Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 19:24, курсовая работа
Жилищная политика – это система комплексных мер, направленных на обеспечение населения благоустроенным жильем.
Правительством России определены четыре основных направления жилищной политики: стимулирование развития жилищного строительства; повышение энергоэффективности и ресурсосбережения в строительной индустрии; поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
ВВЕДЕНИЕ.…………….………..............…......................................……………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ...........................……….. 7
1.1 Сущность и значение ипотечного кредитования в государственной жилищной политике.......................................................................................….. 7
1.2 Особенности ипотечного кредитования.....................................……..…. 13
1.3 Практика государственного регулирования и субсидирования ипотечного кредитования.................................................................……………....... 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…………………………..…………………………… 30
2.1. Состояние ипотечного жилищного кредитования
в Тверской области….......................................................................………….... 30
2.2. Анализ реализации долгосрочной целевой программы Тверской области «Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2009-2013 годы»…………..…………………………………………….…………………..……. 39
2.3. Оценка доступности жилья для населения Тверской области……..…… 47
2.4. Проблемы реализации ипотечного жилищного кредитования в Тверской области и пути их решения……………………..………………………….……….. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………….....……………… 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……….........…………… 58
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.…………….………............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ..................
1.1 Сущность и
значение ипотечного
1.2 Особенности
ипотечного кредитования.......
1.3 Практика
государственного регулирования и
субсидирования ипотечного кредитования..................
2.1. Состояние
ипотечного жилищного
в Тверской области…......................
2.2. Анализ
реализации долгосрочной целевой программы
Тверской области «Ипотечное жилищное
кредитование в Тверской области на 2009-2013
годы»…………..…………………………………………….…
2.3. Оценка доступности жилья для населения Тверской области……..…… 47
2.4. Проблемы реализации
ипотечного жилищного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……….........…………… 58
ВВЕДЕНИЕ
Создание условий для реализации конституционных прав граждан на достойное жилье рассматривается как важнейшая социально-политическая и экономическая задача. Жилищная проблема является одной из наиболее актуальных проблем для современной России. От выбора тех или иных подходов к решению этой проблемы в значительной мере зависит общий масштаб и темпы жилищного строительства, реальное благосостояние людей, их физическое и моральное самочувствие, политические оценки и мотивация поведения.
Жилищная политика – это система комплексных мер, направленных на обеспечение населения благоустроенным жильем.
Правительством России определены четыре основных направления жилищной политики: стимулирование развития жилищного строительства; повышение энергоэффективности и ресурсосбережения в строительной индустрии; поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определило социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране.
Сделать жилье для граждан России доступным - одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Ипотечное жилищное кредитование является наиболее эффективным финансовым инструментом приобретения и строительства жилья. Ипотечное жилищное кредитование – это кредитование под залог недвижимости, то есть кредитование с использованием ипотеки в качестве обеспечения возвратности кредитных средств.
Механизм приобретения жилья по ипотеке в России еще достаточно «молод» в отличие от стран с развитой рыночной экономикой и реализуется с принятия Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Объемы ипотечного кредитования в нашей стране по-прежнему остаются очень низкими и значительно уступают аналогичным показателям многих развитых стран, в которых именно механизм ипотеки является одним из основных способов приобретения жилья.
Ограниченность ипотечного кредитования в России во многом связана с высоким уровнем процентных ставок (12-15 % в 2010 году по различным регионам России) и необходимостью внесения значительного первоначального взноса (как правило, не менее 30 % от стоимости жилья). Особенно данная проблема актуальна для населения с невысоким уровнем доходов – бюджетные работники, врачи, учителя и другие категории населения России.
В сложившихся условиях, ключевая роль в становлении системы ипотечного кредитования отводится государству, формирующему институты развития ипотеки и оказывающему государственную помощь населению в виде компенсации части расходов по ипотечному кредиту.
Мировая практика показывает, что именно государственная поддержка стала ключевым фактором становления систем ипотечного кредитования во многих странах мира. В России система государственной поддержки ипотечной деятельности, также как и сама система ипотечного кредитования, находится в стадии развития. В ряде регионов России созданы благоприятные условия для развития ипотеки, что выражается в положительной динамике объемов ипотечного кредитования, сокращении очередей на улучшение жилищных условий. Вместе с тем, во многих регионах ипотечные программы, реализуемые органами власти, пока что малоэффективны и не оказывают существенного влияния на доступность жилья. В связи с этим разработка механизмов совершенствования региональных ипотечных программ на современном этапе приобретает особую актуальность.
