Крупнейшие музеи Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 04:00, курсовая работа

Описание работы

Предмет работы – определение значимости музеев в мире на примере крупнейших музеев Европы.
Цель курсовой работы состоит в изучении влияния музеев на мировое общество, посредством ознакомления с самыми популярными и известными из них. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие «музей», понять сущность музея, его историю;
определить влияние музеев на мировое сообщество.
перечислить крупнейшие музеи Европы;
выделить наиболее известные из крупнейших музеев Европы и рассмотреть их более подробно;

Содержание работы

Введение 2
Глава 1 Сущность понятия музей, классификация 5
1.1 Определение понятия музей, история. 5
1.2 Классификация музеев и их значение в жизни стран и населения. 10
Глава 2 Крупнейшие музеи Европы. 17
2.1 Музеи Европы 17
2.2 Крупнейшие музеи 18
Заключение 25
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Курсовая мантрова.docx

— 97.86 Кб (Скачать файл)

Экомузеи

В начале XX в. явственно обозначилась и с каждым десятилетием набирала все большую силу тенденция к сохранению in situ исторического окружения — архитектурных памятников, ансамблей, фрагментов культурно-исторической среды. В сочетании с идеями регионального развития и поисками путей к обновлению и демократизации традиционного музея она привела к появлению нового типа музейного учреждения, получившего название «экомузей».

Родиной феномена стала Франция, где в 1967 г. благодаря объединению усилий сельских общин, получивших финансовые средства для своего экономического и культурного развития, были созданы региональные природные парки — Мон д'Арре, Уэсан, Гранд-Ланд, Камарг, Нижняя Сена. Они стали своеобразным воплощением на французской земле принципов скандинавских музеев под открытым небом, но в отличие от скансенов постройки не перемещались на заранее подготовленную территорию, а восстанавливались на своем исконном месте в соответствующем окружении.

Термин «экомузей», придуманный и данный им музеологом Югом де Варином в 1971 г., не принято расшифровывать как «экологический музей», поскольку это музей не только природы или окружающей среды. Его замысел гораздо шире и связан с комплексным пониманием среды обитания человека. Экомузей — это заповедник, т. к. он способствует сохранению и оценке местного природного и культурного наследия. Экомузей — это и школа, ибо он вовлекает местных жителей в свою деятельность по изучению и охране наследия и способствует более ясному осознанию ими своего будущего». Таким образом, экомузей не замыкается в себе, а активно взаимодействует с окружающим миром.

  Экомузей быстро завоевали признание во Франции, поскольку соответствовали весьма популярным в 1960— 1970-е гг. идеям региональной этнографии, регионального развития и охраны окружающей среды.

В начале 1980-х гг. появились первые экомузеи в Португалии; большинство из них определяются как муниципальные и носят название местности, в которой расположены. Отдельные принципы экомузеев в той или иной степени стали использовать в своей деятельности некоторые парки-музеи и региональные исторические музеи в Швеции.

Воплощенные в жизнь проекты  показывают, что организационная  структура этих учреждений в каждом отдельном случае различна. Это может быть и парк-музей, и этнографический музей-заповедник под открытым небом, и центр промышленного наследия. Вместе с тем всем им присущи некоторые общие характеристики.

Экомузей посвящен человеку, его природному и культурному окружению. Одно из его самых существенных условий заключается в том, что он создается, поддерживается и используется совместно жителями района и местными органами власти. Формы такого участия могут быть самыми различными. Местные жители передают музею представляющие интерес и ценность предметы, сообщают сотрудникам информацию о них, участвуют в их реставрации и создании экспозиции, помогают вести исследовательскую и популяризаторскую работу.

В составе экомузея могут находиться коллекции традиционного типа, то есть государственные фонды, подлежащие обычному контролю и хранению. Но все-таки основное достояние экомузея — это орудия труда и предметы обихода, вещи повседневные и серийные. Некоторые из них после изучения и инвентаризации вновь возвращаются владельцам и попадают в свое обычное окружение. Ведь деятельность экомузея состоит не только в музеефикации объектов, но и в сохранении умений, навыков, технического мастерства.

Формы деятельности экомузея могут быть самыми различными. Являясь центром исследований и обмена знаниями, он проводит семинары и коллоквиумы, открывает временные и постоянные выставки, проводит экскурсии, открывает филиалы для жителей близлежащих кварталов или селений, публикует монографии и работы краеведов. Как правило, экомузей выходит за рамки чисто познавательной деятельности. Результаты его исследований в виде информации и рекомендаций нередко предоставляются общественным организациям, профсоюзам, государственным органам, не исключено и участие в социальной борьбе. В итоге работа экомузея не только развивает интерес жителей к своему району и культуре, но и обеспечивает их участие в планировании своего будущего.

