География международного туристского рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:23, реферат

Описание работы

Всемирная Туристская Организация выделяет в мире 6 туристских регионов (несколько отличных по составу от тех, которые выделяют в отечественной географии).
1. Европа — страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, включая все бывшие республики СССР, а также государства Восточного Средиземноморья (Израиль, Кипр, Турция).
2. Америка — страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна.
3. Азиатско-Тихоокеанский — страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия, Океания.
4. Африка — страны Африки, кроме Египта и Ливии.
5. Южная Азия — все страны Южной Азии.
6. Ближний Восток — страны Западной и Юго-Западной Азии (кроме Турции и Израиля) и две африканские страны (Египет, Ливия). ВТО этот регион называет «Средним Востоком»

Файлы: 1 файл

география туризма.docx

— 37.22 Кб (Скачать файл)

 

1. География международного туристского рынка.

Всемирная Туристская Организация  выделяет в мире 6 туристских регионов (несколько отличных по составу от тех, которые выделяют в отечественной географии).

        1. Европа — страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, включая все бывшие республики СССР, а также государства Восточного Средиземноморья (Израиль, Кипр, Турция).

        2. Америка  — страны Северной, Южной, Центральной  Америки, островные государства и территории Карибского бассейна.

        3. Азиатско-Тихоокеанский — страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия, Океания.

        4. Африка — страны Африки, кроме Египта и Ливии.

        5. Южная Азия — все страны Южной Азии.

        6. Ближний Восток — страны Западной и Юго-Западной Азии (кроме Турции и Израиля) и две африканские страны (Египет, Ливия). ВТО этот регион называет «Средним Востоком»

 

 

 

 

 

 

 

Самые доходные направления международного туризма в 2011 г.

Страна

Доход от международного туризма

Доля в мировых поступлениях от туризма

 

 

             1.    США

 

 

72,3

 

 

15,6

             2.    Испания

32,9

7,1

             3.    Франция

29,6

6,4

             4.    Италия

25,9

5,6

             5.    Китай

17,8

3,8

             6.    Германия

17,2

3,7

             7.    Великобр

15,9

3,4

             8.    Австрия

12,0

2,6

             9.    Канада

10,7*

2,3

             10. Греция

9,2*

2,0

             11. Турция

8,9

1,9


 

 

 

 

 

1.1 Европа

    Традиционно Европа  была и остается регионом наибольшего притяжения туристов. Этому способствуют высокий уровень экономического развития большинства стран, доходы населения и его социальная структура (преобладание среднего класса), позволяющие реализовать потребность в отдыхе за пределами своих стран. А потребность в качественном отдыхе, в том числе и за пределами городских районов, в плотно населенных, индустриальных и урбанизированных европейских странах, отличающихся стремительным и напряженным ритмом жизни, очень высока.

        В Европе насчитывается около 40 суверенных государств, большинство из них невелики по размерам. Одиннадцать стран имеют площадь менее 50 тыс. кв. км: Люксембург, Мальта, Бельгия, Нидерланды, Дания, Швейцария, Словакия, Словения, Македония, Албания, Эстония.

Ограниченность территории — фактор способствующий росту интенсивности туристских убытий.

Только две страны —  Франция и Испания имеют площадь  более 500 тыс. кв. км. Численность населения Европы — около 500 млн человек, 75 % населения проживают в городских агломерациях. Высокий уровень урбанизации, плотности и образованности населения — факторы влияющие на туристскую активность населения. Население Европы отличает этническая и религиозная мозаичность, высокий уровень образования и духовной культуры.

        Европейские  страны удобно расположены относительно друг друга — имеют общие границы, которые в основном проходят по легко преодолимым природным рубежам.

Географическая близость и густая сеть коммуникаций делают поездки из страны в страну удобными и доступными.

        Развитию  туризма в Европе способствуют  природно-географические особенности  региона.

         В Европе путешествия превратились  в черту современного образа  жизни. Этому способствует экономическая и политическая стабильность в регионе, стремление правительств разных стран к сотрудничеству, в том числе и в области туризма. Огромное значение имеет подписание Шенгенского соглашения, по которому в центре Европы создано единое туристское пространство: 12 стран (Франция, Германия, Италия, Австрия, Бельгия и др.) могут свободно пересекать по своему гражданскому паспорту границы государств Шенгенского соглашения.

Развитию туризма способствовало также введение единой валюты стран  Европейского сообщества — Евро.

       Среди  10 стран с самым высоким доходом  от международного туризма 7 находятся в Европе: Испания, Франция, Италия, Германия, Великобритания, Австрия, Греция. И в списке 10 стран-лидеров по туристским расходам также выделяются 6 европейских государств: Германия, Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Австрия.

