Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:51, курсовая работа
Автомобильные дороги, представляющие собой комплекс инженерных сооружений, должны оп своим потребительским свойствам удовлетворять потребностям экономики республики в грузовых и пассажирских перевозках с расчетной нагрузкой и установленными скоростями.
Технический уровень и эксплуатационное состояние автомобильных дорог должны обеспечивать удобное и безопасное движение автомобилей с заданной скоростью без резких торможений. Дороги должны быть оборудованы объектами сервиса согласно требованиям действующих нормативных документов и положениями технических правил.
Введение.
Автомобильные дороги, представляющие
собой комплекс инженерных сооружений,
должны оп своим потребительским
свойствам удовлетворять
Технический уровень и эксплуатационное состояние автомобильных дорог должны обеспечивать удобное и безопасное движение автомобилей с заданной скоростью без резких торможений. Дороги должны быть оборудованы объектами сервиса согласно требованиям действующих нормативных документов и положениями технических правил.
Обеспечение необходимого транспортно-эксплуатационного
состояния автомобильных дорог
осуществляется государственной
Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги (ТЭС АД) – это комплекс физических значений, параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния на момент обследования и оценки, обеспечивающих ее потребительские свойства.
1. Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог
Автомобильные дороги общего
пользования должны обеспечивать круглосуточные,
круглогодичное бесперебойное и
удобное движение автомобильного транспорта
с нормативными нагрузками и расчетными
скоростями при минимальных транспортно-
Технический уровень и
эксплуатационное состояние автомобильных
дорог характеризуются
- обеспечение скорости движения;
- пропускная способность;
- уровень загрузки движением;
- удобство и безопасность движения;
- обеспечиваемые осевые нагрузки.
Указанные показатели зависят от технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог, степень соответствия которых требуемым нормативным документам характеризуют качество дороги. Обобщающим показателем качества автомобильной дороги является обеспеченная расчетная скорость.
Различают эксплуатационный коэффициент обеспеченности расчетной скорости (Крэс) и коэффициент обеспеченности расчетной скорости (Крс). Эксплуатационный коэффициент обеспеченности расчетной скорости определяется как отношение фактической максимальной скорости движения на каждом участки эксплуатируемой дороги к расчетной скорости для данной категории дороги.
Коэффициент обеспеченности
расчетной скорости определяется как
отношение фактической
Автомобильные дороги по техническому
уровню и эксплуатационному состоянию
должны обеспечивать безопасное движение
одиночных автомобилей с
Таблица 1 – допускаемые значения обеспеченной максимальной скорости движения
Погодно-климатические условия |
Допускаемые значения обеспеченной максимальной скорости движения км/час для категории дороги | ||||||
Iа |
Iб |
II |
III |
IV |
V | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
1. При благоприятных условиях: |
|||||||
|
140 |
120 |
120 |
100 |
80 |
60 | |
|
120 |
100 |
100 |
80 |
60 |
40 | |
|
80 |
60 |
60 |
50 |
40 |
30 | |
2. В неблагоприятных погодных условиях: |
|||||||
2.1. На основном протяжении дороги |
100 |
90 |
90 |
75 |
60 |
45 | |
2.2. На трудных участках пересеченной местности |
90 |
75 |
75 |
60 |
45 |
30 | |
2.3. На трудных участках горной местности |
60 |
45 |
45 |
40 |
30 |
20 |
Уровень загрузки дороги движением Z определяется как отношение фактической интенсивности, приведенной к легковому автомобилю, к пропускной способности. Величина Z не должна превышать следующих трех значений:
- для автомобильных дорог Iа категории – 0,60;
- для автомобильных дорог Iб, II -0,65;
- для автомобильных дорог III категории – 0,70.
Пропускную способность и уровень загрузки дороги проверяют на дорогах и участках с фактической интенсивностью. Более 4 тыс. авт/сут. При состоянии дорог и условиях движения, характерных для летнего, осеннее-весеннего и зимнего периодов. На дорогах и отдельных участках с меньшей интенсивностью движения эти показатели не проверяют.
Безопасность движения на
автомобильных дорогах
Допускаемые значения И, Ка, Кб приведены в таблице 2.
Таблица 2 – показатели степени опасности участков дороги
Коэффициенты |
Степень опасности участков дороги | |||
неопасный |
малоопасный |
опасный |
Очень опасный | |
Показатель происшествий, И |
0,4 |
0,4 – 0,9 |
0,9 – 1,5 |
>1,5 |
Итоговый коэффициент аварийности Ка |
0 – 10 |
10 – 20 |
20 – 4 |
>40 |
Коэффициент безопасности Кб |
0,8 |
0,6 – 0,8 |
0,4 – 0,6 |
≤0,4 |
В первую очередь необходимо
предусмотреть дорожно-
Геометрические параметры автомобильных дорог (продльный и поперечный профили, высота насыпи, радиусы кривых, ширина проезжей части и обочины) должны соответствовать нормам, согласно присвоенной технической категории (Таблица 3,4).
