Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 06:52, дипломная работа

Описание работы

Термин «Стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса.
В послевоенные годы управление фирмами практически каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия бизнеса, и перед фирмами вставала задача по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Анализ теории стратегического управления в туризме
Сущность стратегического управления…………………………………...7
Анализ среды……………………………………………………………..…9
Методы анализа среды…………………………………………………….15
Выбор миссии и целей…………………………………………………….22
Определение и выполнение стратегии…………………………………...29
Стратегический контроль…………………………………………………37
2. Исследование состояния и основных проблем российского туризма
2.1. Особенности и история развития туризма в России ……………………...42
2.2. Проблемы развития российского туризма…………………………………50
2.3. Современное состояние российского туристского рынка………………...54
3. Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития
3.1. Ситуационный анализ Смоленской области……………………………….61
3.2. SWOT – анализ Смоленской области………………………………………71
3.3. Определение стратегии развития туризма в
Смоленской области……………………………………………………………...74
Заключение………………………………………………………………………86
Список использованной литературы………………………………………...90

Файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТУРИЗМОМ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)

Существенная проблема – российский внутренний туризм по сути дела не имеет государственной рекламной поддержки. Между тем формирование позитивного туристского имиджа страны во всем мире занимают авторитетные государственные структуры.

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира.

Однако,  в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается  поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания.

Статистические данные свидетельствуют, что в настоящее время туризм является третьей по доходности отраслью мировой экономики.

Туризм оказал огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, то есть выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.

Для определения стратегии развития туризма рассмотрена  Смоленская область.

Смоленск – это культурный, научный, промышленный центр. Это город библиотек и музеев. Научных учреждений, зрелищных предприятий, замечательных исторических и архитектурных памятников.

В многочисленных монументах города особенно яркое отражение нашли события Отечественной войны 1812 года.

Район интересен разнообразием форм рельефа, что нечасто встречается в пределах относительно небольшой территории.

Расположенная на западных рубежах России, Смоленская область, является транспортной артерией, соединяющей Москву с Западной Европой.    Развитая сеть транспортных коммуникаций позволяет в полном объеме использовать туристские возможности региона.

Смоленская область – это край озер, сосновых и еловых лесов и удивительно чистых рек издавна манит к себе туристов и любителей дикой природы.

Но одновременно с положительными качествами области, проявляются и негативные:

    • Высокий процент износа гостиничной инфраструктуры;
    • Отсутствие финансовых ресурсов;
    • Недостаточный объем въездного туризма;
    • Не полная заинтересованность властей в решение проблем.

Для определения стратегии развития туризма в Смоленской области был проведен тщательный анализ ситуации. Для этого применялись ситуационный и SWOT анализы, которые предусмотрели анализ сильных и слабых сторон области.

На основании проделанного анализа были предложены следующие стратегии и рекомендации для развития туризма в Смоленском регионе:

  • Привлечь инвесторов для развития туризма;
  • Восстановить материально-техническую базу и инфраструктуру;
  • Организовать и провести рекламную кампанию на российском и международном туристских рынках;
  • Стратегия международной диверсификации - принимать участия в международных туристских выставках;
  • Стратегия развития рынка - создать условия для выхода области на мировой рынок с национальными туристскими продуктами;
  • Расширить социальную базу туризма посредством рекламы и доступных цен, организовать массовые формы туристского досуга учащейся молодежи, пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных слоев населения;
  • Введение на туристский рынок предприятий малого бизнеса, преимущества которого заключается в мобильности,  малозатратности, осуществляющих деятельность в сфере социального туризма, что позволит создать тысячи рабочих мест и в конечном итоге окажет существенное воздействие на улучшение финансово-экономического положения в Смоленской области;
  • Стратегия инновации - разработать новые модули туристических маршрутов с целью привлечения иностранных туристов;
  • Стратегия горизонтальной интеграции - создать ассоциации организаций туризма по сферам их деятельности или по профессиональным признакам, например, ассоциация туристских организаций Смоленской области, ассоциация лечебно – оздоровительных организаций, ассоциация гидов – переводчиков и экскурсоводов;
  • Наиболее эффективной стратегией развития туризма в Смоленской области является стратегия интеграции (вертикальная и горизонтальная), с целью создания крупной туристской корпорации, в которую будут входить различные туристские предприятия области (гостиницы, экскурсионные бюро, музеи, заповедники, православные храмы и т.д.), непосредственно участвующие в обслуживании туристов и предприятия на прямую не связанные с оказанием туристских услуг (заводы, фабрики, банки и т.д.), но продукцию которых можно использовать при обслуживании туристов.

