История развития туризма в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Последние десятилетия XX и XXI века характеризуются глубокими изменениями в мировой экономике. Происходит интенсивное расширение торговых, культурных, научно-технических связей и развитие туризма. Экономический и социальный прогресс во многих странах планеты приводит к расширению межгосударственных поездок с различными целями. Всё это превращает контакты между деловыми людьми и большими группами населения в постоянный фактор экономического развития. На этой основе, свидетельствует статистика, чрезвычайно перспективным направлением экономической деятельности становится международный туризм. Он превратился в экономически прибыльную сферу деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА……………………………………………………………………………6
1.1История развития международного туризма…………………………………..6
1.2Определение международного туризма………………………………………..9
1.3Классификация международного туризма……………………………………11
2 РОЛЬ ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………14
2.1 Международный туризм……………………………………………………….14
2.2 Воздействие туризма на мировую экономику………………………………..18
3 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА………………….24
3.1 Изучение международного туризма…………………………………………..24
3.2 Всемирная туристская организация объединенных наций (ВТООН)………25
4 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНАХ МИРА………………………………………………………………...28
4.1 Организация бизнеса…………………………………………………………...28
4.2 Тенденции и перспективы развития в отдельных регионах мира…………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……….38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОТРЕДАКТИРОВАННАЯ.docx

— 97.70 Кб (Скачать файл)

 Велико значение туризма  и для рынка рабочей силы. По  данным американских специалистов, индустрия туризма (включая внутренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Индустрия туризма относится к числу наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе -7 и 11% соответственно.

 

1.2 Определение  международного туризма

 

Современный туризм - явление молодое, так как массовым он стал всего лишь после Второй Мировой войны. На современном этапе развития путешествия в другие страны  приобрели форму туризма, отдыха и развлечений.

Сейчас туризм - это передвижение определенных слоев населения по странам с целью отдыха и поиска новых впечатлений. Термин «туризм» нельзя было найти ни в одном языке мира до середины XIX века. Но и тогда слово туризм, «tour» чаще всего ассоциировалось с поездкой, затем с фактом временного отсутствия человека в своем доме по делу или во имя приятного времяпрепровождения.  Таким образом, постепенно вырабатывалась современная интерпретация слова «tourism».

Словарь Вебстера поясняет слово «турист» как «кто-либо совершающий  путешествие для удовольствия или  из интереса», другой словарь XIX века содержит более интересные значения: «люди, которые  путешествуют для удовольствия, из любопытства и оттого, что им нечего делать» и даже «для удовольствия хвастаться этим потом».

Международные организации  постоянно обращаются к теме туристской терминологии, в основном с целью  согласования принципов международной  статистики. Так, в 1937 году определение  «международный турист» было дано на Конференции экспертов по статистике Лиги Наций. В 1950 году International Union of Official Travel Organization(IUOTO) - Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), преобразованный в 1975 году во Всемирную Туристскую Организацию Объединенных Наций (ВТООН), уточнил определение «турист», введя новые понятия: «экскурсант» и «транзитный путешественник». При этом было дано четкое разграничение этих категорий от категории «турист».

Приведем классическое определение  туризма, данное В.А. Квартальновым: «Туризм  - временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте».

Одно из первоначальных и  наиболее точных определений туризма  дано профессорами Бернского университета Гунзикером и Крапфом, которое позже было принято Международной ассоциацией научных экспертов туризма. Первоначально эти ученые были того же мнения, что туризм можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествий людей, до тех пор, пока это приводит к постоянному пребыванию вне места постоянного проживания и не связано с получением какой-либо выгоды. Это определение не касается экскурсий, деловых путешествий, связанных с получением прибыли, даже когда прибыль не получена в стране пребывания.

Со временем базовая концепция  туризма расширилась и стала  включать различные виды деловых  путешествий, которые не приводят к  постоянному пребыванию в стране и не подразумевают получение прибыли.

Периодизация развития туризма  в Западной Европе очень подробно освещена В.Б.Сапруновой. В ее основу положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки и социальные предпосылки. Согласно этой периодизации, в истории развития туризма различается 4 этапа: до начала XIX века - предыстория туризма;

начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг; начало XX века - до Второй мировой войны - начало становления социального туризма; после Второй мировой войны - современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии, как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. Именно в этот период туризм приобретает действительно массовый характер и из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В определенной степени, этому способствовало сокращение рабочего времени, и, соответственно, рост свободного времени. При этом формируется мощная индустрия отдыха со своим продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.

 Однако информация  о развитии международного туризма  не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.

 Кроме того, понятие  «туризм» имеет несколько расплывчатый  характер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под "временным перемещением" условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.

 

1.3 Классификация  международного туризма

 

В настоящее время туризм классифицируется:

по целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.;

- по степени мобильности:  передвижной; стационарный; смешанный;

- по форме участия:  индивидуальный; групповой; семейный;

-по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный; по продолжительности:  однодневный; многодневный; транзитный;

-по использованию транспортных  средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный;

-по сезонности: активный  туристский сезон,  межсезон (полусезон), несезон;

-по географии: межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный;

-по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных  транспортных средств; с использованием  экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан).

 Международный туризм  бывает выездной и въездной. Выездной  туризм - это путешествия лиц, постоянно проживающих на данной территории, в другую страну. Въездной туризм - это путешествия в пределах данной страны лиц, не проживающих постоянно на территории этой страны.

