Исследовав систему источников
права в той или иной правовой отрасли,
можно сделать вывод о специфике правового
регулирования, об основных применяемых
в ходе такого регулирования приемах и
способах, об особенностях правового воздействия
на общественные отношения. Особенности
системы источников права наряду с предметом
и методом правового регулирования служат
средством идентификации отрасли права,
способом отличить ее от других отраслей
и исследовать отдельно и целенаправленно.
В нашей стране, относящейся
к романо-германской правовой семье, основным
источником права выступает законодательствоЗаконодательство,
т.е. система нормативно-правовых актов,
действующих на территории государства.
Не является исключением и таможенное
правоПраво таможенное. Основным источником
в этой отрасли права выступают нормативные
правовые актыАкт нормативный правовой,
т.е. властные распоряжения специально
уполномоченных государственных органов,
содержащие нормы таможенного праваНорма
таможенного права (таможенная норма)
— правила поведения в таможенной сфере.
В России, являющейся федерацией
и имеющей две параллельные (несоподчиненные,
независимые друг от друга) системы законодательства
— федеральную и региональную, — правовое
регулирование в таможенной сфере конституционными
положениями отнесено к федеральному
уровню, так как таможенные вопросы действующей
российской Конституцией, как уже отмечалось,
отнесены к ведению федеральных органов
государственной власти.
Конституция РФ как источник
таможенного права
Конституция РФКонституция
РФ как основной закон нашей страны является
универсальным нормативно-правовым актом.
Он регулирует все без исключения общественные
отношения, входящие в сферу правового
воздействия, является основным источником
любой отрасли права, в том числе и таможенного.
Конституция может рассматриваться как
источник основополагающих, принципиальных,
декларативных положений, являющихся
основой правового регулирования, на конкретизацию
которых направлено действие всех остальных
источников права, которые издаются в
строгом соответствии с Конституцией
и во исполнение конституционных положений.
Конституция РФ содержит сравнительно
небольшое число положений, непосредственно
относящихся к таможенному праву. Как
уже отмечалось, Конституция относит таможенное
регулирование к исключительному ведению
федеральных органов государственной
власти. Именно Конституция (п. «ж» ст.
71) закрепляет исключительно федеральный
характер государственно-правового воздействия
на таможенное дело. В соответствии с Конституцией
России какие-либо ограничения в перемещении
товаров, услуг и денежных средств могут
вводиться только в соответствии с федеральным
законом (а не подзаконным актом) и только
если это необходимо для обеспечения безопасности
государства, защиты жизни и здоровья
людей, охраны природы и культурных ценностей
общесоциального значения.
Ч. 1 ст. 74 Конституции запрещает
устанавливать на территории России таможенные
границы, пошлины, сборы и какие-либо иные
препятствия для свободного перемещения
товаров, услуг и финансовых средств. Тем
самым устанавливается федеральная монополия
в сфере таможенного регулирования и в
определении таможенной политики в нашей
стране.
Высшее образование в Московском
Университете им. С.Ю. Витте по специальности
«Связи с общественностью» дистанционно:
14 900 руб. в семестр
2.5.3.
Законы как источники таможенного
права
Ведущую роль среди источников
таможенного праваИсточники таможенного
права играют федеральные законыЗакон
федеральный.
Основополагающим, ключевым
для всей отрасли таможенного права нормативно-правовым
актом является уже упоминавшийся действующий
Таможенный кодекс РФТаможенный кодекс
РФ 2003 г.. Это кодифицированный акт, призванный
объединить в себе основные нормативные
предписания в сфере таможенного права
и служить ядром, базой для всей отрасли
права.
Он состоит из 6 разделов, 42 глав,
439 статей. Таможенный кодекс составлялся
в соответствии с нормами и принципами
международного права и нового российского
законодательства, сложившегося в ходе
кардинальной правовой реформы 90-х гг.
XX в.
Таможенный кодекс предназначен
для регулирования основ таможенного
дела:
отношений по установлению
порядка перемещения товаров и транспортных
средств через таможенную границу;
отношений, возникающих в процессе
таможенного оформления и таможенного
контроля, обжалования актов, действий
(бездействия) таможенных органов и их
должностных лиц;
отношений по установлению
и применению таможенных режимов, установлению,
введению и взиманию таможенных платежей.
Он содержит основные понятия
и правовые категории таможенного права,
служит основой единого категорийного
аппарата этой правовой отрасли. Этот
документ также приводит перечень участников
таможенных отношений, устанавливает
правовой режим основных таможенных режимов,
порядок определения размеров и взимания
таможенных платежей, порядок осуществления
таможенного контроля, вопросы, связанные
с выявлением нарушений таможенных норм
и борьбой с ними, закрепляет статус таможенных
органов, правовые основы службы в них
и содержит множество иных основополагающих
для отрасли таможенного права положений.
