Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 06:52, дипломная работа
Термин «Стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса.
В послевоенные годы управление фирмами практически каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия бизнеса, и перед фирмами вставала задача по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Анализ теории стратегического управления в туризме
Сущность стратегического управления…………………………………...7
Анализ среды……………………………………………………………..…9
Методы анализа среды…………………………………………………….15
Выбор миссии и целей…………………………………………………….22
Определение и выполнение стратегии…………………………………...29
Стратегический контроль…………………………………………………37
2. Исследование состояния и основных проблем российского туризма
2.1. Особенности и история развития туризма в России ……………………...42
2.2. Проблемы развития российского туризма…………………………………50
2.3. Современное состояние российского туристского рынка………………...54
3. Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития
3.1. Ситуационный анализ Смоленской области……………………………….61
3.2. SWOT – анализ Смоленской области………………………………………71
3.3. Определение стратегии развития туризма в
Смоленской области……………………………………………………………...74
Заключение………………………………………………………………………86
Список использованной литературы………………………………………...90
Существенная проблема – российский внутренний туризм по сути дела не имеет государственной рекламной поддержки. Между тем формирование позитивного туристского имиджа страны во всем мире занимают авторитетные государственные структуры.
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира.
Однако, в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания.
Статистические данные свидетельствуют, что в настоящее время туризм является третьей по доходности отраслью мировой экономики.
Туризм оказал огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, то есть выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.
Для определения стратегии развития туризма рассмотрена Смоленская область.
Смоленск – это культурный, научный, промышленный центр. Это город библиотек и музеев. Научных учреждений, зрелищных предприятий, замечательных исторических и архитектурных памятников.
В многочисленных монументах города особенно яркое отражение нашли события Отечественной войны 1812 года.
Район интересен разнообразием форм рельефа, что нечасто встречается в пределах относительно небольшой территории.
Расположенная на западных рубежах России, Смоленская область, является транспортной артерией, соединяющей Москву с Западной Европой. Развитая сеть транспортных коммуникаций позволяет в полном объеме использовать туристские возможности региона.
Смоленская область – это край озер, сосновых и еловых лесов и удивительно чистых рек издавна манит к себе туристов и любителей дикой природы.
Но одновременно с положительными качествами области, проявляются и негативные:
Для определения стратегии развития туризма в Смоленской области был проведен тщательный анализ ситуации. Для этого применялись ситуационный и SWOT анализы, которые предусмотрели анализ сильных и слабых сторон области.
На основании проделанного анализа были предложены следующие стратегии и рекомендации для развития туризма в Смоленском регионе:
Туризм в Смоленской области может стать одной из прибыльных отраслей. Главное - развить эту сферу деятельности. Внутренний туризм зависит от грамотно подготовленных программ.
10) Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь – М.: «Советский спорт»,1994
11) Здоров А.Б. Экономика в туризме – М.: «Финансы и статистика», 2004
12) Забелин П.В., Моисеева Н.К., Основы стратегического управления: учебное пособие – М.: Информационный внедренческий центр, Маркетинг, 1997
13) Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы – М.: «Финансы и статистика», 2002
14) Квартальнов
В.А. Актуальные проблемы туризма-
15) Козырев В.М. Менеджмент туризма: Учебник. – М.: РМАТ, 1996
16) Козырева Т.В. Актуальные проблемы туризма-99: М.: РМАТ, 1999
17) Козырева Т.В. Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 1999
18) Котлер. Ф. Маркетинк менеджмента. – С-Пб, 1999
19) Морозова Н. Въездной туризма в России: состояние, проблемы и перспективы. – М.: РИБ «Турист», 2004
20) Максон М.Х. Основы менеджмента. – М.: «Человек», 1999
21) Ополченов И.И. Маркетинг в туризме – М, 2002
22) Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма. - Материалы научно-практической конференции: Дмитров, 2005
23) Сенин В.С. Организация международного туризма – М.: «Финансы и статистика» 2004
24) Федеральный закон
«Об основах туристской
25) http://www.ratfnews.ru
26) http://www.priroda.ru
27) http://admin.smolensk.ru
28) http://smolit.h12.ru
29) http://narod/smolensk.ru
30) Путеводитель Смоленские маршруты – Смоленск.: «АМПИРЕСС»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Структура стратегического управления
Анализ среды |
Выбор стратегии |
Выполнение стратегии |
Оценка и контроль выполнения |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сравнение оперативного и стратегического управления
Характеристика |
Оперативное управление |
Стратегическое управление |
Миссия, предназначение |
Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации |
Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц |
Объект концентрации внимания менеджмента |
Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов |
Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении |
Учет фактора времени |
Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу |
Ориентация на долгосрочную перспективу |
Основа построения системы управления |
Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология |
Люди, системы информационного обеспечения, рынок |
Подход к управлению персоналом |
Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций |
Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия |
Критерий эффективности управления |
Прибыльность и рациональность использованного потенциала |
Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения окружения |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Матрица «Профиль среды»
Показатели |
Важность для отрасли (А) |
Важность для области (В) |
Направленность влияния (С) |
Степень важности (D=А*B*C) |
С И Л Ь Н Ы Е С Т О Р О Н Ы |
||||
1.Выгодное географическое положение; |
2 |
3 |
+1 |
6 |
2.Социо-культурная инфраструктура; |
3 |
3 |
+1 |
9 |
3. Разнообразие природных ландшафтов; |
3 |
3 |
+1 |
9 |
4.Высокий интерес со стороны православных туристов; |
3 |
3 |
+1 |
9 |
С Л А Б Ы Е С О Р О Н Ы | ||||
1.Выскокий процент износа гостиничной инфраструктуры; |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
2.Отсутствие финансовых ресурсов; |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
3.Недостаточный объем въездного туризма; |
3 |
3 |
-1 |
- -9 |
4.Незаинтересованность |
2 |
3 |
-1 |
-6 |
В О З М О Ж Н О С Т И | ||||
1.Грамотное использование потенциала области; |
2 |
3 |
+1 |
6 |
2.Реконструкция восстановления инфраструктуры туризма; |
3 |
3 |
+1 |
9 |
3.Выход на мировой туристский рынок; |
3 |
3 |
+1 |
9 |
4.Интеграция (создание туристских корпораций); |
3 |
3 |
+1 |
9 |
У Г Р О З Ы | ||||
1.Возрастающее конкурентное давление соседних областей; |
2 |
2 |
-1 |
-6 |
2.Спад интереса к области со стороны туристов; |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
3.Замедление процесса развития отрасли; |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
4.Ухудшение экологической обстановки в регионе; |
3 |
3 |
-1 |
-9 |