История развития туризма в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Последние десятилетия XX и XXI века характеризуются глубокими изменениями в мировой экономике. Происходит интенсивное расширение торговых, культурных, научно-технических связей и развитие туризма. Экономический и социальный прогресс во многих странах планеты приводит к расширению межгосударственных поездок с различными целями. Всё это превращает контакты между деловыми людьми и большими группами населения в постоянный фактор экономического развития. На этой основе, свидетельствует статистика, чрезвычайно перспективным направлением экономической деятельности становится международный туризм. Он превратился в экономически прибыльную сферу деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА……………………………………………………………………………6
1.1История развития международного туризма…………………………………..6
1.2Определение международного туризма………………………………………..9
1.3Классификация международного туризма……………………………………11
2 РОЛЬ ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………14
2.1 Международный туризм……………………………………………………….14
2.2 Воздействие туризма на мировую экономику………………………………..18
3 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА………………….24
3.1 Изучение международного туризма…………………………………………..24
3.2 Всемирная туристская организация объединенных наций (ВТООН)………25
4 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНАХ МИРА………………………………………………………………...28
4.1 Организация бизнеса…………………………………………………………...28
4.2 Тенденции и перспективы развития в отдельных регионах мира…………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……….38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОТРЕДАКТИРОВАННАЯ.docx

— 97.70 Кб (Скачать файл)

Если схематично рассмотрим туристические расходы, то увидим, что  основные из них, в первую очередь, идут на туристические предприятия, которые  непосредственно обслуживают туристов. Часть этих средств выходит из экономического оборота на оплату импорта  товаров и услуг, которые потребляются на месте пребывания и эти средства в дальнейшем не играют роли в экономической  деятельности территории. Остальные  денег используется на приобретение местных товаров и услуг, покрытие собственных затрат на энергоносители, оплату труда, налогов и т.д. В  каждом цикле расходов часть средств  накапливается, часть выплачивается  государству в виде налогов и они перестают вращаться в экономике той или иной территории.

20-25% средств расходуются  туристами в определенной местности  или стране на дополнительные  услуги, сувениры, транспорт и прочее, из которых часть продолжает  циркулировать в местной экономике  - остальное переходит к государству  и оседает у местных жителей  в виде накоплений.

При оценке значения мультипликатора  важно выбирать не только методику, но и определять вид мультипликатора, каждый из которых выполняет свои специфические функции.

Мультипликатор производства измеряет объем дополнительного  производства за счет увеличения расходов туристов.

Мультипликатор продаж измеряет дополнительные обороты бизнеса  в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор доходов  измеряет дополнительные доходы в виде заработной платы, арендной платы, процентов  от ссуд и прибыли.

Мультипликатор занятости  характеризует количество рабочих  мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов.

Экономика туризма непосредственно  связана со многими секторами  экономики различных отраслей хозяйствования и поэтому для расчета мультипликатора  нужна большая база данных.

Каковы же главные причины  побуждают туристов тратить огромные средства? Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос и грамотно работать на широком туристском рынке, нужно, прежде всего, знать характерные черты гостей из ведущих стран мира. Попытаемся дать ответ на главные вопросы, используя маркетинговые исследования, проведенные ВТО в конце XX века.

Что заставляет жителей ведущих  стран мира покидать родной дом и  отправляться в путешествие? В 10 наиболее развитых странах мира главным мотивом  для совершения путешествия остается отдых. Наибольшее значение отдыха предоставляют  в тех странах, которые не имеют  теплого моря. Здесь доля отдыха среди других поездок составляет 76-83%. По-иному складываются дела в  государствах, обладающих великолепными  пляжами и благоприятным климатом. В этих странах доля отдыха за границей составляет уже 62-73%.

Большее количество поездок  с целью бизнеса свойственна  тем государствам, в которых выезд в другие страны занимает скромнее место: в США - 33%, Испании - 25%, Италии - 18%. Нельзя забывать, что в первоклассных гостиницах крупных городов главной фигурой остается бизнесмен. В гостиницах курортных городов главная фигура - отдыхающий (хотя среди них, конечно, встречается немало бизнесменов, однако цель их пребывания не бизнес, а отдых).

Как распределяются предпочтения населения по типам организации  отдыха? Приверженность тех или иных типов организации отдыха довольно существенно отличается по странам. Можно даже говорить о национальных предпочтениях типов отдыха. Значительная часть жителей Великобритании выберет  отдых на берегу теплого моря - 46%. Вслед за британцами, но значительно  им уступая, идут граждане Бельгии (35%) и Германии (32%). Отдых в городах явно привлекает японцев - 51%, испанцев - 33%, французов - 25%. В путешествиях по странам проводят свой отпуск жители Италии - 41% и Франции - 32%.

