Исследование туристского продукта и его структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Термин «туризм» с давних времен используется во многих языках. Это слово произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour) и первоначально означало ознакомительную поездку, которую совершали в XVII—XVIII столетии молодые дворяне. В XIX столетии такие поездки стали популярны и среди других слоев населения. Целью поездок было знакомство туристов с чужими культурами. На протяжении столетий основное назначение туризма — знакомство путешественников с другими странами, налаживание контактов и взаимопонимания с народами, их населяющими
Современный туризм – явление с одной стороны, молодое, так как массовым он стал всего лишь после второй мировой войны; с другой стороны , туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен.

Содержание работы

Введение……………………………………………………....................................3
1.Сущность, определение и особенности туристского продукта…………………
1.1 Определение туристского продукта……………………………………………
1.2Туристская услуга и туристский продукт. Их взаимодействие………………..
1.3Особенности туристского продукта…………………………………………….
2.1Структура туристского продукта………………………………………………..
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Бишкекская Финансово.docx

— 127.55 Кб (Скачать файл)

К вспомогательным или  дополнительным услугам, обеспечивающим проведение тура (и также включаемых в окончательную цену), относятся:

·  визовая поддержка (оформление ваучера на группу или виз туристам) и оформление загранпаспортов(при их отсутствии);

·  сопровождение (взрослых и/или детей - по желанию туриста);

·  оформление авиабилетов и багажа;

·  растаможивание груза (по прибытии в РФ из международных туров);

·  доставка туристов до трайлера (в аэропорт, ж/д вокзал и т.п.) и обратно по прибытии из тура - обычно автобусом;

·  страхование туриста и багажа (груза); - выплата стипендии туристу на карманные расходы в долларах США или валюте страны-местопребывания по прибытии на место отдыха (для международных туров).

Между туристом и тур фирмой должен быть заключен договор об оказании услуг (договор на туристское обслуживание), который оформляется в соответствии с гражданским законодательством  РФ и включает следующие основные разделы:

·  стороны,

·  предмет договора,

·  права и обязанности сторон,

·  цена (стоимость) тура и порядок взаиморасчетов,

·  ответственность сторон,

·  особые условия,

·  юридические адреса и реквизиты сторон.

Перед заключением договора туристу надо поинтересоваться, есть ли у выбранного им турагенства лицензия на туристскую деятельность - при отсутствии оной вести дальнейшие переговоры бессмысленно.

Один экземпляр договора на туристское обслуживание, заверенный подписями обеих сторон и печатью  тур фирмы остается у нее, другой выдается на руки туристу. Надо остерегаться фирм, не дающих клиентам никаких письменных гарантий - они, соответственно, ни за что  и не отвечают.

На основании заключенного договора туристу выдается путевка, оформленная по типовой форме.

Путевка содержит полные реквизиты  организатора-продавца тура, номер  его лицензии, сведению о туристе, времени начала и конца тура, его  маршруте и другие необходимые данные.

Из обороте путевки, в частности, указано, что она составляется в соответствии с условиями договоре о туристском обслуживании и является неотъемлемой частью этого договора. К этому документу должны быть приложены программа обслуживания на маршруте, информационный листок о факторах риска и рекомендуемых правилах поведения при совершении поездки. Такие рекомендации турист должен не только знать, но и выполнять в целях его же безопасности, сохранения багажа и здоровья.

При заполнении графы "гостиница" указывается ее категория в соответствии с той классификацией, которая  существует в стране предстоящей  поездки. Абстрактного упоминания неких "звезд" недостаточно, поскольку  в каждой стране они имеют свое содержание, существенно отличающееся даже от соседних стран. Если нет наглядного каталога и собственных буклетов тур фирмы, туристу все-таки лучше  выяснить полный перечень услуг гостиницы, где она расположена, какой именно набор услуг будет в номере: ванна, кондиционер, фен и прочее. Тур фирма вправе расширить содержание типовой путевки, но не должна исключать  ни один из содержащихся в ней пунктов.

Споры по оказываемым туристским услугам разрешаются в соответствии с ГК РФ, арбитражным и арбитражно-процессуальным законодательством.

При подготовке каждого из планов следует учитывать специфику  услуги как товара. Так, при разработке товарной политики необходимо учитывать, что потребители сами участвуют  в процессе предоставления услуги. Кроме того, профессионализм сотрудников  фирмы рассматривается как составная  часть продукции, так как от их квалификации зависит в конечном итоге, будут ли услуги данной компании достаточно качественными, чтобы она  могла успешно конкурировать  на рынке.