Туризм в Смоленской области может стать одной из прибыльных отраслей. Главное - развить эту сферу деятельности. Внутренний туризм зависит от грамотно подготовленных программ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

  1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998
  2. Актуальные проблемы туризма – 2002-2003: Сборник научных трудов/Российская международная академия туризма. – М.: «Советский спорт», 2003. Вып.6
  3. Буглука И. Проблемы и перспективы развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. – М.: РИБ «Турист», 2004
  4. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с английского – М: «Юнити», 1997
  5. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: «Экономист», 2003
  6. Виханский О.С., Наумов А. А. Менеджмент - М.: «Экономист», 2000
  7. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: «Статистика», 1997
  8. Данилов Н.В. Туристское своеобразие Смоленской области.
  9. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Толковый словарь туристских терминов. – М.: Афины: «INGROOF», 1994

10) Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский  терминологический словарь –  М.: «Советский спорт»,1994

11) Здоров А.Б. Экономика в туризме – М.: «Финансы и статистика», 2004

12) Забелин П.В., Моисеева Н.К., Основы  стратегического управления: учебное  пособие – М.: Информационный  внедренческий центр, Маркетинг, 1997

13) Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия  и финансы – М.: «Финансы и  статистика», 2002

     14)   Квартальнов  В.А. Актуальные проблемы туризма-99: - М.: РМАТ, 1999

     15) Козырев В.М. Менеджмент  туризма: Учебник. – М.: РМАТ, 1996

     16) Козырева Т.В. Актуальные  проблемы туризма-99: М.: РМАТ, 1999

     17) Козырева Т.В. Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 1999

     18) Котлер. Ф. Маркетинк  менеджмента. – С-Пб, 1999

     19) Морозова Н. Въездной  туризма в России: состояние, проблемы  и перспективы. – М.: РИБ «Турист», 2004

     20) Максон М.Х. Основы  менеджмента. – М.: «Человек», 1999

     21) Ополченов И.И. Маркетинг  в туризме – М, 2002

     22) Проблемы и перспективы  развития внутреннего туризма. - Материалы научно-практической конференции: Дмитров, 2005

     23) Сенин В.С. Организация  международного туризма – М.: «Финансы и статистика» 2004

     24) Федеральный закон  «Об основах туристской деятельности  в Российской Федерации», 1996

     25) http://www.ratfnews.ru

     26) http://www.priroda.ru

     27) http://admin.smolensk.ru

     28) http://smolit.h12.ru

     29) http://narod/smolensk.ru

     30) Путеводитель Смоленские  маршруты – Смоленск.: «АМПИРЕСС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Структура стратегического управления

 

 

    Анализ среды



 

   

Определение миссии и целей





Выбор стратегии





 


 

 Выполнение стратегии



 


Оценка и контроль

      выполнения


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сравнение оперативного и стратегического управления

Характеристика

Оперативное управление

Стратегическое управление

Миссия, предназначение

Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации

Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц

Объект концентрации внимания менеджмента

Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов

Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении

Учет фактора времени

Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу

Ориентация на долгосрочную перспективу

Основа построения системы управления

Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология

Люди, системы информационного обеспечения, рынок

Подход к управлению персоналом

Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций

Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия

Критерий эффективности управления

Прибыльность и рациональность использованного потенциала

Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения окружения


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Матрица «Профиль среды»

 

Показатели

Важность для отрасли

(А)

Важность для области (В)

Направленность влияния

(С)

Степень важности (D=А*B*C)

С И Л Ь Н Ы Е   С Т О Р О Н Ы

 

1.Выгодное географическое положение;

 

2

 

3

 

+1

 

6

2.Социо-культурная  инфраструктура;

3

3

+1

9

3. Разнообразие природных ландшафтов;

3

3

+1

9

4.Высокий интерес со стороны  православных туристов;

 

3

 

3

 

+1

 

9

С Л А Б Ы Е   С О Р О Н Ы

 

1.Выскокий процент износа гостиничной инфраструктуры;

 

3

 

3

 

-1

 

-9

2.Отсутствие финансовых ресурсов;

 

3

 

3

 

-1

 

-9

3.Недостаточный объем въездного туризма;

 

3

 

3

 

-1

-

-9

4.Незаинтересованность властей  в решении туристских проблем.

 

2

 

3

 

-1

 

-6

В О З М О Ж Н О С Т И

 

1.Грамотное использование

потенциала области;

 

2

 

3

 

+1

 

6

2.Реконструкция восстановления инфраструктуры туризма;

 

3

 

3

 

+1

 

9

3.Выход на мировой туристский рынок;

 

3

 

3

 

+1

 

9

4.Интеграция (создание туристских  корпораций);

3

3

+1

9

У Г Р О З Ы

 

1.Возрастающее конкурентное давление соседних областей;

 

2

 

2

 

-1

 

-6

2.Спад интереса к области со стороны туристов;

 

3

 

3

 

-1

 

-9

3.Замедление процесса

развития отрасли;

3

3

-1

-9

4.Ухудшение экологической обстановки в регионе;

 

    3

 

      3

 

       -1

 

      -9

Информация о работе Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития