Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2015 в 20:01, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить игру как эффективную форму анимационной деятельности.
Данная цель включает в себя решение следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность анимации;
- представить основные направления и формы организации анимационной деятельности;
- изучить классификацию игр: психологические, народные игры, игры на развитие логического мышления;
- изучить международный опыт игровой деятельности на основе анимации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…
5
1.1 Понятие и сущность анимации……………………………………………
5
1.2 Основные направления и формы организации анимационной деятельности ……………………………………………………………………
10
2 АНАЛИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ В АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИЗМА ………..………………………………………………………………
18
2.1 Существующие игровые формы в анимации …...…………………………
18
2.2 Мониторинг методов построения анимационных мероприятий и оценка значений и перспектив анимационной деятельности в туризме……..……….
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
К шоу-играм относятся конкурсы и викторины, которые в свою очередь также делятся на разные категории.
Конкурс - относительно интеллектуальная игра, построенная на вопросах и ответах. В игровом контексте конкурсы делятся по возрастному принципу на три категории: для людей среднего и старшего возраста, молодежной аудитории и школьников. Соответственно этому выбираются темы, определяется степень интеллектуальной нагрузки. Конкурсы для школьников строятся по облегченной программе, но и они содержат большой объем познавательного материала. Конкурсы для самых маленьких строятся с учетом их интересов. В качестве вопросов включаются отрывки из фильмов, зарисовки, мультипликации. Молодежные конкурсы учитывают характер аудитории. Для участников среднего и старшего возраста используется четкое разграничение по тематическому признаку: литературные, исторические и др.
Викторина - интеллектуальная игра, где на вопросы могут отвечать несколько человек (команд). Вопросы викторин содержат познавательную информацию, свидетельствующую о наличии у участников определенной эрудиции. Викторины различаются по составу участников (семейные, для индивидуалов, групповые), тематике (музыкальные, литературные и др.).
Бывают викторины и профессиональные (предполагающие наличие у участников глубоких знаний в области техники, экономики, других отраслей науки и производства)
Психолого-педагогические возможности игры. Виды психологических игр.
Большая психологическая игра - это целостное, законченное, совершенно самостоятельное действие, достаточно продолжительное по времени и имеющее внутреннюю систему целей и правил. Эта игра позволяет участникам получить ценный опыт для их реальной жизни. Большая психологически и игра принципиально отличается от других видов игры Том, что для своих участников она выступает как деятельность, захватывает человека целиком, т. е. это единство мыслей, чувств и движений, это гармоничная жизнь в образе, роли, ситуации, мире.
Игра как уникальное пространство обладает огромным творческим потенциалом, который необходимо использовать в целях туристской анимационной деятельности. Она является психологическим экспериментом, который ставит сам на себе каждый участник. Его результаты не всегда предсказуемы, более того - чаще всего неожиданны. Многие факторы создают вокруг психологических игр ауру привлекательности и вместе с тем серьезную проблему - надо знать Психологический уровень игрока (туриста), а для этого необходим профессионал, высококвалифицированный ведущий - аниматор.
Игра как психологический метод может быть использована для того, чтобы научить туристов:
- жить в игровом пространстве,
полностью погружаться в
- быть свободными в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с коллективом;
- осмысливать игровой
опыт, использовать игру как
Заключая, отметим, что задачей анимационной деятельности в процессе игры на отдыхе является создание условий для формирования у всех участников субъективной позиции по отношению к другим людям и к своей жизни.
Игра рассматривается с нескольких позиций: с позиции философии, социологии, психологии, педагогики и даже биологии. В Педагогическом энциклопедическом словаре предлагается такое определение игры: «... это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности» [14, с. 248].
Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В нем и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Высокая эффективность игрового метода обучения объясняется также высоким уровнем запоминания происходящих во время игры событий. Это соответствует результатам психологических исследований, согласно которым у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит, и 90% из того, что он делает.
Педагогическая игра обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены и характеризоваться учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Дидактическая структура использования игры в образовательном процессе представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 - Дидактическая структура использования игры в образовательном процессе [11, с. 100]
Выделяются следующие компоненты игровой технологии: мотивационный, ориентационный, целевой, содержательно-операционный, целостно-волевой, оценочный. Мотивационный компонент связан с отношением учащихся к содержанию, процессу деятельности. Он включает мотивы, интересы и потребности учащихся в игре. Мотивация заключается в самом процессе игры. Ориентационный компонент связан с принятием учащимися целей учебно-познавательной деятельности, нравственных установок, ценностей. Ценности, став личностно значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся. Содержательно-операционный компонент предполагает овладение учащимися содержанием учебного материала, их способность опираться на имеющиеся знания и способы деятельности. Игровое действие характеризуется сознательной целью, на которую оно направлено. Действие определяется не только целью, но и реальными предметными условиями – системой ориентиров. Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, придает эмоциональную окрашенность игре в виде переживаний. Этот компонент направлен на развитие личностной ориентировки как особого вида социально-культурного опыта, освоение которого осуществляется на основе эмоционально-ценностного отношения к миру. Оценочный компонент игры обеспечивает сличение результатов игровой деятельности с целью игры. Содержанием оценочного компонента является систематическое получение информации о ходе познавательной деятельности. Оценочный компонент обеспечивает самоуправление процессом игры. Все рассмотренные компоненты данной структуры находятся в тесной взаимосвязи, их нельзя отделить один от другого, все они определяют технологическую структуру игры [11, с. 101].
Рассматривая дидактическую структуру игры в образовательном процессе, мы обращаем внимание на наличие результата, который необходимо достигнуть. Игры помогают развить коммуникативные качества, коммуникативную компетенцию, воссоздать и усвоить общественный опыт, в котором складывается и совершенствуется самоуправление личности. Коммуникативная компетенция включает профессиональную компетенцию, социокультурные знания. Под профессиональной компетенцией подразумевается умение воспользоваться приобретенными знаниями и навыками для достижения поставленных целей и результатов в профессиональной сфере деятельности.
Таким образом, по результатам вышеизложенного можно сделать вывод, что природа игры определяется по четырем аспектам. С позиции игры как психофизической интеллектуально-творческой и социальной деятельности выделаются следующие ее виды: физические и психологические игры и тренинги; интеллектуально-творческие игры; социальные игры; комплексные игры; шоу-игры. Выделяются следующие компоненты игровой технологии: мотивационный, ориентационный, целевой, содержательно-операционный, целостно-волевой, оценочный.
Инициативная группа специалистов аниматоров при разработке анимационных мероприятий должна учесть следующую последовательность действий:
- определение периодичности
использования анимационной
- выявление основной задачи мероприятия;
- определение актуальности анимационной программы;
- выбор места проведения анимационного мероприятия;
- подбор состава участников программы;
- разработка основной формы построения анимационной программы, общей композиции;
- определение характера участия зрителей, их роли, степени удовлетворения интересов.
Задача сценариста - предложить публике такие условия анимационной программы, которые помогли бы раскрытию основной темы мероприятия. В сценарии следует точно передать, что должно происходить и в какой последовательности. Каждый участник должен знать, в какое время он задействован. Для этого требуются предварительные репетиции. Конферансье, массовик или аниматор чередуют номера анимационной программы с веселыми играми. Для реализации анимационных программ используются следующие методы.
Метод игры и игрового тренинга. Игра - самостоятельный и законный вид деятельности, равноправный со всеми иными. Игра многократно повторяется в жизни и становится ее воспитательным тренингом. Игры используются также в дополнение к основной анимационной программе как развлекательная форма, активизирующая туристов, выводящая их из пассивного созерцания театрализованного мероприятия. Анимация это не «развлечение» туристов, а раскрытие творческого потенциала каждого из них. Использование игры обращено к этому потенциалу. Игра понятна и близка, в ней туристы выражают свою оригинальную сущность, неподражаемую индивидуальность. Игрою легко выверить симпатии и антипатии туристов, их выбор, предпочтения в среде отдыхающих («Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания, интеллектуальные силы, эрудицию (викторины, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «КВН» и др.), показывают уровень организаторских и физических способностей туристов: ум, ловкость, силу, выносливость, координацию.
Метод театрализации. Культурный досуг туристов имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Этот метод реализуется через костюмирование, особый язык общения, обряды, ритуалы, традиции, разнообразные сюжеты жизни.
Метод состязания. Состязание помогает развить творческие силы, стимулирует стремление к поиску, открытию, достижению побед над собой.
Метод равноправного духовного контакта основан на демократическом и гуманизированном общении.
Метод воспитывающих ситуаций. Моделируемые ситуации могут быть самыми различными и могут быть ориентированы на самореализацию, успех, неудачу, доверие, недоверие.
Метод импровизации. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Жизнь туристов наполнена импровизацией. Она выводит на практическую и творческую предприимчивость. Искусство импровизации – это порождение творческого успеха.
Под технологией создания и реализации анимационных программ понимается комплекс приемов труда аниматора, организация этого труда, использование специальных технических средств (объектов, сооружений, инструментов и приспособлений). Это сложный и многоплановый процесс, поскольку решает следующие задачи: создание анимационных программ, экономический просчет стоимости каждой программы, их реализацию и, наконец, творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующим анализом. Данный технологический процесс представляет собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты [13, с. 127].
Технология создания и реализации анимационных программ как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем:
- организационная - организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рекламного отделов;
- инструкторско-методическая - создание и разработка сценариев мероприятий, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;
- режиссерская - распределение ролей, составление плана репетиций, постановка спектакля, шоу;
- техническая - подготовка технических средств (объектов, сооружений, инструментов и т. д.), площадки (сцены) для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.
Схема взаимодействия между аниматором и туристом представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 - Схема «Аниматор-турист» [14, с. 251]
Все подсистемы составляют систему технологии, которая служит основанием функционирования анимационной службы. Анимационная деятельность - это реальный и совершенно особый мир с присущими только ему правилами действия, которые совершают профессионалы, чтобы включить в процесс их совершения как можно больше людей. Здесь существуют свои специфические закономерности функционирования анимационной деятельности.
Информация о работе Игра как эффективная форма анимационной деятельности