Основное место в товарной политике фирм, предоставляющих услуги, занимают планы:

• по повышению конкурентоспособности  услуги и управлению ее качеством;

• формированию ассортимента услуг и управлению им;

• рациональному продлению  жизненного цикла услуг;

• инновационной политике.

Рассматривая услугу в  качестве товара, маркетологи разработали  теорию, получившую название модель пакета услуг. В соответствии с этой теорией  продукт сферы услуг описывается  как пакет или набор различных  услуг, которые вместе и формируют  совокупный продукт, включающий в себя:

• основную услугу;

• вспомогательные услуги;

• поддерживающие услуги.

Основная — это та услуга, ради которой фирма выходит на рынок.

Вспомогательные услуги способствуют потреблению основной, а главная  задача поддерживающих услуг состоит  в том, чтобы сделать основную более привлекательной, повысить ее стоимость, выделить по сравнению с  услугами конкурентов. Существует разница  между поддерживающими и вспомогательными услугами. От вспомогательных нельзя отказаться, так как в этом случае весь пакет прекратит свое существование, а поддерживающие не являются необходимыми, но их использование может стать  предпосылкой для формирования конкурентного  преимущества. Если основной услугой, предоставляемой фирмой, являются пассажирские авиаперевозки, то в качестве вспомогательной  услуги можно рассматривать регистрацию  в аэропорту, а поддерживающей —  демонстрацию фильма во время полета. Однако иногда одна и та же услуга (например, бортовое питание) при одних обстоятельствах  во время перелетов на большие  расстояния может относиться к категории  вспомогательных, а при других (при  коротких перелетах) - к категории  поддерживающих.

При разработке товарной политики большое внимание уделяется повышению  конкурентоспособности услуги и  управлению ее качеством.

Под конкурентоспособностью услуги понимается набор потребительских  и стоимостных характеристик  услуги, определяющих ее успех на рынке, т.е. преимущество именно этой услуги перед другими в условиях усиления конкуренции. На конкурентоспособность влияет множество факторов, один из которых - качество услуги, включающее в себя понятие технического и функционального качества и зависящее от имиджа фирмы.

Техническое качество обеспечивается тем пакетом услуг, которые фирма  предлагает клиенту. Чтобы клиент мог  потребить услугу, необходимо, чтобы  она была технически доступной и  обеспечивала ожидаемый результат.

Однако для клиента  важен не только результат от потребления  услуги, но и сам процесс потребления, во время которого он вступает в  контакт с персоналом фирмы и  ее техническими ресурсами, если услугу предоставляет автомат или машина. То, что происходит в процессе потребления  услуги, определяет ее функциональное качество.

Качество услуги — это  мера того, насколько хорошо уровень  предоставляемых услуг соответствует  ожиданиям клиента. Поэтому важное значение имеют критерии, используемые потребителями для оценки качества услуги. В своих исследованиях  маркетологи выделяют десять таких  критериев.

Пять из них используются при оценке конечного результата (технического качества), а пять других — при оценке процесса предоставления услуг (функционального качества).

К первой группе критериев  относятся:

• надежность (определяет способность  фирмы выполнить обещанную услугу точно и аккуратно);

• доступность (характеризует  возможность получения клиентом услуги без длительного ожидания);

• безопасность (оценивает, не подвергает ли данная услуга клиента  опасности или риску, не является ли сомнительной);

• доверие (показывает, насколько  можно доверять фирме или лицам, оказывающим услугу);

• понимание клиента (оценивает  усилия фирмы, направленные на то, чтобы  узнать своих клиентов и понять их потребности).

Ко второй группе критериев  относятся:

• ответная реакция (характеризует  желание и стремление служащих фирмы  помочь покупателям в разрешении их проблем);

• компетентность (определяет, в какой мере персонал владеет  навыками и знаниями, необходимыми для квалифицированного предоставления услуг);

• вежливость (показывает, насколько  любезны и учтивы сотрудники фирмы, насколько они внимательны к  своим клиентам);

• материальное окружение (оценивает  осязаемый компонент услуги: интерьер, освещенность, внешний вид персонала  и т.д.);

• коммуникации (характеризует  систему информационного обеспечения  на фирме).

