Вопрос 1
В Таможенном кодексе
Российской Федерации (ТК РФ) таможенным
делом понимается сама таможенная политика,
а также средства ее реализации: порядок
и условия перемещения через таможенную
границу РФ товаров и транспортных средств,
взимания таможенных платежей, таможенного
оформления, таможенный контроль и другие
средства проведения таможенной политики
в жизнь.
Структуру современного таможенного
дела в общем виде можно представить следующим
образом:
Принципы перемещения через
таможенную границу товаров и транспортных
средств.
Таможенные режимы.
Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей.
Таможенное оформление.
Таможенный контроль.
Предоставление таможенных
льгот.
Ведение таможенной статистики
и Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности.
Правовая регламентация ответственности
за правонарушения в сфере таможенного
дела.
Таможенное дело
берет свое начало от зарождения товарного
хозяйства и торгового обмена, от простейших
форм налогообложения. Точное время его
зарождения определить вряд ли возможно,
но доподлинно известно, что уже в III в.
до н.э. в г. Тарифе (в нынешней Андалузии)
в провинции Кадис, на юге Испании, где
в то время господствовал Карфаген, была
впервые составлена таблица, в которую
вносились название товара, его единицы
измерения и указана величина пошлины
(сбора) за его провоз через Гибралтарский
пролив. Таблица (перечень товаров), систематизировавшая
порядок и величину пошлины, была названа
в честь города — тариф. Таможенный тариф
стал для государства важным инструментом
пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно
увеличивались или уменьшались с учетом
экономической конъюнктуры.
В России история
таможенного дела имеет более чем 1000-летний
период своего существования и прослеживается
от взимания денежных сборов и пошлин
с продаваемых или обмениваемых предметов
в оживленных торговых пунктах и на перекрестках
древних торговых путей, от возникновения
там г сборных торговых или так называемых
гостиных мест, пунктов промышленного
обмена, перевалки и складирования товаров.
Их появление историки относят к VIII в.
В Киевской Руси среди многочисленных
сборов и пошлин были распространены «осмничее»
и «мыт» — сбор за провоз товаров через
внешние или внутренние заставы, за пользование
участком, отведенным для торга, либо за
покровительство, оказываемое купцам.
Сильное влияние
на развитие таможенного дела в России
оказали монголо-татарские завоеватели.
В этот период в оборот вошло тюркское
слово «тамга»,т. е. пошлина, от которого
произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать
пошлину, «таможня» — место на ярмарке
или рынке, где тамжили товар, и, естественно,
«таможенник» — служилый человек, взимавший
тамгу.
Картины развития
таможенного дела в России и других государствах
во многом сходны. Его основная цель и
направленность заключались в удовлетворении
потребностей государственной казны посредством
взимания торговых пошлин и сборов и в
регулировании внешнеторговых связей.
Таможня, став неотъемлемым атрибутом
внутренней и внешней торговли, посредством
своей деятельности всегда оказывала
мощное влияние и на формирование благоприятного
торгово-экономического режима в стране.
В начале XVI в., когда
завершилось создание Московского государства,
предпринимаются первые попытки унификации
сбора пошлин с товаров. В грамоте таможенникам
г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные
правовые нормы о порядке сбора пошлин
с некоторых товаров. Позже в Таможенной
новгородской грамоте о сборе пошлин от
17 марта 1571 г. наряду с росписями о ставках
пошлин с товаров впервые было отражено
требование о ведении таможенных книг.
Значительное развитие
таможенное дело в России получило в период
царствования Петра I. Этому способствовали
бурное развитие промышленности, мануфактур,
сельского хозяйства, выход России к Балтийскому
морю, многочисленные внешнеполитические
акции правительства, открывшие путь русским
товарам в Европу.
Создание таможенной
системы России в современный период опирается
на ее предшествующий опыт, в том числе
накопленный и в советский период развития
нашего государства.
