Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:07, курсовая работа
Последние десятилетия XX и XXI века характеризуются глубокими изменениями в мировой экономике. Происходит интенсивное расширение торговых, культурных, научно-технических связей и развитие туризма. Экономический и социальный прогресс во многих странах планеты приводит к расширению межгосударственных поездок с различными целями. Всё это превращает контакты между деловыми людьми и большими группами населения в постоянный фактор экономического развития. На этой основе, свидетельствует статистика, чрезвычайно перспективным направлением экономической деятельности становится международный туризм. Он превратился в экономически прибыльную сферу деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА……………………………………………………………………………6
1.1История развития международного туризма…………………………………..6
1.2Определение международного туризма………………………………………..9
1.3Классификация международного туризма……………………………………11
2 РОЛЬ ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………14
2.1 Международный туризм……………………………………………………….14
2.2 Воздействие туризма на мировую экономику………………………………..18
3 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА………………….24
3.1 Изучение международного туризма…………………………………………..24
3.2 Всемирная туристская организация объединенных наций (ВТООН)………25
4 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНАХ МИРА………………………………………………………………...28
4.1 Организация бизнеса…………………………………………………………...28
4.2 Тенденции и перспективы развития в отдельных регионах мира…………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……….38
- Географический подход специализируется на изучении местности туристской зоны, ландшафта, климата, а также экономических и социально-культурных аспектов. Особую важность здесь приобретает курс рекреационной географии, так как туризм и рекреация тесно взаимосвязаны.
- Междисциплинарный подход обусловлен, прежде всего, тем, что туризм охватывает практически все аспекты жизни общества. Поскольку путешественники имеют самые различные цели, необходимо использовать психологический подход при выполнении маркетинга и продвижении туристского продукта. При изучении культурного туризма, помимо прочего, целесообразно применять антропологический подход. Подключение политических институтов из-за пересечения государственных границ туристами и необходимости получения для этого паспорта и визы от соответствующих государственных органов, а также существование во многих государствах правительственных структур по развитию туризма требуют привлечения политических наук. Для того чтобы индустрия туризма функционировала, необходимо, чтобы законодательные органы обеспечивали соответствующую правовую базу в виде законов о туризме и других нормативных актов.
- Системный подход к изучению туризма интегрирует другие подходы в единый комплексный подход, с помощью которого на микроуровне можно исследовать деятельность туристских фирм в конкурентной среде, их рынки, а также их взаимоотношения с другими системами, такими, как политическая, правовая, экономическая и социальная.
Изучение туризма с
научной точки зрения с недавних
пор привлекло внимание ученых многих
областей знаний. В связи с этим
возникла необходимость в разработке
точных и согласованных определений
и терминов. Этой проблемой ежегодно
занимаются различные организации,
включая Организацию
3.2 Всемирная туристская
организация объединенных
ВТООН - это специализированное
учреждение Организации Объединенных
Наций, является ведущей международной
организацией в сфере туризма
и путешествий. Она служит в качестве
глобального форума в области
туристской политики и практического
источника туристского ноу-хау.
Имея штаб-квартиру
в Мадриде (Испания), ВТООН играет центральную
и решающую роль в пропаганде и развитии
ответственного, устойчивого и общедоступного
туризма, призванного способствовать
экономическому развитию, международному
взаимопониманию, миру, благосостоянию,
а также взаимному уважению, безусловному
соблюдению гражданских прав и основных
свобод. Выполняя эту миссию, Организация
уделяет особое внимание интересам развивающихся
стран в сфере туризма.
ВТООН является катализатором
процессов развития технического обмена
и международного сотрудничества, стимулирования
и расширения партнерства между
государственными и частными организациями,
поощрения реализации положений
Глобального этического кодекса
туризма, что позволяет странам -
членам, туристским центрам и предприятиям
максимально использовать экономическое,
социальное и культурное воздействие
туризма и полностью
В 2005 г. в состав ВТООН входили 145 стран, 7 территорий и около 300 Присоединившихся членов, представляющих предприятия частного сектора, учебные заведения, туристские ассоциации и местные туристские администрации.
ВТООН была создана впервые как Международный конгресс официальных туристских ассоциаций в 1925 г. в Гааге. После Второй мировой войны организация была переименована в Международный союз официальных туристских организаций, и ее штаб-квартира была переведена в г.Женеву (Швейцария). Международный союз являлся технической неправительственной организацией, в состав которой в период пика ее деятельности входили 109 национальных туристских организаций (НТО) и 88 Ассоциированных членов, в том числе представляющих частные и общественные группы. По мере того как туризм развивался и становился неотъемлемой частью современной жизни, возрастало его международное значение, и национальные правительства начали играть все более важную роль - их деятельность охватывала широкий диапазон проблем от инфраструктуры до функций регулирования. К середине 1960-х годов стало ясно, что необходимо создать более эффективный инструмент, способный контролировать развитие туризма и обеспечить работу межправительственного механизма, предназначенного для регулирования перемещения граждан, туристской политики и воздействия туризма. В 1967 г. члены МСОТО призвали к преобразованию его в межправительственный орган, уполномоченный решать во всемирном масштабе все связанные с туризмом вопросы и сотрудничать с другими компетентными организациями, особенно входящими в систему ООН, такими как Всемирная организация здоровья (ВОЗ), ЮНЕСКО и Международная организация гражданской авиации (ИКАО).
Международный союз официальных туристских организаций был преобразован во Всемирную туристскую организацию, первая Генеральная ассамблея которой прошла в Мадриде в мае 1975 г.
