Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:50, дипломная работа
Проблема движение - здоровье имела достаточную актуальность ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Как семь нот являются в музыке основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, руки и ноги) - это источник бесконечного разнообразия движений. Изначально, в генетической программе каждого человека заложен огромный запас прочности. Вместе с тем, все вы знаете, что здоровье населения, прежде всего молодежи, оставляет желать много лучшего. Таким образом возрастает значение физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения.
Введение.......................................................................................................3
1 Проблемы здоровья человека………………………………5
2 Оздоровительные системы……………………………….....10
2.1 Аэробика…………………………………………………………….....10
2.2 Шейпинг……………………………………………………………......12
2.3 Фитнес…………………………………………………………….........14
2.4 Тайбо……………………………………………………………………15
2.5 Калонетика…………………………………………………………......16
3 Нетрадиционные современные системы………….......17
3.1 Система Н.Амосова…………………………………………………...17
3.2 Система М. Гриненко………………………………………………....17
3.3 Система К. Купера………………………………………………….....19
3.4 Система К. Динейки…………………………………………………..20
3.5 Система П. Иванова…………………………………………………..21
3.6 Система А. Стрельниковой…………………………………………..22
4 Восточные оздоровительные системы………………..24
4.1 Каратэ………………………………………………………………….24
4.2 Цигун…………………………………………………………………..27
4.3 Кавказская йога……………………………………………………….29
4.5 Хатха-йога……………………………………………………………..31
4.6 Релаксация………………………………………………………….....32
______________________________________________________
Заключение ……………………………………………………….…..34
Список используемых источников…………. ………..……35
Приложение............................................................................................36
таблица В1). Для тестирования большой группы людей 12-минутный тест оказывается слишком громоздким, чтобы упростить организацию тестирования больших групп, К. Купер предложил пользоваться тестом полуторамильного бега
(см. Приложение В ,таблица В2).
3.4 Система К. Динейки
Система К. Динейки направлена на использование психофизической тренировки с развитием движений и дыхания.
Психофизическая тренировка, как показали его наблюдения, дает возможность больному и здоровому не только на время изолироваться от чрезмерного нервно-психического напряжения, но и создает необходимые предпосылки для пассивно-активного отдыха с целью уравновешивания нервных процессов, восстановления устойчивости организма к кислородной недостаточности и обновления психической энергии из имеющихся в организме резервов.
Важнейшим звеном в овладении методами психофизической тренировки является умение регулировать процессы дыхания, мышечный тонус и состояние психики. Специальные дыхательные упражнения не только повышают устойчивость организма к кислородной недостаточности, но и способствуют уравновешиванию нервных процессов и, что важно, повышают эффективность идеомоторных актов (образно представляемых движений и состояний).
Психофизическая тренировка поэтапно, по мнению К. Динейки, ведет к укреплению веры в резервные силы мозга и организма и ощущению их приумножения, к осознанию принципа: врач лечит, а природа исцеляет, восстанавливая утраченные силы с избытком.
В процессе психофизической тренировки можно условно выделить несколько этапов:
1. Ослабление патологической
2. Сочетание контролируемого
3. Торможение болевого синдрома при помощи точечно-пальцевого самомассажа (урок 10).
4. Сочетание мышечной и
5. Сочетание специальных
6. Воспитание активного внимания и сосредоточенности и умения изменять настроение на основе «феномена радости» по И.П. Павлову (уроки 3-7).
7. Приобретение искусства
Содержание уроков (см. Приложение Г ,таблица Г1).
3.4 Система П.Иванова
В «Центре здоровья»
Оздоровительная система П. Иванова была апробирована им на протяжении 50 лет. По его убеждению, смысл человеческой жизни можно найти только через единение с природой, с ее «живыми телами» — Воздухом, Водой и Землей, которые могут раскрыть в человеке неведомые силы.
Свою систему П. Иванов сформулировал в 12 правилах — заповедях, которые начинаются с обращения «Детка» (так он обращался к любому человеку).
1. Два раза в день
купайся в холодной природной
воде, чтобы тебе было хорошо.
Купайся, где можешь: в озере,
речке, ванной, принимай душ или
обливайся. Это твои условия.
Горячее купание заверши
2. Перед купанием или после него, если это возможно, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимою на снег, хотя бы на одну-две минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе здоровья.
