Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 19:24, курсовая работа
Жилищная политика – это система комплексных мер, направленных на обеспечение населения благоустроенным жильем.
Правительством России определены четыре основных направления жилищной политики: стимулирование развития жилищного строительства; повышение энергоэффективности и ресурсосбережения в строительной индустрии; поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
ВВЕДЕНИЕ.…………….………..............…......................................……………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ...........................……….. 7
1.1 Сущность и значение ипотечного кредитования в государственной жилищной политике.......................................................................................….. 7
1.2 Особенности ипотечного кредитования.....................................……..…. 13
1.3 Практика государственного регулирования и субсидирования ипотечного кредитования.................................................................……………....... 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…………………………..…………………………… 30
2.1. Состояние ипотечного жилищного кредитования
в Тверской области….......................................................................………….... 30
2.2. Анализ реализации долгосрочной целевой программы Тверской области «Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2009-2013 годы»…………..…………………………………………….…………………..……. 39
2.3. Оценка доступности жилья для населения Тверской области……..…… 47
2.4. Проблемы реализации ипотечного жилищного кредитования в Тверской области и пути их решения……………………..………………………….……….. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………….....……………… 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……….........…………… 58
- разрешение
использования средств
- предоставление Тверскому областному фонду ипотечного жилищного кредитования субсидии в размере 30,0 млн. руб. в сентябре 2009 года и 15,0 млн. рублей в октябре 2010 года позволило существенно увеличить объемы и ускорить процедуру рефинансирования ипотечных кредитов выданных по стандартам АИЖК, и, следовательно, мобилизовать ресурсы для увеличения объемов выдачи новых кредитов.
Следует отметить, что за 2010 год с помощью субсидии было выкуплено 528 закладных на сумму более 670 млн. рублей. За 2010 год банками-партнерами ТОФИЖК и Тверским областным фондом ипотечного жилищного кредитования было выдано 672 кредита и займа (включая кредиты по военной ипотеке) на сумму 861,1 млн.руб., т.е. в 3 раза больше показателей 2009 года и рефинансировано в АИЖК 523 закладных на сумму 646,1 млн. рублей, что также в 3 раза больше показателей 2009 года.
Рис.2.8. Динамика объемов выдачи и рефинансирования ипотечных жилищных кредитам по стандартам АИЖК (включая кредиты по военной ипотеке), млн.руб.
На фоне тенденции к посткризисному оздоровлению ипотечного жилищного кредитования есть ряд негативных факторов существенно сдерживающих дальнейшее его развитие:
- увеличение
объема просроченной
- обстановка на рынке труда остается достаточно тяжелой. С целью поддержки заемщиков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (в том числи потерявших работу) ОАО "Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов" (далее - АРИЖК) с 1 квартала 2009 года приступило к практической реализации программы реструктуризации. За 2010 год Тверским областным фондом ипотечного жилищного кредитования зафиксировано 171 обращение за разъяснениями о реструктуризации и были реструктурированы 8 кредитов.
Рис.2.8. Динамика объема просроченной задолженности по ипотечным жилищным кредитам в общем объеме задолженности по ипотечным жилищным кредитам, %.
Комплексный подход по решению жилищных проблем населения Тверской области изложен в региональной целевой программе «Развитие жилищного строительства в Тверской области в 2011-2015 года», утвержденной после одобрения Министерством регионального развития России постановлением Администрации Тверской области от 07.02.2011 №24-па.
Реализация долгосрочной целевой программы «Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2009-2013 годы» является одним из механизмов решения жилищной проблемы.
2.2. Анализ реализации долгосрочной целевой программы Тверской области «Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2009-2013 годы»
Долгосрочная целевая программа «Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2009-2013 годы» (далее – ДЦП), утверждена постановлением Администрации Тверской области от 01.09.2008 № 279-па «Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области «Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2009-2013 годы».
Администратор ДЦП: департамент экономики Тверской области.
Стратегическая цель ДЦП: «Создание условий для развития института ипотеки», - достигается посредством решения трех тактических задач:
- тактическая задача 1.1. Повышение уровня доступности ипотечных жилищных кредитов (займов) для жителей Тверской области.
- тактическая задача 1.2. Привлечение наибольшего числа жителей Тверской области к улучшению жилищных условий с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования.
- тактическая задача 1.3. Привлечение организаций Тверской области к реализации ипотечных программ строительства (приобретения) жилья для своих работников.
Стратегические цели и тактические задачи ДЦП достигаются, в том числе в рамках реализации ведомственной целевой программы департамента экономики Тверской области «Обеспечение устойчивых темпов роста экономики и уровня жизни населения Тверской области на 2011–2013 годы».
Стратегическая цель и тактические задачи ДЦП направлены на решение задач, поставленных в посланиях Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области, таких как развитие ипотечного жилищного кредитования и обеспечение доступности жилья для граждан, проживающих на территории Тверской области.
Основным механизмом реализации ДЦП является предоставление социальных выплат гражданам при приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов (займов), а также проведение информационно-разъяснительных мероприятий, обучающих семинаров, работа с организациями, мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения.
Показатели реализации ДЦП характеризуют уровень развития ипотечного жилищного кредитования в Тверской области, доступность ипотеки для населения Тверской области, деятельность организаций по созданию условий для развития института ипотеки в Тверской области.
Таблица 2.2.