На основе опыта, накопленного экомузеями, музеями общин и другими новыми типами музеев, основанными на широком участии населения в их работе, возникло и стало развиваться направление, получившее название «новая музеология». Сторонники и участники определяют его как нечто большее, нежели просто движение, призванное содействовать постоянным поискам нового в музейном деле. Оно выступает за радикальный пересмотр целей музеологии и ее социализацию, изменение психологии и взглядов музейных работников.

Значение музеев

Музеи, делясь накопленными за столетия художественными и культурными  богатствами, не только дают конечный продукт в виде показа культурных ценностей людям, изучающим и интересующихся искусством. Большая часть музеев давно уже вышла из рамок простого экспонирования и хранения памятников истории и культуры. Музеи превратились в«художественные комплексы», в которых ведется не только популяризация, но и изучение гуманитарных и технических наук. Лувр, например, имеет в своем составе целый институт, полноценное учебное заведение. Подобная практика применяется и в нашем знаменитом на весь мир Эрмитаже и других музеях России.

Знакомство с историей, а история цивилизации это, в  том числе, история развития художественного  начала в человеке — базис эстетического воспитания личности. Знакомство с историей и культурой не только своего народа, но и с культурой и искусством других народов расширяет мировосприятие человека, внушает уважение к жизни и творчеству его предков, уважение к культуре и истории других народов мира - толерантности, пробуждает стремление творить самому.

Одним из результатов творческих поисков в музейной сфере стало появление культурных центров, получивших достаточно широкое распространение в последней трети XX в. Музейные коллекции и экспозиции заняли в них не единственное и отнюдь не главное место. Основной акцент сделан на объединении изолированных друг от друга областей знаний, отдельных наук и мира искусства, с тем, чтобы преодолеть культурную разобщенность и сблизить людей и социальные группы

Особую роль играют музеи в социокультурном пространстве региона. Основная миссия музеев заключается в сохранении нашего достояния, передаче его будущим поколениям, в образовании и воспитании музейных посетителей. Находясь в обществе и осуществляя свою деятельность для общества, музеи соотносят ее с культурными потребностями людей. Музей занимает особое место в системе производства и распространения социально ориентированных ценностей. Музеи, по сути, это учреждения духовной сферы, отражающей взгляды общества на собственное развитие. По своей природе и полномочиям музеи отражают общество.

Глобализация и интеграция в определенный стиль жизни общества заставляют музеи пересматривать и  обновлять методы и способы деятельности.

После многих десятилетий  деятельности музеев исключительно  как научных и образовательных  учреждений, что приводило порой  к некоторой их закрытости, в настоящее  время музеи становятся учреждениями, открытыми внешнему миру и активно  участвующими в жизни общества. Важным фактором, влияющим на взаимодействия музеев с обществом, является необходимость  привлекать и удерживать посетителей, а также расширять аудиторию.

Ориентир на конкретного  посетителя стал составной частью стратегии  музеев, причем в расчет берутся  такие факторы, как социальные ориентации, общественное мнение и социальные ценности. Музеи стремятся к тому, чтобы  вносить свой вклад в социальное развитие и культурное разнообразие общества. Сочетание идеи образования  и развлечения характерно для  определения деятельности сегодняшних  музеев. Большинство музеев стремится  обучить посетителей посредством  досуга.

Специалисты и ученые, анализируя процессы, происходящие в музеях мира, считают необходимым изменить социальную роль музеев, пересмотреть формы и  методы музейной деятельности, совершенствовать направления работы на пути повышения  эффективности взаимодействия музеев с обществом, с социальными институтами.

Глава 2 Крупнейшие музеи Европы.

2.1 Музеи Европы

 

В мире существует множество  различных тематических музеев и  выставок. Значительные и не очень, они предлагают своим посетителям  ознакомиться с экспозицией и  сформировать им свое мнение о том  или ином художнике, скульпторе, периоде  истории или стране. Есть среди  них и те, которые претендуют на безусловное лидерство. Это крупнейшие музеи мира, которые имеют огромнейшее  влияние на остальные и формируют  общественное мнение, а также выступают  законодателями мод.

Одним из наиболее знаменитых является Лувр, расположенный в Париже, столице Франции. Его экспозиция находится в королевском дворце, построенном еще 800 лет назад – да он и сам может выступать в качестве одного из экспонатов. В нем представлены все эпохи и народы, здесь можно найти как ассирийские барельефы, так и современный модерн. В Лондоне находится его старый конкурент – Британский музей, открытый еще в середине 18 века и располагающий такой же коллекцией.

Рим, в свою очередь, тоже стремится утвердиться в качестве культурной столицы мира. Италия, колыбель эпохи Ренессанса, подарила свету  таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Караваджо, Микеланджело, Рафаэль. Именно их работы и являются центральными в музее Ватикана – Musei Vaticani. Кроме этого, там можно найти и искусство Древнего Мира, а также Средневековья и индустриальной Европы. Иногда администрация организовывает выставки под открытым небом в Колизее, и тогда цена билета возрастает в разы.

Метрополитен-музей, в отличие  от предыдущих двух, находится уже  не в Старом, а в Новом Свете, если еще точнее, в Нью-Йорке. В  нем собраны произведения художников Западной Европы и Америки, а также  памятники культуры народов Африки, Азии, Дальнего и Ближнего Востока. Его экспозиция включает не только живопись, но и графику, скульптуру и даже декоративно-прикладные ремесленные  изделия. Музей относительно молод, поэтому его экспонаты близки почитателям современных направлений  искусства.

Ватикан

    • Сикстинская капелла
    • Базилика Святого Петра

Франция

    • Музей д'Орсе
    • Лувр

Англия

    • Галерея Тейт в Лондоне
    • Британский музей
    • Музей мадам Тюссо в Лондоне
    • Национальная галерея в Лондоне

Конкурируют ли эти музеи  между собой? В некотором роде, да. Но сотрудничество, все же, ставится превыше всего: искусство не терпит прагматизма. Чтобы содержать мировое  культурное наследие, нужно быть истинно  преданным в первую очередь именно этому делу, а не коммерции.

2.2 Крупнейшие музеи

Британский  музей

Британский музей (англ. British Museum) — главный историко-археологический музей Британской империи (ныне — Великобритании) и один из крупнейших музеев мира.

История

Британский музей был  создан в 1753 на основе трёх коллекций  — коллекции известного британского  врача и натуралиста Хэнса Слоуна, коллекции графа Роберта Харли, а также библиотеки антиквара Роберта Коттона, которая стала основой Британской библиотеки. Создание музея было утверждено актом Британского парламента.

Первоначально музей разместился  в Монтегю-хаусе — аристократическом особняке, расположенном в лондонском районе Блумсбери. Он открылся для посетителей в 1759 году. Собрание расширялось за счёт приобретения античных ваз Уильяма Гамильтона (1772), т. н. мраморов Таунли (1804, 1814), коллекции минералов Гревиля (1810). В 1814—1815 годы парламент выкупил у лорда Эльджина бесценные шедевры из афинского Парфенона. Многие из музейных приобретений (как, например, Розеттский камень) попали в Англию при тёмных обстоятельствах. Греция и Египет, из которых были вывезены древние памятники, до сих пор требуют их возвращения назад.

 В XIX веке Британский  музей переживал особенно бурный  период роста. Собрание было  разделено на отделы, в т.ч.  нумизматический, где собраны монеты и медали различных стран и эпох, включая древнегреческие, древнеримские и персидские, а также коллекцию короля Георга IV. Зоологический, ботанический, геологический и минералогический отделы были при королеве Виктории выделены в особый Музей естествознания и переведены в 1845 в Южный Кенсингтон. На месте Монтегю-хауса было в 1823-47 гг. выстроено ныне существующее здание музея в стиле классицизма (архитектор Роберт Смёрк).

В первой половине XX века Британский музей расширил свои собрания ближневосточного искусства за счёт проведения британскими  археологами многочисленных раскопок в Месопотамии. Раздел древневосточного искусства наиболее ценной частью своего собрания обязан А. Стейну и П. Дэвиду. С 1926 года Британский музей издаёт ежеквартальный журнал «British Museum Quarterly». В конце XX века была проведена перепланировка внутреннего пространства по проекту Нормана Фостера.

Библиотека

Изначально одним из главных  сокровищ музея была его библиотека, крупнейшая в Великобритании. Читальный  зал Британского музея помещался  с 1850-х годов в отдельном здании-ротонде, где работали Карл Маркс и В. И. Ленин. В XX веке в библиотеку поступили  древнейшие печатные книги и буддистские  рукописи из Дуньхуана, Синайский кодекс из Ленинграда и исключительная по полноте коллекция гебраистических текстов. В 1972 г. Британский парламент принял решение отделить библиотеку от музея, разместив её в отдельном здании. Так родилась Британская библиотека.

Музей изначально задумывался  как собрание древностей Древней  Греции и Древнего Рима. Вместе с  археологическими находками и предметами искусства, которые свозили в  Лондон со всех уголков колониальные агенты Британской империи, музей пополнялся рисунками, гравюрами, медалями, монетами и книгами самых разных эпох.

Информация о работе Крупнейшие музеи Европы