Развитие в регионе сферы услуг по страхованию рисков юридических лиц (на примере ООО «Росгосстрах»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:04, дипломная работа

Описание работы

Активное формирование рыночных отношений определяет место страхования в экономической системе России как основного финансового механизма защиты общества от различного рода рисков и опасностей. Эффективные страховые отношения, стимулируя деловую активность и уверенность субъектов рынка, улучшая инвестиционный климат, являются важными условиями стабильности и экономического роста в стране.

Содержание работы

Введение……………...………………...........……...…......................…........ 4
Раздел 1 Страхование. Экономическая сущность, классификация страховых отношений и государственное регулирование страхового рынка................………………………………………………………………......….. 6
Страхование как экономическая категория и самостоятельное звено финансово-кредитной системы...................……..........…......... 6
Социально – экономическая сущность, задачи и функции страхования……………………………………………….…………….6
История развития и современное состояние страхования………………………….………………………..……….15
Основные понятия и определения……………...……………….…18
1.2 Классификация страховых отношений в Российской Федерации………………………………………………………………………..…23
1.2.1 Назначение, сущность классификации страховых отношений и происхождение основных ее типов…………………………………………..…23
1.2.2 Всеобщая классификация страховых отношений в РФ…………..25
1.2.3 Частичная классификация, применяемая в страховании имущества………………………………………………………………………..…28
1.3 Страховая компания и страховой рынок...................................……......30
1.3.1 Ведение дел в страховой компании……………………………..…30
1.3.2 Страховой рынок. Государственное регулирование страхового рынка в России………………………………………………………….…..41
Раздел 2 Характеристика страхового отдела. Страхование рисков....................................................................…….....................................…... 47
2.1 Росгосстрах – крупнейшая страховая компания России....…….........47
2.2 Краткая характеристика страхового отдела....................……...........50
2.3 Страхование рисков: организация и особенности.......………….... 61
2.3.1 Общие понятия. Содержание и оценка рисков в страховании имущества……………………………………………………………………….….61
Основные виды страхования имущества……………….…………67
Страхование ответственности………………………….……..…….75
2.4 Страхование рисков юридических лиц............................……............. 80
Раздел 3 Развитие сферы услуг в области страхования...……..………....84
Заключение....................................................……....................................…..94
Библиография...................................................……..................................….97

Файлы: 1 файл

Развитие в регионе сферы услуг по страхованию.docx

— 168.52 Кб (Скачать файл)

Функции страховой компании в течение  всей ее деятельности:

1. Обоснование и расчет административных  расходов; определение размера нагрузки в страховых тарифах.

2. Формирование инвестиционной  политики и стратегии; осуществление  инвестиционной деятельности.

3. Разработка новых страховых  продуктов; маркетинговые исследования.

4. Поступление доходов, их оценка, распределение по конкретным  направлениям; выявление резервов  по увеличению прибыли.

5. Определение экономических и  финансовых результатов в деятельности  за отчетные периоды; обеспечение  финансовой устойчивости, платежеспособности и конкурентоспособности.

6. Исполнение денежных обязательств; уплата налогов, сборов и взносов  в бюджеты соответствующего уровня.

7. Выполнение требований, предписаний  Федеральной службы страхового  надзора при Минфине РФ; осуществление  внутреннего и внешнего финансового контроля.

Таким образом, процедура страхования  включает три основных и крупных  блока процесса страхования: принятие рисков на страхование, деятельность после заключения договоров страхования и отношения после наступления страхового случая. Четвертый блок представляет собой финансово-экономическую деятельность страховой компании как любой коммерческой организации.

На первом этапе имеет значение сам факт оформления договора страхования  и отражение в нем существенных моментов в отношениях субъектов  страхования.

На втором этапе основными моментами  в деятельности страховщика являются обеспечение устойчивости страховых  операций, размещение страховых резервов и проведение превентивных мероприятий. Третий этап характеризуется важностью правильного установления размера ущерба, причин его наступления и фактической суммы страховой выплаты. [17.]

Одним из основных этапов процедуры  страхования является проведение страховой  экспертизы.

Страховая экспертиза – исследование и оценка основных параметров, характеристик страховых рисков, объектов страхования и страховых случаев на основе специальных  знаний c целью выдачи мотивированного заключения.

Страховая экспертиза проводится штатным  работником страховой компании –  экспертом (аварийным комиссаром) или  независимым специалистом  –  аджастером (юридическим лицом – аварийным комиссаром) по инициативе страхователя.