       Для  региона характерна и самая  высокая туристская активность. В прибытиях лидируют Южная и Западная Европа — более 60 прибытий на 100 человек.

       Самая  посещаемая страна не только  Европы, но и мира — Франция (каждый пятый отдыхающий на старом континенте приезжает в эту страну). Большой популярностью среди туристов пользуются Испания, Италия. Больше других путешествуют, в том числе и по Европе, немцы (на их долю приходится каждая 10 поездка в мире), англичане, подданные Бельгии

и Нидерландов.

       На европейском  туристском рынке растет активность стран Восточной и Центральной Европы, особенно Чехии. Развиваются рынки Польши, Венгрии, Румынии, Словении, России.

       Среди  видов туризма, получивших развитие в Европе, выделяются лечебно- оздоровительный, деловой, религиозный, образовательный, познавательный, круизный (морской, речной, озерный). Большинство путешествующих по Европе включает в свой отдых посещение различных развлекательных учреждений и мероприятий.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Америка

       Америка  вслед за Европой занимает  ведущее место на рынке международного туризма, хотя развитие туристского бизнеса здесь началось относительно недавно — после второй мировой войны. Однако состояние туристского рынка в регионе дифференцировано и прямо связано с уровнем социально-экономического развития стран региона. Наиболее высокой степенью хозяйственного развития, в том числе туристской инфраструктуры, всех видов транспорта, отличается Северная Америка (США и Канада). Латиноамериканские страны относительно слабо представлены на туристском рынке региона. Причины: удаленность от основных туристских рынков, особенно Старого Света; низкий уровень развития транспортных средств и внутренних коммуникаций; в целом невысокий уровень развития хозяйства, туристской инфраструктуры и сервиса; отсутствие экономической стабильности во многих странах.

       В Америке  расположено около 50 государств  и несамоуправляющихся территорий. Несамоуправляющиеся территории, в основном островные, находятся в бассейне Карибского моря: Антильские острова, Аруба (Нидерланды); Бермудские, Виргинские, Каймановы острова, Монтсеррат, Теркс и Кайкос (Великобритания); Пуэрто-Рико и Виргинские острова (США), Мартиника, Гваделупа (Франция) и некоторые другие. Они являются «осколками» некогда обширных колониальных владений в регионе. На многих островах метрополии создали прекрасные курортные зоны (Бермудские, Пуэрто-Рико).

       Америка  располагается между трех океанов:  Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым. Этот обширный регион включает два материка — Северную и Южную Америку с примыкающими к ним островами. На огромной территории раскинулись разнообразные ландшафты, их природные особенности составляют естественную базу богатых рекреационных ресурсов.

        Северо-Американский  материк (24,3 млн км²) имеет сложный рельеф. В его западной части протянулась горная система Кордильеры (наибольшая высота 6193 м — гора Мак-Кинли).

Здесь нередко случаются  землетрясения, есть действующие вулканы. Восточную часть занимают обширные равнины и средневысотные горы. Берега расчленены неравномерно. Большей изрезанностью отличаются тихоокеанское и атлантическое побережья Канады, испытавшие оледенение, в результате которого здесь сформировалась сложная система фьордов.

Атлантическое побережье  США изобилует обширными пляжами, лагунами с хорошо прогретой водой. На его южном участке (Флорида) берега образованы постройками кораллов и мангровыми зарослями.

        Разнообразен  климат Северной Америки —  от арктического на крайнем севере до тропического в Вест-Индии (островной субрегион в Карибском море).

 Зимой к северу от 42º с. ш. формируется устойчивый снежный покров и возможно развитие зимних видов отдыха. В горах горнолыжные курорты встречаются вплоть до южной границы США

        Северная  Америка — многонаселенный и высоко урбанизированный субрегион, поэтому во многих районах естественные ландшафты уступили место культурным. Но для сохранения природы, а также для развития туризма были организованы многочисленные (свыше 50) национальных парков. Особенно это характерно для США, где в 1978 г. был принят Закон о национальных парках и рекреации. Но начало природоохранной деятельности было положено еще в 1916 г. Сейчас только в США насчитывается около 350 различных парковых зон, занимающих 3,2 % всей территории страны. Наиболее известные национальные парки:

Йеллоустонский, Йосемитский, Глейшер, Секвойя.

       Своеобразны  культурно-исторические рекреационные ресурсы Америки, которые формировались в условиях этнокультурного разнообразия коренных народов и европейской колонизации. Ко времени открытия Америки Христофором Колумбом (1492 г.) на ее территории существовали государства с высокоразвитыми цивилизациями: государство ацтеков (на

Мексиканском нагорье  со столицей в Теночтитлане), майя (на полуострове Юкатан, Мексика), инков (на западном побережье Южной Америки, со столицей в Куско). В конце ХV в. Начинается колонизация континента Испанией и Португалией. Большая часть современных государств

       Америка  занимает второе место по туристским  прибытиям, но ее доля в мировых прибытиях снижается (рис. 1): 1970 г. — 25,5 %; 2000 — 18,5; 2020 (прогноз) — 17,7 %.

В результате Америка в  перспективе переместится на 3 место, уступив свой рейтинг Азиатско- Тихоокеанскому региону. Благодаря активной туристской политике США и интенсивному внутрирегиональному обмену между США, Канадой и Мексикой Америка в целом имеет стабильно высокие доходы от международного туризма. США — мировой лидер по туристским

доходам (72,3 млрд долл), более чем в два раза опережая Испанию, занимающую второе место. Из 10 стран мира, лидирующих по прибытиям от туризма, три — американские: США (занимает третье место в мире — 45,5 млн ), Мексика (9 м.), Канада (10 м.).

 

 

 

 

 

1.3. Азиатско-Тихоокеанский регион

       Азиатско-Тихоокеанский  регион объединяет страны Восточной,  Юго-Восточной Азии, Океании и Австралию. Это самый обширный туристский регион мира. Его отдельные части (субрегионы) значительно удалены друг от друга, что осложняет развитие внутрирегиональных туристских поездок. Кроме того, АТР удален и от основных туристских рынков мира — Европы и Америки. Однако обширность региона способствовала формированию здесь комплекса разнообразных природных и культурно-исторических рекреационных ресурсов. В настоящее время отмечается слабый уровень их использования.

       АТР  отличается неравномерностью экономического  развития. Наряду с высокоразвитыми (Япония, Австралия, Новая Зеландия) и быстро развивающимися (Республика Корея, Сингапур, Китай, Малайзия) государствами, в регионе немало стран, которые отягощены многими

проблемами. Камбоджа, Лаос, Вьетнам, страны Океании имеют очень низкие темпы развития экономики, притом, что численность населения растет очень быстро. Отсюда — бедность подавляющего числа жителей, не позволяющая им совершать туристские поездки. Неграмотность населения, огромные государственные долги и отсутствие инвестиций в экономику, неразвитая транспортная и туристская инфраструктура — все это снижает потенциал АТР как туристского региона.

Ныне регион занимает третье место в мировом туристском потоке, но по прогнозам менее чем через 10 лет обгонит Америку. Быстро растут и доходы, получаемые от туризма: в 1970 г. — 6,1 %, 2001 — 17,7 %. Удар по развитию туризма был нанесен экономическим кризисом 1997-98 гг., темпы развития снизились в целом по миру до 2 %, но в АТР спад достигал 10 %. Наибольшими доходами от туризма выделяются КНР (в 2001 г. страна вышла на пятое место в мире по туристским доходам), Австралия, Сянган.

       Туристское  развитие региона выразилось  и в росте путешествий,  Однако эти страны, располагаясь далеко от основных центров туризма, лидируют по расходам в расчете на 1 поездку за границу. Поездка жителям Австралии обходится в более чем 2000 долл. (включая транспортные расходы), это в 3 раза больше, чем в среднем по миру.

        Деловой туризм.

        С  него начался туристский бум  в регионе. Доля деловых туристов составляла в 60-х годы до 80 %, сейчас упала до 21 %, что выше среднемирового показателя. Экономическое развитие новых индустриальных стран привело к росту деловых поездок. Выделяются направления: Япония, Китай, Сянган, Сингапур, Тайвань. Австралия. До кризиса — Индонезия. Развивается инсентив-туризм. Сянган является ведущим в АТР банковским центром, здесь находятся штаб- квартиры многих организаций. В планах развития туризма Сингапура намечено сделать его

деловой столицей АТР.

        Туризм с целью отдыха.

        Инфраструктура  туризма для отдыха интенсивно  развивается в настоящее время. Даже в пределах одной страны можно отдохнуть очень дешево и просто, а можно дорого в фешенебельных условиях. Туристский рынок очень дифференцированный. Кроме КНР, привлекательны также: Таиланд Малайзия, Сингапур, Индонезия, Австралия. Индустрия развлечений в Японии имеет очень высокий уровень и признана второй в мире, уступая лишь США.

        Основные  мотивы путешествий в регион  — возможность купально-пляжного отдыха, ознакомление с экзотической природой, традиционной культурой в ее разных проявлениях (кухня, праздники, обычаи). Макао является ведущим центром игорного туризма в АТР.

Информация о работе География международного туристского рынка