Таможенный кодекс является
основным, но не единственным федеральным
законом-источником таможенного права.
Надоело писать лекции под диктовку?
Получи диплом в Московском Университете
им. С.Ю. Витте дистанционно
2.5.4.
Нормативные правовые акты
как источники таможенного права
Подзаконные актыАкт подзаконный
— указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые
акты — играют менее значимую роль в таможенно-правовом
регулировании. В основном такие акты
посвящены регулированию второстепенных
вопросов в соответствии с законами и
во исполнение законов.
Тем не менее, для системности
правового регулирования в таможенной
сфере эти акты необходимы. Они служат
связующим звеном между законами и непосредственным
правоприменением, конкретизируют нормативные
предписания, приближая их к реалиям жизни.
Указы Президента РоссииУказ
Президента РФ являются источниками таможенного
права в соответствии с п. 3 ст. 3 Таможенного
кодексаТаможенный кодекс РФ 2003 г. России
и регулируют общий предмет таможенного
законодательства:
отношения по установлению
порядка перемещения товаров и транспортных
средств через таможенную границу;
отношения, возникающие в процессе
таможенного оформления и таможенного
контроля, обжалования актов, действий
(бездействия) таможенных органов и их
должностных лиц;
отношения по установлению
и применению таможенных режимов, установлению,
введению и взиманию таможенных платежей.
Постановления Правительства
РоссииПостановление Правительства РФ
могут регулировать остальные таможенные
отношения, не отнесенные ст. 3 ТК к предмету
регулирования указами Президента. В соответствии
со сложившейся в нашей стране законотворческой
практикой постановления Правительства
принимаются для утверждения положений,
перечней, определения правового статуса
государственных органов и т.д.
В качестве такого наиболее
важного постановления необходимо упомянуть
о Постановлении Правительства РФ от 21.08.2004
г. № 429 «О Федеральной таможенной службе»Постановление
Правительства РФ «О Федеральной таможенной
службе» 2004 г., определяющем систему, права
и обязанности таможенных органов России,
а также Постановление Правительства
РФ от 26.07.2002 г. № 566 «О территориальных
органах Государственного таможенного
комитета Российской Федерации и Федеральной
службы Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков»Постановление
Правительства РФ «О территориальных
органах Государственного таможенного
комитета Российской Федерации и Федеральной
службы Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков» 2002 г..
Дистанционное обучение для
молодых мам по доступным ценам
2.5.5.
Международные акты в области
таможенного права
Таможенное правоПраво таможенное
регулирует отношения, связанные с международной
торговлейТорговля международная, т.е.
сферу общественных отношений, имеющую
иностранный элемент. Поэтому огромную
роль в таможенном правовом регулировании
имеют международные договорыДоговор
международный.
Исключительно важное значение
для таможенного права (и для системы отечественного
права вообще) имеет положение КонституцииКонституция
РФ о том, что общепризнанные принципы
и нормы международного права и международные
договоры, участником которых является
Россия, являются составной частью законодательства
нашей страны, и если международным договором
РФ установлены иные правила, чем предусмотрены
национальным законодательством, то применяются
нормы международного права. Впрочем,
система законодательства нашей страны
имеет специальный механизм, не позволяющий
таким противоречиям возникнуть.
В настоящее время Россия участвует
в подавляющем большинстве значимых международных
договоров и соглашений, касающихся таможенного
права. Среди них следует выделить:
Таможенную Конвенцию о международной
перевозке грузов с применением книжки
МДП (Конвенция МДП)Таможенная Конвенция
о международной перевозке грузов с применением
книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г. 1975 г. с
поправками, внесенными в 1997 г.;
Таможенную Конвенцию о карнете
АТА для временного ввозаТаможенная Конвенция
о карнете АТА для временного ввоза 1961
г. 1961 г.;
Конвенцию о временном ввозе
(Стамбульская конвенция 1990 г.)Конвенция
о временном вывозе (Стамбульская Конвенция)
1990 г.;
Конвенцию о гармонизированной
системе классификации и кодировании
товаровКонвенция о гармонизированной
системе классификации и кодировании
товаров 1983 г. 1983 г.;
Международную Конвенцию о
взаимном административном содействии
в предотвращении, расследовании и пресечении
таможенных правонарушенийМеждународная
Конвенция о взаимном административном
содействии в предотвращении, расследовании
и пресечении таможенных правонарушений
(Конвенция Найроби) 1977 г. 1977 г.;
Таможенную Конвенцию о контейнерахТаможенная
Конвенция о контейнерах 1972 г. 1972 г.;
ряд двусторонних договоров
Российской Федерации с иностранными
государствами в области таможенного
дела.
Международные таможенные договоры
не только выражают основные признанные
общемировым сообществом таможенные нормы
и принципы, но и отечественные основы
таможенного правового регулирования.