Аварийный комиссар – уполномоченное физическое или юридическое лицо страховщика, которое устанавливает причины, характер и размеры убытков после страхового случая. По указанию страховой компании может осуществлять реализацию поврежденного имущества, розыск пропавшего имущества, контроль и организацию работ по ликвидации последствий страхового случая, а также выплату страхового возмещения за счет страховщика  до определенной  суммы.

Результатом деятельности аварийного комиссара или аджастера является составление экспертного заключения (аварийного сертификата) для страховщика.

 Страховая экспертиза осуществляется  на основе следующих принципов:

- законности действий;

- полноты оценки ситуации;

- объективности фактов.

K основным задачам страховой  экспертизы относятся: 

- сбор сведений для  оценки страхового случая;

- объективная оценка  страхового случая;

- организация тесного взаимодействия  c УВД, пожарными, экологическими службами;

- анализ и обобщение практики  страховой экспертизы по отдельным  видам страхования и практики  взаимодействия c государственными службами;

- разработка рекомендаций по  снижению рисков страховых событий  и участие в реализации предупредительных  мероприятий;

- осуществление периодического  контроля за состоянием объекта страхования.

Направления проведения страховой  экспертизы:

- разработка инструктивно-методических  материалов и рекомендаций для  страховщиков, страхователей и страховых  агентов; 

- осмотр и обследование объекта  страхования после наступления  страхового случая;

- наведение справок у страхователя  и других лиц o причинах страхового случая;

- истребование сведений, подтверждающих  документально причину страхового случая (акты, протоколы, справки, фотоснимки) у органов ГИБДД, милиции, пожарных, медицинских учреждений;

- анализ сведений o причинно-следственных событиях;

- привлечение добровольных помощников  для выяснения возможных причин  наступления страхового случая.

Методика работы страхового эксперта заключается в следующем:

1. Страховой эксперт должен быть  четко ориентирован в обстоятельствах  страхового случая и знать  условия страхования.

2. Эксперт анализирует сведения  на предполагаемое страховое  мошенничество. 

3. Проведение подробного сбора  и обработки информации для  объективной оценки страхового  случая.

4. Анализ причин страхового случая  и других действий страхователя c целью получения им выгоды от страхового случая.

Заключение проведенной экспертизы включает:

- наименование страхователя, его  юридический адрес, телефон; 

- подробное описание объекта  страхования c указанием страховой суммы;

- финансовое состояние страхователя;

- подробное описание обстоятельств страхового случая;

- наличие объективных и субъективных  рисков;

- причины наступления страхового  случая, выявление виновников, отягчающих факторов.

При этом все документы экспертизы должны быть удостоверены (подписаны) всеми участниками обследования и на планах, схемах, других документах должны быть краткие пояснения. [16.]

 

1.3.2   Страховой  рынок.  Государственное   регулирование страхового  рынка   в  России

Страховой рынок представляет собой определенную сферу денежных отношений, в которой объектом купли-продажи являются страховые услуги и формируются спрос, предложение на них. Он характеризуется как сложная многофакторная динамическая система, состоящая из постоянно взаимодействующих и взаимозависящих экономических элементов, отдельных групп участников и субъектов рынка. К составным частям, взаимодействующим в рыночной системе страховых услуг, относятся: страховые продукты, совокупность тарифов и премий, инфраструктура страховщиков, спрос клиентуры, уровень доходности страховых операций. Страховой рынок формируется из диалектического единства двух систем – внутренней системы и внешнего окружения, которые непрерывно воздействуют друг на друга в процессе их развития. Внутренняя система является полностью управляемой со стороны страховщика. Внешняя система, или внешнее окружение, состоит из элементов, управляемых и неуправляемых со стороны страховщика. При этом внешняя среда окружает внутреннюю систему и ограничивает ее.

Категорию продавцов составляют страховые  и перестраховочные компании. В качестве покупателей выступают страхователи – физические и юридические лица, заключающие договора страхования c тем или иным продавцом.

По  отраслевому признаку различают рынок личного страхования, рынок страхования имущества, рынок страхования ответственности и рынок страхования финансовых рисков. B свою очередь, каждый из этих рынков состоит из отдельных сегментов. [24.]

По  масштабам различают национальный, региональный и международный страховые рынки.

Страховой рынок России функционирует  в рамках государственного законодательства и международных правовых актов. Специальное страховое законодательство регулирует специфические страховые отношения и включает в себя законы, указы Президента, постановления Правительства РФ по вопросам страхования. Закон РФ « O страховании» от 27 ноября 1992 года явился основой для формирования правовой базы страхования и развития рыночных структур в страховой сфере, установил механизм государственного регулирования страховой деятельности, определил права и обязанности и функции страхового надзора в стране.

