века. К этому времени во многих европейских государствах страхование уже имеет значительную степень развития. На это обращает внимание российская императрица Екатерина II, повелевшая своим манифестом от 28 июля 1786 года c целью активной защиты от частых пожаров обязать «государственный заемный банк в обеих столицах и во всех городах каменные дома принимать на свой страх, а также каменные заводы и фабрики от всех хозяев». Этим же манифестом в России устанавливается государственная монополия на страхование недвижимого имущества от огня.

Россия XVIII века не представляла обширного поля деятельности для страховых операций. Исключение составляли иностранцы, проживающие в России, и жители прибалтийских губерний, которые ориентировались на страхование имущества. Отмена крепостного права, произошедшая 19 февраля 1861 года, положила начало реформам, в частности в области страхового дела.

C 1866 года складывается  система земского страхования,  преимущественно в сельской местности,  которая включала следующие виды  страхования: от огня недвижимого и движимого имущества (крупного рогатого скота); страхование пенсий лицам, состоящим на государственной службе. Земства заключали между собой договоры перестрахования. Наряду c государственным страхованием активно развивается частное страхование на акционерной основе.

B связи с большим объемом  операций и значительным ростом  страховых капиталов в 1894 году в России был установлен государственный надзор за деятельностью акционерных страховых обществ, осуществляющийся Министерством внутренних дел. Для контроля страховых организаций был учрежден Институт правительственных инспекторов, деятельность которых оплачивалась самими страховыми организациями за счет специального сбора. Министерство финансов ввело обязательную публичную отчетность всех страховых  обществ.

Революционные события 1917 года многое изменили в жизни российского государства, в том числе и в области страхового дела. B 1918 году был принят декрет «Об учреждении государственного контроля над всеми страхованиями, кроме социального» и введена государственная монополия на страхование во всех его видах и формах: страхование транспорта, жизни, страхование от огня, градобития, падежа скота, неурожая.

Для развития добровольного  личного и имущественного страхования  важное значение имело создание в 1936 году сети страховых агентов.

К началу 1940-х годов  в СССР, в основном, сформировалась система страхования, и в последующие годы происходили лишь структурные, организационные изменения при сохранении монополии государственного страхования.

Во времена хрущевских преобразований в 1958 году страховое  дело было передано в ведение министерств  финансов союзных республик. Размеры  основного и запасного фондов, порядок распределения накоплений, планы доходов и расходов страховых органов стали устанавливаться Советами Министров союзных республик. [24.]

В начале 1990-х годов в  Российской Федерации началось возрождение  национального страхового рынка. Законодательную  базу правового регулирования страховых  отношений заложил Закон РФ « O страховании» от 27 ноября 1992 года, вступивший в силу 12 января 1993 года. [11.]

В целом развитие страхового дела в России сопровождалось переходом  от  государственной страховой  монополии (XVIII век) к страховому рынку (до 1917 года), затем последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии в советский период истории (до 1992 года). Глобальные геополитические изменения, последовавшие в связи c распадом бывшего СССР, вызвали объективную необходимость возрождения цивилизованного страхового рынка в России.

                        1.1.3  Основные понятия и определения

Четыре понятия, которые описывают  роль страхования в рыночной экономике  – это стоимость, защита, риск и  услуга. Рассмотрим их в порядке  возрастания важности, начиная с  понятия услуги.

Понятие услуги является фундаментальным в страховании. Особенностью любой услуги является невидимый, неосязаемый характер. В то же время услуга всегда передается покупателю через производительную деятельность производителя услуги, причем эта деятельность должна быть экономически полезной, а ее результаты  иметь возможность выступать в качестве товара.

Работа страховщика состоит  в том, чтобы убедить потенциальных страхователей, что они нуждаются в защите, a обещания предоставить эту защиту будут выполнены в срок и в полном объеме.

B основе страхования лежит понятие риска как случайного события, приводящего к ущербу. В развитии этого понятия выделяются три ступени.

Риск определяется в самом общем  виде как вероятностное распределение  результатов хозяйственных действий субъекта. Неоднозначность этих результатов  следует из неопределенности факторов внешней среды и неполноты  информации в период планирования.

Вторая ступень определения  риска связана с понятием ожидаемых  результатов.

Риск можно определить и как  вероятное отклонение фактических  результатов от их плановых ожиданий. Хозяйствующий субъект стремится к выполнению поставленных целей и использует для этого вполне определенные средства. Фактически достигаемые результаты отклоняются от ожидаемых в ту или иную сторону, и эти отклонения являются выражением риска. C этой точки зрения риск определяется как возможность расхождения между запланированным и фактическим результатом. [4.]

Основное назначение страхования  – действовать как механизм передачи, распределения риска. Страховым риском, согласно ст. 9 Федерального Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Такое событие должно обладать признаками вероятности и случайности. [11.]

Третьим ключевым понятием является защита, которое включает обеспечение страхователя денежными средствами или аналогом утраченного имущества, позволяющими восстановить имущественное положение страхователя после происшедшего страхового события таким, как если  бы страхового события не случилось.

Четвертым и, во многих отношениях, самым  важным понятием в страховом деле является вопрос o его стоимости.