Показатели достижения стратегической цели ДЦП «Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2009-2013 годы»
Наименование стратегической цели, показателя цели |
Ед. изме-рения |
2007 год (факт) |
2008 год (факт) |
Период реализации ДЦП | ||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||||
Стратегическая цель ДЦП 1. Создание условий для развития института ипотеки |
млн рублей |
127,1 |
180,4 |
76,6 |
241,97 |
275,3 |
310,7 |
303,8 |
Показатель 1. Количество предоставленных ипотечных жилищных кредитов в Тверской области |
шт. |
3230 |
3510 |
1500 |
3700 |
4100 |
4500 |
5500 |
Показатель 2. Объем предоставленных ипотечных жилищных кредитов в расчете на душу населения |
тыс. рублей |
2,5 |
3,6 |
1,2 |
6,1 |
8,6 |
10,6 |
13,7 |
Реализацию ДЦП осуществляют: департамент экономики Тверской области, Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования, учредителем которого является Тверская область (далее – Фонд), кредитные организации Тверской области.
Департамент экономики Тверской области управляет реализацией ДЦП, ежегодно проводит анализ затрат по мероприятиям ДЦП и оценку механизмов реализации ДЦП, в случае необходимости вносит в установленном порядке предложения по корректировке ДЦП.
Конечными результатами реализации ДЦП являются:
1. Увеличение
количества выдаваемых
2. Увеличение объема предоставленных ипотечных жилищных кредитов в расчете на душу населения до 13,7 тыс. рублей в 2013 году.
3. Оказание государственной поддержки в приобретении (строительстве) жилья в 2009 - 2013 годах не менее 9 000 семей Тверской области.
Социальные выплаты предоставляются гражданам Российской Федерации, зарегистрированным на территории Тверской области, приобретающим (строящим) жилье на территории Тверской области с помощью ипотечного жилищного кредита (займа) и относящимся к одной из следующих категорий:
- работники организаций, финансируемых из областного бюджета Тверской области или бюджетов муниципальных образований Тверской области;
- работники организаций, расположенных на территории Тверской области и финансируемых из федерального бюджета,
- члены молодых семей (возраст одного из супругов не превышает 35 лет);
- государственные гражданские служащие Тверской области;
- граждане, замещающие государственные должности, а также граждане, замещающие должности государственной гражданской службы Российской Федерации;
- граждане, имеющие двоих и более детей в возрасте до 18 лет;
- граждане-участники
региональной программы по
- врачи общей практики;
- граждане, приобретающие жилье на условиях софинансирования организации-работодателя;
- граждане, в семьях которых рождается одновременно трое и более детей.
Социальные выплаты предоставляются в размере 10 процентов стоимости жилья (для врачей общей практики – 30 процентов), но не более 150 000 рублей, а в случае приобретения жилья непосредственно у организации-застройщика, – не более 200 000 рублей.
Семьям, в которых рождается одновременно трое и более детей в размере 50 процентов стоимости жилья, но не более 1 000 000 рублей.
Кроме того, молодым семьям – участникам ДЦП предоставляются дополнительные социальные выплаты в следующих размерах:
а) при рождении (усыновлении) первого ребенка - в размере 5 процентов стоимости жилья, но не более 75 000 рублей;
б) при рождении (усыновлении) второго ребенка - в размере 10 процентов стоимости жилья, но не более 150 000 рублей;
в) при рождении (усыновлении) третьего и последующих детей - в размере 15 процентов стоимости жилья, но не более 225 000 рублей.
Около половины выданных в Тверской области ипотечных жилищных кредитов ежегодно субсидируется в рамках ДЦП.
Таблица 2.3
Динамика отдельных показателей ипотечного жилищного кредитования в Тверской области в 2006-2010 годах
Наименование показателя |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Количество предоставленных в Тверской области ипотечных жилищных кредитов, шт. |
1823 |
3230 |
3510 |
1500 |
3400 |
Количество ипотечных жилищных кредитов, субсидированных в рамках ДЦП, шт. |
1015 |
1127 |
1497 |
691 |
1586 |
в том числе количество ипотечных жилищных кредитов, по которым предоставлены дополнительные социальные выплаты |
Предоставление дополнительных социальных выплат не было предусмотрено |
33 |
286 |
Рис.2.9. Динамика основных показателей состояния ипотечного кредитования в Тверской области
Финансирование ДЦП осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области. На реализацию ДЦП в 2010 году было предусмотрено 241 970,0 тыс. рублей, из них 235 287,3 тыс. рублей - на предоставление социальных выплат и дополнительных социальных выплат гражданам-участникам, 5 282,7 тыс.рублей - на оплату мероприятий по сопровождению ДЦП.
Рис. 2.10. Динамика основных показателей реализации ДЦП
Жители 38 муниципальных образований Тверской области приняли участие в ДЦП в 2010 году (35 – в 2006, 31 – в 2007, 39 – в 2008, 30-в 2009 годах). По-прежнему, среди участников ДЦП наибольший вес составляют «молодые семьи» - 80 % (1 272 семьи). Среди участников ДЦП, доля «работников организаций, финансируемых из федерального бюджета» составила 7,0 % (110 семей); доля «работников организаций, финансируемых из областного или муниципального бюджета» составила 6,7 % (107 семей); доля семей, имеющих двоих и более детей в возрасте до 18 лет, увеличилась на 2,6 % (63 семьи) и составила 4%; доля государственных гражданских служащих, граждан, замещающих государственные должности Тверской области, составила 2% (32 семьи) от общего количества участников ДЦП.