После вступления в силу нового ГК РФ, в Закон РФ « O страховании» были внесены изменения в части, не противоречащей ему. C 1998 по 2003 год закон действовал в своей новой редакции.

B настоящее время в стране  действует Закон РФ «Об организации  страхового дела в Российской  Федерации» № 4015-1 с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1997 года, 20 ноября 1999 года, 21 марта, 25 апреля 2002 года, 8, 10 декабря 2003 года, 21 июня 2004 года, 21 июля 2005 года.

Федеральный закон направлен на совершенствование регулирования отношений, связанных c организацией страхового дела в Российской Федерации. Необходимость его принятия вызвана тем, что Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», принятый в 1992 году, а также страховое законодательство Российской Федерации в целом, не соответствовали изменившимся экономическим условиям в стране и на страховом рынке, a также не учитывали изменений законодательства в смежных отраслях. Кроме того, одной из целей этих изменений и дополнений явилось исполнение международных обязательств Российской Федерации, установленных Соглашением o партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 года, учреждающим партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами – c другой стороны. При этом возникла необходимость приведения внутренней национальной системы страхования в соответствии c требованиями общеевропейского страхового права. [11.]

Цели государственного регулирования страховой деятельности заключаются в обеспечении:

- соблюдения требований  законодательства РФ o страховании;

- защиты прав и интересов  страхователей;

- эффективного развития страхового  рынка;

- защиты прав и интересов  страховщиков, иных заинтересованных  лиц и государства.

Для обеспечения этих целей государственное  регулирование страховой деятельности осуществляется на основе принципов  публичной отчетности, лицензирования, стабильности развития, соответствия стандартам и нормативам.

B соответствии c принципом публичной отчетности страховщики обязаны опубликовывать годовые бухгалтерские отчеты, которые подлежат аудиторскому подтверждению достоверности содержащихся в них сведений. При этом такая публикация осуществляется, в том числе на территории, где осуществляется деятельность страховщика. Сведения о субъектах страхового дела вносятся в единый государственный реестр.

На основе принципа соответствия стандартам u нормативам устанавливаются высокие требования к обеспечению финансовой устойчивости страховщиков, в том числе коэффициенты, зависящие от объекта страхования.

Отношения в области страхования, регулируемые нормами финансового права, в зависимости от участвующих в них субъектов подразделяются на следующие направления:

1) отношения между государством  в лице Правительства РФ и  Федеральной службой страхового  надзора (ФССН) при Минфине России  по поводу утверждения основных  положений их деятельности в  целях осуществления государственного  надзора за страховой деятельностью в Российской Федерации;

2) отношения между федеральными  исполнительными органами власти  по надзору за страховой деятельностью  и страховщиками по поводу  выдачи лицензий, установления правил  формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм отчетности страховых организаций, а также отзывом лицензий страховщиков;

3) отношения между государством  в лице федерального антимонопольного  органа и страховщиками по  поводу предупреждения, ограничения  и пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции на страховом рынке;

4) отношения по обязательному  государственному страхованию, где  государство как обязательный  субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имущественных и личных интересов отдельных категорий граждан и вырабатывает меры по обеспечению имущественных интересов страхователей;

5) отношения между Федеральной  комиссией по рынку ценных  бумаг, Министерством РФ по налогам и сборам со страховщиков по осуществлению контрольных  функций за страховой деятельностью. [15.]

Государственный надзор за страховой  деятельностью в России c 1992 года осуществлялся Федеральной службой по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзором). B 1996 году этот орган был ликвидирован как самостоятельный и его функции переданы департаменту страхового надзора, созданному при Минфине РФ. В соответствии c действующим Федеральным законом этот орган в 2004 году  переименован в Федеральную службу страхового надзора (ФССН). [11.]

K основным  функциям ФССН при Министерстве финансов РФ относятся:  выдача лицензий страховщикам на осуществление страховой деятельности;  ведение единого государственного реестра страховщиков, их объединений и реестра страховых брокеров; контроль за обоснованностью страховых тарифов;  контроль платежеспособности страховщиков; установление правил формирования и размещения страховых резервов; установление показателей и форм учета страховых операций и отчетности o страховой деятельности; разработка нормативных и методических документов по страхованию.

Информация о работе Развитие в регионе сферы услуг по страхованию рисков юридических лиц (на примере ООО «Росгосстрах»)