- 5% - занимают круизы;

- 5% - посещение культурных и спортивных событий;

- 10% - горный туризм;

- 9% - посещение культурных и спортивных событий;

- 7% - спорт.

Как распределяются предпочтения населения относительно средств  размещения? Примерно равное приверженность размещение в гостиницах хранят жители почти всех стран - в пределах 52-62%. Однако есть два исключения: 88% японцев  выбирают гостиницу. У голландцев гостиница  как средство размещения занимает более  скромное место - лишь 38%. Зато они являются лидерами в выборе кемпинга (20%).

Из года в год растет количество туристов, которые имеют  второе жилье в других странах. Это  необязательно собственный дом, роскошная вилла, а возможно только скромная однокомнатная квартира в  многоквартирном доме, так называемая студия. Так или иначе, отдых в  собственном доме за пределами родной страны производят 33% граждан США, 23% - Нидерландов, 18% - Великобритании. Те, кто беднее, выбирают отдых в гостях у знакомых и родственников. Таких  международных туристов набирается среди голландцев до 15%, французов - до 22%. Распределение туристов по выбору средств размещения в значительной мере связан с их личным статусом.

Как распределяется туристический  поток по материальным состоянием? В международном туризме встречаются люди с разным достатком. В туристских потоках почти всех стран преобладают представители среднего класса: от 40% в Нидерландах до 59% в Италии. Люди с невысоким достатком занимают значительное место в туристическом потоке Франции (36%) и Италии (31%). Среди туристов из Германии (43%), Нидерландов (41%), Великобритании (37%) ведущее место занимают представители высшего класса, которые предъявляют спрос на самые комфортабельные условия размещения. Правда, многие из представителей этого класса имеют собственные дома.

Как распределяется туристический  поток по полу и возрасту? Данные таблицы показывают, что только во Франции наблюдается небольшое  преимущество женщин в туристском потоке. В других странах большинство  туристского потока составляют мужчины, особенно в Италии-61%. Обращает на себя внимание активность людей старшего возраста, после 60 лет, во Франции, где  они составляют 30% потока (для сравнения - в Италии 13%).

Современная практика ценообразования  в гостиничном бизнесе стимулирует  парные поездки и направлена против путешественников-одиночек. Дело в  том, что цена за номер на одного и двух проживающих в большинстве  зарубежных отелей одинакова. Это приводит к тому, что турист, который путешествует один, платит значительно больше, чем  семейная пара.

Зная цель путешествий, приверженность к различным видам расположение, распределение туристических потоков  по социальному статусу, полу и возрасту и эффективно используя их, можно  заранее спланировать финансовые потоки, которые существенно повлияют на экономику той или иной страны.

Итак, основной движущей силой  развития туризма остаются экономические  выгоды, которые он предоставляет. Так, туризм стимулирует развитие элементов  инфраструктуры - гостиниц, ресторанов, предприятий торговли и т.д. Он обусловливает  увеличение доходной части бюджета  за счет налогов, которые могут быть прямыми (плата за визу, таможенный сбор) или косвенными (увеличение заработной платы рабочих влечет за собой  увеличение сумм подоходного налога, уплачиваемого ими в бюджет). Кроме  этого, как отмечалось выше, туризм имеет широкие возможности для  привлечения иностранной валюты и различного рода инвестиций.

Он способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие  индустрию туризма, обеспечивает рост доходов населения и повышение  уровня благосостояния нации.

Также влияние туризма  на экономическое развитие проявляется  в повышении деловой активности и расширение производства товаров  и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных  и местных экскурсантов.

Особое место отводится  туризма в создании рабочих мест и решении проблемы занятости. Количество рабочих мест ежедневно увеличивается, не требуя при этом больших затрат. Туризм охватывает многие сектора экономики  и тем самым затрудняет определение  точной оценки количества работников, занятых в сфере туризма. Кроме  того, решение проблемы реальной оценки осложняется еще и специфическим  характером труда (сезонность, работа по совместительству, временная работа и т.д.). И все же количество занятых в туристической сфере постоянно растет.

Важное значение имеет вклад туризма в платежный баланс страны, который выражается в виде разницы между расходами иностранных туристов в стране и расходами резидентов этой страны за рубежом.

Таким образом, мы определили экономические функции туризма  и их влияние на экономику.