Информационную базу работы образуют нормативно-правовые акты Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», Администрации Тверской области, регулирующие вопросы ипотечного жилищного кредитования, а также статистическое наблюдение показателей ипотечного кредитования, анализ динамики развития ипотечного кредитования, данные социологических исследований и анкетирования, экспертная оценка сценариев развития ипотеки.
Теоретическую базу работы составляют учебная и научная литература, статьи периодических изданий в области ипотечного жилищного кредитования, в т.ч. работы А.Н. Абраменко, В.В. Гарибова, Д.А. Шевчука, А.В. Михалева, С.Н.Савина и других.
Объектом исследования выпускной аттестационной работы являются организационно-экономические отношения в сфере ипотечного жилищного кредитования.
Предмет исследования – механизм реализации ипотечных программ Тверской области.
Цель данной работы – анализ состояния ипотечного жилищного кредитования в Тверской области как инструмента государственной жилищной политики и разработка направлений его совершенствования.
Указанная цель обусловила решение следующих задач данной работы:
- раскрыть сущность ипотечного кредитования как инструмента жилищной политики,;
- выделить особенности ипотечного кредитования, его значимость в современных условиях;
- рассмотреть
основные методы
- провести анализ системы государственной поддержки ипотечного кредитования Тверской области;
- определить проблемы реализации ипотечного жилищного кредитования в Тверской области и предложить возможные пути их решения.
Аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Сущность и значение
С принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации неотъемлемой правовой составляющей жилищной политики стало право частной собственности, на основе которого сформировалась российская система ипотечного жилищного кредитования. В процессе перехода к рыночной экономике требовалось решить несколько задач в области жилищной политики, направленных на формирование рыночных институтов и новой государственной политики. Реформа в этой сфере проводилась по четырем основным направлениям, затрагивая жилищное строительство, сферу распределения жилья, а также управление жилищным фондом и обеспечение доступности жилья для тех граждан, которые не в состоянии самостоятельно участвовать в рыночных отношениях. При всех трудностях практической реализации поставленных целей уже к 2000году были созданы основные базовые институты в жилищной сфере: рынок жилья и его инфраструктура, ипотечное кредитование, конкурентные условия предоставления земельных участков для жилищного строительства.
Жилищная политика – это система комплексных мер, направленных на обеспечение населения благоустроенным жильем.
Правительством России определены четыре основных направления жилищной политики:
В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675, были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
Новые правовые условия создали основу для реализации на практике поставленных целей и позволили с помощью широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления осуществить меры, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", направленные на улучшение жилищных условий тысяч семей и повышение качества оказываемых коммунальных услуг.
Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определило социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране.
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы предусматривает:
- формирование
рынка доступного жилья
- комплексное
решение проблемы перехода к
устойчивому функционированию
- стимулирование платежеспособного спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей;
- повышение
эффективности исполнения
- повышение
качества и
В рамках реализации ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы планируется отработать комплексный подход при строительстве жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, с учетом поддержки как спроса, так и предложения жилья экономкласса на рынке жилья. Указанный подход сбалансированной поддержки будет способствовать увеличению объемов ввода жилья экономкласса, снижению его стоимости и увеличению количества граждан, способных самостоятельно улучшить свои жилищные условия.
Программа представляет собой взаимоувязанный комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
Проводимые с 2006 года реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, установленных законодательством Российской Федерации. Рынок жилья стал неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере, что обеспечило возможность успешной реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2006 - 2010 годах, когда на практике были продемонстрированы возможности улучшения жилищных условий граждан, в том числе с предоставлением государственной поддержки.
В целях реализации государственной жилищной политики используется ряд инструментов, таких как предоставление государственных жилищных сертификатов на приобретение жилья отдельным категориям граждан; прямое предоставление жилья в собственность отдельным слабозащищенным категориям (дети-сироты); предоставление жилья, находящего в государственной собственности по договорам социального и коммерческого найма; приобретение жилья с отсрочкой платежа (корпоративная программа ОАО «Росэнергоатом»); формирование рынка арендного жилья и другие.