В соответствии со спецификой отражения финансовых результатов  в бюджете страны выделяют два  вида туризма: активный и пассивный. Приезд иностранных туристов в данную страну является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег - валюты в данную страну. Выезд туристов из одной страны в другие государства является пассивным туризмом. Пассивный туризм является фактором вывоза денег - валюты из данной страны.

В зависимости от главной  цели путешествия выделяют следующие  разновидности туризма: рекреационный, познавательный, научный и деловой. Рекреационный туризм - это туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения. При этом следует иметь в виду, что пребывание граждан в специальных санаториях не относится к туризму, так как в данном случае санаторий - это разновидность больницы. Познавательный, или культурный, туризм - это путешествие в целях ознакомления с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе. В научном туризме преобладает посещение конгрессов, симпозиумов и т.п., причем обычно с последующими экскурсионными поездками. Деловой туризм - поездки бизнесменов с деловыми целями,  представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма.

По характеру организации  путешествия выделяют: индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный), стационарный и передвижной туризм.

По интенсивности туристских путевок различают постоянный и сезонный туризм. Круглогодичное и относительно равномерное посещение туристских регионов называется постоянным туризмом. Это характерно, прежде всего, для наиболее известных центров цивилизации, культуры, оздоровления: известных городов мира, курортов, мест, располагающих уникальными минеральными водами и грязями. Некоторые регионы привлекают туристов преимущественно в определенное время года. Такой туризм является  сезонным.  Туристские регионы, посещаемые только в определенное время года (например, летом или зимой), характеризуются как одно-сезонные туристские регионы. Регионы, посещаемые в любое время года (и летом, и зимой), называются двух-сезонными. Сезоны в зависимости от степени интенсивности посещения туристами данного туристского региона делятся на: пиковый (т.е. наиболее загруженный), тихий (со средней степенью загрузки) и мертвый (незагруженный, почти не посещаемый туристами) сезоны.

По продолжительности  пребывания туристов в путешествии  выделяют кратковременный и продолжительный туризм. Кратковременный туризм - это туризм, когда продолжительность путешествия не превышает трех суток. Продолжительный туризм - это туризм, при котором срок путешествия более трех суток.

 Исходя из используемых  транспортных средств для передвижения туристов различают туризм с использованием личного транспорта туриста и общественного транспорта, т.е. транспорта, принадлежащего или арендованного туристским хозяйствующим субъектом. К этим разновидностям туризма относятся автотуризм, караванный круиз, морской и речной круизы и т.п.

Кроме того, туристу могут  быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг  может предоставляться путем  продажи так называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (package tour). Инклюзив - тур применяется чаще всего при авиационных перевозках, причем стоимость перевозки туриста к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые иногда наполовину ниже обычных. Он включает также стоимость размещения туриста в гостинице, питание (полное или частичное) и другие услуги, предоставляемые на определенное число дней пребывания туриста в стране назначения. Общий уровень цены инклюзив-тура должен быть не ниже обычного тарифа (т.е. стоимости транспортировки) до данной страны. Клиенту сообщается полная цена инклюзив-тура без разбивки ее на отдельные виды услуг. Инклюзив-туры предполагается использовать как при групповых, так и при индивидуальных туристских поездках. Пэкидж-тур также предполагает предоставление клиенту полного комплекса услуг, который, однако, может и не включать транспортные расходы. Обычно пэкидж-туры организуются по определенной, заранее рекламируемой программе. Принципиального различия между этими понятиями нет. В западноевропейских странах более распространен термин «инклюзив-тур», в США -«пэкидж-тур».

Структура этих туров в  значительной степени варьируется  в зависимости от страны, состава  туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества предлагаемых услуг.

 

 

 

 

 

 

2  РОЛЬ ТУРИЗМА  В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

2.1 Международный  туризм

 

Международный туризм оказывает  влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.

На определенном этапе  развития экономики, когда потребность  в путешествиях резко возросла, появились и производители услуг для путешествий. Это привело к формированию товара особого вида - туризма. Таким образом, туризм возник как товар, который можно купить и продать на потребительском рынке и который реализуется в форме материальных и нематериальных услуг. Своеобразным достоинством туристских услуг, как товара, является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты. Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и определенном уровне богатства общества.

В настоящее время индустрия  туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в  международной торговле услугами. За последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытия иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений - 14%. Так, если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туриндустрии - 2,1 млрд. долларов США, то согласно данным Всемирной Туристской Организации Объединенных Наций (ВТООН) в 1995 г. в мире было зарегистрировано 576 млн. прибытия туристов, поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долларов.  В целом объемы валютных поступлений от туризма за период  с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза.

В начале нового тысячелетия  туризм прочно утвердился во многих странах  как основная отрасль экономики  и наиболее быстро развивающийся  экономический сектор, обеспечивающий приток иностранной валюты и создание рабочих мест.

Международный туризм обеспечивает самые высокие в мире поступления  от экспорта и для большинства  стран является важным фактором обеспечения  платежного баланса.

Сфера туризма превратилась в один из важнейших факторов создания рабочих мест в мире. Развитие туризма  стимулирует приток в инфраструктуру огромных инвестиций, большая часть  которых идет на улучшение качества жизни как местного населения, так и туристов. Он обеспечивает правительствам значительные финансовые поступления в виде налоговых

Информация о работе История развития туризма в мире