3. Не употребляй алкоголя и не кури.
4. Старайся хоть раз в неделю обходиться без пищи и воды: с пятницы 18-20 часов до воскресенья 12 часов.
Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держись хотя бы сутки.
5. В 12 часов дня воскресенья
выйди на Природу босиком -
несколько раз подыши и
Люби окружающую тебя природу .Не плюй вокруг и не выплёвывай из себя ничего. Привыкни к этому: это твое здоровье.
7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье — здоровайся со всеми.
8. Помогай людям, чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душой и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу Мира!
9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.
10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, смерти. Это твоя победа!
11. Мысль не отделяй от дела.
12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.
3.5 Система А. Стрельниковой
В отличие от традиционных
методов дыхательной
Специфика ее в том, что мышцы рук и груди не помогают дыхательным мышцам, заставляя их работать с полной нагрузкой, что резко активизирует газообмен.
Примерная схема дозировки упражнений (см.Приложение Д Схема Д1)
Нагрузка указанная в приложении Д рекомендуется до конца первого месяца занятий. Затем выполняют ее до тех пор, пока организм адаптируется. При желании возможно увеличить количество упражнений и их сложность.
Выполняя упражнения, не набирают в легкие много воздуха, наоборот, вдох должен быть по объему меньше возможного.
Дыхательная гимнастика сочетается с оздоровительным бегом, лыжами, плаванием, спортивными играми.
Для оценки функционального
состояния собственной
Проба Штанге — задержка дыхания на вдохе. В положении сидя надо сделать вдох и выдох, а затем снова глубокий вдох (не максимальный), одновременно зажав пальцами нос. По секундомеру отмечается время от момента задержки дыхания до ее прекращения. Начало последнего фиксируется по первому сокращению диафрагмы, о чем можно судить по колебаниям брюшной стенки, которые обусловлены волевым компонентом, направленным на более длительную задержку дыхания. Здоровые взрослые люди способны задерживать дыхание на вдохе в течение 40-50 с, а тренированные спортсмены — 60-180 с. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает.
Проба Генчи — задержка дыхания на выдохе. После полного вдоха и выдоха обследуемый делает обычный выдох и задерживает дыхание. Здоровые нетренированные люди могут таким образом задерживать дыхание в течение 20-30 с, спортсмены — 30-90 с. При наличии каких-либо отклонений в состоянии ССС, а также со стороны органов дыхания продолжительность задержки сокращается на 50% и более.
4 Восточные оздоровительные системы
Благодаря тому, что в Китае существует "повальное" увлечение боевыми видами искусства и оздоровительными направлениями, важную роль в воспитании играет физическая культура. Начиная с раннего возраста, китайские детишки с удовольствием приходят на занятия. Уже в 5-6 лет выступают на соревнованиях, участвуют во всевозможных зрелищных мероприятиях, связанных с традициями китайского народа. Воспитание ребятам с детства прививает трепетное отношение к своей культуре, своим предкам, корням. Но самое главное, что вместе с этим они получают хорошее физическое развитие, познание жизненной философии и даже "контроль" над своим здоровьем. Ведь такие виды как тайцзицюань и цигун есть не что иное, как целостное оздоровление. Хочу отметить, что люди преклонного возраста также занимаются оздоровительными видами и иногда даже видами боевых искусств.
Восточные боевые искусства – явление очень сложное, многоликое, оценки его неоднозначны. Очевидна однако, жизнестойкость традиции, ее необыкновенная приспособленность к разным социально-историческим и культурным условиям, при неизменной притягательности для западной цивилизации. Проникая в другие страны, утрачивают изначальную ценность и обособляются три главных направления: лечебно-оздоровительная гимнастика, спортивные единоборства и рукопашный бой. Есть и другие направления. В них преобладает влияние западной культуры. Это культивирование в рамках профессионального спорта одной из разновидностей контактного каратэ (кик-боксинг, фул-контакт), а также распространение многочисленных форм многочисленных форм шоу-бизнеса на базе боевых искусств Востока (они смыкаются с искусством цирка, балета, киноискусства).