Но не менее важны есть социальные функции туризма, особенно если рассматривать туризм как форму умственного и физического воспитания, которая реализуется через гуманитарно-социальные функции, основными из которых являются:

- воспитательная - формирует чувство патриотизма, коллективизма, нравственных и этических ценностей;

- образовательная - пополняет и закрепляет знания по вопросам краеведения, природоведения, топографии, рекреалогии; знакомство с культурой и традициями стран и народов мира и т.п.;

- оздоровительная - оптимальный режим физических нагрузок, использование благоприятного влияния природных факторов на состояние организма, соблюдение правил личной и общественной гигиены, развитие адаптивных возможностей, поддержка организма на должном уровне физической подготовки;

- спортивная - создание базы общей физической подготовки, достижение максимальных результатов в спорте, специальная подготовка к соревнованиям.

Исходя из этого, можем  рассматривать туризм и как популярную форму организации отдыха, проведения досуга, познание родного края, окружающей среды, знакомства с историей, культурой  и традициями определенной страны.

- еще один очень важный фактор - влияние туристической деятельности на окружающую среду. Это влияние может быть прямым, опосредованным, позитивным и негативным. Туризм не может развиваться без взаимодействия с окружающей средой, но, управляя этим развитием, можно уменьшить негативное воздействие и увеличить положительное.

Положительное воздействие  включает охрану и реставрацию памятников природы, истории, культуры, создание национальных парков и заповедников, сохранение лесов, защита растительного и животного  мира.

Негативное влияние, к  сожалению, больше, в частности, это  влияние на качество воды в реках, озерах, морях и на качество воздуха, рост выбросов вредных веществ транспортными средствами, самовольное размещение временных баз отдыха, загрязнение отходами окружающей среды, самовольное разжигание костров, порчи исторических памятников вандалами. Некоторые виды туристского отдыха, такие как охота, рыбалка, сбор растений, наносят негативного влияния живой природе и приводят к уменьшению численности или даже к полному исчезновению фауны и флоры определенных территорий и прочее. Рост населения в туристских регионах, строительство новых туристических мощностей требует привлечения как можно большего количества природных ресурсов, что, в свою очередь, увеличивает нагрузку на окружающую среду.

 

 

 

3  МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЕ  МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

 

3.1 Изучение международного  туризма

 

Изучение туризма осуществляется с помощью различных подходов и методов, в выборе которых нет  единодушия среди специалистов. Например, авторитетные американские профессора Р. Макинтош, Ч. Голднер и Б. Ритчи рекомендуют следующие подходы:

- Институциональный подход к изучению туризма подразумевает изучение разных туристских институтов и посредников, таких, как отели, рестораны, туроператоры, турагенты и др. Этот метод требует исследования организационного процесса, операционных методов, экономической среды бизнеса и др.

- Подход, основанный на изучении продукта, исследует различные туристские продукты во взаимосвязи с их производством, продвижением на рынке и реализацией. Однако, этот подход требует много времени для изучения и не позволяет исследователям быстро определить основы туризма.

- Исторический подход включает в себя анализ деятельности туристских институтов в историческом ракурсе и влияние инноваций на их развитие. Такой эволюционный подход не получил широкого развития, поскольку туризм приобрел массовый характер сравнительно недавно.

- Управленческий подход, по мнению специалистов, является самым важным и перспективным, так как ориентирован на отдельные туристские фирмы, то есть имеет микроэкономический характер. Этот подход сфокусирован на такие виды управленческой деятельности, необходимые для функционирования туристской организации, как планирование, контроль, ценообразование, реклама и др. Важность и перспективность данного подхода обусловлены тем, что институциональные изменения, изменения продукта и даже общества подразумевают, что именно управленческие цели и процедуры должны запустить механизм изменений с учетом перемен, происходящим в туристской среде.

- Экономический подход из-за важности туризма, как для внутренней, так и для мировой экономики, активно изучается экономистами с точки зрения формирования спроса и предложения, его влияния на платежный баланс и обменный курс, занятость, экономическое развитие и другие экономические факторы. С помощью этого подхода можно разработать схему анализа туризма и его экономического воздействия на экономику страны. Однако он не уделяет должного внимания экологическому, социально-культурному, психологическому и антропологическому воздействию.

- Социологический подход обусловлен тем, что туризм представляет собой социальную деятельность, поэтому внимание социологов направлено на изучение индивидуального и группового поведения туристов и влияния туризма на общество. При таком подходе рассматривают социальные группы, привычки и обычаи, как гостей, так и жителей принимающей стороны. Социальные аспекты туризма и отдыха пока недостаточно изучены, и это предсказывает более широкое применение социологического подхода.

Информация о работе История развития туризма в мире