История развития туризма в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Последние десятилетия XX и XXI века характеризуются глубокими изменениями в мировой экономике. Происходит интенсивное расширение торговых, культурных, научно-технических связей и развитие туризма. Экономический и социальный прогресс во многих странах планеты приводит к расширению межгосударственных поездок с различными целями. Всё это превращает контакты между деловыми людьми и большими группами населения в постоянный фактор экономического развития. На этой основе, свидетельствует статистика, чрезвычайно перспективным направлением экономической деятельности становится международный туризм. Он превратился в экономически прибыльную сферу деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА……………………………………………………………………………6
1.1История развития международного туризма…………………………………..6
1.2Определение международного туризма………………………………………..9
1.3Классификация международного туризма……………………………………11
2 РОЛЬ ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………14
2.1 Международный туризм……………………………………………………….14
2.2 Воздействие туризма на мировую экономику………………………………..18
3 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА………………….24
3.1 Изучение международного туризма…………………………………………..24
3.2 Всемирная туристская организация объединенных наций (ВТООН)………25
4 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНАХ МИРА………………………………………………………………...28
4.1 Организация бизнеса…………………………………………………………...28
4.2 Тенденции и перспективы развития в отдельных регионах мира…………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……….38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОТРЕДАКТИРОВАННАЯ.docx

— 97.70 Кб (Скачать файл)

- Географический подход специализируется на изучении местности туристской зоны,  ландшафта, климата, а также экономических и социально-культурных аспектов. Особую важность здесь приобретает курс рекреационной географии, так как туризм и рекреация тесно взаимосвязаны.

- Междисциплинарный подход обусловлен, прежде всего, тем, что туризм охватывает практически все аспекты жизни общества. Поскольку путешественники имеют самые различные цели, необходимо использовать психологический подход при выполнении маркетинга и продвижении туристского продукта. При изучении культурного туризма, помимо прочего, целесообразно применять антропологический подход. Подключение политических институтов из-за пересечения государственных границ туристами и необходимости получения для этого паспорта и визы от соответствующих государственных органов, а также существование во многих государствах правительственных структур по развитию туризма требуют привлечения политических наук. Для того чтобы индустрия туризма функционировала, необходимо, чтобы законодательные органы обеспечивали соответствующую правовую базу в виде законов о туризме и других нормативных актов.

- Системный подход к изучению туризма интегрирует другие подходы в единый комплексный подход, с помощью которого на микроуровне можно исследовать деятельность туристских фирм в конкурентной среде, их рынки, а также их взаимоотношения с другими системами, такими, как политическая, правовая, экономическая и социальная.

Изучение туризма с  научной точки зрения с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи с этим возникла необходимость в разработке точных и согласованных определений  и терминов. Этой проблемой ежегодно занимаются различные организации, включая Организацию Объединенных Наций (ООН), Всемирную Туристскую Организацию  Объединенных Наций (ВТООН), Организацию  Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

 

3.2 Всемирная туристская  организация объединенных наций  (ВТООН)

 

ВТООН - это специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, является ведущей международной  организацией в сфере туризма  и путешествий. Она служит в качестве глобального форума в области  туристской политики и практического  источника туристского ноу-хау. 
         Имея штаб-квартиру в Мадриде (Испания), ВТООН играет центральную и решающую роль в пропаганде и развитии ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, призванного способствовать экономическому развитию, международному взаимопониманию, миру, благосостоянию, а также взаимному уважению, безусловному соблюдению гражданских прав и основных свобод. Выполняя эту миссию, Организация уделяет особое внимание интересам развивающихся стран в сфере туризма.

ВТООН является катализатором  процессов развития технического обмена и международного сотрудничества, стимулирования и расширения партнерства между  государственными и частными организациями, поощрения реализации положений  Глобального этического кодекса  туризма, что позволяет странам - членам, туристским центрам и предприятиям максимально использовать экономическое, социальное и культурное воздействие  туризма и полностью использовать его преимущества, при этом сводя  к минимуму отрицательные последствия  туризма для социальной сферы  и экологии.

В 2005 г. в состав ВТООН  входили 145 стран, 7 территорий и около 300 Присоединившихся членов, представляющих предприятия частного сектора, учебные  заведения, туристские ассоциации и  местные туристские администрации.