Школы боевых искусств исторически складываются как общности, объединения, возглавляемые мастерами-учителями. Там существует определенная иерархия, определяемая уровнем мастерства и духовной зрелости членов школы – мастер, старшие и младшие ученики. Истоки этой иерархии лежат в семейно-родовых устоях организации профессиональных средневековых объединений. Личностная основа обучения в школах боевых искусств, их внутренняя сплоченность и внешняя автономность требовали разработки особой разветвленной системы личностно-профессионального отбора учеников, контроля за процессом обучения и оценки его результатов.
4.1 Каратэ
Современное каратэ пришло на Запад из Японии. В настоящее время известно несколько десятков стилей и школ каратэ. Наибольшую известность и широкое распространение получили такие стили, как сётокан, сито-рю, вадо-рю, годзю-рю и кёкусинкай.
Подготовка в каждом из описанных стилей имеет свои особенности, но ее основу составляет изучение и отработка специальных комплексов формальных упражнений — ката. Ката — традиционные, канонизированные комплексы комбинаций, которые представляют собой некое «хореографическое» построение боя с «тенями» нескольких противников (т.е. с условными противниками). С другой стороны, это своеобразные двигательные жесты и одновременно носители информации. В Японии считают, что, изучая ката — живые завещания выдающихся мастеров — занимающиеся получают доступ к неиссякаемому источнику физического и духовного развития.
В системе общефизической и специальной физической подготовки условно могут быть выделены три основные части: первая — физические упражнения, вторая — дыхательные упражнения, третья — психотренинг и энергетические упражнения.
В арсенале восточных единоборств существует множество общих и специальных физических упражнений. Методика их применения имеет отличительные особенности. Во все века целью воспитания бойцов было достижение единства тела, духа, техники ведения боя (создание у мастеров своеобразного психофизического комплекса). Важным было именно это гармоничное сочетание, а не сумма отдельных качеств — силы, выносливости, скорости и т.п.
Ката — определенный стиль каратэ и один из краеугольных камней любой традиционной школы. Эти упражнения способствуют шлифовке основных видов базовой и комбинационной техники активной медитации, развивают чувство пространства, позволяют улучшить периферическое зрение, контролировать дыхание.
Тренировка в каратэ сводится не только к отработке формальных упражнений. Она носит комплексный характер и состоит из множества разделов специального и прикладного содержания. Разделы прикладной подготовки в большей степени характерны для жестких систем единоборства и в меньшей — для спортивного или оздоровительного направлений. Они предполагают овладение техникой использования холодного оружия, защиты от оружия в рукопашном бою, специальных способов поражения человека и животного, а также направлены на обучение тому, как выжить в экстремальных ситуациях и т.д. Составной частью подготовки в любом стиле или направлении является общефизическая и специальная физическая подготовка. В один из ее разделов входит курс по изучению методов оздоровления, оптимальных режимов питания, закаливания и других аспектов здорового образа жизни.
Тренировка в каратэ, как и в традиционных видах спорта, начинается с разминки. В приложении Е приводится комплекс упражнений, используемый во многих стилях как базовый (В.П. Фомин). Его выполнение не требует много времени, особых условий или пространства (спортзала, стадиона и т.д.), наличия специального оборудования или помощи партнера. При правильном выполнении упражнений комплекса удается достигнуть равномерного разогревания основных мышечных групп и связочного аппарата. Его можно делать даже без предварительной беговой или прыжковой разминки, варьируя число повторений упражнений, в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач.
После освоения всех упражнений комплекса их выполняют одно за другим, с минимальными паузами, т.е. не как набор отдельных упражнений, а как ритмически организованное единое целое (в этом есть определенная аналогия с формальными упражнениями по технике, практикуемыми в каратэ, ушу и т.д.— ката, тао и др.).
Выполнение всего комплекса в среднем темпе с сохранением ритмичной координации движений, дыхания и рекомендуемого числа повторений потребует около 10 мин.
Анализ показывает, что упражнения, приведенные в комплексе, достаточно широко используются и в традиционной гимнастике, однако следует отметить, что в данном случае взаимосвязь упражнений и дыхания более тесная и они рассматриваются и выполняются в системе, а не изолированно друг от друга.
Во многих школах после традиционной разминки выполняются специализированные упражнения для развития подвижности в суставах нижних конечностей. Наиболее широкое распространение в восточных единоборствах, в отличие от классических видов спорта, получили упражнения, направленные на развитие пассивной гибкости. Примерами таких упражнений могут быть: