Исследование туристского продукта и его структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Термин «туризм» с давних времен используется во многих языках. Это слово произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour) и первоначально означало ознакомительную поездку, которую совершали в XVII—XVIII столетии молодые дворяне. В XIX столетии такие поездки стали популярны и среди других слоев населения. Целью поездок было знакомство туристов с чужими культурами. На протяжении столетий основное назначение туризма — знакомство путешественников с другими странами, налаживание контактов и взаимопонимания с народами, их населяющими
Современный туризм – явление с одной стороны, молодое, так как массовым он стал всего лишь после второй мировой войны; с другой стороны , туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен.

Содержание работы

Введение……………………………………………………....................................3
1.Сущность, определение и особенности туристского продукта…………………
1.1 Определение туристского продукта……………………………………………
1.2Туристская услуга и туристский продукт. Их взаимодействие………………..
1.3Особенности туристского продукта…………………………………………….
2.1Структура туристского продукта………………………………………………..
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Бишкекская Финансово.docx

— 127.55 Кб (Скачать файл)

Туризм по наиболее существенным признакам делится на отдельные  разновидности. Таковыми признаками являются: цель путешествия, способ передвижения, интенсивность туристского потока, продолжительность путешествия, характер организации путешествия и т.п.

В зависимости от цели поездки  выделяют следующие разновидности  туризма: рекреационный, познавательный, оздоровительный, научный, деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм и т.п.

Рекреационный туризм характеризуется  длительностью путешествия, небольшим  количеством городов, входящих в  маршрут, широким использованием авиационного транспорта. Познавательный туризм выполняет  функции расширения кругозора и  интеллекта. Деловой туризм (поездки  бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма. Поэтому многие государства  стремятся к проведению у себя международных форумов и конференций. Сравнительно новым в международном  бизнесе является научный туризм. Образовательные поездки за границу  стали одним из установившихся сегментов  российского турбизнеса.

По способу передвижения туристов различают: пешеходный, авиационный, морской, речной, автотуризм, железнодорожный, велосипедный и смешанный. По интенсивности  туристских потоков различают постоянный и сезонный туризм. По продолжительности  туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный  туризм. По характеру организации  путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный) и т.п.

Существуют факторы, которые  определяют развитие туризма и формируют  направленность туристских потоков. Благоприятные  факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные - снижают туристский поток. Такие факторы нужно устанавливать  как можно более полно для  каждого конкретного сегмента рынка.

Внешние обстоятельства эффективности  туризма включают статистические (неизменные во времени) и динамические факторы.

В статистическую группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы.

Привлекательность мест отдыха определяют в первую очередь именно эти условия. Не случайно южные регионы  с теплым климатом имеют положительное  сальдо по статье «туризм», в то время  как во всех северных странах, будь то Россия или Скандинавские страны, сальдо – отрицательное. Историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности людей.

К динамическим факторам относятся: социальные и демографические изменения, финансовое и экономическое развитие, политическая обстановка в стране и  материально-технические факторы.

Демографические и социальные изменения ведут к тому, что  все больше людей будут иметь  время и доход, позволяющие им путешествовать.

К этим изменениям относятся  следующие показатели:

·  увеличение продолжительности жизни;

·  формирование подвижного стереотипа жизни населения;

·  возрастание доли одиноких пожилых людей;

·  увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска;

·  понижение возраста выхода на пенсию;

·  увеличение дохода на члена семьи

·  тенденция к вступлению в брак в более позднем возрасте;

·  возрастание числа бездетных пар.

Изучение туристического рынка, стратегии и тактики возможного поведения на них туристических  фирм изучает туристический маркетинг.

В содержание туристического маркетинга включаются туристический  продукт, цена, сбыт, коммуникации, персонал, его квалификация и обучение, процесс  потребления услуг, окружение. Туристический  маркетинг должен не просто удовлетворять  потребности, а обеспечивать конкретные запросы конкретного потребителя конкретных туристической деятельности в активном использовании свободного времени, в развитии недостаточно используемых форм туристической деятельности, в обслуживании туристов высококачественными услугами.