Становление и
развитие современного таможенного дела
в нашей стране началось с конца 1991 г. Распад
СССР на ряд независимых государств, становление
новой российской государственности,
либерализация внешнеэкономической деятельности
и ряд других факторов нашли свое отражение
в изменении таможенной политики обновленной
России и вызвали необходимость преобразования
таможенной системы в соответствии с существующими
реалиями.
Вопрос 2
Таможенное право — самостоятельная
отрасль российского права и стоит в одном
ряду с традиционно выделяемыми и изучаемыми
материальными и процессуальными отраслями.
У таможенного права как нормативно-правового
образования:
существует свой самостоятельный
предмет правового регулирования, представляющий
собой специфический обособленный комплекс
общественных отношений, связанных с перевозкой
через государственную границу определенных
материальных ценностей;
есть собственный комплексный
метод правового регулирования — система
приемов и способов, применяемых для регулирования
предмета и определяемых его спецификой;
есть свой круг субъектов регулирования
— таможенные органы и их должностные
лица, с одной стороны, и занятые во внешнеэкономической
деятельности физические и юридические
лица — с другой;
есть свой комплекс объектов
регулирования — перемещаемые через таможенную
границу товары и транспортные средства;
имеется собственная система
источников права, в основе которой лежит
комплексный нормативный правовой акт
— Таможенный кодекс РФ и которая включает
в себя сложную, но единую систему законов
и подзаконных актов.
Предмет и метод таможенного
права
Предметом таможенного таможенного
права являются общественные отношения
в сфере таможенного дела. Это довольно
сложный комплекс отношений, имеющий собственную
структуру и продолжающий динамично развиваться.
Отношения, входящие в предмет
регулирования таможенного права, можно
классифицировать следующим образом:
1) отношения, связанные с
организацией таможенного дела
в стране (основы таможенной политики,
структура таможенных органов, их
правовой статус, компетенция и
правовое положение их должностных
лиц);
2) отношения, связанные с
перемещением через таможенную
границу государства товаров
и транспортных средств (их оформление,
взимание таможенных платежей, таможенный
контроль);
3) отношения, характеризующие
таможенные режимы (их статус, порядок
определения, механизмы реализации);
4) отношения, связанные со
специальными таможенными процедурами;
5) отношения, связанные совершением
правонарушений в таможенной
сфере (виды таких правонарушений,
борьба с ними, уголовная и
административная ответственность
в таможенном деле, производство
по делам о нарушении таможенного
законодательства);
6) отношения, связанные с
участием России в международно-правовом
сотрудничестве в сфере таможенного
дела (цели, принципы, формы такого
сотрудничества, основные его направления).
Таможенное право регулирует
отношения, затрагивающие интересы общества
в целом и государства. Перемещение через
таможенную границу товаров и транспортных
средств — важнейших элементов экономического
оборота — напрямую связано с обеспечением
государственной экономической (и не только
экономической) безопасности, эти отношения
во многом определяют жизнь и развитие
общества. Поэтому можно сделать вывод,
что предмет правового регулирования
этой отрасли права носит публично-правовой
характер.
В предмете правового регулирования
таможенного права доминирующую роль
играют отношения, связанные с властно-распорядительной
деятельностью таможенных и некоторых
иных органов государственной власти
(действующих в сфере таможенного дела),
их подразделений и должностных лиц. Определение
их правового статуса, компетенции, порядка
работы является главной задачей таможенного
права.
Метод таможенного права представляет
собой совокупность приемов, способов
и средств осуществления таможенной политики,
реализации норм таможенного законодательства.
В рамках таможенного регулирования применяются
два метода правового воздействия.
Императивный методМетод таможенного
права императивный — это метод властных
предписаний. Лицо при осуществлении внешнеэкономической
деятельности вступает в определенные
отношения с государственными органами,
уполномоченными в области таможенного
дела. Данные таможенные правоотношения
регулируются строго установленными правилами
поведения.
Диспозитивный методМетод таможенного
права диспозитивный — это метод дозволений.
Данный метод правового регулирования
таможенных правоотношений имеет место
лишь тогда, когда поведение участников
регламентируется гражданско-правовыми
нормами (чаще всего при заключении гражданско-правовых
договоров, например, при регулировании
договора перевозки).
Система и принципы таможенного
права
Система таможенного праваСистема
таможенного права достаточно сложна,
поскольку само таможенное право является
комплексной отраслью права. В этой отрасли
можно выделить три составные части: общую,
особенную и специальную.
Общая часть таможенного праваЧасть
таможенного права общая включает следующие
институты:
1) понятие, особенности, методы
и систему таможенного права;
2) его институты;
3) правовой статус таможенных
органов и их должностных лиц;
4) ответственность в таможенном
праве.
Особенная часть таможенного
праваЧасть таможенного права особенная
содержит такие институты, как:
1) таможенное оформление;
2) таможенные тарифы;
3) таможенные процедуры;
4) таможенные платежи;
5) таможенный контроль.
Специальная часть таможенного
праваЧасть таможенного права специальная
включает в себя:
1) международное таможенное
право;
2) сотрудничество РФ с
государствами-участниками СНГ по
таможенным вопросам;
3) международные соглашения
и двусторонние договоры по
таможенным вопросам.
Правовое воздействие каждой
отрасли права во многом определяется
ее принципами — основополагающими началами,
главными идеями, которые являются основой,
фундаментом нормативно-правовых предписаний.
Принципы отрасли праваПринципы отрасли
права являются выражением целей правового
регулирования в соответствующей сфере
общественных отношений и определяются
характером этих отношений, их значением
в жизни общества.
Можно выделить следующие основополагающие
принципы таможенного праваПринципы таможенного
права.
ЗаконностьЗаконность. Этот
принцип означает, что все участники таможенных
правоотношений должны действовать в
соответствии с законом. Это означает,
что действия как государственных органов
и должностных лиц, так и частных юридических
и физических лиц должны отвечать требованиям
Конституции РФ, международным договорам
России, а также ее законодательству (включающему
в себя как законы, так и подзаконные нормативно-правовые
акты различного уровня). Никакие цели,
никакая необходимость не могут оправдывать
нарушение закона.
ДемократизмДемократизм. Этот
принцип имеет многообразные формы. Во-первых,
он предполагает, что таможенное право
служит народу и государству, физическим
и юридическим лицам страны. В преамбуле
Таможенного кодексаТаможенный кодекс
РФ 2003 г. — основного источника таможенного
права — содержится положение о защите
прав граждан и хозяйствующих субъектов
в сфере таможенного права. Множество
иных принципиальных положений таможенного
права закрепляет приоритет интересов
членов общества в таможенном регулировании.
Кроме того, демократизм таможенного
права, например, проявляется в возможности
защиты субъектами таможенных правоотношений
своих прав. Таможенное законодательство
предполагает следующие правомочия лица,
привлекаемого к ответственности за нарушение
нормативных предписаний в области таможенного
права:
знать, за какое правонарушение
он привлекается к ответственности;
знакомиться с материалами
дела;
давать объяснения по делу;
представлять доказательства;
обжаловать решение государственного
органа о применении мер ответственности.
Также демократизм таможенного
права выражается в наличии возможности
у граждан и хозяйствующих субъектов в
сфере таможенных правоотношений воздействовать
на деятельность государственных органов:
обжаловать их действия и бездействие,
решения, требовать совершения определенных
действий и т.д. Принципы законности и
демократизма присущи любой отрасли современного
российского права. Помимо них правовое
регулирование в таможенной сфере определяется
комплексом специфических принципов.
Вопрос 3
Понятие и виды источников таможенного
права
Под источниками праваИсточники
права в юридической науке традиционно
понимаются способы внешнего выражения
и формального закрепления правовых норм.
Это формы внешнего существования нормативно-правовых
предписаний, позволяющие оказывать воздействие
на поведение людей и общественные отношения.
Источники права определяются спецификой
правовой системы, а также особенностями
той или иной конкретной отрасли права.