Таблица 3 – основные параметры поперечного профиля дорог
Параметры |
Категория дороги | |||||
Iа |
Iб |
II |
III |
IV |
V | |
Расчетная интенсивность движения авт/сут. |
>9000 |
>7000 |
3000-7000 |
1000-3000 |
100-1000 |
<100 |
Число полос движения |
4; 6; 8; |
4; 6; 8; |
2 |
2 |
2 |
1 |
Ширина полосы движения |
3,75 |
3,75 |
3,75 |
3,5 |
3 |
- |
Ширина проезжей части |
2 × 7,5 2 × 11,25 2 × 15 |
2 × 7,5 2 × 11,25 2 × 15 |
7,5 |
7 |
6 |
4,5 |
Ширина обочин |
3,75 |
3,75 |
3,75 |
3,25 |
2 |
1,75 |
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м |
6 |
5 |
- |
- |
- |
- |
Ширина земляного полотна, м |
28,5; 36 43,5 |
27,5; 35 42,5 |
15 |
13,5 |
10 |
8 |
Наименьшая ширина укрепительной полосы обочины, м |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,5 |
0,5 |
- |
Наименьшая ширина укрепительной полосы на разделительной полосе, м |
1,0 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
Ширина дорожной одежды, м |
18,5 26,0 33,5 |
18,5 26,0 33,5 |
9,0 |
8,0 |
7,0 |
4,5 |
Тип дорожной одежды |
Капит. |
Капит. |
Капит. |
Капит., облегч. |
Капит., облегч., перех. |
Облегч., перех., низм. |
Примечание – ширина земляного полотна для существующих автомобильных дорог III категории должна быть не менее 12 м.
Отклонение ширины покрытия от нормативных значений в меньшую сторону не должны превышать 5 см для цементобетонных покрытий и 10 см для асфальтобетонных покрытий.
Таблица 4 – предельно допустимые нормативные требования к параметрам плана и продольного профиля
Расчет- ная скорость |
Наибольшие продольные уклоны, % |
Наименьшие расстояние видимости, м |
Наименьшие радиусы кривых, м | |||||
Для остановки |
Встречного автомоб |
В плане |
В продольном профиле | |||||
Основные |
В горной местн. |
Выпуклых |
вогнутых | |||||
основные |
В горнместн | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
140 |
35 |
300 |
500 |
1100 |
900 |
25000 |
7000 |
3000 |
120 |
40 |
250 |
450 |
800 |
600 |
15000 |
5000 |
2500 |
100 |
50 |
200 |
350 |
600 |
400 |
10000 |
3000 |
1500 |
80 |
60 |
150 |
250 |
300 |
250 |
5000 |
2000 |
1000 |
60 |
70 |
85 |
170 |
150 |
125 |
2500 |
1500 |
600 |
50 |
80 |
75 |
130 |
100 |
100 |
1500 |
1200 |
400 |
40 |
90 |
55 |
110 |
60 |
60 |
1000 |
1000 |
300 |
30 |
100 |
45 |
90 |
30 |
30 |
600 |
600 |
200 |
Примечание – наименьшие расстояния видимости для остановки должны обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту 0,2 м и более, находящихся на середине полосы движения с высоты глаз водителя автомобиля 1,2 м от поверхности проезжей части.
2. Прочность дорожной одежды
Прочность дорожной одежды
оценивается коэффициентом
Коэффициент прочности – отношение общего модуля упругости проектируемой дорожной одежды к требуемому по условиям движения транспорта на расчетный срок службы.
Коэффициент запаса прочности – отношение фактического минимального с заданной надежностью модуля упругости дорожной одежды к требуемому по условиям движения транспорта на момент обследования.
Прочность дорожной одежды обеспеченна если Кзпр ≥ Кпр.
Дорожные одежды на дорогах I–V категории должны иметь прочность, обеспечивающую в расчетный период проезд автомобилей – под осевую нагрузку 100 кН (10тс).
При усилении дорог IV–V категорий прочность дорожной одежды должна быть доведена под нагрузки 100 кН (10тс).
Состояние покрытия по продольной ровности оценивается коэффициентом ровности (Кр).
Нормы ровности дорожных покрытий при приемке дороги в эксплуатацию после строительства должны соответствовать требованиям таблицы 5.
Покрытие по правильной ровности удовлетворяет условиям эксплуатации при Кр≥1.
Таблица 5 – нормы ровности дорожных покрытий и оснований при приемке в эксплуатацию после их капитального ремонта (по толчкомеру ТЭД-2М)
Оценка в зависимости от показаний толчокомера см/км | |||
отлично |
хорошо |
удовлетворительно |
неудовлетворительно |
I. Асфальтобетонные, укладываемые в гор. сост-и и цементобетонные основ-я и покрытия | |||
Для дорог I категории | |||
До 50 |
50-60 |
60-65 |
>65 |
Для дорог других категорий | |||
До 70 |
70-80 |
80-90 |
>90 |
II. Основания и покрытия из черного щебня, холодных асфальтобетонных смесей, щебеночных смесей по способу пропитки органическими вяжущими и способом смешения на дороге из крупнообломочных, песчаных и глинистых грунтов и отходов промышленности , укрепленные органическими и неорганическими вяжущими. | |||
Для дорог I, II, III категории | |||
До 110 |
110-125 |
125-140 |
>140 |
Для дорог IV и V категории | |||
До 125 |
125-140 |
140-155 |
>155 |
III. Щебеночные, гравийные и шлаковые основания и покрытия. Основания и покрытия из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, обработанных неорганическими вяжущими материалами. | |||
Для дорог I, II, III категории | |||
До 190 |
190-210 |
210-230 |
>230 |
Для дорог IV и V категории | |||
До 215 |
215-245 |
245-280 |
>280 |
Информация о работе Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог