История развития туризма в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Последние десятилетия XX и XXI века характеризуются глубокими изменениями в мировой экономике. Происходит интенсивное расширение торговых, культурных, научно-технических связей и развитие туризма. Экономический и социальный прогресс во многих странах планеты приводит к расширению межгосударственных поездок с различными целями. Всё это превращает контакты между деловыми людьми и большими группами населения в постоянный фактор экономического развития. На этой основе, свидетельствует статистика, чрезвычайно перспективным направлением экономической деятельности становится международный туризм. Он превратился в экономически прибыльную сферу деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА……………………………………………………………………………6
1.1История развития международного туризма…………………………………..6
1.2Определение международного туризма………………………………………..9
1.3Классификация международного туризма……………………………………11
2 РОЛЬ ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………14
2.1 Международный туризм……………………………………………………….14
2.2 Воздействие туризма на мировую экономику………………………………..18
3 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА………………….24
3.1 Изучение международного туризма…………………………………………..24
3.2 Всемирная туристская организация объединенных наций (ВТООН)………25
4 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНАХ МИРА………………………………………………………………...28
4.1 Организация бизнеса…………………………………………………………...28
4.2 Тенденции и перспективы развития в отдельных регионах мира…………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……….38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОТРЕДАКТИРОВАННАЯ.docx

— 97.70 Кб (Скачать файл)

сборов. Большая часть  новых рабочих мест и предприятий  в туризме создается в развивающихся  странах, что позволяет сбалансировать возможности экономического роста, а также содействует закреплению  жителей в сельской местности, предотвращая их отток в перенаселенные города.

Межкультурные связи и  личные дружеские отношения, возникающие  в процессе туристского обмена, являются важным фактором улучшения международного взаимопонимания и способствуют укреплению мира между народами земного  шара.

Всемирная туристская организация  поощряет правительства стран к  развитию партнерских отношений  с предприятиями частного сектора, представителями местных администраций  и неправительственными организациями, принимая, таким образом более активное участие в развитии туризма.

Будучи уверенной в  том, что туризм может быть эффективно использован в борьбе с бедностью, ВТООН приняла на себя обязательство  участвовать в претворении в  жизнь Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия  ООН, посредством внедрения новой  инициативы по развитию устойчивого  туризма как средства искоренения  нищеты. Программа, известная как ST-EP (Устойчивый туризм - искоренение нищеты), включает в себя многолетнюю работу обеих организаций по продвижению  устойчивого туризма в целях  искорения нищеты. Эта программа была внедрена в 2003 году.

Значение туризма в  мире постоянно возрастает, что связано  с возросшим влиянием туризма  на экономику отдельной страны. В  экономике отдельной страны международный  туризм выполняет ряд важных функций:

- международный туризм - источник валютных поступлений  для страны и средство для  обеспечения занятости.

- международный туризм  расширяет вклады в платежный  баланс и ВНП страны.

- международный туризм  способствует диверсификации экономики,  создавая отрасли, обслуживающие  сферу туризма.

С ростом занятости в сфере  туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей  промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом  экспорте 11% и 8,6% соответственно. В 1991 году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг.

Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется  в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран  и регионов. Наибольшее развитие международный  туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка  и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.

Подобное развитие международных  туристических связей повлекло за собой  создание многочисленных международных  организаций, содействующих улучшению  работы этой сферы международной  торговли. Многие высокоразвитые страны Запада, такие, как Швейцария, Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. За послевоенные годы была создана  мощная исследовательская база и  система профессиональной подготовки в области туризма.

Итак, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг  производится с минимальными затратами  на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Туристическая  отрасль входит в число экономических  форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости.

Существенное значение для  развития международного туризма имело  также стремление отдельных стран  к увеличению валютных поступлений  от туризма и создание с этой целью  целой отрасли хозяйства -туристской индустрии. Под туристской индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристские услуги и товары туристского спроса. Сюда относятся гостиницы и другие средства размещения, средства транспорта, предприятия общественного питания, предприятия, выпускающие сувениры и другие товары туристского спроса. В туристской индустрии во всем мире занято более 214 млн. человек.

Туристская терминология претерпевает существенные изменения  сообразно стремительному темпу  развития и формирования, как общественных отношений, так и туризма, его  отраслей и видов. Толкование туристских терминов - предмет ожесточенных дискуссий разработчиков теории туризма. Для того чтобы определить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо, в первую очередь, выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме:

- Туристы. Это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направление и виды участия этих людей в туристской деятельности в качестве потребителей.

- Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.

- Местные органы власти. Рассматривают туризм как важнейший фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.

- Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм, в первую очередь, как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе и с иностранными.

Таким образом, туризм может  быть определен как совокупность явлений 

и взаимоотношений, возникающих  при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности.

Путешествия, туризм - это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, то есть работа туристских агентств. К туризму непосредственно привлечены транспортные организации, предприятия общественного питания и учреждения размещения. К сопряженным видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания.

Международный туризм стал важным источником валютных поступлений  для многих развитых и развивающихся  стран. Например, удельный вес доходов  от иностранного туризма в общей  сумме поступлений от экспорта товаров  и услуг составляет: в Испании  - 18,3%, Австрии -11,8%, Греции -33,6%, Португалии -14,9%, на Кипре -53%. В большинстве развивающихся стран на долю иностранного туризма приходится 10-15% доходов от экспорта товаров и услуг (Индия, Египет, Перу, Парагвай, Коста-Рика). Возрастающее значение туризма в экономическом развитии все большего числа стран подтверждает предположение, что доля поступления от международного туризма в ближайшее десятилетие будет расти.

Международный туризм оказывает  значительное влияние на решение  проблемы занятости населения, обеспечения  рабочих мест на временной и постоянной основе. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2004 году в мировом туризме было  занято 8,1% всех работающих, то есть в сфере туризма был занят каждый двенадцатый работающий. Прогнозы показывают, что в 2014 году число работающих в туризме составит 8,6% всего занятого населения в мире. В США, согласно национальной статистике, туристская индустрия обеспечивает более 16,7 млн. рабочих мест, что составляет 11,9 % от общего количества рабочих мест в стране.

Вклад туризма в занятость  населения и открытие новых рабочих  мест определяют социально-экономическое  значение данного сектора.

Развитие туризма оказывает  стимулирующее воздействие на такие  ключевые секторы экономики, как  транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров  народного потребления и, с учетом мультипликативного эффекта, составляет одно из наиболее перспективных направлений  структурной перестройки экономики.

Увеличение объемов капитальных  инвестиций в туризм также свидетельствует  об экономическом значении этой области  на мировом уровне. Так, в 2004 г.  доля туризма в общем объеме инвестиций в мире составляла 9,4% или 802,3 млрд. долларов.

В этих странах Азиатско-Тихоокеанского региона экспорт товаров и услуг взаимно дополняют друг друга. Развитие этих секторов базируется на стремительном подъеме телекоммуникаций, международного транспорта, в частности воздушного транспорта, и банковской сферы. Так, экспорт товаров

 

приводит к увеличению деловых путешествий в эти  страны, которые, в свою

очередь, стимулируют развитие гостиничного бизнеса и индустрии  развлечений, одним словом - въездного туризма. Последний увеличивает резервы иностранной валюты и стимулирует рост экономики.

 

2.2 Воздействие  туризма на мировую экономику

 

Современная индустрия туризма - одна из наиболее быстро прогрессирующих  отраслей мирового хозяйства и рассматривается  и как самостоятельный вид  экономической деятельности, и как  межотраслевой комплекс. На сегодняшний  день туризм стал явлением, что вошло  в повседневную жизнь почти трети  населения планеты. Более того, в начале XXI вв. туризм по объемам дохода справедливо занял третье место среди ведущих отраслей мировой экономики. По результатам 2001 года, туристическая отрасль образовала 12% мирового внутреннего продукта и поглотила более 11% расходов потребителей.

Во многих странах и  регионах туризм является основным источником доходов. По численности работников индустрия туризма также стала  одной из крупнейших в мире - в  ней занято более 260 млн. человек, т.е. каждый 10-й работающий. Поступления  из туристических путешествий в  мировом масштабе составляют более 500 млрд. долларов США ежегодно. Наибольшие прибыли получают страны Западной Европы и США.

Согласно прогнозам экспертов  Всемирной туристической организации (ВТО), в начале XXI вв. объемы международного туризма будут возрастать ежегодно в среднем на 4%. Хотя за 2001 год  число туристов достигло рекордной  цифры - около 700 млн. человек, увеличившись более чем на 7%, в связи с  событиями 11 сентября в США ежегодные  темпы роста уменьшатся. Ожидается рост туристического движения в мире с 700 млн. туристов ежегодно до 937 млн. в 2010 году, за счет чего предполагается увеличение доходов в 1100 млрд. долларов США. Если же до результатов международного туризма добавить еще и объемы внутреннего туризма, то показатели возрастут по крайней мере вдвое.

Туризм является весомое  источник создания рабочих мест, и, по прогнозам, в течение следующих  пяти лет в мире будет создаваться 2500 новых рабочих мест в день. Это одна из немногих отраслей экономики, где привлечение новых технологий не приводит к сокращению работающего  персонала. Это имеет важное значение, поскольку, поглощая больше рабочей силы, туризм снижает социальную напряженность в обществе. Кроме того, мировой опыт показывает, что индустрия туризма можно развивать и в период экономических кризисов, что имеет важное значение для стран Восточной Европы. Затраты на создание одного рабочего места здесь в 20 раз меньше, чем в промышленности, а оборачиваемость инвестиционного капитала в 4 раза выше, чем в других отраслях хозяйства. Примером могут быть такие страны, как Аргентина, Бразилия, Мексика, Египет, Тунис, Перу и другие.

Рассматривая итоги 2000 года, ВТО отмечает, что наибольшее количество туристов посещает Европу - 57,7%. Это  и понятно, ибо ни в одной другой части мира на довольно небольшом  пространстве не найти такого разнообразия ландшафтов, культур, истории и народов. Уникальный европейский туристический  продукт делает Европу признанным лидером  рынка в сфере туризма и  путешествий. Почти все регионы  мира продемонстрировали значительный рост объемов туризма, но особенно впечатляющих результатов добился, как и предполагалось, Азиатско-Тихоокеанский регион, где  количество путешественников возросло на 15%. Еще 16,7% путешествуют по Северной Америке, 3,2% - Латинской Америке, 3,4% - приезжают на Ближний Восток, 1,8% - в Африканские страны, 1,7% - в Австралию.

Если проанализировать деятельность туристической сферы всех стран  мира на протяжении последних десяти лет и определить лидеров по привлечению  туристов в свою страну, расположив их по местам по итогам работы в 2000 году, то таблица будет иметь такой  вид:

Традиционными лидерами Старого  света остались Франция, Испания  и Италия. Значительные темпы роста  демонстрируют США (8,7% по сравнению  с 1999 p.). Вышел в лидеры и Китай, который с 12-го места в 1990 году переместился на 5-тс в 2000 году.

Таким образом, определив  лидеров по приему иностранных туристов, можно с уверенностью констатировать тот факт, что именно в этих странах  наибольшее влияние на экономику  малая туристическая индустрия. Поступления валюты в % распределяются следующим образом: в европейские страны - 62,4%, страны Северной Америки - 16,4%, Латинской Америки - 11,7%, африканские страны - 2,5%, Ближний Восток - 2,5%, Азию и Австралию - 4,5%. Во многих странах туризм является одной из наиболее приоритетных отраслей, вклад в валовой национальный доход которых составляет 20-45%, а поступления от иностранного туризма является основным источником получения валюты. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства, таких как строительство, связь, пищевая промышленность, сельское хозяйство, торговля, производство товаров народного потребления и другие. Этот бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристические услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.

Влияние туризма на экономику  страны можно исследовать с помощью  оценки прямого и побочного воздействия. Оценка экономического влияния туризма  основывается на расходах туристов. Здесь  важно рассматривать различные  аспекты экономики, которые ощущают  на себе влияние расходов туристов. Расчет экономического влияния этих расходов производится посредством  мультипликатора. Поскольку местные  предприятия зависят от других предприятий-поставщиков, любые изменения расходов туристов в туристической местности приведут к изменениям на производственном уровне экономики, доходов, занятости. Мультипликатор туризма - это отношение изменений  одного из ключевых экономических показателей (производство, занятость, доход) до изменений расходов туристов. Это определенный коэффициент, на который должны Умножению расходы туристов.

Информация о работе История развития туризма в мире