ВТООН была создана впервые  как Международный конгресс официальных  туристских ассоциаций в 1925 г. в Гааге. После Второй мировой войны организация  была переименована в Международный  союз официальных туристских организаций, и ее штаб-квартира была переведена в г.Женеву (Швейцария). Международный союз являлся технической неправительственной организацией, в состав которой в период пика ее деятельности входили 109 национальных туристских организаций (НТО) и 88 Ассоциированных членов, в том числе представляющих частные и общественные группы. По мере того как туризм развивался и становился неотъемлемой частью современной жизни, возрастало его международное значение, и национальные правительства начали играть все более важную роль - их деятельность охватывала широкий диапазон проблем от инфраструктуры до функций регулирования. К середине 1960-х годов стало ясно, что необходимо создать более эффективный инструмент, способный контролировать развитие туризма и обеспечить работу межправительственного механизма, предназначенного для регулирования перемещения граждан, туристской политики и воздействия туризма. В 1967 г. члены МСОТО призвали к преобразованию его в межправительственный орган, уполномоченный решать во всемирном масштабе все связанные с туризмом вопросы и сотрудничать с другими компетентными организациями, особенно входящими в систему ООН, такими как Всемирная организация здоровья (ВОЗ), ЮНЕСКО и Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

Международный союз официальных  туристских организаций был преобразован во Всемирную туристскую организацию, первая Генеральная ассамблея которой  прошла в Мадриде в мае 1975 г.

Руководящими органами Всемирной  туристской организации являются:

Генеральная ассамблея - является высшим органом Всемирной туристской организации. Ассамблея созывается раз в два года для обсуждения бюджета Организации и ее программы работы, а также актуальных проблем в области туристского сектора. Раз в четыре года Генеральная ассамблея избирает Генерального секретаря Организации. Генеральная ассамблея состоит из голосующих делегатов из числа Действительных и Ассоциированных членов. Присоединившиеся члены и представители других международных организаций принимают участие в Ассамблее в качестве наблюдателей.

Исполнительный совет является руководящим органом ВТООН, отвечающим за выполнение Организацией своей программы работы в соответствии с установленным бюджетом. Исполнительный совет проводит свои заседания два раза в год. Этот орган состоит из 29 членов, избираемых Генеральной ассамблеей из расчета одно место в Совете от каждых пяти Действительных членов. Испания как страна, размещающая у себя Штаб-квартиру ВТООН, имеет одно постоянное место в Исполнительном совете. Ассоциированные и Присоединившиеся члены участвуют в работе Исполнительного совета на правах наблюдателей.

Шесть региональных комиссий: для Африки, Американского региона, Ближнего Востока, Восточной Азии и Тихоокеанского региона, Европы и Южной Азии. Комиссии проводят свои заседания не реже одного раза в год и состоят из всех Действительных и Ассоциированных членов из соответствующего региона. Специальные комитеты, образованные членами ВТООН для разработки рекомендаций по управлению и содержанию программы работы: Комитет по программе, Бюджетно-финансовый комитет, Комитет по статистике и макроэкономическому анализу туризма, Комитет по исследованию рынка и продвижению туризма, Комитет по устойчивому развитию туризма, Комитет по обеспечению качества, Комитет ВТООН по образованию, Деловой совет ВТООН и Всемирный комитет по этике туризма. 
Секретариат, которым руководит Генеральный секретарь Франческо Франжиалли имеет в своем составе около 90 сотрудников, работающих на полной ставке в штаб-квартире ВТООН в Мадриде. Генеральному секретарю помогает его Заместитель г-н Талеб Рифаи. Сотрудники ВТООН отвечают за реализацию программы работы ВТООН и выполнение задач, которые ставят члены Организации. 
         Официальными языками ВТООН являются английский, арабский, испанский, русский и французский.

Передача туристского  опыта развивающимся странам - одной  из основных задач ВТООН. Выполняя пожелания  стран-членов, ВТООН обеспечивает финансирование, привлекает ведущих мировых экспертов, а также реализует многочисленные проекты развития - большие и малые.