Неосязаемый характер услуги приводит к тому, что покупатель испытывает затруднение при ее оценке, поэтому он часто полагается на внешнее  впечатление, и огромную роль при  этом играет имидж фирмы. Компания должна не просто предлагать квалифицированно выполненные услуги, она должна производить  хорошее впечатление. Если имидж  фирмы непривлекательный, потребитель  вряд ли заинтересуется ее продукцией. В этом случае у фирмы даже не будет возможности продемонстрировать высокий уровень технического и  функционального качества своих  услуг.

Повысить качество услуг  можно путем разработки и тщательного  соблюдения стандарта обслуживания — комплекса обязательных для  исполнения правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех проводимых операций.

Внутрифирменные стандарты  разрабатываются самой компанией (например, стандарт обслуживания авиакомпании American Airlines), отраслевые стандарты, как правило, являются национальными (например, Закон РФ об образовании), международные стандарты используются в разных странах, например, ранжирование гостиниц по числу звезд).

Стандарт обслуживания включает ряд критериев, по которым можно  оценить уровень обслуживания потребителей и деятельность сотрудников фирмы. К таким критериям можно отнести: время обслуживания клиентов, систему  работы с жалобами и претензиями, требования к одежде и внешнему виду сотрудников, наличие информационно-рекламных  материалов в офисе фирмы, время  ожидания ответа по телефону, требования по оформлению документов, порядок  оплаты и т.д.

Важным направлением товарной политики является формирование и управление ассортиментом предоставляемых  услуг. Формирование ассортимента предполагает решение вопросов, связанных с  разработкой оптимального пакета услуг, а также с определением необходимости  создания новых услуг, изменением уже  существующих, прекращением оказания нерентабельных видов услуг. При  этом необходимо учитывать фазу жизненного цикла, на которой находится та или  иная услуга.

Важный момент деятельности фирмы — процесс разработки новой  услуги. При проведении инновационной  политики в задачи маркетинговой  службы входит анализ ситуации на рынке, исследование пожеланий и предложений  клиентов, оценка целесообразности развития новых услуг и вывода их на рынок. Создание новой услуги и выведение  ее на рынок — это сложный процесс, требующий больших затрат, но без  него не может обойтись ни одна фирма, предполагающая функционировать длительный период времени.

Классификацию туристских услуг  согласно ГОСТ Р 50690-2000[19] можно представить следующим образом:

Туристские услуги, оказываемые  потребителям организациями или  индивидуальными предпринимателями, включают:

·  услуги туроператора по организации внутреннего туризма;

·  услуги туроператора по организации выездного туризма;

·  услуги туроператора по организации въездного туризма;

·  услуги турагента;

·  отдельные услуги туроператора и турагента;

·  услуги при самодеятельном туризме;

·  экскурсионные услуги.

Туры подразделяют на:

·  оздоровительные (туры оздоровительного характера с отдыхом и/или лечением на курорте);

·  познавательные (туры с экскурсионной программой: посещение музеев, осмотр достопримечательностей, участие в культурных мероприятиях);

·  профессионально - деловые (туры с участием в работе заседаний, конференций, конгрессов, торговых ярмарок и выставок; с выступлениями с лекциями, концертами; с участием в профессиональных мероприятиях, переговорах для заключения контрактов, семинарах, профессиональных специальных курсах, а также с целью продвижения товаров на рынке и увеличения их сбыта; обучения и исследовательской деятельности, за исключением случаев оплачиваемой работы в месте временного пребывания);

·  спортивные (туры для занятия непрофессиональным спортом: пешеходным, конным, лыжным, горным, велосипедным, подводным плаванием и другими водными видами спорта, рыбалкой, охотой и пр., а также с целью участия и присутствия на спортивных соревнованиях);

·  религиозные (туры с паломническими целями, участие в религиозных мероприятиях, маршруты с посещением святых мест);

·  туры с другими целями.

Отдельные услуги туроператора и турагента могут включать:

·  услуги по организации проживания туристов;

·  услуги по организации питания туристов;

·  услуги по организации перевозок туристов различными видами транспорта;

·  услуги по организации спортивных, развлекательных, познавательных, оздоровительных, экскурсионных и других мероприятий;

·  услуги гидов - переводчиков.

Услуги при самодеятельном туризме могут включать:

·  предоставление информационных материалов, туристских схем, описаний маршрутов, естественных препятствий, объектов;

·  консалтинговые услуги, включающие вопросы организации туризма, обеспечения безопасности на туристских маршрутах и др.;

Информация о работе Исследование туристского продукта и его структуры