В экономической теории предполагается, что стоимость измеряется в терминах «меновой стоимости» вещи, которая сводится к цене,  по которой она продается на рынке.

Взимаемая страховщиком страховая  премия (цена страховой услуги) должна соответствовать страховой сумме и обеспечивать достаточность общего фонда для выплаты всех компенсаций по законным страховым претензиям, которые возникнут в течение периода действия полисов, уплаты всех административных расходов, а также могла бы принести прибыль владельцам страховой компании и быть не выше, чем у конкурентов.

B каждую эпоху и в каждой  стране существовали свои определения страхования.

В последнее время  предлагается  рассматривать понятие страхования  в узком и широком смысле. В  узком понимании страхование  – это те отношения, которые регулируются законом «Об организации страхового дела...», и является предметом деятельности специализированных страховых организаций-страховщиков. Под широкое понятие страхования подпадают все те экономические отношения, которые выражают создание специальных денежных фондов из взносов физических и юридических лиц и последующее их использование для возмещения тем же или другим лицам ущерба при наступлении оговоренных неблагоприятных  событий.

Единство страхования, отразившееся в широком понимании этого  термина, сегодня исключительно  важно, так как только сочетание  и даже  взаимопроникновение различных  его сфер могут создать гарантированную  защиту имущественных интересов  граждан и субъектов предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики. По мере развития экономики и совершенствования социального обустройства страны характер взаимодействия этих  сфер будет меняться. Те или иные функции могут переходить  в процессе конкуренции или на основе законодательства из одной сферы страховых отношений в другую. Важно, чтобы при этом организационно-правовые формы страхования оптимизировали совокупную  страховую защиту общества. [4.]

В связи c большим разнообразием определений страхования в дальнейшем целесообразно пользоваться определением из закона «Об организации страхового  дела...» – страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Его достоинством является обобщение предшествующих определений и концентрация внимания на защите интересов страхователей как основной цели всех мероприятий по созданию и распределению страхового фонда. [11.]

Воспользуемся упомянутым законом  и для определения основных субъектов  страхования.

Страховщик – это юридическое лицо любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданное для осуществления страховой деятельности и получившее в установленном этим законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности. Страховщик – один из главных субъектов страхового рынка, который за определенную цену продает клиентам услугу по страховой защите их интересов. Для этого он из полученных взносов создает денежные страховые резервы и фонды.

Страхователь – юридическое лицо и дееспособное физическое лицо, является другим главным субъектом страхового рынка. Он покупает у страховщика услугу по страховой защите своих интересов по цене, согласованной в размере страхового взноса.

Застрахованное  лицо – это «третье лицо», в пользу которого страхователь заключил договор страхования со страховщиком. Застрахованным может быть и сам страхователь, если он страхует собственные интересы и за это уплачивает страховщику взнос. Застрахованными могут быть и не страхователи, a те лица, которых он застраховал.

Выгодоприобретатель – это назначенное страхователем физическое или юридическое лицо для получения страховых выплат по договорам страхования. При страховании ответственности выгодоприобретатель – лицо, которому причинен вред. Страхователь не может заменить выгодоприобретателя после: наступления страхового случая, выполнения выгодоприобретателем какой-либо обязанности по договору страхования, предъявления выгодоприобретателем требований о выплате к страховщику.

Объектами страхования считаются не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы:

  • во-первых, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (объекты личного страхования);
  • во-вторых, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом (объекты имущественного страхования);
  • в-третьих, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физических лиц, а также вреда, причиненного юридическому лицу (объекты страхования ответственности).

Страховая ответственность – это понятие, обозначающее обязанность страховщика выплатить страхователю, застрахованному лицу страховое возмещение или страховое обеспечение в определенной сумме, если произошли страховые случаи, записанные в общих условиях, правилах и договоре добровольного страхования или в законодательстве для обязательного страхования.

Страховая стоимость – действительная стоимость застрахованного имущества, исчисляемая различно, в зависимости от действующего в стране законодательства и объекта страхования. Если страховая сумма равна страховой стоимости, то имущество застраховано полностью, если меньше – то часть ответственности остается на собственном риске страхователя.

Страховая сумма – денежная сумма, на которую страхователь страхует объект страхования, то есть сумма, адекватная страховому интересу и страховому риску. Страховая сумма не должна превышать страховую стоимость, поскольку, согласно ст. 10 закона «Об организации страхового дела...», страхование на величину этого превышения недействительно.

Страховой интерес – мера материальной заинтересованности страхователя в сохранении имущества и/или дохода с помощью страхования. При заключении договора страхователь обязан иметь страховой интерес или иметь в виду его появление до наступления страхового случая.

Страховой тариф – ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. По обязательным видам страхования устанавливается законодательно, по добровольным – страховщиком.

Страховой ущерб – потери страхователя, выраженные в натуральной или денежной форме, причиной которых послужила реализация страхового риска. Различают прямой ущерб в виде наступившего изменения состояния объекта страхования и косвенный или скрытый, проявляющийся как следствие прямого ущерба. [5.]

 

1.2   Классификация  страховых отношений в Российской  Федерации

Информация о работе Развитие в регионе сферы услуг по страхованию рисков юридических лиц (на примере ООО «Росгосстрах»)