 

 

 

 

 

 

 

4 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО

БИЗНЕСА И ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО

ТУРИЗМА В ОТДЕЛЬНЫХ  РЕГИОНАХ МИРА

 

4.1 Организация  бизнеса

 

Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др. Таким образом, туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.

Туристы являются потребителями  основных, дополнительных и сопутствующих  услуг.

 Основные туристические услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся: размещение, питание, транспортные услуги, включая трансферт, экскурсионные услуги.

Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода. К ним относятся: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицинские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др.

К сопутствующим услугам относятся: обеспечение сувенирами, туристской символикой, торговое, валютно-кредитное, информационное и прочее обслуживание, услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др.

 Между дополнительными  и сопутствующими услугами не  существует четкой границы. В высокоразрядных отелях число дополнительных и сопутствующих услуг достигает 500.

 В результате развития  торговли туристическими услугами  возникла индустрия туризма, основу  которой составляют фирмы, организующие туристические поездки и продажу путевок и туров, предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса.

Международный туризм как  вид экономической деятельности имеет следующие особенности: в  отличие от внешней торговли основан  не на обмене товарами и услугами, а туристами, т. е. живыми людьми; туристические услуги не мобильны, они не могут следовать за покупателем и не подлежат хранению; в предложениях отсутствует гибкость; обладает сезонным характером, относится к числу наиболее капитало- и трудоемких отраслей предложение услуг, т. е. число стран, преимущественно принимающих туристов, значительно превышает спрос на туристические поездки, т. е. число стран -поставщиков туристов.

Туризм зависит от политической и экономической ситуации, а также  от моды и рекламы, которые, воздействуя  на потребности и интересы людей, их настроение, определяют спрос. В  то же время предложение строго определено, поскольку число мест в гостиницах или на предприятиях питания относительно стабильно. В результате возникает  несоответствие между спросом и  предложением. Страна, принимающая  туристов, обычно не имеет эффективных  методов воздействия на спрос. Туризм является крупным землепользователем, весьма требовательным к качеству природных и иных ресурсов. Иными словами, рынок международного туризма является рынком покупателя.

 Фирмы, оказывающие  туристические услуги, можно объединить  в две группы: продавцы услуг  (оказывающие услуги) и посредники. Продавцы услуг обеспечивают  их основной объем (гостиницы,  рестораны, круизные линии и  другие рекреационные предприятия). Основными посредниками являются  регулярные и чартерные авиалинии, операторы туров, турагенства и фирмы.

 

4.2 Тенденции и  перспективы развития в отдельных  регионах мира

 

Для изучения развития международного туризма и его воздействие  на мировую экономику необходимо рассмотреть отдельные регионы  мира. ВТООН, выделяет пять основных регионов мира: Америка, Африка, Азиатско-Тихоокеанский  регион, Ближний Восток, Европа.

Наибольшее развитие международный  туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится около 60% мирового туристического рынка  и около 50% валютных поступлений. Свыше 18% мирового туристического рынка и 20% валютных поступлений приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, менее 17% рынка и 24% валютных поступлений - на Америку, и около 8% рынка и 5% валютных поступлений на Африку и Ближний  Восток вместе взятых.

В классификации ВТООН  выделяются страны, являющиеся в первую очередь поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая  Зеландия, Швеция, Канада, Англия), и  страны, являющиеся в первую очередь  принимающими (Австралия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция).

 Франция и Испания  лидируют по международным туристским  прибытиям, составляя вместе более  18% всех международных прибытий. США занимает третье место.  Несмотря на то, что Китай занимает  пятое место в рейтинге, он  подтверждает важность данной  отрасли, с ежегодным приростом   в 5-6 %. По доходам от международного  туризма лидируют США, для которых  этот показатель составляет 67 млрд.долларов, несмотря на спад в 2001- 2004 гг. Доходы Испании, Франции и Италии колеблются от 34 до 27 млрд.долларов.

С 60-x годов ХХ века международный  туризм начал бурно развиваться. В это время феномен туризма  приобретает широкий размах.

В общем числе туристических  поездок в мире 60% составляют поездки  в связи с отдыхом, 30% - деловые  поездки.

В туризме обмен подобными  продуктами также существует, например, в секторе культурного туризма. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.

Информация о работе История развития туризма в мире