В практике деятельности туристических  фирм важное значение получило сочетание  стратегии и тактики маркетинга, которое зависит от конкретных направлений  стратегического маркетинга вытекающих из соответствующих ситуаций в данной туристической фирме. Поскольку  деятельность туристических организаций  осуществляется в условиях конкурентной борьбы за клиентов, успех обеспечивается тем фирмам, которые найдут конкретные преимущества, индивидуальность, клиентуру  и сумеют как создать, так и  обеспечить новые потребности в  туристических услугах и услугах  других предприятий-участников туристического бизнеса.

Важной составной частью маркетингового управления считается  процесс планирования. Решением задач  развития туризма, определением средств  их достижения занимается туристическое  планирование. Его назначением является получение максимальных поступлений  от развития туризма и обеспечение  динамического равновесия между  туристическим предложением и спросом. В основе туристического планирования лежит системный подход, базирующийся на концепции туристического продукта и рынка туристических товаров.

Особенности ценообразования  в туристическом бизнесе предполагают необходимость учета всех факторов ценовой политики, включающих цены фирм-конкурентов, качество услуг и  сервисное обслуживание, издержки производства, транспортные издержки, надбавки и  скидки в пользу посредников, рекламу, высокую эластичность цен в различных  сегментах туристического рынка, высокую  степень влияния конкуренции.

При создании рекламных программ в туристической деятельности следует  руководствоваться основными направлениями  рекламы, перечень которых приведен в табл. 2.

 

Таблица 2

Основные направления  рекламы, решаемые на отдельных стадиях  развития туристического рынка.

Стадии развития рынка

Задачи рекламы

Подготовка к функционированию

Информация потребителей, формирование потенциальных потребителей, создание представления об оказании услуг

Внедрение новых услуг

Увеличение числа потенциальных  потребителей за счет усиления рекламы, стимулирование приобретения, информирование о местах продажи, создание имиджа производственных услуг

Массовая продажа услуг

Поддержание достигнутого уровня продаж, стабилизация круга потребителей, расширение продаж

Переключение спроса

Напоминание, определение  приоритетов путем замены услуг, переориентация потребителей


В условиях усиления конкурентной борьбы, усложнения организационной  и технической деятельности эффективность  контактов с потенциальными и  реальными туристами требует  все большей квалификации и информированности  у сотрудников туристических  фирм, что зависит от степени их подготовки. Организация оказания услуг  должна быть нацелена на достижение полезного эффекта при четкой взаимосвязи важнейших составляющих ее элементов: технологии и организации труда.

Итак, подводя итог, отметит, что основным продуктом туристских компаний является тур. Тур – это  формируемый комплекс основных и  дополнительных услуг, предоставленных  туристу в зависимости от целей  путешествия. Имущественное право  на тур, предназначенное для реализации туристу, называется туристический  продукт (турпродукт).

В следующем разделе работы рассмотрены особенности взаимодействия туристской услуги и туристского  продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Туристская услуга  и туристский продукт. Их взаимодействие

Прежде чем рассматривать  специфику взаимодействия туристского  продукта и туристской услуги следует  определиться с основными понятиями.

Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» принятым 24 ноября 1996 года впервые сформулировано 18 терминов понятийного аппарата сферы  туризма.

Туристические категории, упоминаемые  в Законе Российской Федерации от 26.11.1996 г. и нуждающиеся в уточнении. Так, в работах Гаврильчак Н.И.[13] предлагает следующие формулировки основных понятий сферы туризма (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительная характеристика основных понятий сферы туризма  в различных источниках

Наименование и формулировка туркатегории в Законе РФ

Наименование туркатегории и предлагаемая формулировка

Туристический продукт.

1. Право на тур, предназначенное  для реализации туристу

Комплекс туристических  услуг, на основе которых реализуется  право туриста на осуществление  им в дальнейшем тура.

2. Туристическая путевка.

Документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта

Документ, фиксирующий наличие  комплекса туристической деятельности, составляющих туристический продукт, для реализации его потребностей при осуществлении тура.