Международные таможенные договоры являются
неотъемлемой и важнейшей составляющей
системы таможенного права.
Вопрос 4
Принципы таможенного
права
Перемещение товаров и транспортных
средств через таможенную границу РФ в
части прохождения обязательных формальностей
обусловлено различными факторами, среди
которых могут быть:
а) категории перемещаемых
товаров (подакцизные товары, энергия,
продовольствие, вооружение);
б) вид транспортного средства
(морской и речной транспорт, воздушный
транспорт, железнодорожный и автомобильный);
в) избираемый таможенный режим
перемещения и др.
Вместе с тем существуют общие,
или исходные, положения, которые проявляют
себя постоянно вне зависимости от возможных
вариантов перемещения товаров. Это общие
принципы перемещения товаров и транспортных
средств через таможенную границу РФ,
несоблюдение которых делает перемещение
невозможным и(или) приводит к совершению
таможенных правонарушений.
Основные принципы перемещения
товаров и транспортных средств через
таможенную границу. Большая часть принципов
выделена законодателем в отдельные статьи
ТК. В частности, гл. 2 ТК содержит основные
принципы перемещения товаров и транспортных
средств через таможенную границу.
1. Принцип свободы и равенства прав лиц
на перемещение товаров и транспортных
средств через таможенную границу (п.
1 ст. 12 ТК).
2. Принцип обязательности соблюдения запретов
и ограничений при перемещении товаров
через таможенную границу (ст. 13 ТК).
Запреты и ограничения могут быть предусмотрены
как в соответствии с международными договорами
Российской Федерации, так и в соответствии
с внутренним законодательством России.
Действие данного принципа распространяется
равным образом на всех лиц, перемещающих
товары через границу, при этом конкретные
запреты и ограничения устанавливаются
только в отношении отдельных видов товаров,
в том числе товаров, происходящих из определенных
стран (подп. 2, 3 п. 2 ст. 38 ТК).
Последствием несоблюдения
данного принципа может быть привлечение
лица к административной ответственности
в соответствии со ст. 16.3 КоАП.
3. Принцип обязательности прибытия товаров
(транспортных средств) на таможенную
территорию Российской Федерации или
убытия товаров (транспортных средств)
с таможенной территории Российской Федерации
в установленных для этого местах и во
время работы таможенных органов. При
этом согласно норме п. 3 ст. 69 ТК таможенные
органы обязаны представлять в общедоступной
форме информацию о пунктах пропуска через
Государственную границу Российской Федерации,
об установленных ограничениях и о времени
работы таможенных органов. Несоблюдение
порядка прибытия (убытия) товаров на таможенную
территорию Российской Федерации (за ее
пределы) может повлечь привлечение лица
к административной ответственности в
соответствии с ч. 1 ст. 16.1 КоАП.
4. Принцип обязательности таможенного
оформления и контроля перемещаемых через
таможенную границу товаров и транспортных
средств (ст. 14 ТК). Все товары и транспортные
средства, перемещаемые через таможенную
границу, подлежат таможенному оформлению
и таможенному контролю в порядке и на
условиях, предусмотренных ТК. Несоблюдение
данного принципа может повлечь уголовную
ответственность (по ст. 188 УК «Контрабанда»)
либо административную ответственность
(по ст. 16.1 КоАП «Незаконное перемещение
товаров и (или) транспортных средств через
таможенную границу Российской Федерации»,
ст. 16.2 КоАП «Недекларирование либо недостоверное
декларирование товаров и (или) транспортных
средств»).
5. Принцип ограничения прав пользования
и распоряжения товарами и транспортными
средствами, находящимися под таможенным
контролем (ст. 15, ст. 360 ТК). Данный принцип
затрагивает несколько основных таможенно-правовых
институтов, а именно: таможенное оформление
и таможенный контроль товаров.
Институциональные принципы
таможенного права. Кроме общих принципов
перемещения товаров (транспортных средств)
через таможенную границу РФ можно выделить
отдельные группы принципов, относящихся
к конкретным таможенно-правовым институтам,
т. е. институциональные принципы таможенного
права. К ним относятся, в частности, принцип
обязательности нахождения прибывших
на таможенную территорию Российской
Федерации товаров на временном хранении (п.
2 ст. 77 ТК), принцип обязательности таможенного
декларирования товаров (ст. 123 ТК РФ).
Применение конкретных таможенных режимов
основано на принципе свободы выбора режима,
равно как и принципе свободы изменения
действующего таможенного режима на иной
таможенный режим (п. 2 ст. 156 ТК). Проведение
таможенного контроля основано на принципе
его выборочности (пункт 1 ст. 358 ТК РФ).
Выбор необходимых форм таможенного контроля
проистекает из использования системы
управления рисками (вероятности несоблюдения
таможенного законодательства).