Руководящими органами Всемирной туристской организации являются:
Генеральная ассамблея - является высшим органом Всемирной туристской организации. Ассамблея созывается раз в два года для обсуждения бюджета Организации и ее программы работы, а также актуальных проблем в области туристского сектора. Раз в четыре года Генеральная ассамблея избирает Генерального секретаря Организации. Генеральная ассамблея состоит из голосующих делегатов из числа Действительных и Ассоциированных членов. Присоединившиеся члены и представители других международных организаций принимают участие в Ассамблее в качестве наблюдателей.
Исполнительный совет является руководящим органом ВТООН, отвечающим за выполнение Организацией своей программы работы в соответствии с установленным бюджетом. Исполнительный совет проводит свои заседания два раза в год. Этот орган состоит из 29 членов, избираемых Генеральной ассамблеей из расчета одно место в Совете от каждых пяти Действительных членов. Испания как страна, размещающая у себя Штаб-квартиру ВТООН, имеет одно постоянное место в Исполнительном совете. Ассоциированные и Присоединившиеся члены участвуют в работе Исполнительного совета на правах наблюдателей.
Шесть региональных комиссий:
для Африки, Американского региона, Ближнего
Востока, Восточной Азии и Тихоокеанского
региона, Европы и Южной Азии. Комиссии
проводят свои заседания не реже одного
раза в год и состоят из всех Действительных
и Ассоциированных членов из соответствующего
региона. Специальные комитеты, образованные
членами ВТООН для разработки рекомендаций
по управлению и содержанию программы
работы: Комитет по программе, Бюджетно-финансовый
комитет, Комитет по статистике и макроэкономическому
анализу туризма, Комитет по исследованию
рынка и продвижению туризма, Комитет
по устойчивому развитию туризма, Комитет
по обеспечению качества, Комитет ВТООН
по образованию, Деловой совет ВТООН и
Всемирный комитет по этике туризма.
Секретариат, которым руководит Генеральный
секретарь Франческо Франжиалли имеет
в своем составе около 90 сотрудников, работающих
на полной ставке в штаб-квартире ВТООН
в Мадриде. Генеральному секретарю помогает
его Заместитель г-н Талеб Рифаи. Сотрудники
ВТООН отвечают за реализацию программы
работы ВТООН и выполнение задач, которые
ставят члены Организации.
Официальными
языками ВТООН являются английский, арабский,
испанский, русский и французский.
Передача туристского
опыта развивающимся странам - одной
из основных задач ВТООН. Выполняя пожелания
стран-членов, ВТООН обеспечивает финансирование,
привлекает ведущих мировых экспертов,
а также реализует
4 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО
БИЗНЕСА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА В ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНАХ МИРА
4.1 Организация бизнеса
Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др. Таким образом, туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.
Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг.
Основные туристические услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся: размещение, питание, транспортные услуги, включая трансферт, экскурсионные услуги.
Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода. К ним относятся: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицинские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др.
К сопутствующим услугам относятся: обеспечение сувенирами, туристской символикой, торговое, валютно-кредитное, информационное и прочее обслуживание, услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др.
Между дополнительными и сопутствующими услугами не существует четкой границы. В высокоразрядных отелях число дополнительных и сопутствующих услуг достигает 500.
В результате развития
торговли туристическими
Международный туризм как вид экономической деятельности имеет следующие особенности: в отличие от внешней торговли основан не на обмене товарами и услугами, а туристами, т. е. живыми людьми; туристические услуги не мобильны, они не могут следовать за покупателем и не подлежат хранению; в предложениях отсутствует гибкость; обладает сезонным характером, относится к числу наиболее капитало- и трудоемких отраслей предложение услуг, т. е. число стран, преимущественно принимающих туристов, значительно превышает спрос на туристические поездки, т. е. число стран -поставщиков туристов.
Туризм зависит от политической и экономической ситуации, а также от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности и интересы людей, их настроение, определяют спрос. В то же время предложение строго определено, поскольку число мест в гостиницах или на предприятиях питания относительно стабильно. В результате возникает несоответствие между спросом и предложением. Страна, принимающая туристов, обычно не имеет эффективных методов воздействия на спрос. Туризм является крупным землепользователем, весьма требовательным к качеству природных и иных ресурсов. Иными словами, рынок международного туризма является рынком покупателя.
Фирмы, оказывающие
туристические услуги, можно объединить
в две группы: продавцы услуг
(оказывающие услуги) и посредники.
Продавцы услуг обеспечивают
их основной объем (гостиницы,
рестораны, круизные линии и
другие рекреационные
4.2 Тенденции и
перспективы развития в
Для изучения развития международного туризма и его воздействие на мировую экономику необходимо рассмотреть отдельные регионы мира. ВТООН, выделяет пять основных регионов мира: Америка, Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток, Европа.
Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится около 60% мирового туристического рынка и около 50% валютных поступлений. Свыше 18% мирового туристического рынка и 20% валютных поступлений приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, менее 17% рынка и 24% валютных поступлений - на Америку, и около 8% рынка и 5% валютных поступлений на Африку и Ближний Восток вместе взятых.
В классификации ВТООН выделяются страны, являющиеся в первую очередь поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия), и страны, являющиеся в первую очередь принимающими (Австралия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция).
Франция и Испания
лидируют по международным
С 60-x годов ХХ века международный туризм начал бурно развиваться. В это время феномен туризма приобретает широкий размах.
В общем числе туристических поездок в мире 60% составляют поездки в связи с отдыхом, 30% - деловые поездки.
В туризме обмен подобными продуктами также существует, например, в секторе культурного туризма. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.