З. Тур

Комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные  услуги, а также услуги гидов-переводчиков, другие услуги, представляемые в зависимости  от целей путевки.

Комплекс услуг, представляемый туристу для реализации его потребностей в путешествии, определяемый как  туристическим ваучером, так и  возможностями туриста в приобретении дополнительных услуг.


 

Табл. 4 фиксирует дополнительные понятия, необходимые для понимания  туристической деятельности, не вошедшие в Закон Российской Федерации  от 26.11.1996г.

Таблица 4

Дополнительные туристические  категории, необходимые для понимания  туристической деятельности.

№ п/п

Термин

Формулировка туристической  категории

1.

Услуга

Часть непроизводственной или  материально-производственной деятельности, которая заключается в полезном действии или в материальных услугах, включающих производство продукции и ее ремонт, а также в удовлетворении непроизводственных личных потребностей (духовных, эстетических и многих др.) населения.

2.

Услуга туристическая (туруслуга)

Полезная (целесообразная) деятельность туристической фирмы по удовлетворению потребностей туриста.

3.

Услуги, предоставляемые  в течение тура.

Услуги, зафиксированные  в документе - туристической путевке.

4.

Услуги дополнительные при  осуществлении тура

Услуги культурно-развлекательные, экскурсионные и иные, приобретенные  и оплаченные туристом в туристической  путевке

5.

Услуги туристического бизнеса.

Услуги, предоставляемые  туристу по документу - туристической  путевке, а также дополнительные услуги.


Комплекс услуг, предоставляемых  туристской фирмой предполагает выделение  основных (профильных) услуг по туристскому  обслуживанию и вспомогательных  услуг, обеспечивающих собственно проведение тура.

К основным (профильным) услугам  турагенства относятся:

·  выбор вида туризма и маршрута тура (места отдыха);

·  уточнение количества дней тура;

·  выбор категории отеля;

·  организация питания;

·  выбор трайлера (средства доставки туристов);

·  организация культурной программы;

·  уточнение цены тура с учетом системы скидок.

Необходимо отметить некоторые  особенности оказания профильных туристских услуг.

По количеству дней туры можно разделить на три категории:

·  краткосрочные (2--5 дней),

·  среднесрочные (6-14 дней),

·  длительные (свыше 2 недель).

Наибольшей популярностью  пользуются среднесрочные туры. При  выборе места проживания туристы  обычно ориентируются на 3-х, 4-х и 5-ти звездные отели, которые выбираются в зависимости от цены и платежеспособности клиента. Организация питания в  туре предполагает следующие возможные  варианты:

·  одноразовое питание (как правило, завтрак);

·  полу пансион (двухразовое питание в сутки, обычно завтрак и ужин);

·  пансион (завтрак, обед, ужин).

Основным путем доставки туристов к месту отдыха в международных  турах обычно является авиаполет, реже - путешествие морским путем или по железной дороге. В отечественных турах в качестве трайлера, как правило, используются поезда и самолеты; реже практикуются речные и морские круизы, автотранспорт.

При организации культурной программы учитывается специфика  страны (региона, города) тура в историческом, культурном, национальном, религиозном  плане, а также продолжительность  и вид тура (в шоп-туре, деловой  поездке и бизнес-туре культурная программа сокращена), возможности принимающей стороны и, естественно, платежеспособность клиента[14].

С учетом определенных профильных услуг устанавливается окончательная  цена тура, которая может быть скорректирована  в связи с предоставлением  дополнительных услуг и различных  скидок. В качестве последних обычно фигурируют скидки с цены для детей (от 10 до 20%) и для постоянных клиентов (от 15 до 30 %).

Необходимо подчеркнуть  специфику отдельных видов туризма, тогда значительную часть цены тура составляет стоимость так называемой ведущей услуги, определяющей назначение тура: лечение в оздоровительном  туре, обучение в бизнес-туре, переговоры с инофирмами в деловом туре, организация  покупок в шоп-туре, участие в (спортивных мероприятиях в спорт-туре, посещение религиозных святых мест в паломническом туре, концертная программа в шоу-туре и т.д.).

Информация о работе Исследование туристского продукта и его структуры